Прикомандирован
ВВС ВМФ под общим названием
« ЛИСТАЯ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ 62 ИАП»
ПРИКОМАНДИРОВАН
Сегодня хочется поднять тему о той категории защитников Отечества, о которых часто забывают, рассказывая о боях и сражениях. У них , как показало исследование архивных дел, зачастую отсутствует запись , что он участвовал в обороне Крыма и Севастополя или в каких других важных фронтовых и армейских войсковых операциях. К этой категории относятся воины такой профессии как фотолаборант. Я начинаю этот рассказ именно с них. И закончу сей рассказ интересным расследованием (иначе этот поиск не назовешь) трех однофамильцев- летчиков нашего полка.
Работая с архивами, часто встречаешь в полковых приказах такую фразу «Считать прикомандированным». Бывает и приказ Народного Комиссара ВМФ имеется о зачислении его в штат , но должности штатной свободной нет . Или вообще такой должности нет , но поставлена боевая задача и для её выполнения в полк командируются военнослужащие определенных специальностей. Такое происходило в годы войны повсеместно. Такое было и в нашем полку. Боевой путь полк начал как смешанный авиационный полк особого назначения ВВС ЧФ. И с первых же дней был включен во ФРАЙДОРФСКУЮ авиагруппу, что сдерживала наступление фашистов с севера Крыма на Севастополь в октябре-ноябре 1941 года . Самолет Пе-2 был дооборудован специальными фото и кино камерами и летчики часто выполняли задачи фронта по воздушной разведке. Да и среди истребителей на МиГ-3 и Лаг-3 были профи воздушной разведки. Опыт полетов на разведку позиций врага пригодился и использовался на протяжении всей войны. Создавались специальные развед группы . Благодаря полковым приказам мы сейчас можем восстановить списки этих групп. Первый такой приказ издан в полку 16 марта 1943г. Было создано 3 звена : звено на Як-1: ст. с-нт Камышан Н.И – командир, пилоты: ст. с-нт Стратейчук К.И. и старшина Гусаков В.Я.; звено на И-16 : лейтенант Ляпин С.И.- командир и пилоты: лейтенант Харин И.Н. , мл. лейтенант Галкин С.Н. и ст. сержант Шутов Л.С.; звено на И-15 : лейтенант Воловодов Н.А. –командир и пилоты: сержант Барилястый И.Н. и мл. лейтенант Бурлаченко И.Н.
Для оперативной обработки фотоматериалов воздушной разведки требовалась специальная фотолаборатория с полным штатом.
Вначале, с 20 сентября 1941г., при отправке сформированного авиаполка на фронт, к штатному расписанию отдельным параграфом №2 включили прикомандированных двоих фото-механиков: сержанта Михайлова Н.Е. и сержанта Мазур П.М. ( приказ №2 пар.2 п.5 и 6 от 27.09.1941г). А уже 7 октября прибыла целая фотолаборатория в количестве 17 специалистов. В том числе предмет сегодняшнего рассказа – фото-лаборанты . А их было аж 5 человек, включая фототехника младшего фототехника Ерыколова. Прибыли : старший сержант Федоров Д.Г.; младший сержант Суслов А.А. ; младший сержант Гурьянов А.С. ; младший сержант Пыренков И.В. ( приказ к-ра 62 СмАП ОсНаз ВВС ЧФ № 5 параграф 2 от 27.10.1941г.) И конечно ни у кого из них в личном деле не отмечено , что воевали в составе 62 авиаполка. Поиски информации о их судьбе в архивах с открытым доступом осложнен наличием минимальной исходной информации .
Как можно найти человека по одной фамилии…. К примеру – Ерыколов !
Подсказка для поиска - его профессия .. Если был жив до 1944г. то должен иметь награду – медаль «За оборону Севастополя» или «За оборону Кавказа». Было проведено целое расследование . Повезло, что фамилия редкая, поисковик выдал всего 2 515 документов и 3346 похожих.
Неделя ушла на это расследование. Круг поиска сужался и вот результат.
Ерыкалов Александр Алексеевич 5.04.1916 года рождения в Ярославской обл., Переславский р-н, г. Переславль-Залесский .
Начальник фотолаборатории младший воентехник Ерыколов А.А. с 21.11.41 откомандирован в 40 авп ввс вмф.( приказ к-ра 62 СмАПон №10 параграф 6 п.1.)
И фамилия у него ЕрыкАлов и зовут его Александр Алексеевич. Убежден , что это он по его профессии и местам службы. Выловить его удалось только по тексту в представлении к награде «За боевые заслуги» от 11.02.1944г., где вписаны такие строки .. «с 1942г и по настоящее время работает старшим техником по фото 2-го отделения РО Штаба ВВС ЧФ.» «… по обработке и размножению аэро фотодокументов» . Служил так же в 60 аэ ЧФ . Уверен, что у него ни одна командировка была в наш полк, были и другие. Но для этого необходимо прошерстить приказы ни одного полка ВВС ЧФ и самого управления Флота..Но для этого нет ни сил ни времени.
Имеет награды :
Медаль «За боевые заслуги» 11.02.1944
Орден «Красной Звезды» 27.09.1944
Медаль «За боевые заслуги» 06.11.1947
Орден «Красной Звезды» 26.02.1953
Медаль «За оборону Кавказа» 01.05.1944
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» 09.05.1945
В звании майор тех. сл. закончил службу в Упр. ВВС ЧФ. Уволен 19.03.1958г. Умер 4.03.1989г.
Расскажу еще одну историю поиска.В архивах ищем материалы о старшем сержанте Фёдорове Д.Г. Здесь хоть инициалы были, да плюс профессия фото лаборант. Точкой отсчета явился приказ командира 62 СмАПон от 27.10.41г. параграф 2 п. 4, где указано полагать прикомандированным к 62 смеш. Апон старшего сержанта Федорова Д.Г. с 7.10.1941г. Второй документ - опять приказ командира 62 СмАПон № 10 параграф 6 п.4 от 21 ноября 1941г. гласит : «Полагать откомандированными в 40 АП фотолабораторию и личный состав», где он находится в списке откомандированных .
Далее поиск усложнился. Просто набор Фёдоров Д.Г. – поисковик не реагирует. ( поиск идет на сайте ПАМЯТЬ НАРОДНАЯЯ). Приходится запускать поиск с именами на «Д» и отчеством на «Г». Тоже потрачено не малое время, но результат есть. Опять помогла его профессия, места службы и главное - это есть в представлениях к награжденю правительственными наградами.
Гвардии старшина Фёдоров Дмитрий Георгиевич, 15.12.1914 года рождения в Белорусской ССР, Витебская обл., Лиозненский р-н.
Имеет награды :
Медаль «За боевые заслуги» 16.08.1944
Орден «Красной Звезды» 25.05.1945
Медаль «За боевые заслуги» 30.04.1947
Медаль «За оборону Кавказа» 01.05.1944
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» 09.05.1945
Медаль «За взятие Кенигсберга» 09.06.1945
В великой Отечественной войне принимает участие с первых дней на передовых аэродромах,- так записано в одном из Представлений к награде. Совершенствовал фотоустановки на самолеты. Только в боях за Таманский и Керченский полуостров , а так же в воздушных операциях по освобождению г. Выборг обработал 517 аэрофильмов , чем обеспечил фото-контроль результатов бомбо-штурмовых ударов в 2426 самолето-вылетов,- так написал в представлении к Ордену Красное Знамя 10 августа 1944г. командир ГША ФП ВВС КБФ Герой Советского Союза гвардии подполковник Челноков Николай Васильевич.
В другом Представлении находим такие строки « участвовал в обороне Крыма, Кавказа, г. Новороссийска и освобождении г. Новороссийска, Таманского и Керченского полуостровов, г. Севастополя, Карельского перешейка, Прибалтийских республик, и уничтожении плавсредств в портах : Либава, Мемель, Пиллау.»
«С ноября 1942г по 15 мая 1945г он обеспечил фото-контролем 5650 самолето-вылетов, обработал 1922 аэро фотофильма, из которых отпечатал 7830 позитива»,- это написано в представлении к очередной награде.
И закончу свой рассказ интересным поиском материалов о трех однофамильцах – летчиках нашего полка. Война каждому свою судьбу приготовила, а кадровики эту судьбу еще и запутали. И все из-за невнимательности и не полноты заполнения полковых документов . Часто в приказе или донесении упоминается только профессия и фамилия. И вот, в одно время три пилота с одной фамилией Спиридонов . Сейчас попробуй разберись, кто есть кто и кто погиб, а кто праздновал Победу 9 мая 1945г.
Продолжу свой рассказ.
Первым летчиком нашего полка по фамилии Спиридонов стал воентехник 1 ранга Спиридонов Владимир Михайлович (Редко когда воентехник становится летчиком . Но, такая практика была и даже механики самолетов посылались на курсы летного состава и начинали воевать на У-2 и И-15,И-16.). Он с первых дней формирования полка был прикомандирован к звену управления с исполнением должности пилота самолета Ут -2. А так как такой должности в штатном расписании нет, то находясь в распоряжении командующего ВВС ВМФ , он прикомандирован к 62 СмАПон ВВС ВМФ ЧФ. Полк 28 сентября 1941г. перебазировался на прифронтовые аэродромы Соцдорф и Тотмак , что на северо-западе Крыма. А Спиридонов В.М. уже с 19 сентября исполняет должность пилота Ут-2. Самолет Ут-2 в управлении полка применялся в основном для передачи результатов разведки в штаб флота и доставки боевых распоряжений оттуда. Вторым прикомандированным летчиком был младший лейтенант Малахов Николай Захарович. Он вскоре перешел на штатную должность заместителя командира эскадрильи по политической части и впоследствии занимал должность пропагандиста авиаполка.
Но вернемся к нашему однофамильцу - Спиридонову. Вот какую информацию на него удалось найти в открытых источниках. В учетной карточке написано : Спиридонов Владимир Михайлович 1908 г.р. , воентехник 1 ранга , наименование части – 62 АПОН , должность – командир звена, погиб 15.03.1943г. Исключен из списков КА , как погибший 1943г 24/12. В Куйбышевский облвоенкомат было отправлено сообщение следующего содержания : п.5 «Воентехник 1 ранга Спиридонов Владимир Михайлович – командир звена 62 авиаполка особого назначения ВВС Черноморского Военно-морского флота. Погиб 15.08.1943г. Рождения 1908г. Уроженец Винницкой области. Жена – Спиридонова Анастасия Алексеевна , проживает в г. Сызрань».
Однако приказа о зачислении в штат полка не найдено, он так и служил прикомандированным к управлению 62 СмАПон ВВС ВМФ ЧФ. И только в боевом донесении о потерях он назван командиром звена ( скорее всего это звено управления авиаполка, как внештатная единица) .
В наградном листе на медаль «За отвагу» на пилота управления 62 Смешанного АПОН указано , что он воюет с 1941г. Решение командования о награде подписано 21.01.1942г. Вот что написано там:
« Работая при управлении авиаполка на невооруженном самолете , выполнял ответственные и опасные поручения по связи , неоднократно подвергался нападению Ме-109 , всегда умелым маневром уходил от истребителей противника. Тов. Спиридонов на Ут-2 имеет 89 вылетов, из которых- 15 являются боевыми, так как проходили со встречей с противником или проходили над территорией занятой противником.»
Следующий пилот лейтенант Спиридонов Николай Николаевич Как написано в приказе командира 2 зап. авп № 053 от 18 февраля 1942 г. Об откомандировании летного состава в 62 авп читаем: «Закончивших программу летной подготовки слушателей-пилотов поименованных ниже , для прохождения дальнейшей службы откомандировать в распоряжение командира 62 авп с 18.02.1942г.» Включен в штат 62 иап с 19.02.42г параграф 4 п.1 приказом к-ра №13 от 23.02.42г. Спиридонов Николай Николаевич .
В его послужном списке есть такие записи:
7 марта 1942г успешно сдал зачеты на самолете Як-1 с оценкой «5» ( пр-з №17 пар.3 п.14 от 7.03.42 )
18 апреля 1942г. успешно выполнил первый самостоятельный полет на Як-1 ( пр-з №29 пар.5 п. 2 от 18.04.42г)
22 апреля сдает успешно зачеты на самолет ЛаГГ-3 с оценкой «ОТЛИЧНО» (пр-з №30 пар.2 п.1)
10 мая 1942г. успешно выполнил первый самостоятельный полет на ЛаГГ-3 ( пр-з №36 параграф 4 с оценкой «хорошо».
Начал боевые вылеты 5 июля 1942г. Имеются записи с журнала боевых действий с 5.07. 42г по 3.08.1942г. на самолете ЛаГГ-3 с бортовым номером 63. За этот период выполнил 28 боевых вылетов. В основном боевые вылеты были на прикрытие с воздуха главной базы военно-морского флота в городе Новороссийск. 30 июля участвовал дважды в составе группы истребителей по прикрытию штурмовиков , работающих по наземным целям и плав средствам в районе г. Керчь-2. 1 августа участвовал в сопровождении 15 ДБ-3 на бомбардировку в район Кии;к-Атлама;- Феодосия. 2 августа так же прикрывали штурмовиков, наносящих удар по плавсредствам в районе Китень – Казантип. 3 августа прикрывал в составе группы крейсер МОЛОТОВ на переходе. К сожалению, продолжение журнала боевых действий 62 авиаполка пока нет и дальше рассказ прерывается. Однако известно , 4 августа 1942 года во время сопровождения группы штурмовиков Ил-2мл. л-нт Спиридонов Н.Н. на самолете ЛаГГ-3 сбит в воздушном бою в районе Багерово ( под Керчью) .Самолет разбит. Летчик тяжело ранен. Ожоги 2-й степени , доставлен в госпиталь г. Сочи ( приказ №56 к-ра 62 иап параграф п.1 от 24.08.1942г). Судя по приказу № 65 от 14 декабря 1942г. мл. л-нт Спиридонов уже выписался из госпиталя и находился в расположении части и 11 декабря успешно сдал зачет по метеорологической службе.
28.12.42г. в приказе по боевому расчету за ним закреплен самолет с экипажем: мл. л-нт Спиридонов, механика авиационные – Сержант Курушин и сержант Барлыбаев, мотористы мл. с-нт Фолькейншен, краснофлотец Попов, оружейники : мл. с-нт Марченко и мл. с-нт Цуриков. Механик авиационного звена - ст. техник-лейтенант Поник. (пр-з № 69 пар.1 п.7 Самолет ЛаГГ-3 №м2753) .
16.04.43г приказом №22 отменяется приказ % 36 пар.1 и 2 и вводится новый состав экипажей по самолетам. П.3 самолет ЛаГГ-3 №3563 – пилот мл. л-нт Спиридонов , механик- сержант Барлыбаев,моторист- краснофлотец Шарко, оружейник – мл. с-нт Марченко.
18.04.43г. Считать самостоятельно вылетевшими на самолете ЛаГГ-3 в лунную ночь п.1 мл. л-нт Спиридонов Н.Н. с оценкой «хорошо».(пр-з №24 от 22.04.43г) .
25.04.43 приказ к-ра 62 иап №25 параграф 3 Допускаю к временному исполнению должности командира звена 1 аэ младшего лейтенанта Спиридонова Н.Н. с 14 апреля 1943г.
29.04.1943г. Спиридонов успешно прошел программу переучивания на новый истребитель американского производства. Согласно приказа №26 параграф 4 при сдаче зачета по знаниям самолета « Спитфайр» 26.04.43г. п.2 Пилот 1 аэ младший лейтенант Спиридонов Н.Н. показал следующие знания : знание мотора-4, знание кабины-5, эксплуатация самолета и мотора-4.
27.04.1943г. вылетел самостоятельно на самолете «Спитфайр»(приказ к-ра 62 иап №29 параграф 1 п.2 от 8 мая 1943г).
16.05.43г согласно приказа к-ра 62 иап на основании проверки знаний и техники пилотирования допущен к полетам на самолетах; У-2, Ут-2,Ут-1 (п.2) . Этим же приказом командир звена мл. л-нт Спиридонов Н.Н. на самолете Як-1 допущен к выполнению воздушной разведки в развед звене с летчиками 1-й аэ : л-нт Коробовский и мл. л-нт Гусаков.
30.05.43 пр-з №34 параграф 4 вновь прибывшую материальную часть закреплена по экипажно …… 1 аэ 4 звено . к-р звена мл. л-нт Спиридонов Н.Н. ЛаГГ-3 № 3122156 ( по верх 6 стоит 1) , механик ав. Звена ст. с-нт Шаронов, механик авиационный сержант Скорняков. ,оружейник мл. с-нт Доронин.
11.06.43 для слетанности объявлены пары: лейтенант Спиридонов- пилот Шитов ( п.5 параграф 2 пр-з №36 от 11.06.43г.
26.06.43 вылетел на самолете ЛаГГ-3 самостоятельно в безлунную звездную ночь. Допущен к тренировочным полетам в темную ночь.
С 24 сентября 1943г. допущен к временному исполнению должности заместителя командира 1 аэ ( пр-з №60 от 26.09.43г. параграф 1 п.1)
18.10.1943г приказ №62 параграф 1 п.3 л-нт Спиридонов Н.Н. сдал зачеты по знанию самолета КИТИХАУК и мотора АЛЛИСОН-1710-89 на « хорошо» и параграф 2 п.3 допущен к тренировочным полетам.
Имеет награды:
Приказ ком. ЧФ № 89 от 7.11.43 Награждаю Орденом Красное Знамя :
п.14 Лейтенанта Спиридонова Николая Николаевича – командира звена 1-й аэ 62 иап ВВС ЧФ.
Медаль «За оборону Кавказа» 01.05.1944
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» 09.05.1945
Дата окончания службы: 24.04.1947г.
Третий летчик младший лейтенант Спиридонов Георгий Терентьевич приказом к-ра 62 иап № 49 от 27.07.1943 параграф 4 п.3 зачислен в списки части с 26.07.43г. на должность летчика 1 аэ. В боевом расчете, согласно приказа командира 62 иап № 52 от 2 .08.1943г. младший лейтенант Спиридонов Г.Т. на самолете Ути-4 закреплен за 3 звеном в 1 аэ. В журналах аварий и катастроф, порядковый номер 73, найдена такая запись:
«21.03.1944г., самолет Р-40, № самолета 2104545, № мотора 10322 мл. л-нт Спиридонов Г.Т. при посадке развернулся в право, дал правую ногу по развороту, подломил шасси, пробил бензобак, самолет сгорел». Видно не стали больше обучать его на Р-40 и 30.03.1944 был переведен в в 25 гв. ап. На аэродром Витязевская. Там был один самолет Ути-4 и несколько старых типов. Анализируя представление к награде , можно утверждать, что летал в паре ведомым на истребителе по прикрытию бомбардировщиков. В 25 авиаполку было 38 ЛаГГ-3 и вполне вероятно, он на них и летал. Но, для этого надо изучить журналы боевых действий 25 иап. Однако это тема уже другого рассказа.
Имеет награды:
Орден Отечественной войны I степ. з аэ 25 ап 14.04.1945г. – ( представлялся к Ордену Красное Знамя.)
Медаль «За боевые заслуги» 20.06.1949 г.
Орден Красной Звезды 03.11.1953г.
Медаль «За оборону Кавказа» 01.05.1944 г.
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» 09.05.1945г.
Дата окончания службы: 24.06.1958
В этом рассказе я привел примеры из истории нашего полка начала войны, т.е. первого формирования. Но судьбы многих авиаторов тесно связаны с историей полка на протяжении всего периода участия полка в обороне Крыма и Севастополя, обороне Кавказа и освобождения Крыма. Даже работая с аэродромов Краснодарского края, летчики 3 аэ ( ночники, так их называли из-за их участия в боевых операциях в основном в ночное время на самолетах : И-15, И-15 бис, И-153) наносили бомбо-штурмовые удары, при высадке двух десантов на Крымский полуостров. И этот рассказ продолжит летопись нашего полка .
Свидетельство о публикации №224040300454