О Николае Кузанском
О Николае Кузанском ( в рамках медиативного чтения книги Германа Гессе « Игра в бисер « ) .
« Мне теперь представляется не так , что ( Бог ) ,
поскольку есть , постольку понимает ,
а поскольку Он понимает , постольку Он и есть
… Его понимание - основа Его бытия . «
Мейстер Экхарт .
У Мейстера Экхарта Бог не есть Любовь в первую очередь .
А Бог есть понимание . Как и для Николая Кузанского .
И прежде всего они ожидают от Господа то , что Он станет для них понятен .
Это - в глубине их духа присуствует .
Хотя традиция познания Бога подчёркивает , что Бог непознаваем , всё же есть великое стремление познать Его не через Его любовь , изливаемую на человека , а через интеллект , ум , который ещё древние эллины определяли как « нус « , ту часть человеческого духа , которая изучала мир интеллектуально так сказать .
Николай Кузанский сказал в своё время то , что человек познаёт Бога через символы и намёки .
Прежде всего в описании духа эпохи , в которую жил и творил Николай Кузанский , для того , чтобы описать её объёмно , я обращусь к знакам и символам , запечатлённым в форме месс эпохи Возрождения .
Эти знаки и символы отражали игру фантазии и мощь интеллекта творцов . Причём эти знаки и символы , отражённые не только в музыке , но и в архитектуре , предназначались лишь для круга посвящённых .
В этом дух гностицизма , против которого выступал ещё апостол Иоанн , ; дух гностицизма , который занимался прежде всего установлением иерархий , подобным тем небесным , о которых писал псевдо Дионисий .
У которого небесную иерархию образуют в порядке восхождения ангелы , архангелы , начала , власти ( против которых предлагал выступать апостол Павел как против сил зла поднебесных ) , силы , господства , престолы ( троны ) , херувимы , серафимы .
Если симметричная модель воплощает идею храма , по сути являясь формой - символом , то каким символом является воплощенная ассиметричная модель ?
Вопрос для размышления .
При том графика всех ассиметричных циклов напоминает символ руки .
По своему рисунку эти циклы разделены на 4 группы :
1 . рука благословляющая - ладонь ,
2 . перст указующий ( индекс ) ,
3 . внимание : вытянутый средний палец ( жест истины ) ,
4 . два перста благословляющих ( mano pantea ) .
Последнюю руку называют ещё рукой Пантеона - всех богов , или рукой Сабазия . Известны бронзовые руки из языческих храмов Греции , Фракии , Фригии - так называемые руки Сабазия . В этих храмах на пальце изображалась змея в короне , а Сабазия в Греции отождествлялся с Дионисом . В католичестве этот жест называют ещё benedictio latina .
Автор средневековья Майкл Скотт в своём руководстве первой трети 12 века « Liber Introductoris « говорит о двух наиболее важных для него авторов в области музыкальной теории и практики - Боэции и Гвидо .
« … И так же как Луна совершает свой наибольший цикл за 19 солнечных лет , так и музыкальная гамма состоит из 19 звуков , которые педагоги того времени учили по артикуляции левой руки , а не правой … « В то время левая рука ассоциировалась с Луной , а правая - с Солнцем .
Можно посмотреть на фрагмент правой руки императора Констанстина из базилики Максенция , на которую в 15 веке был надет купол Пантеона . В Пантеоне я была .
А в средние века говорили : « Когда ты говоришь о чём - то торжественном , встань , немного наклонись вперёд телом и указывая на это перстом … А если говоришь о чём - нибудь святом или о посвящении , подними руки свои … «
Учитывая единство образного поля собора и соборного интерьера , доминирующую мощь символа руки в этом пространстве и в совершаемом действе , которые рождают формы мессы как мистической руки ( Manus ) , это окажется вполне органичным .
А Ординария мессы должна стать синтезом христианской теологии , философии , каббалы
( которая как раз в средние века переживала рассвет , а каббалисты того времени сообщали о явлении к ним духовных существ ) и семи свободных искусств
( то есть не только квадривия , к которому принадлежала музыка , но и тривия , включающего грамматику , риторику и логику из стандартного образования того времени ) .
Форма мессы явилась центром , фокусом , в которой совпадают план собора , его интерьер , его сакральное действо и его звуковое воплощение .
Так обстояли дела в средние века , в которых жил Николай Кузанский .
Цель же единства формы мессы согласно доктрине
Агриппы Неттесгеймского ( настоящее его имя Генрих Корнелиус Неттесгеймский , ( он - немецкий гуманист , как и Николай Кузанский) ; родился в 1486 году , когда Николай Кузанский уже ушёл в вечность .
Таким образом Агриппу можно трактовать как духовного наследника Николая Кузанского , помимо Джордано Бруно , также наследника Николая из Кузы .
Агриппа Неттесгеймский ещё и врач , и астролог , и алхимик , и натурфилософ , и адвокат .
Имя Агриппа он взял в честь основателя своего родного города Кёльна ) .
Католическая мысль того времени рассуждала о так называемых « чистых формах « ( числа , буквы , геометрические фигуры , музыкальные гармонии ) .
И Агриппа считал , что оккультные силы , исходящие от высших миров - небесного мира планет и звёзд , и супернебесного мира высших разумов - принимаются через акт веры , теургическое и музыкальное действия и способствуют мистическому слиянию человеческой души с божественным . И не он один так считал .
В мессе , согласно Агриппе , происходит соединение всех видов магии : натуральной , небесной и церемониальной .
Поэтому для музыкантов той эпохи ординарий представлял собой не только литургический , но и герметический жанр , своего рода гибрид герметической и музыкальной формы .
Ибо ладонь в эпоху Средневековья и Возрождения символизировала мудрость - то есть весь комплекс знаний , включая оккультные . Герметическая же форма не только не направлена на чувственное восприятие , а наоборот , избегает его , так как не должно тайное и сокровенное стать достоянием толпы . Герметическая форма элитарна .
Да и сама католическая религия элитарна .
И есть тайная канва событий становления католичества , в том числе и мессы . Которую ткал , образно говоря , Николай Кузанский - кардинал католической церкви .
Оформляющий язык мессы - не музыкальный , но вероучительный . Замечу также , что музыка Баха не имеет католический характер , а протестантский .
Судьба Николая Кузанского интересна :
он участвовал в переговорах с православной церковью , взятие Константинополя происходило при его жизни . Он даже пересекался с Торквемадой в кулуарах Ватикана . Был идеологом католической церкви , вырабатывая формулы вероучений в поисках смысла для того ,что происходило в его времена , и что должно происходить .
То есть буквально находился у руля времени и поворачивал его таким образом .
В его именно времена , в 1450 год , имел начало обычай раз в 50 лет отпускать грехи тем , кто пришёл под благословение папы . В наши времена срок отпущения всех грехов сократился до 25 лет . И я очень жалела в своё время , что не попала в четвертушку столетия при своём посещении Ватикана .
Николай Кузанский происходил из семьи состоятельного судовладельца и купца Генне Крифтца . Так его звали на мозельско - франкском диалекте .
В немецком варианте - Йоханн Кребс , по латыни Иоанн Канцер , буквально « рак « . Впоследствии Николай Кузанский поместил на свой герб изображение рака .
Он происходил из Кузы . Откуда и его имя , под которым он широко известен .
Был и другой вариант , где имя соединялось с названием диоцеза , в котором первоначально исполнял церковное служение - Николай Трирский . В 1416 году его имя было внесено в матрикул факультета искусств Гейдельбергского университета : « Николай Канцер из Кузы , клирик Трирского диоцеза . « Между 1417 и 1420 -ыми годами он поступил на факультет права Падуанского университета .
В этом университете процесс обучения состоял не посредством следования устоявшимся авторитетам и схоластической традиции , но путём индивидуального напряжённого богословского , философского и научного поиска . К началу 1425 года он уже находился в Германии и приобрёл пребенду ( или бенефиций ) . С тех пор он стал удачливым бенефициаром католической церкви .
И исследователем на том широком поле , каково представляля ему католическая церковь . В начале своей деятельности он описал астрологическую констелляцию конца 1424 года - начала 1425 года , то есть почти 600 лет назад . Тогда он даёт краткий обзор общественно - политических событий того времени и обзор мировой истории от сотворения мира до гонений христиан в правление римского императора Галлиена ( 260 -268 гг )
Николай связывает конъюкции планет и их нахождение в разных знаках зодиака с историческими событиями .
Например , конъюкция Сатурна и Марса , которая , по представлению астрологов , является причиной катастроф , у Николая Кузанского соотносится с потопом ( 2940 до Р . Х . ) , уничтожением Содома и Гоморры
( между 1931 и 1813 гг до Р . Х . ) , падением Трои
( 1135 год до Р . Х . ) , смертью царя Александра Великого
( 323 год до Р . Х . ) , разрушением Иерусалима
( 70 год до Р . Х . ) . Будущее же глобальное изменение мира Николай Кузанский связывает с 2458 годом , когда , по его расчётам все 7 планет будут находиться в конъюкции в Овне , то есть в начальном знаке зодиакального круга .
В Кёльнском университете имя Николая Кузанского было занесено в матрикул с титулом « доктор канонического права « . В Кёльне было популярно учение Альберта Великого ( 1200 - 1280 ) , для которого характерно соединение последовательного аристотелизма в физике и метафизике с сильным неоплатоническим влиянием в области философской теологии .
В 1434 - 1435 годах Николай Кузанский работал над сочинением « Об исправлении календаря « .
Да , он стоял у руля управления временем и ощущал это .
Не только решал задачу уточнения и улучшения западного церковного юлианского календаря , но и сравнивал его с восточным православным календарём , сведения о котором он взял из рукописей , показанных ему иеромонахом Исидором (1390 - 1463 ,впоследствии митрополит Киевский ), находившимся в Базеле в качестве представителя Константинопольского патриарха . Базельский Собор отказался от планов по исправлению календаря .
Не буду описывать все интриги , в результате которых Николай Кузанский считался предателем . Он присоединился к числу сторонников папы Римского Евгения 4 - го и по времени это совпало с заключительной стадией переговоров Западной и Восточной Церквей о проведении объединительного вселенского Собора .
Переговоры активизировались по инициативе византийского императора Иоанна 8 - го Палеолога ( 1425 - 1448 ) , рассчитывающего получить помощь папы Римского и западных государей для борьбы с турецкой угрозой .
Николай Кузанский встречался с греческими послами в Базеле в 1434 - 1435 годах . Сама идея церковного единства была близка к тому идеалу « всеобщего согласия « , который он отстаивал . Николай Кузанский был обвинён в незаконном присвоении права выступать от имени Собора .
Но несмотря на эти обвинения Николай Кузанский и ещё два папских посланника отправили папе Римскому Евгению донесение о полном успехе своей миссии . Ему было выплачено из папской казны 240 золотых флоринов в качестве вознаграждения . Впервые в качестве папского представителя , или делегата Николай Кузанский присутствовал на имперском рейхстаге в Нюрнберге в 1438 . Посольство возглавлял в качестве легата кардинал Альбергади ; в него были включены 3 епископа , доктор права Каподилиста и теолог ( внимание ! ) Торквемада
( 1388 - 1468 ) . За участие в рейхстагах 1438 - 1439 годах Николаю Кузанскому было выплачено из папской казны по 100 золотых флоринов . Во время пребывания в Майнце в 1439 году Николай Кузанский познакомился с латинскими комментариями Иоанна Экхарта ( 1260 - 1328 ) на книги Ветхого Завета . Впоследствии Николай Кузанский не раз обращался к работе с его сочинениями , развивая многие темы мистической теологии Экхарта .
Энеа Сильвио Пикколомини стал папой Римским Пием 2-ым и являлся главным покровителем Николая Кузанского в последние годы его жизни . Он называл Николая Кузанского « гераклом всех евгениан « , признавал его широчайшую образованность и глубокую учёность , а также значительный вклад , внесённый Николаем Кузанским в дело защиты интересов Папского престола в Германии .
Ибо Базельский Собор выбрал антипапу . Николай же Кузанский особо обращал внимание на то , что может существовать одна истинная земная Церковь с одним главой и для спасения необходимо пребывать в единстве с этой Церковью . Не он один утверждал это , но говорили о разных церквях . И до сих пор говорят .
Папа Римский Евгений 4 – ый незадолго до кончины избрал Николая Кузанского кардиналом .
2 ноября 1450 года папа Римский Николай 5 - ый удостоил Николая Кузанского высокой почести - права совершить торжественную мессу на папском алтаре базилики Санта - Мария - Маджоре . А в начале декабря было принято решение о назначении Николая Кузанского легатом в Австрии и Германии . Масштабная поездка Николая Кузанского продлилась более года и охватила множество городов и селений Австрии , Германии и Нидерландов .
Формально она была связана с объявлением папой
Римским Николаем 5 - ым 1450 года юбилейным , то есть годом , в который в соответствии с католической традицией посетившие Рим паломники могли получить так называемую полную индельгенцию : освобождение от всех временных наказаний за грехи . И спустя 528 лет я пожалела о том , что я не могла воспользоваться , только услышав о такой возможности . Но тогда , в 1450 -м году не все желавшие получить такую индульгенцию могли посетить Рим - встала проблема по пространственной шкале , как передо мной - во временной . Задачей Николая Кузанского как папского легата было объявление о предоставлении верущим юбилейной полной индульгенции на германских территориях при условии выполнения определённых церковных требований : посещения конкретных храмов , покаяния , причастия , чтения молитв , соблюдения длительных постов , внесения пожертвований . Из истории Реформации узнаём , что подобные поездки папских легатов нередко превращались в почти неприкрытый сбор пожертвований , которые затем распределялись между местными епископами и Римом . Надо отметить и то , что в случае с Николаем Кузанским фмнансовая составляющая хотя и присутствовала , но не была доминирующей .
В обращённых к народу проповедях он разъяснял важность покаяния и причастия , подчёркивал , что молитвы и добрые дела являются более угодными Богу , ч ем паломничества и денежные пожертвования .
В издаваемых им церковно - нормативных документах специально оговаривалось , что полная индульгенция должна представляться в том числе и тем , кто не способны внести пожертвования при условии выполнения ими необходимых церковных требований .
Всё таки он был доктор права . И наделённый большими полномочиями . Он значительно увеличил число храмов , посещение которых давало индульгенцию . Но как всегда исполнители на местах не были так образованы и мотивированы , как папский легат . Хотя Николай Кузанский заботился не только о бенефициях для себя самого , но и для родственников .
В папском архиве остались его прошения .
И вот эта сторона деятельности Николая Кузанского позволяет думать о его настоящих мотивах служения .
Потому как в определявших обязанности Николая Кузанского в качестве легата папских декретах ему были предоставлены самые широкие полномочия по созыву провинциальных Соборов , проведению церковных реформ , распределению бенефициев .
И собственно говоря можно сказать то , что и его деятельность привела в конечном итоге к появлению Реформации и последующей тридцатилетней войны .
Так сказать , заложила фундамент . Всё таки папа опирался на его мнение в том числе и по поводу индульгенций . В своей деятельности он был практикующим политиком .
И в его время и может быть с его подачи он не захотел предотвратить падение Константинополя .
Так как в его отношениях с Константинополем подразумевались какие - то подлоги , которые в конце концов приводили к выплате ему крупных сумм из папской казны . Он - политик . И именно в таком качестве он должен был в статусе папского легата пытался положить конец Столетней войне ( 1337 - 1453 ) , после начала которой разразилась чума 1348 года и города по существу вымерли тогда . Война велась между французскими и английскими королями .
И как видим закончилась в то время может быть из -за страха при виде Константинополя , осаждённого турками . Одной из задач Николая Кузанского как папского легата было проведение переговоров с гуситами об их возвращении в католическую церковь . Он написал
« Письмо к богемцам « в 1452 году . Но переговоры сорвались . Тем не менее в финансовых вопросах и вопросах бенефиций Николай Кузанский достиг определённых успехов . В декабре 1452 года император Фридрих 3 – ий подтвердил право епископства , которое возглавлял Николай Кузанский , на владение находившимися на территории епископства шахтами , в которых добывали соль и руды драгоценных металлов . Повышение доходов епископства позволяло Николаю Кузанскому не только возвратить имущество епископства и, но и начать выкупать заложенную собственность местной знати , увеличивая тем самым земельные владения епископства . Он похоже был более финансист , чем теолог в своей деятельности .
Как теолог Николай Кузанский 14 сентября 1453 года отправил письмо настоятелю и братии абабтства в Тегернзе ( Бавария ) , которые , познакомившись с его сочинением « Об учёном незнании « и другими его теологическими трактатами , стали ревностными сторонниками развиваемого им представления о мистической теологии и вели полемику с критиковавшими мнения Николая Кузанского теологами и монахами . К сентябрю 1453 года он завершил работу над сочинениями « Математические дополнения « , в которых стремился продемонстрировать важность математических исследований для теологических созерцаний реальности божественного бытия . Николай Кузанский излагает своё понимание трактата « О таинственном богословии « из « Ареопагитик « , отмечая , что в этом трактате открывается путь синтеза положительного и отрицательного богословия , который не может быть вполне объяснён словами , но должен быть опытно пережит в акте любви к Богу .
Это что касается его богословия .
А жизнь на земле не была столь возвышенной .
У него как у епископа появились проблемы .
С владелицей или бывшей владелицей земли .
Аббатисой . После того как она отправила наёмников , чтобы изгнать крестьян с земель , которые аббатиса считала собственностью монастыря , епископские войска по приказу Николая Кузанского вступили в бой и одержали победу ; всего в стычке погибло несколько десятков человек . Вот эти методы привели в конечном результате к тридцатилетней войне . Николай Кузанский оставил пример того , что в споре верующих как хозяйствующих объектов хороши все средства . Хотя Николаю Кузанскому в истоге удалось добиться сложения аббатисой полномочий , противники посылали жалобы . В том числе указывая на то , что Николай Кузанский отдал распоряжение о введении в соборный капитул собственного племянника , хотя члены капитула противоборствовали этому распоряжению . Но герцог Сигизмунд , заинтересованный в свою очередь в финансовых ресурсах епископства и знавший о дружбе Николая Кузанского с папой Римским Николаем 5 -ым , убеждал тирольских дворян искать компромисс с епископом . Сам же Николай Кузанский представлял интересы герцога на имперском рейхстаге .
Но в 1455 году папа Римский Николай 5 - ый умер .
И для Николая Кузанского всё изменилось .
И уже для Сигизмунда епископ стал неугоден .
И в 1457 году герцог перешёл к прямым угрозам .
А Николай Кузанский уже опасаясь за свою жизнь поселился в уединённом горном епископском замке под охраной верных ему солдат . Да , когда ведёшь войну , результаты войны не устраивают противную сторону обычно . На войне как на войне .
Но внешние события вновь меняются .
В августе 1458 года новым папой Римским с именем Пий 2 -ой стал Пикколомини , друг Николая Кузанского . И тогда Николай Кузанский уже в сентябре 1458 года отправился в Рим . Но полного торжества над врагами не произошло . В 1 - ой половине 1460 года Николай Кузанский предпринял попытку посетить епископство , герцог Сигизмунд открыто выдвинул против него военную силу и Николай Кузанский окоазался в осаде в епископском горном замке . И был вынужден подписать полную капитуляцию , согласившись на то , что реальное управление епископством оказалось в руках герцога .
Но этим всё не закончилось . Когда Николай Кузанский оказался в безопасности , он объявил договор с герцогом недействительным как принятый под давлением и угрозами , но в еписопство больше не возвращался . Папа Римский выступил предсказуемо в поддержку кардинала и личного друга , наложив на Сигизмунда интердикт и другие церковные наказания .
Письменные переговоры об их снятии и разделении контроля над епископством между Николаем Кузанским
и герцогом при посредничестве папы Римского и императора Фридриха 3 - его и венецианского дожа проходили до последних месяцев жизни Николая Кузанского . Мирный договор был окончательно согласован в июле - августе 1464 года и епископство в лице Николая Кузанского получало обратно замок , значительную часть земели и все церковные права , однако Николай Кузанский соглашался не появляться в епскопстве лично и управлять им только через викария . Как результат 2 сентября папский легат по просьбе императора Фридриха 3 - его издал вердикт о снятии с герцога Сигизмунда всех церковных наказаний .
И это была Пиррова победа папской курии .
В результате , хотя и не тотчас , папство потеряло всё . В том числе благодаря упорству Николая Кузанского . Который по существу торговал прощением церкви . А папство ещё строило свои планы .
Папа Пий 2 - ой называл Николая Кузанского своим учителем и считал основной стоящей перед ним церковно - политической задачей организацию нового крестового похода для борьбы с угрожавшими христианству турками и освобождение Константинополя . Ещё в начале 1459 года он призвал европейских государей собраться в Мантуе для обсуждения .
Но из -за критической позиции Николая Кузанского по отношению к проекту крестового похода Пий 2 - ой не пригласил его с собой в Мантую , а оставил в качестве своего представителя в Риме , наделив высокими полномочиями генерального викария в сфере внешнего управления Римом и Папской областью .
Но Николай Кузанский всё же отправился в Мантую , а затем и в собственное епископство .
Все мысли Николая Кузанского занимали в то время не Крестовый поход , и даже не Рим , и Папская область , оставленные папой Римским на его попечение , а его собственное епископство . Несмотря на недовольство многих членов Папской курии , видевшей в деятельности Николая Кузанского угрозу сложившимся финансовым отношениям , папа Римский одобрял большинство предлагаемых Николаем Кузанским мер , однако не смог преодолеть сопротивление коллегии кардиналов . Незадолго до смерти папы ( как часто умирают папы , когда коллегия кардиналов недовольна его решениями , подумала я ) Пий 2 - ой всё таки создал предварительный вариант посвящённой церковным реформам буллы « Pastoraetemus « , в который в переработанном виде вошли материалы 2 - х проектов , в том числе « Общей реформы « Николая Кузанского . Однако из - за кончины папы эта булла так и не была официально обнародована .
Последним церковным поручением Николая Кузанского стало участие в сборе рыцарей , которые по призыву папы должны были летом 1464 года съехаться в Аскону ( знаковое для Германа Гессе место ) , и оттуда на венецианских кораблях отправиться в крестовый поход против турок . Но 11 августа 1464 года Николай Кузанский скончался . Посреди войн и с герцогом Сигизмундом , и предполагаемой войне против турок .
Тоже , как и папа Пий 2 - ой , вовремя для его противников . Остались его труды .
Богословские в том числе .
Исходным пунктом рассуждений Николая Кузанского при построении учения о Боге является отождествление Бога с Максимумом , неявным основанием для которого служит « доказательство бытия Божия « , предложенное Ансельмом Кентерберрийским .
Николай Кузанский почти дословно повторяет формулу Ансельма ( « нечто , больше которого ничего не может быть помыслено « - quo maius cogitari nequit ) , у Николая Кузанского : « максимум , больше которого ничего не может быть « - quo maius esse nequit .
Из понятия абсолютного максимума Николай Кузанский выводит единство , полноту и совершенство Бога , утверждая , что Максимум « есть то , чем Он может быть - ( sit omne id , quod esse potest ) ,
« абсолютная актуальность всегомогущего быть « -
( omnia abcolut actu quae esse possurt ) ,
« всеобщий предел « , который сам « ничем не определяется « ( tenninus omnium et per nullum omnium terrminabilis ) . И , поскольку Бог превыше всего , Он также превыше любого познания , выше всякого утверждения и всякого отрицания .
С этими положениями , заимствованными им из « Ареопагитик « и средневековой традиции апофатического богословия , Николай Кузанский соединяет собственную концепцию « совпадения противоположностей « .
Это понятие « совпадения противоположностей « он вводит и обосновывает поэтапно .
На первом этапе Николай Кузанский рассматривает лишь одну пару противоположностей : абсолютный Максимум и абсолютный минимум .
На втором этапе концепция « совпадения « переносится на все прочие понятия и категории , которые могут быть приложены к Богу .
Предлагаемый Николаем Кузанским анализ соотношения максимума и минимума имеет явно выраженные признаки софистического построения .
То есть минимум у него - то , чего меньше не может быть , соответственно и максимум . Притом речь идёт о « минимальном минимуме « , который при сопоставлении с « максимальным максимумом «
всё таки может « совпасть « с ним только логически , и только в одном случае : если оба понятия берутся в аспекте бесконечности . Не учитывая то ,что при такой трансформации в бесконечность сами понятия
« максимум « и « минимум « теряют смысл , поскольку предполагают количественную соизмеримость . И вообще поскольку все человеческие понятия определены областью конечного , то саму бесконечность практически невозможно даже помыслить .
Но в уме Николая Кузанского как то и параллели совпадают . Это у практически настроенного человека , притом настроенного решительно , например , в отношении земель , из - за которых он свою жизнь подвергал опасности и закончил свою жизнь в этой борьбе , где его противники не думали о бесконечности . И он в тот момент не думал . Но они то знали , как укоротить человеческую жизнь на земле , полагаю я .
То есть я не понимаю , как у Николая Кузанского , много думающего как папский легат о конечных вещах , возникали образы бесконечности .
Все его математические выкладки тоже теряют смысл при приближении к бесконечности . Так как расширенный до бесконечности круг совпадает , конечно , с расширенным до бесконечности квадратом или треугольником , но только потому ,что все фигуры при их расширении до бесконечности исчезают и все соответствующие математические понятия лишаются смысла .В трактате « Об учёном незнании « , например , озвучив в начале положение , согласно которому
« между конечным и бесконечным нет пропорционального соотношения , в своих дальнейших рассуждениях его игнорирует . Постулируя « непостижимость « единого и бесконечного
« актуального максимума « , тем не менее далее рассуждает о нём как о постижимом .
Всё таки в этом отношении Николай Кузанский был человеком своего времени , оставаясь в тенетах софистики . Он использует наработки так называемой математической теологии Шартрской школы . Его считают многие пантеистом .
Воможно , этим он и привлёк внимание Германа Гессе . Николай Кузанский отрицает наличие онтологического разрыва между нетварной сущностью бога и тварными сущностями вещей , фактически не допуская обособленного от Бога существования последних , и утверждая , что все сущности есть лишь проявления нетварной сущности Бога . В такой системе пантеизма представление о творении мира из ничего по воле Бога теряет смысл ; бытие мира становится постоянным необходимым следствием бытия Бога .
В основных моментах космология Николая Кузанского представляет собой синтез концепции происхождения множества из единства , развитой Теодориком Шартрским , и интуиции внутреннего онтологического единства Бога и мира , характерной для Иоанна Экхарта . А это и есть игра в бисер - игра со смыслами , которые выработали до него предшественники .
Добавляя своё понимание этих смыслов .
А в опусе « Об учёном незнании « Николай Кузанский следовал теологической концепции движения творения к единству с Богом в Иисусе Христе .
По формулировке Николая Кузанского « Бог есть свёртывающий всё , поскольку всё в Нём , и есть развёртывающий всё , поскольку Он во всём « .
Причём процесс развёртывания Николай Кузанский связывает с соотношением Бога и ничто :
« … множество вещей возникает в силу того , что Бог пребывает в ничто ( Deus est in nihilo ) .
Механизм творения у Николая Кузанского представлен как одной « бесконечной формы « ( forma infinita ) в ничто , или материи . Поскольку во всяком творении реально присутствует эта форма , всякое творение есть « конечная бесконечность « ( infinitas finita ) , или
« сотворённый бог « ( dues creates ) . В силу этого любое творение « совершенно « ( perfecta ) на своём месте и в свою меру . Серьёзную сложность в рамках системы Николая Кузанского создаёт то , что при отображении одной и той же формы получаются различные по природе и совершенству вещи .
Вселенную , согласно Николаю Кузанскому , следует понимать как единство во множестве ( unitas in pluralitate ) , как « одно « ( unum ) , в котором единство определено определено множеством . В рассуждении о вселенной как о едином существе , « сотворённом боге « , Николай Кузанский следует образной системе , представленной Платоном в диалоге « Тимей « , в рамках которой космос интерпретируется как предельно совершенное произведение благости бога - демиурга , живое существо , точное отображение совершенства божественного ума . Николай Кузанский утверждает , что Бог « стягивает « Себя , то есть конкретизируется в единой вселенной , единая вселенная - в родах , роды - в видах , виды - в индивидах . При этом Кузанский отказывается считать вселенную , роды и виды некими самостоятельными
« духовными « реальностями . Всё это - уровни бытия , реально данные лишь в актуально существующих индивидах .Николай Кузанский подчёркивает , что отображающая Бога вселенная произошла от Него
« посредством простой эманации « ( per simplicem emanationem ) , в которой Бог есть « абсолютная чтойность мира « , чистая возможность всех сущностей , а вселенная - « та же чтойность как стяжённая « , то есть определившаяся « к бытию тем или этим во множественности и в многообразии .При этом все вещи « пришли в бытие вместе со вселенной « .
Не надо забывать о том , что Николай Кузанский - действующий кардинал Римско - католической церкви и определяет до некоторой степени её политику .
Но не только : своими практическими действиями Николай Кузаснкий как кардинал церкви показывает на самом деле вектор политики папства , финансовые вопросы для него , а , значит , и для папства важнее , чем вероучительные . В своих рассуждениях Николай Кузанский может даже проявить прекраснодушие , но Иисус Христос сказал : « по делам узнаете « .
Так , он пишет : « Во всех религиях предполагается
( praesuppon ) не иная , но одна и та же единая
( eandem unicam ) вера « . Это положение Николая Кузанского нельзя принимать в синкретическом смысле . Он видит свою задачу не в том , чтобы создать на основе синтеза содержания всех религий новую универсальную религию , а в том , чтобы доказать , что все религии могут быть сведены к христианству .
Находясь в своё время в Византии , он познакомился с переводом Корана . И сделал какие - то выводы .
По его убеждению , философски осмысленная христианская вера « заложена « во всех религиях , поэтому требуется лишь « найти « её в них , извлечь из - под наслоений человеческих убеждений и суеверий , для чего и служит философский метод .
И потому он последовательно излагает рационализированную догматику христианства .
Обоснование монотеизма даётся посредством выведения из созерцания творений и тварной мудрости представления о единой божественной премудрости и силе ; Николай Кузанский пользуется обычным для него методом сведения множества к единству .
Многобожие интерпретируется как поклонение Богу во многих образах . Николай Кузанский не допускает , что кто - то может иметь философски противоречивое представление о множестве первоначал и творцов мира . Для него почитание множества богов понимаемо в смысле святых людей , а также их изображений .
И допустимо в том случае , если в основе этого лежит почитание единого Бога .Учение о Святой Троице обосновывается путём сведения троичности Бога к свойствам или отношениям внутри Бога , то есть
к понятиям « единство « , « равенство « и связь .
Николай Кузанский троичность Бога соотносит с троичностью в творении , что позволяет ему использовать традиционную аналогию рождения от Ума - Слова , а от Ума и Слова - Духа , или Любви .
При обосновании христологии Николай Кузанский уделяет значительное внимание полемике с представлением , что человек Иисус Христос был Сыном Божиим по усыновлению или по благодати , представленной в несторианстве .
Кстати , на месте древней мечети в древнем городе Таразе был до этого несторианский храм .
Так невидимые нити уже происшедшего протягиваются из старины и пытаются попасть в узор , соплетаемый уже современными авторами .
Так называемая связь поколений , которую ощущал и Герман Гессе , приведя Николая Кузанского в свой роман « Игра в бисер « в качестве одного из основателей игры .
Позиция Николая Кузанского в этом вопросе тождественна католическому и православному догматическому учению об ипостасном соединении , при котором человеческая природа оказалась неслитно и нераздельно воспринята в ипостась Логоса .
И потому он утверждает , что все религии надеются на воскресение людей после смерти к новой блаженной жизни , поскольку это возможно лишь при условии соединения божественной и человеческих природ .
А все религии должны признать реальность такого соединения . Он признаёт , что иудеи не согласятся признать Иисуса Христа имеющим божественную природу , но « … упрямство иудеев не помешает согласию , ведь они немногочисленны и возмутить весь мир войной не смогут « . Будущее показало , что именно в Германии , где он совершал своё пастырское служение , не евреи начали войну и не в связи с религиозными причинами . Он говорил тогда как действующий политик . Да он и был политиком не менее , чем богословом . И свою задачу Николай Кузаснкий рассматривал прежде всего политически : он не столько заботился о нахождении ясной и общезначимой религиозной истины , сколько о внешнем согласии в философских формулировках , придающих религиозным по происхождению и природе тезисам вид общезначимых положений , предлагая представителям всех религий принять переформулированный в философских понятиях Символ веры . Всё же религиозное содержание , выходящее за рамки этого философско - теологического учения , принимаемого в спасительном акте личной веры , Николай Кузанский объявляет необязательным . Его ориентация на разграничение внутренней спасительной веры и внешних безразличных форм религиозной жизни отражена в получившей широкую известность краткой формулировке :
« Одна религия в разных обрядах «
( religio una in rituum varietate ) .
Если таинство крещения Николай Кузанский считает необходимым знаком веры и предлагает представителям всех религий принять его , то все прочие таинства , включая евхаристию , не являются необходимыми для спасения . По его мнению для спасительной жизни в единстве с Богом достаточно достичь « мира в вере « и « единства в « законе любви « , то есть в следовании нравственному закону .
Он написал книгу « Просеивание Корана « по желанию папы Римского Пия 2 - го . Назначение и содержание сочинения тесно связаны с планами крестового похода против турок , подготовкой которого на протяжении всего понификата занимался Пий 2 - ой .
Николай Кузанский полагал , что путём сопоставления Корана и Евангелия приверженцев ислама можно будет убедить во вторичности и ложности того содержания Корана , которое не имеет аналогов в Евангелии , в результате чего они обратятся в христианство . Он считал , что Коран был написан Муххамедом , который находился под определяющим влиянием иудеев и христиан - еретиков ( несториан ) .
Притом Николай Кузанский был гуманистом , то есть ориентировался на греческую философию в целом и на платонизм в особенности . Сочинения эллинских философов как раз пришли в Европу от арабов .
И Альберт Великий , которого Герман Гессе так же считает в числе основателей игры в бисер включил изучение Аристотеля в обучение доминиканских монахов . Тех , которые создали инквизицию .
Каким то образом воззрения Аристотеля как учителя Александра Великого , а , значит , должным быть учителем завоевателей мира и в будущем , побудили доминиканцев создать инквизицию как один из инструментов завоевания мира .
А уже иезуиты , родоначальники современного образования и современных спецслужб , стали завоевывать мир хотя и тайным , но действенным способом .
Что касается Николая Кузанского , то наиболее близкую к нему философскую позицию среди итальянских гуманистов занимал Джордано Бруно
( 1548 - 1600 ) , внимательно изучивший космологию Николая Кузанского и называвшего его « божественным Кузанцем .» Однако у него философские идеи Николая Кузанского оказались отделены от теологического христианского содержания и интепретированы в пантеистическом направлении .
Коснёмся вообще немецкой философии . В ней имеется тенденция интерпретации и употребления понятия « игра « , начиная от кантовской « свободной игры « воображения и рассудка в рамках его теории . Для Канта игра имеет интсрументальное значение , он использует понятие игры для описания взаимодействия познавательных способностей , а вот Финк ( 1905 - 1975 ) , немецкий феноменолог , ассистент Гуссерля , с 1939 и по 1948 годы преподававший философию в католическом университете , написавший в том числе книгу
« Философия Ницше « , описывает пяти взаимно освещающих друг друга экзистенциальных феноменов : смерти , труда , власти , любви и игры . Игру он считает в числе прочих экзистенциальным феноменом , как одному из проявлений человеческого бытия .
Специфика игры , по его мнению , заключается в том , что она пронизывает все остальные феномены жизни человека : игры со смертью , игры в любовь , во власть ; и труд - по его мнению , тоже игра .
Следуя его теории , игра позволяет нам преодолеть тотальное господство времени и обратиться к миру недействительного ,
К миру возможностей или потенций .
А вот одно из первых философских объяснений игры в истории германской философии обнаруживается как раз у Николая Кузанского . В 1462 - 1463 году он написал завершающий его жизнь трактат :
« De ludo globi « ( « Игра в шар « ) , в котором и представил фундаментальные темы его философии :
соотношение вечности и времени , прообраз теории ценностей , интерпретация игры как мистической практики движения души к себе . Он не только размышляет о значении игры , а предлагает реальную процедуру игры , определённые правила живого дела .
Для него игра - это специфическая характеристика человека , уникальная способность его души и разума , предполагающая метафизическую основу , лишь человек обладает способностью к занятиям игрой как целенаправленной деятельностью , которая задаётся нашим разумом .В этом смысле движение шара , осуществляемое игроком , отражает слаженность его души , проявляет интеллектуальные силы его разума .
Таким образом здесь играет сама мудрость (ludum sapiaentiae ) . В игре развёртывается особое метафизическое измерение : за внешним действием обнаруживается духовная интенция человека , его внутренняя жизнь . При этом телесный акт полностью зависим от души , а разумная сила души тем свободнее , чем более она отрешена (abcolutior ) от телесных стяжаний . В этой перспективе акт игрового действия предстаёт не просто чем - то внешним , а являет собой движение души к себе , разумная сила души проявляет саму себя , происходит своего рода круговращение душевных сил . У Кузанского игра в шар предстаёт в роли своеобразной духовной практики , движение усечённого шара по кругам игрового стола к центру отражает духовные силы играющего и символизирует его путь к христианской вере .
И , таким образом , по мысли Николая Кузанского , в процессе игры происходит трансформация души игрока . При этом , как считал философ и богослов Николай Кузанский , игрок способен достичь успеха только на основании собственного разума и личного усердия , он не может пенять на судьбу или злой случай . И таким образом если человек избирает путь добродетели , то обретает содействие со стороны всемогущего божественного милосердия , и уже никакие отклонения в движении шара не нарушат его душевной крепости и веры .
По Кузанцу , метафизическое предназначение игры в шар состоит в совершенствовании души в познании Бога . По сути это движение становится обретением внутри себя духовной силы и крепости , совмещением человеческой свободы с божественной милостью .
Повествование в книге сводится к попытке философского постижения реальности , к тому , чтобы с помощью игры научить человеческий ум философскому познанию космоса , жизни , Бога . Со сходной ситуацией позже столкнёмся в романе Германа Гессе « Игра в бисер « , герой которого Йозеф Кнехт , магистр игры , - так же как и герой книги Николая Кузанского « Игра в шар « - кардинал Николай , формулирует особую концепцую игры и человека играющего . Что объединяет два этих произведения ?
Прежде всего понимание того , что игра символизирует собой духовные устремления и интеллектуальные возможности человека . Хотя , казалось бы , какая связь существует между нравственностью и шаром , если говорить о книге Николая Кузанского , и бисером , если говорить о романе Гессе , из игры с которым вообще не представляется возможным извлечь хоть какие - то теологические идеи , так как игра в романе Гессе вообще не имеет описания ?
Постараемся выявить то , что роднит даже не произведения авторов , а самих Кузанского и Гессе .
Чёткость построений и выводов Николая Кузанского исходит из его математических расчётов и анализа , ибо математика была той сферой научной деятельности , которой он занимался всерьёз . В 1445 - 1449 годах Николай Кузанский написал трактаты :
« О квадратуре круга « и « О соизмерении прямого и кривого « , то есть о спрямлении окружности .
Об окружности как о поверхности шара он рассуждает и в книге « Игра в шар « . Красота математических
умозаключений привлекала и Германа Гессе .
С духовной традицией игры , фокусировавшей своё внимание и в математических символах , он познакомился в трудах Пифагора , связывавшего интеллектуальное и моральное становление личности в один узел . А Николай Кузанский обращает внимание на то , что игра является феноменом человеческого бытия : « … и шар , и его движение - произведения ума . В самом деле , ни одно неразумное животное не сделает шар и не заставит его двигаться определённым движением к цели . Стало быть ,
вы видите , это - произведение человека , происходившее от той его способности , которой он превосходит другие живые существа нашего мира « . Другими словами , шар как произведение человека , и движение шара , осуществляемое человеком , свидетельствуют о познавательных и интеллектуальных способностях личности . Николай Кузанский обозначит принципиальную разницу между человеческой игрой и забавами животных :
homo ludens даже в игре проявляет себя как homo sapiens.
Способность человека мыслить проявляется в умении отбирать те идеи , которые необходимы ему для формулирования правил игры ; это обстоятельство позволяет также отличать одну игру от другой , чужой .
Эту книгу Николая Кузанского прочёл и поэт
Рейнер Мария Рильке :
Пока ты ловишь то , что бросил сам ,-
В том лишь ловкость , что своё опять вернёшь ;
Когда же станешь шара адресатом ,
Который самой вечной из партнёрш тебе ,
В твой центр был сброшен с высоты пролётов
Тем размашистым движеньем ,
Которым Бог наводит к нам мосты :
Тогда лишь - хватка станет достиженьем ,
Не нашим , мира . Если сверх того ,
Шар бросить вспять ; собрав весь дух и бодрость ,
Нет , почудесней : бодрость , дух отбросить
И этим самым бросить …
Так - как год кидает вдаль
Птиц перелётных стаи ,
Когда тепло убывшее бросает
Через моря - прибывшему - их
Лишь подобный риск в игре имеет роль . Не
Облегчишь уже броска , не затруднишь
Метеор с твоей руки слетел , пронзив
Пространство …
Изображена поэтом динамизация фигуры круга в индивидуализированном круговом движении « броска « в персонализированный космический центр ( « твой центр « ) , то есть метафорика бесконечности в обличье теологизированной идеи завершённости как индивида , так и пульсирующего космоса в их взаимодействии друг с другом , а стало быть , в диалоге мира и человека и в дополняющем Святую троицу диалоге Бога и человека , которая у Николая Кузанского обретает наглядность в отклонении от присущей только Богу идеальной шарообразности . Как у Николая Кузанского , так и у Рильке , человек не « заброшен « , как гласит широко известная экзистенциалистская формула человеческого бытия у Сартра , а сам понимается как бросающий , то есть со- творящее творение .
Тот факт , что в рефлексии человек не только доходит до границ , за которыми находится нечто скрытое от его мышления , но и познаёт , и признаёт эти границы как таковые , и как свои собственные , превращает человека в homo symbolicus , а эти границы в своего рода барьеры .
Нелишним будет отметить , что творческая сила человека может развернуться лишь благодаря дару речи , ведь и Бог творит Своим Словом . Для Николая Кузанского путь к богопознанию должен быть в соответствии с требованием
imitatio Dei. Ибо человек живёт творчески в стихии обоих « языков духа « - для cogitare et amare Бога , пусть даже он никогда не в силах в полной мере достичь своей цели .
Эту отличительную характеристику человека , прошедшего через грехопадение Николай Кузанский интегрирует в своё понимание :
А ) мира как непрерывно развёртывающегося на практике и непрерывно свёртывающегося в теории творения Бога (как creatio continua ) и Б ) человека как творческого создания ( homo creator ) которому вменяется эта непрерывность и который способен её достичь как интерпретатор мира посредством науки и как творец - ремесленник и художник .
В предвосхищающих эпоху великих географических открытий образ космографа , который символизирует деятельность поэта , Николай Кузанский создаёт типологическую икону творческого человека , сначала накапливающего чувственные впечатления , а затем отгораживающего свои чувства от внешнего мира и рисующего карту как духовное отображение чувственного мира . Наконец , он осмысляет свою деятельность и узнаёт в ней отражённое творчество Бога . В образе космографа Николай Кузанский выражает основную антропологическую идею ренессансной философии , согласно которой человек - это secundum creator . В образе , предложенным Николаем Кузанским то , чего способен достичь человек - творец заранее предопределил его Божественный Творец , сотворивший мир и человека таким образом , что чувственно - духовное изображение мира человеком и познание Бога посредством именно этой творческой деятельности человека могут осуществиться и осуществляются только в том случае , если человек не прекращает осознавать своей тварной природы . Рильке же в принципе рассматривает человека как художника , а в художнике видит творца , приносящего в дар Богу мир , « превращая зримое в незримое « , и тем самым самоосуществляясь и самосовершенствуясь .
Искусство у Рильке становится квазилитургическим действом . Но это квазилитургия , по его мнению , какой должна быть в дологически - мифологической религии .
Потому что настоящая литургия вневременная и не повторяющаяся , а длящаяяся .
И дольше века длится день , так можно описать .
Есть ещё один поэт , который изучал труды Николая Кузанского - Отто цур Линде :
Пришла к нам из Вифлеема весть
О любви в мировом круге ,
Говорил в Кузе один мудрец :
Любовь , мир , Вселенная и единое круглы …
То есть проще говоря , адресованная другу ходит песенка ( или весть ) по кругу . Это и есть всемирная игра .
Читать произведения друг друга и посылать друг другу весточки : « Корабли , что плывут в темноте , как привет посылают друг другу только сигнала луч и гудка отдалённый голос … « А это уже из Вудсворта .
Свидетельство о публикации №224040401650