Книжный на Ярцевской

Когда увидел эту фотографию, сразу очень сильно захотелось домой. Смотрю на здание вдоль шоссе и кажется, что был тут вчера, а ведь прошло уже целых сорок два года!
Дорогой читатель, для вас это просто длинное двухэтажное строение, а для меня это дом длинною аж в девятнадцать лет! Приходил я сюда много раз в самые счастливые годы своей жизни, но чаще всего бывал тут лет до пятнадцати.
Те кто вырос в моём районе уже догадались, что это улица Ярцевская, дом № 34, но лично для меня это не просто адрес, для меня это частичка прошлого связанная с детством и с бабушкой Верой.
В начале восьмидесятых в этом здании была булочная, я покупал в ней всегда два батона белого хлеба по 18 копеек. До сих пор помню какое счастье испытывал от запаха мягкого, ещё тёплого хлеба. Такое конечно было не каждый день, но эти ощущения настолько впечатляли, что запах и вкус белого тёплого хлеба с хрустящей корочкой, на всю жизнь остался для меня одним из лучших детских воспоминаний.
Однажды у меня не хватило одной копейки и продавщица простила мне этот долг, продав батон за те деньги которые у меня были в тот момент. Я вышел из магазина и отправился домой, всю дорогу думая о том, что я должен копеечку. От этой мысли мне становилось не ловко, ведь я остался в долгу! Понятно, что копейка – сумма не великая, но… я всегда помнил и до сих пор помню советы бабушки Веры, как жить правильно и честно. Бабушка часто меня чему-то учила и её наставления были для меня законом. Однажды она мне сказала такую фразу:
-Стёпа, никогда не будь ни кому должным. Лучше жить нищим и голодным, чем брать в долг и от кого-то зависть!
По дороге я всё время вспоминал эти слова, они мне не давали покоя, поэтому я принёс хлеб домой, взял копейку и отправился в обратный путь в булочную. Кассирша очень удивилась когда я протянул ей свой микроскопический долг.
-Ну ты даёшь!- воскликнула она.- Спасибо! А где ты живёшь? Где-то тут близко?
- Не совсем.- ответил я.- На улице Академика Павлова в доме 40.
-Вот это да!- удивилась женщина.- Это ты два километра протопал, что бы отдать одну копейку?
Я одобрительно кивнул.
А однажды, помню, на улице был сильный мороз, мы с бабушкой пришли в эту булочную и стали в длинную очередь. Стояли долго, но не за хлебом, а за овсяным печеньем. Перед нами крутились два мальчика которые всё время разговаривали, переминаясь с ноги на ногу от холода. Эти длинные очереди за вкусненьким, в те времена были лучше любого современного форума или чата, люди общались, знакомились и обсуждали то, что видели по телевизору или слышали по радио. Чем длиннее была очередь, тем больше все узнавали друг о друге. И вот в тот морозный снежный вечер, мы с бабушкой очень долго ждали когда же нас пустят в магазин. Помню как у некоторых сдавали нервы, они просто уходили, не желая проявлять героизм дальше. Только вот мы с бабушкой Верой всё-таки Каширины, а Каширины не сдаются никогда и идут до конца.
Не помню как долго мы топтались на скрипучем снегу вместе со всеми, но когда наконец-то попали в тёплое помещение булочной, то это ощущение ни с чем уже нельзя было сравнить, а уж когда мы купили овсяное печенье, то это была настоящая победа.
Помню как бабушка угостила этих двух мальчиков печеньем которое мы купили, и как они сидели у батареи и ели его, даже не снимая рукавичек.
Когда мы с бабушкой вышли на улицу, она сказала:
-Мальчики даже не сняли варежки, а ведь могут любую грязь занести в рот. Вот это воспитание!
Смотрю на эту фотографию и вижу на здании надпись “Овощи-фрукты”. В этом магазине однажды продавали невероятно вкусное детское питание. Прекрасно помню его вкус и то как мы несли домой в сумке несколько купленных баночек, они выглядели не как обычное детское питание, а были крупными и тяжёлыми.
В конце августа перед этим двухэтажным зданием продавали арбузы и мы приезжали сюда с тележкой, что бы купить сладкого круглого красавца для всей нашей семьи.
Если пройти вдоль этого здания до самого конца и повернуть направо, в торце можно было сразу увидеть единственную дверь, над которой прямо на стене было написано <<Чебуречная>>. Тут я не был потому что меня сюда не пускали. Родители и бабушка всегда говорили:
-Cюда не ходи, чебуреки не покупай, это очень вредно!
Я естественно слушался и даже в мыслях ни ногой, только вот никак не мог понять, почему нельзя купить этот продукт, если он так вкусно пахнет?! Настолько вкусно, что запах выходит даже на улицу.
Однажды мы с бабушкой собрались сходить на почту и проходя мимо этого здания, у нас зашёл разговор о вреде чебуреков.
-Никогда не покупай эту гадость!- учила бабушка Вера.- Там масло жжёное, его могут много раз использовать, да и непонятно из чего их вообще готовят, что за мясо в этих чебуреках?! Лучше не рисковать. Это очень вредно для желудка и для печени, да и отравиться можно.
Когда мы дошли до угла этого здания, бабушка остановилась, посмотрела на открытую дверь Чебуречной и сказала:
-Ладно, один раз можно. Мы же не каждый день их едим. Только родителям не рассказывай  где мы были.
Так я впервые в жизни не только попал в чебуречную, но и попробовал этот вредный продукт на вкус.
На этой фотографии очень хорошо видна надпись <<Книги>>, в этот магазин я заходил очень часто когда мне было 12 лет. Тут продавали интересную литературу, а однажды я сюда пришёл и стал свидетелем аукциона. Впервые увидел мужчину стучащего деревянным молоточком и людей которые выкрикивали каждый свою цену. До сих пор помню как этот мужчина громко произнёс:
-Петрарка!
В зале повисла тишина, никто не захотел купить книгу этого известного автора.
-Петрарка!- Ещё громче повторил мужчина с деревянным молоточком в руке. В его взгляде читалось удивление тому, что желающих на эту книгу не оказалось вообще. Он был не просто удивлён, но и даже растерян. Судя по всему он был уверен, что уж на такую книгу будет сразу много желающих, но как выяснилось, никому из присутствующих она была не интересна.
В тот момент я про себя подумал:
-Может они не знают вообще кто это такой, поэтому и молчат?
Я же в те годы искал литературу по ботанике, биологии и путешествиях, поэтому “охотился” только за такими книгами в этом магазине.
Очень хорошо помню, что именно тут я купил книгу <<Чёрный феникс>>, в которой писатель-африканист, Сергей Фёдорович Кулик, рассказывает о традициях народов Южной и Восточной Африки. Именно из этой книги я впервые в жизни узнал кто такие пигмеи и бушмены.
Много детских воспоминаний у меня связано с этим длинным зданием, поэтому, когда я в интернете увидел эту фотографию, то понял, что обнаружил не простой снимок, выложенный кем-то, а настоящий клад, лично для меня представляющий большую ценность.


Рецензии