Валька Ганьдин - трагическая судьба

Третьего апреля 2024 года я побывал в клинике у хаусартца – домашнего врача, планово сдал кровь на анализ. На обратном пути доехал на трамвае до главного вокзала. Удивился, что на флагштоках на соседнем с вокзалом здании ни одного флага: раньше висели флаг Германии, Евросоюза и Дюссельдорфа, а с 2022 года стали вывешивать вместо флага города двухцветный флаг Украины.

Когда у меня спрашивали, зачем в Германии вывешивают флаги Украины, я напоминал известную  цитату из философской повести Антуана де Сент-Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили», а власти Германии таким образом объясняют народу, что они в ответе за тех, кому помогли сделать госпереворот.

Я решил выйти на первой остановке – Обербилькермаркт, чтобы взглянуть на флаги у земельного суда, там было три флагштока. Я сидел во втором вагоне у первого выхода. Передо мною сидел мальчишка лет шести- семи, очень худенький, похоже, из мусульманской семьи, мать его сидела у другого окна. Меня поразил взгляд мальчишки, глубокий и очень серьёзный, я попытался ему улыбнуться. Он словно не заметил. Он с матерью шёл впереди меня. При выходе наверх я засмотрелся на флаги возле ландгерихта. Украинского флага не было, а пока я фотографировал, потерял из виду мальчишку с удивительно серьёзным взглядом. Хотя,  что я мог сделать? Наверняка, мы говорим на разных языках. Да и говорить нам не о чем.

Но весь день взгляд мальчишки, суровый и глубокий, не давал мне покоя. Мне казалось, что я его уже видел, что знаю имя, знаю о его судьбе. Я приехал домой, обедал, слушал прямой эфир об отчёте председателя правительства перед парламентом, катался на велосипеде, смотрел открытые книжные шкафы. Заходил в магазин, купил продуктов. А после увидел, как у моего  велосипеда  сидел голубь. Голубь был рядом, я подошёл, он продолжал сидеть, меня не боялся, и я заговорил с ним: «Что ты хочешь мне сказать?»  Но у меня не было ничего, чем бы я мог угостить его.

В книжном шкафу ничего интересного не нашёл, но я привёз домой изданную на немецком языке, правда, без комментариев и пояснений, книгу Вильяма Шекспира с тремя трагедиями: «Ромео и Джульетта», «Отелло» и «Гамлет». Книгу открывали только до 59 страницы, до того момента, как Кормилица передаёт Ромео кольцо от Джульетты.

Пока я добрался до дома, я был уверен, что мальчишку с таким же взглядом звали Валькой. Валька Ганин. А фамилия напомнила мне события 1918 года, когда в районе Ганиной ямы под Свердловском погребли расстрелянную  царскую семью.

От нагромождения фактов разболелась голова. Чтобы снять немедленно боль, я решил сделать гимнастику для глаз. Я её каждый день провожу в течение почти десяти лет. Провожу обычно в постели, но ночью плохо спал, а уснул под утро и чуть не проспал на сдачу крови. Не было утром времени на зарядку для глаз,  и я провёл её в несколько приёмов в транспорте.

В январе 2024 года я посмотрел фильм «Подранки» и эпизод с Валькой  запомнил и вспоминал иногда для себя, чтобы вызывать при необходимости слёзы, когда при тренировках глаза слишком сухие. Слёзы лучшая смазка для глаз. Никакие капли так не действуют, как слёзы. У меня несколько таких эпизодов из фильмов и жизни, которые вызывают слёзы. И это не плаксивость. Это способ лечения и восстановления зрения. То, что я скажу, нет в словарях и энциклопедиях, иначе глазные врачи и оптики останутся без работы.

Глаз, как орган зрения, состоит из глазного яблока, зрительного нерва. Отдельно существуют вспомогательные органы (веки, слёзный аппарат, мышцы глазного яблока).

Глаз легко вращается вокруг разных осей: вертикальной (вверх-вниз), горизонтальной (влево-вправо) и так называемой оптической оси.
Вокруг глаза расположены три пары мышц, они обеспечивают перемещение и подвижность глазного яблока: 4 прямые (верхняя, нижняя, внутренняя и наружная) и 2 косые (верхняя и нижняя). У нас нет возможности воздействовать на отдельную глазную мышцу, потому мы вращаем глазами, смотрим вверх – вниз, вправо – влево и по диагоналям. Этими упражнениями мы придаём глазному яблоку форму, близкую к правильному шару. Вспомните, как снежок катаем. За счёт этого улучшается зрение. А окулисты исправляют зрение с помощью очков и линз и зарабатывают на этом немалые средства, вытаскивая их из вашего кармана…

Вспомнив эпизод, вызывающий слёзы, то есть судьбу одного из воспитанников детского дома, я решил вновь посмотреть этот фильм «Подранки», снятый режиссёром Николаем Николаевичем Губенко на киностудии «Мосфильм» в 1976 году.

В качестве эпиграфа использованы слова писателя Александра Твардовского:
«Дети и война — нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете».
Для сегодняшнего времени это очень актуально.

Напомню, что в основе сюжета рассказ писателя Алексея Бартенева, приехавшего  в город, где прошло его  детство. Его отец погиб во время войны, мать болела и покончила с собой, оставив четверых детей, а он  вырос в детском доме.

В первый же день при санобработке в детдоме Алёша Бартенев  познакомился со своим ровесником, всегда очень серьёзным Валькой Ганьдиным, семью которого уничтожили в лагере смерти, а он чудом выжил. Я неправильно запомнил фамилию – Валька Ганьдин. Они подружились.

Валька был одержим отомстить немцам. Обнаружив за территорией интерната  лагерь военнопленных,  он с особой ненавистью наблюдал за толстяком-немцем. А однажды во время сочинения о подвигах отцов он раньше других написал и вышел из класса, чтобы забросить к немцам связку взрывчатки. Связка распалась, и Валька беспомощно наблюдал, как догорает бикфордов шнур на толовой шашке.

Просматривая список актёров, я обнаружил, что эту трагическую роль умело сыграла девочка – Зоя Евсеева.

Потом выяснил, что  режиссёр Николай Николаевич Губенко был уверен, что достоверно сыграть такую роль обычные дети не смогли бы и искал и нашёл среди детдомовцев,  отсмотрев почти 13 тысяч человек, но не среди  мальчиков, а среди девочек  на роль детдомовца, который подрывается на связке с толом.

Он  увидел глаза Зои,  глаза изувеченного войной ребёнка-мученика. Губенко рассказал:  «Когда я увидел её глаза, я понял, что сниму эти глаза, даже если она не сможет произнести ни одной реплики. Перепишу роль, сделаю бессловесной, но сниму глаза… Таких глаз, как у неё, не было больше ни у кого!».

Девочка с нежным и в то же время волевым лицом исполнила свою трагическую роль так, что отодвинула на второй план исполнителей взрослых ролей. Я несколько раз смотрел этот фильм, один раз уже в этом году и не понял, не заметил, что Вальку в фильме сыграла девочка  Зоя Евсеева. О её дальнейшей судьбе ничего не известно. Это единственная её роль. В сети есть  сообщения, что она работала на швейной фабрике в Москве.
 


Рецензии