Трудовая теория религии

ТРУДОВАЯ ТЕОРИЯ РЕЛИГИИ

Всякое заигрывание с религией ест труположество, - подчеркивал Ленин. «Религия – род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои тре¬бования на сколько-нибудь достойную человека жизнь», - писал Ленин (ПСС, Т. 12, С. 143). Это сильно расходится с политикой якобы коммунистической КПРФ, но нас интересует другой вопрос: что толкает к религии, что мешает думать? Неужели только стремление уйти от ужасов и маразма окружающего мира? Может, из-за страха смерти?
Среди левых групп распространено мнение, что главным препятствием является буржуазная пропаганда. Действительно. Фетиши СМИ становятся материальной силой, а контрпропаганда не может противостоять богатым СМИ. Однако оказывается. что не в СМИ дело.

Существуют даже теории, что корни религии лежат на уровне биологии, якобы религиозное поведение прослеживается у шимпанзе, слонов и т.д., выражающееся в подобии ритуалов.

Маркс показывает, что препятствием к самостоятельному мышлению стоит тяжелый, однообразный отупляющий, обезличивающий труд, который в процессе распредмечивания делает из человека обезьяну («Экономическо-философские рукописи 1844 года), но и старое общественное разделение труда, которое ведет к отчуждению от продукта и руда и от собственной трудовой деятельности.
Можно ли изменить это положение путем агитации и пропаганды?

«Если бы Иисус Христос явился сегодня, никто бы не стал его распинать. Его бы пригласили к обеду, выслушали и от души посмеялись» (Томас Карлейль).
«Религия подобна светлячкам: для того, чтобы светить, им нужна темнота» (Артур Шопенгауэр).
«Чудо – событие, описанное людьми, услышавшими о нем от тех, кто его никогда не видел» (Чарльз Дарвин).
«Нолики нацепили крестики» (Б. Крутиер).
«Тот, кто живет для потустороннего мира, опасен в этом» (Р. Ингерсолл).
«Церковь – место, где джентльмены, никогда не бывавшие на небесах, рассказывают небылицы тем, кто никогда туда не попадет» (Г. Менкен).
«Люди ищут пути на небо по той простой причине, что сбились с дороги на земле». Г. В. Плеханов.
«В мире недостаточно любви и благости, чтобы их можно было расточать воображаемым существам» (Ф. Ницше).
«Те, кто надел на глаза шоры, должен помнить, что в комплект входят еще узда и кнут» (Станислав Ежи Лец).
«Христианин – человек, который сердечно любит тех, к кому не испытывает ненависти» (М. Ларни).
«Церковь – единственный бизнес, который в плохое время переживает пик конъюнктуры» (Ч. Эйнджелл).
«Христос изгнал торгующих из храма. Торгующие поумнели и облачились в ризы» (Ч. Сафрин).
«В церковном календаре нет ни одного персонажа, который бы стал святым, трудясь на благо общества» (Бертран Рассел).
"Tам, где начинается Bера - кончается Логика" (Аристотель).
"Вера и Разум две вещи несовместные-только либо одно, либо другое, третьего нет" (Эразм Роттердамский).
"Все верования и религии-это массовый шизофренический психоз" (Зигмунд Фрейд).
"Убедить человека повторять что либо и верить гораздо проще, чем заставить его думать» (Д. Соло).
«Вера – разновидность умственной отсталости и общественно опасной душевной болезни» (В.Игнатьев).
"Вера - это отсутствие знаний" (М.Лайтман).
«Верить — значит отказываться понимать» (Поль Бурже).
«Христианство изобрели фанатики, а верят в него идиоты" (Фридрих Великий)
"Тот, кто способен склонить к вере в небылицы, способен склонить и к совершению злодеяний" (Вольтер).
"Человек принимается церковью за то, во что он верит, а не принимается – за то, что он знает" (Марк Твен).
"Религия расценивается обычными людьми как правда, умными – как ложь, а правителями – как полезность" (Эдвард Гиббон).
"Верными являются только факты, логика и полученные знания, а все учения, их игнорирующие – ошибочны» (Франсуа де Ларош Фуко).
"Трудно винить людей, воспитанных на сказках о Всемирном потопе и не знающим ничего, кроме библейского текста" (Р.Докинз)
"Желающий стать настоящим христианином должен вырвать глаза у разума" (Мартин Лютер)..
"Всем христианам нужно уничтожить в себе разум" (Мартин Лютер).
«Si Dieu n 'existaitpas, ilfaudrait I'inventer - Если бы бога не существовало, его следовало бы придумать»
(Вольтер).
«С религией получается то же, что с азартной игрой: начавши дураком, кончишь плутом». " (Вольтер).
"Цивилизация достигнет расцвета лишь в тот день, когда последний камень последнего храма рухнет на голову последнего жреца" (Философ «Император»)
"Полагаю, что я был бы хорошим христианином, но церковь сделала всё, чтобы превратить меня в законченного безбожника " (Фридрих Шиллер).
"Я предпочитаю не верить, а знать" (Академик И. Павлов).
«Есть слабые люди, для которых религия имеет силу» (Павлов И. П.).
"Развитие науки приводит к росту неверия. Ученые - опаснейшие враги церкви" (Епископ Амвросий).

Наверное. можно привести еще тысячи высказываний различных гениев или просто знаменитостей. Однако и противоположная сторона баррикады тут же приведет столь же великий список высказываний крупных ученых или известных личностей, Ньютона, Кеплера, Комптона, Линнея, Ампера, Либиха, Фарадея, Беккереля. Томсона, Пастера, Планка и даже Ломоносова с Менделеевым  пользу религии. Но и без этого списка есть сильное сомнение, что чьи-либо атеистические мнения, даже Эйнштейна или Стивена Хокинга, даже самые умные, проникновенные и логичные - способны на кого-то повлиять.
Во-первых, разве глухим и тупым моно что-то объяснить? Россия стремительно деградирует, и никакими заклинаниями этого не остановить.

Во-вторых. Да, религия есть отражение в общественном сознании общественной иерархии. Если над тобой фараон, падишах, царь, генсек или капиталист, ты придумаешь идеального вышестоящего начальника и поместишь его на небо.
Однако в основании этой иерархии лежит общественное разделение труда.

«Социальная сила, - пишет Маркс, т.е. умноженная производительная сила, возникающая благодаря обусловленной разделением труда совместной деятельности различных индивидов, – эта социальная сила, вследствие того, что сама совместная деятельность возникает не добровольно, а стихийно, представляется данным индивидам не как их собственная объединенная сила, а как некая чуждая, вне их стоящая власть, о происхождении и тенденциях развития которой они ничего не знают; они, следовательно, уже не могут господствовать над этой силой, - напротив, последняя проходит теперь ряд собственных фаз и ступеней развития, не только не зависящих от воли и поведения людей, а, наоборот, направляющих эту волю и это поведение» («Немецкая идеология», Соч., Т. 3. С. 33)..
«Если продукт труда мне чужд, если он противостоит мне у качестве чуждой силы, кому же, в таком случае, он принадлежит? Если моя собственная деятельность принадлежит не мне, а есть деятельность чуждая, вынужденная, кому же она принадлежит в таком случае? Некому иному, чем я, существу. Что же это за существо? Не боги ли?» (Маркс, Экономическо-философские рукописи 1844 года. Соч., Т. 42. С. 95).

Разумеется, рабочий знает, кому принадлежит произведенный им товар. Знает он и то, кому в течение рабочей смены принадлежит его деятельность. Однако отношение подчинения грамотному управленцу, ощущение собственного незнания производства, отчуждения от продукта труда, разделение труда на умственный и физический продуцируют искажение восприятия действительности. Рождается религия, в которой указанные отношения отражаются как противоречие, как перевернутость действительных отношений.
«Для общества товаропроизводителей, всеобщее общественное производственное отношение которого состоит в том, что производители относятся здесь к своим продуктам труда как к товарам, следовательно, как к стоимостям, и в этой вещной форме частные их работы относятся друг к другу как одинаковый человеческий труд, — для такого общества наиболее подходящей формой религии является христианство с его культом абстрактного человека, в особенности в своих буржуазных разновидностях, каковы протестантизм, деизм и т. д.» («Капитал», том. 1, 1 отдел «Товар и деньги», глава 1 «Товар», «товарный фетишизм и его тайна»).
«Разделение труда дает нам первый пример того, что пока люди находятся внутри стихийно сложившегося общества, пока, следовательно, существует разрыв между частным и общим интересом, пока, следовательно, разделение деятельности совершается не добровольно, а стихийно, — собственная деятельность человека становится для него чуждой, противостоящей ему силой, которая угнетает его, вместо того, чтобы он господствовал над ней» (Маркс, Немецкая идеология, Соч., Т. 3. С. 31-32)

«Мысли господствующего класса являются в каждую эпоху господствующими мыслями. Это значит, что тот класс, который представляет собой господствующую материальную силу общества, есть в то же время и его господствующая духовная сила. Класс, имеющий в своём распоряжении средства материального производства, располагает вместе с тем и средствами духовного производства, и в силу этого мысли тех, у кого нет средств для духовного производства, оказываются в общем подчинёнными господствующему классу» (там же, С. 45).
То есть, буржуазный менталитет присущ не только буржуазии, он пронизывает весь рабочий класс, всю трудовую «свободно мыслящую» интеллигенцию.
«Господствующие силы не что иное как идеальное выражение господствующих материальных отношений, как выраженные в виде мыслей господствующие материальные отношения, следовательно, это – выражение тех отношений, которые и делаю один этот класс господствующим, это, следовательно. мысли его господства» (с. 46)

То есть: к религии толкает не только неграмотность, незнание мира (гносеологические корни), не только эксплуатация, не только отупляющий труд, не только стоящая над человеком господствующая каста, но сам труд (социальные корни).

Борис Ихлов, 3.4.2024


Рецензии
"«Религия — род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь», — писал Ленин (ПСС, Т. 12, С. 143)"

Не знал этой цитаты, спасибо. И ведь как здорово сказано — точно и емко.

Валентин Великий   03.04.2024 21:05     Заявить о нарушении