Привет из Ерушалаима. Наталия Дардан

Она - на главу из «Ведьма из Карачева»:   
Просто прелесть Ваши мемуары! Читаешь - родниковую воду пьешь. И с каким же задором детство вспоминаете!.. невзирая, несмотря, вопреки! А что нынешняя детвора вспомянет? Спасибо! У Вас – «шулупайки». Возможно, это некое диалектное слово или непреднамеренное искажение украинского «лушпайки» (очистки)?
Я:
Наталия, спасибо и Вам на тёплом слове!.. А своё детство вспоминала не я, а мама, по коротким рассказикам которой я и «сшила это лоскутное одеяло» под названием «Ведьма из Карачева». А шулупайки у нас потому, наверное, что наша Брянская область примыкает к Украине, и таких «гибридных» словечек много в наших деревнях.

Она - на моё эссе «Удалить нерв сострадания?»:
Знаете, а вот пришла мне одна параллель. Моя учительница-израильтянка на курсе по изучению языка иврит так убивалась по детям Беслана*, - будто за родными!  А я ей и говорю: «А в Треблинке* не дети были? Их кто-то пожалел?» Она и ответила: «Разве дети бывают чужими?» Выходит, кого-то и Холокост* не лишил эмпатии, а кому-то и его не надо, чтоб быть зверюгой «с затылком, вместо лица» (как в Вашем эссе). Грустно, как и Вам. И страшно.
Я:
Наталия, и всё же люди становятся лучше (а, может, просто очень хочется так думать?))), а иначе и делиться-то с ними самым-самым - зачем?!

Я – на её «Ерушалаим родной»:
У Вас очень свободный, насыщенный слог, а интонация!.. К таковой стремлюсь, но не всегда получается. Правда есть и ребусы в Ваших текстах, «темень» некая, но буду заходить, если Вы не против.
Она: 
Стиль мой отработан на службе родине. В рацию, кроме как по-армейски густо, не «растечёшься мыслию по древу». Заходите, буду рада!
А вообще-то я страдаю хроническим оптимизмом с самого детства. Вы правы, но... Но и но! Жить в Израиле, быть еврейкой, и не иметь оптимизма, так шо же тогда иметь?))) А, впрочем, аналогично и для России. А еще, Галь, спасибо за подсказку и теплый отклик, - два момента поясню. «Темень» - это и мистический символ («тьма египетская*»), приемлемый для тех овец, которые «ленивы и нелюбопытны», чтобы, изучив иврит, постигать Тору* всю жизнь и всякий раз - словно заново. Ну и темнота, невежество, недалекость, которая только и способна завидовать. «От Торы - к космосу...» и наоборот - к Торе иудейские ученые мужи добираются по одной и той же непротиворечивой дороге истины, тогда как НЕ иудеи чаще всего спотыкаются о вымышленный ими же дуализм: кура (Тора) - отдельно, потрох (наука) - отдельно. Точно такая же схема работает и в повседневной жизни. То есть, духовность и приземленность в других мистических учениях полярны, у нас же любая мелочь важна, она же и материальна и духовно возвышенна. Хочу привести, как подтверждение вышесказанному, идишскую поговорку, (даю ее перевод): кушать и трахаться тоже надо уметь.
И - по поводу «ребусов». Вы совершенно правы в своем непонимании «узких мест», поскольку раньше я стремилась говорить со всеми и для всех, а потом махнула рукой и начала писать для знатоков иудейской психофизиологии, мистики, культуры… и бескультурья. Мне обидно, что «200 лет вместе» не сподвигли народы, живущие бок о бок с нами, на интерес и заинтересованность.
А и более того, мне противны выпады жлобоватых еврейцев, упорно не желающих знать свое, любить свое и понимать: какого ж таки черта они посланы в этот Мир? Сейчас-то я уяснила для себя, что настал час икс, народы тянутся к нашим ценностям, и этот порыв надо уважать, а не застывать в позе ментора с Книгой Книг (Библией*) в левой руке и с пучком розг - в правой.
Я:
Наташа (можно так?), насчет «темноты» я-то поняла, но мне казалось, что другие могут не понять, поэтому и написала. Я же упорно стою на своём: слог пишущего должен быть как можно прозрачнее, чтобы в чтении человек не спотыкался, не ломал голову, - не отвлекался.
И о Торе. Я - человек даже очень сомневающийся в религиях, - совковое воспитание, – и скорее мне ближе мысль о еще непознанном нами, (да и будет ли познано?): Единство, Вечное, Всеобъемлющее, Атман, Целое, Первоисточник…
А теперь – о Ваших словах: «иудейские ученые мужи добираются по одной и той же непротиворечивой дороге истины, тогда как НЕ иудеи чаще всего спотыкаются о вымышленный ими же дуализм». Так вот, следя за фильмами на эти темы, прихожу к выводу, что сейчас наука и религия идут к постижению истин навстречу друг другу, так что…
Интересно с Вами переписываться, Наташа, но если «споткнётесь» о моё «очень даже сомневающийся», то подумайте, прежде чем стучать-выстукивать ответ на клавиатуре, - я не обижусь. С уважением! 
Она:   
Ведь я сама в нашей мистике профан, - с ноиудейским представлением. Иудейское же о Всевышнем равно Вашему с мелкой поправкой на то, что каждый из нас задуман так, что ничем он НЕГО не отличается. Мне важно именно в данном чтиве быть услышанной, поэтому приложу максимум усилий, чтоб оно оказалось прозрачным для читателя. Ваши замечания очень важны! Если возникнет желание поболтать с раввином ЗА ЖИЗНЬ, не робейте, они только с виду буки-бяки, а на самом деле, как дети открытые.
И насчет религии. Предлагаю рассмотреть простенький, но очень солидный вопрос: почему русским можно только родиться, а стать невозможно, а евреем можно и родиться, и стать?)))
Я:
Категорически не соглашаюсь с иудейским представлением: «каждый из нас задуман так, что ничем от НЕГО не отличается». Ой, отличается! Да еще как!.. Мыслю банально: лично мне добираться и добираться до НЕГО через грехи земные, ибо ОН – цель далёкая. И, пожалуй, пусть остаётся НЕДОСТИЖИМОЙ, - что-то вроде «ради чего стоит жить».
А теперь - по поводу Вашего «закрученного» вопроса: «Почему русским можно только родиться, а стать русским невозможно, а евреем можно и родиться, и стать?» Наталия, да об этом спорить можно до умопомрачения! Ежели б точно знать: ЧТО есть русский и ЧТО – еврей? Но одно скажу после своих жизненных наблюдений: в России русские «возможны», и возможны своей ИЗЛИШНЕЙ эмоциональностью, которая, по-видимому, внедрилась в наш менталитет из-за воли (имею в виду наши элементарные просторы, в которых каждый мог вариться в собственном соку). И это самое излишество наделало и наделает столько бед!!! А евреи – другие. Теснимые, стали излишне рациональны, что и даёт им силы для выживания. (Кстати, когда два этих качества родятся в ОДНОМ!.. то такая прелесть получается!))
А по поводу «поболтать с раввином»… Не, болтать не могу, - я слишком сУрьёзная для этого. Поговорить бы! Но…
Она: 
В том-то весь и фокус, Галь, что евреи органично соединяют в себе ум и сердце… правда, выродки имеют место быть)) А с раввином - никаких «но». Им запрещено отказывать в разговоре человеку другой конфессии, атеисту, врагу, - бекицер, рэбэ у нас, как мама. Кстати, раввин и все остальные - тоже привлекательная тема.
С еврейской Пасхой Вас! С весной и праздником свободы! Спасибо!
Я:
С Пасхой и Вас, Наталия! И с весной, свободой! Будьте счастливы! И коль в человеке органично соединены ум и сердце, то чего ж лучше-то? Непременно он должен быть счастлив! Постараюсь и я…
Она:
«Довольствуйся тем, что у тебя есть, благослови эту жизнь, и Бог даст то, чего тебе не хватает».


*Беслан (Северная Осетия) - Террористический акт чеченских террористов с захватом заложников в школе утром 1 сентября 2004 года. Включая спасателей, погибло 333 человека (большинство – дети), свыше 800 получили ранения.
*Треблинка-1 и Треблинка-2 - Два концентрационных лагеря во время войны (1941-1945). Были организованы нацистами на территории оккупированной Польши. Убито от 750 до 810 тысяч детей и взрослых.
*Холокост - Преследование и массовое уничтожение евреев, живших в Германии, на территории её союзников и на оккупированных ими территориях во время Второй мировой войны (1939-1945).
*Тьма египетская (Библия) - Темнота, составлявшая одну из египетских казней и бывшая лишь осязаемой.
*Тора - Пятикнижие Моисеево, первые пять книг Библии (как еврейского Танаха, так и христианского Ветхого Завета).
*Библия - Собрание текстов, являющихся священными в иудаизме и христианстве.


Рецензии