Туризм в абхазии в период с 1970 по 1975 годы

                Туризм в Абхазии 1970 – 1975 годы.
                Историческая справка

          Абхазия - это государство, расположенное в северо-западной части Кавказа, на восточном побережье Черного моря. Общая площадь составляет около 8600 квадратных километров, а население по состоянию на 2021 год составляет 245 564 человек.

          История формирования абхазского народа восходит к глубокой древности. Абхазский народ является одним из коренных народов Кавказа и имеет богатую историю, культуру и традиции. Первые упоминания о предках абхазов можно найти в ассирийских и урартских надписях VIII века до нашей эры.

          В античный период Абхазия была частью Колхидского царства, которое было основано греками в VI веке до нашей эры и просуществовало до IV века нашей эры. В этот период на территории Абхазии активно развивались торговля и культура, происходило смешение греческой и местной культур.

          После распада Колхидского царства Абхазия стала частью Римской империи, а затем Византии. В средние века Абхазия была ареной борьбы между различными государствами и народами, такими как арабы, хазары, монголы и турки.

          Доисторические времена: История Абхазии начинается задолго до нашей эры, когда на территории современной республики жили различные племена, включая абхазов. Они занимались земледелием, скотоводством и ремесленным производством.

          Античность и Средневековье: В античные времена на территории Абхазии существовали различные царства и государства, такие как Колхида и Эллада. В период Средневековья Абхазия стала частью Византийской империи, а затем подверглась влиянию арабских завоевателей.

          Вхождение в состав Российской империи: В XIX веке, после русско-турецкой войны, Абхазия была присоединена к Российской империи. Это привело к изменениям в политической и социальной жизни региона, а также к интенсивному переселению русских колонистов.

          Религия и верования: В древности абхазцы исповедовали языческие верования, связанные с культом природы, богов и духов предков. Они проводили ритуалы и обряды, связанные с почитанием природы, огня и воды. С развитием христианства в регионе, многие абхазцы приняли христианство.

          Семейные обычаи и традиции: Семья играла важную роль в жизни абхазцев. Браки заключались по согласию родителей, а свадебные обряды были насыщены символикой и традициями. Семейные ценности, уважение к старшим и забота о детях были основой семейной жизни абхазцев. Традиционно считалось, что мужчина является главой семьи, а женщина заботится о домашнем хозяйстве и детях.

          Абхазия в составе СССР:

            В 1922 году Абхазия входила на равных правах в Закавказскую федерацию народов Кавказа наряду с Азербайджаном, Арменией и Грузией. Но в 1931 году была преобразована как автономная советская республика в составе Грузинской ССР. Несмотря на недовольство народа Абхазии, этот статус просуществовал вплоть до распада СССР в 1991 году, после чего Абхазия провозгласила независимость от Грузии.

         Это привело к конфликту между абхазами и грузинами, который вылился в войну 1992-3 годов,в результате которой Грузия потеряла контроль над всей территорией Абхазии и республика объявила о своей независимости. Однако многие страны не признали независимость Абхазии.

         На сегодняшний день, Абхазия является самопровозглашенной республикой, которая поддерживает близкие отношения с Россией.

         Праздники урожая и религиозные праздники: Абхазы отмечают множество религиозных праздников, таких как Пасха, Рождество и другие. Также в Абхазии широко отмечаются праздники урожая, такие как Жвабранба (праздник сбора винограда) и Жвабрангба (праздник урожая). Эти праздники сопровождаются народными гуляниями, играми и танцами, а также приготовлением специальных блюд из плодов урожая.
 
          Религиозные особенности:

1. Христианство: Большинство абхазов исповедует православие. В Абхазии существует Абхазская православная церковь, которая имеет свою историю и традиции.
2. Языческие верования: Некоторые абхазы также придерживаются древних языческих верований, связанных с природой и обрядами, которые просуществовали наряду с христианством.

          Культурные особенности:

1. Язык: Абхазский язык является одним из главных элементов культуры абхазского народа. Он относится к абхазо-адыгской языковой семье и имеет свою уникальную грамматику и фонетику.

2. Традиционная одежда: Традиционная абхазская одежда включает в себя яркие вышитые костюмы и украшения, которые отражают местные традиции и ремесла.
3. Кулинария: Абхазская кухня богата разнообразными блюдами, включая мясные и рыбные блюда, овощи, зерновые и молочные продукты. Одним из популярных блюд являются мамалыга и абхазский хачапури.

4. Музыка и танцы: Традиционная музыка и танцы играют важную роль в культурной жизни абхазов. Они отражают историю и дух этого народа.
 
           Экономика Абхазии в основном зависит от туризма, сельского хозяйства и сферы услуг.

           Промышленность Абхазии до войны 1992-93 г.г. была представлена такими предприятиями, как завод газовой аппаратуры, завод Сухумприбор, химзавод, несколько рыбзаводов, чайных фабрик, завод Пепси-колы в Бабушарах, множество мелких частных мастерских разных профилей.
 
           Всё это было вывезено в Грузию за время годичной оккупации Абхазии, сожжено или уничтожено на месте.

Сельское хозяйство сегодня включает в себя выращивание цитрусов, фруктов и овощей, виноградарство и виноделие.

           Система образования Абхазии включает детские сады, школы, средние специальные учебные заведения и университет.

           Здравоохранение представлено прежде всего Республиканской больницей в столице и несколькими городскими и районными больницами.

    Перспективы развития туризма:

           Туризм имеет большой потенциал для развития в Абхазии благодаря ее красивой природе, уникальной культуре и истории. Развитие инфраструктуры, улучшение сервиса и продвижение туристских маршрутов, вот о чем я думал все дни по приезде в Абхазию после долгого отсутствия в 1970 году: (учеба в техникуме, служба в Армии, институт, 5 лет работы на заводе в Брянске после окончания института).
 
           Разум подсказывал, надо идти в туризм. Собрал свои бумаги (дипломы, удостоверения, и т.п.) и в один из мартовских дней 1970 года отправился в Абхазский совет по туризму и экскурсиям. Директора в кабинете не оказалось. Зато из своего кабинета вышел его зам. Лабахуа Роберт Андреевич (прочитал на табличке). Спрашивает, вы кого то ждете? Какие проблемы?. А собственно Вас и жду… Тогда прошу в кабинет, широко раскрыв дверь, пропускает Роберт Андреевич и предлагает присесть за большим столом, садится рядом и сам.

           В этом я увидел не чиновника, а человека, «Человека» с большой буквы. Роберт предложил кофе, чай. Секретарь принесла кофе. Роберт налил по рюмке коньяку (так принято у нас на Кавказе), а теперь рассказывай. И я, поддавшись его обаянию, без утайки, рассказал обо всем, о своих достижениях в альпинизме - туризме, о парусном и гребном спорте и семье. Сказал, что готов водить в горы туристов или работать инструктором на любой турбазе, о кандидатском минимуме и о своих мечтах…

           Роберт внимательно выслушал, посмотрел мои документы и говорит: "Раз ты сдал на кандидатский минимум, то почему бы тебе не работать в науке. Ведь в Сухуме есть научное учреждение ЦНИЛТЭ, директор мой знакомый…"
 
           Снимает трубку, набирает номер, специально включает громкую связь и говорит - Вианор, у меня в кабинете мастер спорта по альпинизму и горному туризму, сдал кандидатский минимум, фотограф, киносъёмщик, бери к себе на работу.

           Слышу высокий, чуть с акцентом голос – «Роберт, дорогой, ты же знаешь, как я к тебе отношусь, конечно, пусть приходит». Ну вот, заметано - Роберт встает и мы прощаемся. На другой день, взяв с собой все бумаги, прихожу в здание Совмина, где 3 комнаты занимала тогда ЦНИЛТЭ (научно-исследовательская лаборатория По туризму и экскурсиям) ВЦСПС. Директором был Вианор Панчжович Пачулия.  Взошел на 3 этаж, где располагались комнаты лаборатории.

           В маленькой комнатке стрекочет на машинке секретарь- машинистка. Спрашиваю, где руководство, указывает на дверь напротив. Постучав, вхожу. В большой комнате со столами, в углу сидит молодой человек лет 30 ти, облокотившись подбородком на руку, сквозь очки внимательно смотрит. Спрашиваю, где директор, я пришел устраиваться на работу. Тогда будем знакомы, встает и протягивает руку - Воронов Юрий, старший научный сотрудник. Мы разговорились, я рассказал о себе, Юра - немного о своем. Он оказался чудным собеседником. Так началась наша дальнейшая настоящая мужская дружба.
 
           Пришел директор, заглянул в кабинет, Юра представил меня, сделав упор на том, что я фотограф и еще альпинист. Вианор пригласил к себе в кабинет, снял пиджак, повесил его на стул и сел за стол. И тут я его рассмотрел – полноватый, лысоватый – альбинос с белой кожей, крупной головой, тихим высоким голосом. Сразу перейдя на ты он спросил, где я живу, есть ли семья, где учился. Потом сказал: "На днях приедет наш шеф из Москвы и мы решим вопрос с работой. Затем мы с Юрой еще долго сидели в общем кабинете и беседовали.
 
           С тех пор прошло много - много лет, но я до сих пор помню этот внимательный и пронзительный взгляд, сделавший нас друзьями. Две недели я ходил в ЦНИЛТЭ как на работу. Наконец приехал Владлен Кривошеев – наш куратор по науке от ВЦСПС. Юра переговорил с ним и тут же была дана команда принять меня на должность мл.научного сотрудника.  А, на другой день, Владлен Кривошеев, Юра Воронов и я, поехали в горы на газике института.
               
           Маршрут пролегал по Военно Сухумской дороге до Клухорского перевала. По пути я снимал все, интересные с точки зрения туризма, места. Их было очень много. Это и красивые вершины гор, водопады, реки, озера, все, что находилось рядом с дорогой или вблизи ее. Если я хорошо знал эти места, неоднократно проходил здесь, то Юра оказался отличным знатоком местности. По дороге он рассказал о своей родовой усадьбе «Ясочка» в Цебельде, об озере Амткел, воды которого падая в пещеру, выливаются через 12 км внизу, в долине.
               
           Юра рассказал о красивом Шакуранском водопаде, о Сванском гроте на реке Джампал. Когда проезжали села Лата и Чхалта, он показал нам древние крепости, стоящие у дороги. К вечеру, проехав села Ажара, Генцвиши и Омаришара подъезжаем к Южному приюту. Начальник турбазы - гостеприимный сван Сандро Гурджиани встретил нас, предложил отдохнуть с дороги и затем принять участие в застолье в честь высоких гостей.
 
           Отказаться было нельзя. Расположились в комнатах, Юра и Владлен в одной, водитель Вова Песоцкий и я в другой. Приняли душ, удивительно, что была горячая вода. В 19-00 пошли в столовую. Южный Приют - это небольшая турбаза с уютными финскими домиками с крутой крышей, расставленными по двум берегам речушки, вытекающей с ледников Клухорского перевала.

           Надо сказать, что турбаза «Южный приют» была широко известна туристам, путешествующим из районов Домбая к морю через Клухорский перевал. Здесь можно было хорошо отдохнуть в уютных домиках, вкусно поесть в столовой турбазы, или просто поставив палатки рядом, переночевать перед дорогой к морю.
 
           От нашего домика дорожка шла через мостик, нависающий над речкой, к домику - столовой. Там уже был накрыт стол и нас ждали трое сотрудников турбазы во главе с Сандро. Юра представил нас по очереди и сваны за каждого поднимали тосты. Вино было великолепным, сорта «Хванчкара», привезенное из Алазанской долины Грузии. Это вино любил товарищ Сталин. По нашей кавказской традиции, за столом главенствовал всегда тамада - самый красноречивый человек в данном сообществе.  Порой, не зная человека, имея о нем лишь общие сведения, тамада делает из него героя.
 
         Так было и здесь. Тамада рассказал о Владлене - какой он талантливый, замечательный и вообще, большой человек. Затем был тост за Юру Воронова - ему тамада пожелал стать большим ученым. Конечно, тамада сказал и обо мне и выпито вино за здравие, все равно было стыдно, но и приятно. Нашему водителю Володе Песоцкому была оказана такая честь, о которой он и не помышлял. Он аж покраснел.
 
         Утром мы втроем пешком (дороги дальше не было), отправились к Клухорскому перевалу, до которого предстояло пройти около 22х км. По дороге Юра рассказывал об истории создания пути через перевал. Оказывается, еще в период Кавказской войны российские войска строили здесь дороги.
 
         Под руководством генерала Геймана как в Абхазии, так и в других местах были построены дороги через перевалы, в частности через Клухорский, Наурский, Нахарский, пер. Санчар и Гудаутский и перевалы, ведущие в Красную Поляну и Псху.
 
         По документам, найденным в архивах, генерал Гейман шел впереди обоза и тростью указывал, где ставить взрывные заряды. За ним шли солдаты, закладывали шурфы и взрывали скалы. А за ними лошади тянули мортиру, (пушку) и это была мерка ширины дороги. Следом шел обоз - солдаты расчищали взорванные участки, укрепляли обочины, делали водоотводы, устилали дорогу плоскими камнями.  Во многих местах участки дорог сохранились и поныне.
 
         Нашей задачей было осмотреть путь на возможность прокладки дороги из Абхазии на Северный Кавказ. Ведь, если ехать в Ставрополь или Минводы из Абхазии через Краснодар – Ростов – это порядка 900 км.  Через Тбилиси - Военно-Грузинскую дорогу, Крестовый перевал в Орджоникидзе и Ставрополь - тоже порядка 1000 км.

         Напрямую из Сухуми в Ставрополь - всего 160 км. Здесь и время и удешевление перевозок, экономия на горючем и т.д. и т.п.  Даже при затратах на строительство тоннелей под перевалом, длиной 4 и 6 км, да еще при организации платной системы пропуска - все это окупилось бы за 3 – 4 года.

          А сейчас это была предварительная разведка.   Мы дошли до самого Клухорского перевала, посидели на валунах морены около красивейших озер, Голубого и Белого (во льдах), съели 2 банки тушенки, разогретой на спиртовке, выпили горячий чай из термоса и отправились в обратный путь.
 
          Часам к 4 дня спустились на турбазу. Сандро Гурджиани долго уговаривал посидеть за столом, но Владлен сказал, что ему назавтра уезжать в Москву и мы, собравшись, сели в свой «Газик» и поехали вниз. К вечеру были в городе.  Владлен Кривошеев уехал, а мы стали готовить большую экспедицию.
 
          Задача была такая: - сделать привязку к дороге исторические и природные достопримечательности обосновать экономические и другие аспекты дороги, определить возможные места организаций турбаз, стоянок, конных и автомобильных маршрутов по всему периметру дороги, возможность прокладки 2х уровневой трассы с двумя тоннелями под перевалом. Работа предстояла ни на один год и мы серьезно стали к ней готовиться.
 
          В Москве, Владлен Кривошеев убедил руководство ВЦСПС в необходимости изысканий и нам открыли спец. финансирование под этот проект. Юра Воронов обеспечивал историческое и археологическое обоснование по этой теме. Людмила Иванова - наш экономист – экономическое обоснование. Я готовил фото и кинотехнику для документальной съемки.
 
          Через ВЦСПС нам выделили новый УАЗ 469 и в апреле1971 года меня командировали за ним в Ульяновск. Там я договорился с одним из водителей, что перегоняли машины с завода перегнать её в Абхазию. Получив машину, Анатолий (так звали того парня) загрузил ее дополнительными запчастями и вывел с проходной.
 
          Оформив все необходимые документы, мы отправились в путь. Отъехав около 100 км от Ульяновска, Анатолий вдруг вспомнил, что оставил свой талон предупреждений (тогда в правах был такой талон, где гаишники делали проколы за нарушения) на проходной завода в окошке регистрации. Он расстроился и не захотел ехать дальше. Сослался, что если не повезло вначале, то дальше будет хуже.

           Подъехали к придорожной гостинице близ Сызрани (был уже вечер). Поставили машину во двор гостиницы. Анатолий уехал на попутке в Ульяновск. Я снял комнату, занес мешки с запчастями и стал думать, что делать дальше. Вечером позвонил шефу. Договорились - он на другой день выезжает вместе с водителем Вовой Песоцким в Ростов, а я его жду там у родственников. Дал телефон и адрес в РИИЖТе. А дальше едем в Сухуми.
 
          Надо сказать, что прав на вождение машины у меня еще не было. Были только права на мотоцикл. Утром позавтракал в кафе, занес в машину мешки с запчастями, завел мотор, подергался назад и вперед и, впервые в своей жизни, сам повел машину на Сталинград.  Доехал - таки и остановился на турбазе. Приняли хорошо, как-никак сотрудник ВЦСПС.  Вместе с инструктором турбазы мы съездили на Мамаев Курган – грандиозное сооружение. Оно произвело неизгладимое впечатление. Многое сфотографировал, что потом пригодилось в работе.

          Наутро сел в машину и довольно шустро проехал Калач, паромную переправу (мост был на ремонте). В одном месте меня остановил патруль ГАИ, просмотрел документы. Кроме отсутствия прав (пришлось соврать, что украли вместе с курткой в гостинице в Сызрани), все было в порядке. Сказал, что еду только до Ростова, что в Ростове будет встречать водитель и шеф. Пожелал ехать аккуратно, отпустили.  Ехал я очень аккуратно и к вечеру был в Ростове.
 
          Заехал в РИИЖТ, где жили мои родственники – сестра моей мамы, её муж – дядя Леша (А.А.Шишкин). Он вел у нас на курсе металловедение и был самым любимым профессором. Пришел к ним с бутылкой Букета Абхазии (захватил с собой из Сухуми на всякий случай). Весь ужин семья: двоюродный брат Виктор, его сестра Тамара и её муж Николай Бойко, тетя Фаня и дядя Леша смеялись над моими рассказами об этой авантюрной поездке.

          Утром я позвонил в гостиницу, где должны были остановиться Вианор и водитель, они оказались на месте. Сказал им, берите такси и в РИИЖТ, таксист довезет, во дворе дома профессоров увидите УАЗИК. Я по Ростову без прав не ездок. Через час они приехали. Пока Вова Песоцкий знакомился с машиной и разбирал запчасти, я познакомил шефа с семьёй.
 
          Дядя Леша и Вианор сразу нашли общий язык. После завтрака решили показать Вианору город. Дядя Леша согласился поехать с нами, по дороге он предложил съездить к Шолохову в станицы Вёшенскую и Старочеркасскую. До самого вечера мы колесили по Тихому Дону. Алексей Алексеевич оказался отличным знатоком Тихого Дона и прекрасным рассказчиком. Нам надо было уезжать, а наши «старики» никак не могли расстаться. Переночевав в гостинице, рано утром мы выехали домой и еще через день были в Сухуми.  Так, благополучно, закончился мой вояж за машиной.
    
          Теперь мы могли небольшими группами по 4 -5 человек изучать туристские возможности той или иной территории. Так, в наших планах было изучить состояие и туристские возможности автомобильной трассы Новороссийск – Батуми. Для этой цели к нам приехал консультант по строительству горных дорог в СССР А.И. Трескинский. Это по его книгам «Горные дороги» и «Строительство дорог в горных условиях» обучались студенты МАДИ ( Московского автодорожного и других дорожных вузов страны).

          С Анатолием Ивановичем мы проехали сначала участок от Сухуми до пограничного перехода Сарпи, что недалеко от Батуми. Поговорили с начальником пограничиков на предмет организации туристской трассы вокруг Черного моря, которая связала бы все причерноморские страны в единый маршрут. Все были только за. Затем продолжили путешествие от Сухуми до Новороссийска. И везде, где бы мы ни останавливались (я имею ввиду турбазы или кемпинги), все приветствовали наши начинания.

          Конечным этапом пребывания и работы Трескинского в Абхазии было путешествие с ним на Южный приют по Военно – Сухумской дороге и небольшая прогулка к перевалу (около 5 км). Анатолий Иванович был уже в годах (за 50 лет). Его рекомендации и дальнейшая наша экспедиционная работа по изучению ВСД (Военно Сухумской дороги) вылились в большой отчет с картами – схемами, экономическими выкладками, фотоматериалами, который мы должны были представить в правительство СССР для рассмотрения и финансирования прокладки двух тоннелей на Северный Кавказ.

          Но прежде его надо было утвердить (почему - то) в отделе землепользования грузинской Советской энциклопедии, который возглавлял тогда мой хороший товарищ по альпинизму Котэ Джавришвили. К нему - то и командировали меня в Тбилиси. Приехав утром в Столицу Грузии, на такси доехал до здания на проспекте Руставели, где находилась «Грузинская Советская энциклопедия». Котэ (Константин Васильевич) принял меня радостно. За рюмкой коньяка вспомнили альплагерь, друзей – альпинистов, восхождения на вершины Приэльбрусья, спасательные работы.

           Но как только я выложил на стол наш проект с картами и экономическими выкладками, «мой друг» вдруг изменился в лице, сделался злым и хмурым и опершись на стол сказал: «никакой дороги на Северный Кавказ из этой помойной ямы», указывая на карту Абхазии, не будет, пока живо наше поколение».

          Я было опешил от такого восприятия наших устремлений, но тут же вспомнил слова шефа: – «ничего хорошего не жди в Тбилиси», спокойно собрал со стола документы и сказав на прощанье: «у нас крепкие нервы, подождём», пожелав «другу Котэ» здоровья, удалился. Всё во мне трепетало от возмущения. Ведь в этот проект были вложены наши силы, устремления, время, талант в конце концов и вот на тебе, какая то инстанция всё перекрыла...
 
           С вокзала позвонил в Сухуми шефу. А я тебя предупреждал, что бы ты не надеялся. Езжай домой, завтра поговорим. Когда на другой день я пришел на работу, все сотрудники собрались обсудить создавшееся положение. Решили действовать в обход Грузии. У Владлена Кривошеева в ГОСПЛАНе СССР оказался товарищ, согласившийся нашу папку с проектом дороги из Абхазии на Сев. Кавказ положить на стол тогдашнему Предсовмина Н.А. Косыгину.

           Косыгин просмотрел наш проект, он ему понравился, но и он счел необходимым «посоветоваться» с грузинскими товарищами, которые наотрез отказались утверждать проект. Так был загублен великолепный замысел строительства двух уровневой с двумя тоннелями под главным Кавказом туристской (и не только) автомагистрали из Сухума в Ставрополь длиною всего 160 км вместо 800 и 1000 км через Краснодар или Тбилиси. С тех пор (а это было в 1974 году) этот вопрос нигде не поднимался, а очень жаль….
    Ст. научный сотрудник ЦНИЛТЭ в 1970 – 1975 г.г.
                Владимир Левинтас.


Рецензии