Встреча

Когда - то в очень давние времена, судьба свела меня с очень замечательным и
интересным человеком, всеми уважаемым в торговых делах, но нрава крутого.
Я в те времена промышлял мануфактурой Не сказать, что успешно, но и в
накладе не был.
Так вот, о чем я хочу поведать своему читателю.
Собрались мы отметить свое знакомство в Никольской слободе в трактире, по тем
временам очень посещаемым. Там подавали очень вкусную еду да и чисто было.
Половые услужливые, всегда к месту подбегали, видимо усвоили как услужать. Да
и люд собирался тут далеко не бедный, могли и хороших чаевых отвесить.
Итак, теперь расскажу.
Мы с Николаем Никифоровичем прибыли к трактиру, так в часов 8 вечера. Народу
было полно. Все гудело в туманной завеси от горячих блюд и курительного
табака. Уселись мы у крайнего стола у окошка. Тотчас подбежал половой
– Что-с угодно подать вначале – самоварчик или водки?
Николай Никифорович загудел:
– И того и другого. Вишь мы с мороза.
Половой кивнул услужливо и унесся.
- Эк, как служат, коли видят, что при деньгах!
Николай Никифорович огладил тугой шелковый жилет с золотой цепью из
кармашка.
- Эх, люблю когда почитают!
На столе появилась закуска, запотелый графин водки и шипящий самовар с
заварочным чайником и стаканами.
- А теперь штей горячих и все такое неси.
- Сию минуту.
- А ведь был я раньше хуже этого,- произнес Николай Никифорович, –
помню чуть ли не побирался, и каждая собака могла тыкнуть. Нищие никому не в
радость. Каждый боится на их месте оказаться, вот и чураются как от чумных. Это
и верно – без средств ты никто, а сдохнешь и никто не вспомнит, что был на свете
такой – то и такой.
- И как же вы стали нынешним и уважаемым всеми, – спросил я, уже
значительно согревшись и разомлев.
- Э, брат, история приключилась особенная и удивительная.
Как то раз нанялся я дров нарубить. Хозяйка вдовая, понятно, средств особо не
имелось, поэтому впустила во двор полунищего замершего неизвестно кого. За
пятак сделал я свою работу, а она позвала меня в дом на кухню и накормила.
Хлебаю я щи горячие, обжигаюсь, оторваться не могу. Оголодал. Вдруг заходит на
кухню ну точно ангел, девушка красоты неземной. Я аж есть перестал. А она
улыбается так ласково, словно я родной брат и говорит:
- Приятного вам аппетита, кушайте на здоровье.
Достает каравай хлеба, отрезает половину, яйца вареные, и все в салфетку
складывает. А потом говорит:
- Возьмите с собой.
А я говорить не могу. Глаз оторвать от нее не могу. Сияние от нее исходит какое -
то. Ну, думаю, может сплю я – кто ж так к нищему уважительно и ласково
обращаться может?! Явно, святая какая то.
А она развернулась и ушла.
Доел я суп, дожевал краюху хлеба, взял узелочек и на выход. А у самого так на
сердце тепло и легко, и плакать хочется.
Вышел я со двора, а слезы так и льют, с подбородка капают. Иду как в тумане и
думаю:
- Да как же я дошел до такой жизни? Как же я превратился в побирушку?
Шел я и слезы неукротимые кулаками смазывал и горько и сладко на душе было.
И думаю:
- Все, хватит баклуши бить, работу найду, как прикованный работать буду, но
уйду от такой жизни, пить брошу и на карты больше не не посмотрю. А ведь был
грех, картежником был знатным. Игрывал так, что карманы полные денег бывали.
Но не все коту масленица. Все проиграл, все пропил и на паперти оказался.
Было мне в ту пору двадцать восемь лет, а выглядел на все пятьдесят. Как
старик. Шел я тогда, рыдал, свою поганую жизнь оплакивал. Подошел к церкви, на
колени упал, – плачу и клянусь
- Брошу, брошу я свою жизнь нынешнюю. Изменюсь, в люди выйду.
То ангел мне надежду дал.
С того времени уж лет десять прошло. Работал как вол, ни копейки на ветер не
пустил. Теперь я человек солидный и не бедный. Женился, детей завел, дом
полная чаша. А вот, ту неземной красоты девушку забыть все не могу. Память о
ней сердце не кусает, а теплом заливает.
- А что ж, вы ее не нашли? Где живет знаете. Иль замуж ушла она, не живет
в том доме?
- Эх, все не так просто, - и на жестком волевом лице моего собеседника
разлилось что - то такое, что и не узнать его было теперь.
- Лет через пять после того случая, я уж на ноги встал и деньги завелись.
Собрался я и поехал в тот город, а жил я к тому времени в Н.,потому что и работа
там у меня была и дом купил.
- И что, нашли ее?
- Подожди. Слушай.
Приехал я в тот город, дом нашел, а сердце трепещет от встречи. Стучу в ворота.
Открывает та женщина, которой дрова я рубил. Говорю ей:
- Вы теперь меня не узнаете?А я тот, что дрова вам порубить помог. Пять
годков тому назад.
Вижу, женщина вспомнила, да меня не узнала. Конечно, стоит перед ней мужчина
молодцеватый и одетый хорошо. Я ей говорю:
- Тогда накормили вы меня, в дом пустили. За что благодарен я вам по гроб
жизни буду. Тогда я еще вашу дочку видел, она мне и хлеба на дорогу дала.
А женщина в ответ:
- Вас вспомнила, кажется. А вот дочки сроду у меня не было. Одна живу, как
муж помер.
- А кто ж тогда с вами был, девушка красоты необыкновенной,
родственница, иль прислуга?
А она в ответ:
– Никого не было тогда. Я опасалась вас в дом завести, да жаль было на
холод голодным выпроводить.
Постоял я, постоял, попрощался и пошел восвояси.
А теперь все думаю:
- Пожалел меня кто - то на небесах и ангела своего выслал, чтоб дорогу мне
другую указал. Надежду вселил в душу мою.
Так или иначе, теперь ежели могу кому помочь, то всегда помогу. У людей же
разные судьбы бывают. А ту доброту я никогда не забуду – теплом она в душе
стоит!
9 декабря 2021


Рецензии