Про Баяна

  -Здорова... Я смотрю , ты каждый день  здесь сидишь.  Чего нибудь зарабатываешь в этом переходе? Народу мало здесь ходит. Сквозняк, холодно. А, тебе хватает... Ну ладно, не злись. Я так просто спросил.  Двадцать капель будешь? Мы с ребятами в раздевалке дернули по стакану на ход ноги, так сказать. А сейчас иду и думаю- маловато будет .Зашёл и взял ещё.  Закусить только нечем. А .. у тебя конфетки. Ну давай конфетки. 
Я , бывает, остановлюсь- тебя слушаю. Хорошо, жизненно исполняешь.   Вот, на чем играешь, как правильно называется? Баян или гармошка?  А, баян. У нас в армии в роте тоже был  баян. В полку было так заведено, чтобы в каждой  роте был инструмент. Обязательно. По утрам на плацу каждый развод  обязательно заканчивался прохождением строем с песней.  Командир полка наш очень это приветствовал и уважал.  А, как говорится, какая песня без баяна? Правильно я говорю? Ну вот...
 Парня, который у нас на баяне играл так и называли -Баян.  Сам он родом из Сибири откуда то, сейчас уж точно не помню. Деревенский. Простодушный, доверчивый какой то. Шуток совсем не понимал. А такой персонаж в пацанском, подростковом коллективе просто  находка для шуток, подковырок всяких. Конечно подростки!  Что , в свои 18-19 лет мы сильно повзрослели, что ли?
   Бывало, на том же разводе,  командир полка офицеров соберёт вокруг себя- задачи какие нибудь ставит, разговаривает, а нам в строю делать нечего, стоим-скучаем. Баян у нас первейший об'ект для развлекухи. 
    -Баян, играй громче и не перепутай- про богатырей песня то. А то опять заиграешь " в лесу родилась ёлочка..."
 Музыкант наш ротный аж взвивался от обиды и  такого поклепа:
    - Это когда я про ёлочку  играл!? Да там в другой тональности! Понятно тебе!?
    - Тональности... Слова то какие знаешь....
    - Шмель, знаешь чо!? 
    - Чо, Баян?
    - А ничо. Узнаешь тогда!
Говорю же, шуток совсем не понимал...
Но, между прочим, это не так просто, не каждый сможет и строй держать , и в ногу идти, и на баяне играть. А главное, не сфальшивить. А наш Баян мог. Роту,  какой нибудь сбивкой, не подвёл НИ-РА-ЗУ.
Давай ещё  по двадцать капель....
      Он, Баян то, хоть и был какой то исключительной худобы, но покушать очень любил. Мог есть  без остановки все, что не дай. А потом предложи ещё  и он не откажется. Помню случай один. 
      Как то захожу в каптерку за сигаретами.
Со свету темно, пока пригляделся, слышу шорох .  Кто то копошится в том углу, куда остатки сухпаев складывали после выходов.
    - О, Баян!  Чо ты там шуршишь? 
    - Да я, Виталя, решил баночку колбасного фарша отыскать.
    - Так обед же был.
    - Да захотелось , чо то.
    - Куда в тебя только лезет!?
    - О, ты меня не знаешь!  На гражданке в меня ого-го сколько пельмешков влезало!
    - Смотри сам, конечно же. Пронесёт. И будут тебе пельмешки.... ого-го-го.
      Немного погодя, сидим мы со Шмелем на пригорочке, недалеко от роты. Сидим, покуриваем, разговариваем.  Мечтаем как домой поедем. Эх, хорошо нам было мечтать то! Все  наши беседы тогда  только  о дембеле были.
      Вдруг замечаем, со стороны расположения  выдвигается до слез знакомая  худощавая, угловатая фигура баяниста нашего ротного. И шустренько так выдвигается. Можно сказать, рысцой. Со стороны похоже  , что спешит он  в штаб полка, что ему там сейчас скажут: "Баян, ты хорошо играешь на баяне , хватит тебе в ефрейторах  шоркаться, ты теперь будешь Герой Советского Союза...." 
     Я то догадался по какой причине взят резвый старт. В двух словах рассказываю Шмелю  ситуацию про колбасный фарш и мы залегаем  за пригорок, наблюдаем  чем дело кончится. И тропочка натоптана не в штаб , а прямиком в овражек. Там у нас туалет располагался. Лежим, хоть и давимся от смеха,  переживаем за боевого друга:  успеет или не успеет?
     А тот вдруг, резко так,  прервал  свой шустрый скач.  Как будто  вспомнил: "Батюшки! А утюг то не выключил!" Остановился в   сильной задумчивости , телом изобразил что-то похожее на волну, замер, ножками заперебирал и в косичку их, в косичку.... Весь напрягся, руки по швам , голова к небу. Как в песне: "Орленок-Орлёнок, взлети выше солнца..."  Не взлетел.  Наоборот, как то поник ,  ослаб, с ноги на ногу затоптался. Посмотрел в сторону овражка мудрым взглядом, таким же взглядом посмотрел  в сторону бани.  И правильно, Баянушка! И даже не сомневайся. Не нами сказано, но  как раз к этому случаю:  "Да здравствует мыло душистое  и полотенце пушистое! " Поковылял  друг наш драгоценный к бане.
    Это  на Базе  хиханьки-хаханьки. Пока ждали выхода на операцию. А прождать можно было и месяц. На операции то, все уже посерьёзнее  становилось. Войной мы это не называли. Просто выход на операцию, на боевые действия. А по сути ходили воевать.
      Между прочим, Баян то, самый первый , из нашего призыва,   награждён медалью "За отвагу". Они тогда на Панджшер ходили. Меня на той операции не было и врать не буду за что медаль то ему дали. Рассказывали, но я уже не помню  подробности.  Короче,  как то там  закошмарил наш Баян  "духов". Вот за это его и наградили. А "отвага"- медаль серьёзная. За просто так ею не награждали. Это должен был быть какой то конкретный боевой случай и чтобы  боец проявил себя конкретно. 
   Где наградили? В  Афгане, конечно же. А я тебе разве не говорил?  Мы же с Афгана.
    Слушай,  осталось тут по граммульке. Давай добьем... 
Разбередили мне  душу воспоминания.  Да и не забудется уже никогда... Молодость, армия, Афган , ребята. Живые и погибшие. Сколько уже лет прошло, а  помнится как вчера.
     Тот же Баян-друг наш любезный,  дорогой.
 Его командир роты посадил вторым механиком на БТС. Это, знаешь, такой тягач на базе танка. Только вместо башни кузов . А вооружение ДШК. Крупнокалиберный пулемет.    Серьезное "ружьё". Вот за него Баян  был и  ответственный, и стрелок  в бою. Он же ведь , Баян то, деревенский парень. В технике, точнее тракторах,  разбирался немного.  Ротный доверил быть вторым механиком. Да они оба ребята ответственные : и Баян, и Юденич. Техника у них отлажена всегда,  работала  как часы. Ты сам пойми, они же всегда  первой машиной в колонне шли. Минные тралы у них  на тягаче, это значит, что от их машины зависела живучесть колонны.    Духовские мины на себя принимали.  Подрывались пару раз.  Не,  сами то живы, только контузию огребали.  На самом тягаче, бывало, гусеница в клочья , но задачу свою, считалось , выполнили.  А задача одна-чтобы ни одна машина больше в колонне не подорвалась. Вот так вот.
     И как то вышел наш полк на операцию. 
 Попали в засаду.   Понятное дело, разведка то у  них тоже не дремала.   Ждали нас.       Прикинь, большое поселение, дома такие добротные и ни души. Даже  куры в земле не роются, собаки не брешут, людей вообще не видно , не слышно.  Время-утро, солнышко светит, но ещё не жарко, а мы от этой тишины взмокли. Командир роты командует : "Кроты" на грунт."   "Кроты"- это позывной нашей роты. Мы же сапёры.  И пошли  по дороге . Идём,  щупами в дорогу  тычем, одним глазом под ноги смотрим, а вторым, можно сказать, на триста шестьдесят градусов вокруг  вращаем.  По сторонам дороги дома, сады, деревья, кусты- зелёная зона. "Зеленка ", короче говоря.
   Это на гражданке Зелёная зона - поезд "Здоровье" по выходным. Волейбол, портвейн, девочки, кусты. Отдых и веселье!  А в Афгане- это подходящее место  для  засады "духов" и дембель в опасности для русских солдат. Потихоньку передвигаемся, короче, и ждем.  Вся колонна техники медленно  следует за нами.  БТС с Юденичем и Баяном в колонне первой машиной. Второй БТР командирский  и все  в напряжении , в готовности принять бой. И он, этот бой,  начался. Хотя мы ждали, что будет  стрельба, были готовы к этому и все равно произошло все внезапно. Затрещали первые одиночные выстрелы, потом уже   жарить и очередями  стали "духи" чуть ли не из-за каждого куста. 
    Но обучены  мы  были хорошо и опыт уже боевой имелся.   Короче, никого не задело. Даже раненых не было. При первых звуках выстрелов мы уже все были в укрытиях: кто в арык упал, кто в ложбинку, кто то просто за камнем залег. Поступила команда  укрыться по машинам-под броню. Мы с Джафаром оказались в командирском БТРД с ротным. А пальба-стрельба  разгоралась. Сидим под бронёй, в тримплексы наблюдаем за обстановкой. С командиром роты нам  повезло. Мы, бойцы, чувствовали себя с ним, как говорится, как за каменной стеной. Вот в том же бою, например.  
     Духи жарили по нашей колонне со всех сторон из всего, чего не попадя. Пули , осколки по броне грохали как , если бы мы сидели в железной бочке, а кто нибудь снаружи кидал гравий по  стенками.   Ротный спокойный, как говорится, как удав. Спокойно, можно сказать, как на учениях или тренировке, отдавал команды. Ну и мы, глядя на него, действовали спокойно,  без лишней суеты и паники. 
      Вдруг наблюдаем в тримплексы: БТС наш впереди как подпрыгнет на месте и пылью его всего заволокло. Мы  это видим и не понимаем что произошло: то-ли подорвался, то-ли  ещё что. А это в него, как потом выяснилось, гранатомёт попал. И,  в аккурат, ту башенку, где пулемет располагался. Тогда,  в  этот момент мы ничего ещё  не знали и о плохом не думали. Ротный стал их вызывать по рации-молчание. Потом все таки Юденич отозвался. Контузило его слегка.  Говорит, мол,  сам цел, а Баян, наверное,  ранен. По внутренней связи не отзывается.   Я, говорит ,  вверх посмотреть не имею возможности, вижу только его ноги и по штанам течёт кровь.  Колонна  оттянулась назад, заехали в укрытие между дувалами. Ротный приказал нам с Джафаром эвакуировать раненого  Баяна .  Мы, можно сказать, взлетели на  БТС,  сунулись в башенку эту, а там... Короче,  убит был  наш Баянушка...  Вытащили мы его  из машины, на  землю спустили, на носилки положили. Пока  тащили - вытаскивали  в его крови и мозгах измазались. Да не обратили тогда даже внимания на это.   Прибежал  медик офицер: 
    -Промедол, перевязку !
  Когда разглядел  , что  боец мертвый , что у него полголовы нету,  приказал  накрыть носилки брезентом. Вот так погиб  наш Баян.
  А ведь мог бы остаться в  живых, если  бы не полез к пулемету. Был же приказ: под броню. Только никак он не захотел с этим смириться-чтобы сидеть и ничего не делать во время боя. Другие то, хоть из под брони, имели возможность вести стрельбу через специальные бойницы, из башенных пулемётов.   Духи тоже не пальцем деланые, не первый год воевали,быстро сообразили, что им кисло придётся, если Баян заиграет  из своего ДШК.  Он бы их в фарш, в компот порубал бы. И земляные их окопчики не спасли бы. Баян бы их в кашу перемешал  вместе с кустами, окопчиками.  Постарались Баяна опередить, когда заметили, наверное, что он готовится к стрельбе...  Успели... на чуток.
    На Базе  Баян был  простой, смешной, наивный. А бой  показыаал человека каким он был на самом деле: паникер и  трус или разумный , мужественный  боец. Вот Баян не был трусом . Это точно. Не был.
     А  был он русский солдат, воин-десантник! 
     Он был мужчина! Хоть и от роду ему было всего двадцать лет! 
 Ты вот про Афган песенки жалистные поешь... А ты был в Афгане то? То-то , что не был. Потому что не поют "афганцы" песни про Афган!  Понятно тебе? 
  Шмель убит! Джафар убит!  Баян убит! Журавель убит! Тонкий убит! Овчаренко убит! Ваня Ларкин убит!
 Я их , ребят , всех помню как живых.  А те, кто не погиб, из нашей саперной роты ,  навсегда остались инвалидами. Кто без ноги, кто без руки.  Ты вот культю свою спьяну отморозил и про Афган песенки завываешь... А ты его нюхал, Афган то!? Нюхал!?   Я тебя спрашиваю , мразота колченогая!!!!
  Ой...  Что я... Ох! Голова! Как же болит моя голова!  Мне врач говорил после контузии, что пить мне нельзя... А как не пить! Как не пить!? 
  Да не вой ты.... Где убил то!? Где? Да убери ты руку! Дай гляну... Ну это когда об стенку саданулся... Немного кожу содрало... Костыль? Какой костыль? А...улетел.  Вон он... Сейчас принесу...   Не плачь... Мне больнее.... Я ж не плачу...
   Ладно, корешок... Как говорится, до свадьбы заживёт...   А я пойду потихоньку. Завтра на работу....


Рецензии