О Николае Кузанском

4  .  04  .  2024 

  О  Николае   Кузанском     (  в  рамках  медиативного  чтения  книги  Германа   Гессе  «  Игра в  бисер « ) .

                «  Мне  теперь представляется  не  так  , что ( Бог  ) ,
                поскольку  есть  , постольку  понимает  ,
                а  поскольку  Он  понимает  , постольку  Он  и  есть         
                …  Его  понимание  - основа  Его бытия  .  «
                Мейстер  Экхарт  .

У  Мейстера   Экхарта  Бог  не есть  Любовь  в первую очередь .
А  Бог    есть понимание  . Как  и  для  Николая  Кузанского .
И  прежде  всего  они ожидают   от    Господа  то  ,  что  Он станет  для них понятен . 
Это  -  в  глубине  их духа присуствует  .
Хотя    традиция  познания  Бога  подчёркивает  , что  Бог  непознаваем  , всё  же  есть  великое  стремление  познать  Его  не  через  Его  любовь  , изливаемую  на  человека  ,  а  через  интеллект  , ум  , который  ещё  древние  эллины  определяли  как  «  нус  «  ,  ту  часть  человеческого  духа  ,  которая  изучала  мир  интеллектуально  так  сказать  . 
Николай Кузанский  сказал  в  своё  время  то   ,  что  человек  познаёт  Бога  через символы  и  намёки   .
Прежде  всего   в  описании  духа  эпохи  , в  которую  жил                и   творил  Николай   Кузанский  ,   для  того    ,  чтобы  описать  её  объёмно  ,   я  обращусь  к  знакам и  символам  ,  запечатлённым  в  форме  месс  эпохи    Возрождения  .
Эти  знаки  и  символы  отражали  игру  фантазии  и  мощь  интеллекта  творцов  .  Причём  эти  знаки  и  символы  ,  отражённые  не  только  в  музыке  , но  и  в  архитектуре  ,  предназначались  лишь  для  круга  посвящённых  .
В  этом  дух  гностицизма  , против  которого  выступал  ещё  апостол  Иоанн  ,  ;  дух  гностицизма  ,  который   занимался  прежде   всего  установлением  иерархий  , подобным  тем  небесным  , о  которых писал  псевдо  Дионисий  .
У  которого  небесную иерархию  образуют  в  порядке  восхождения  ангелы  ,  архангелы  , начала  , власти  (   против  которых  предлагал  выступать  апостол  Павел  как  против  сил  зла  поднебесных  ) ,  силы  , господства  , престолы  (  троны  )  ,  херувимы  , серафимы  .
Если  симметричная  модель  воплощает  идею  храма  , по  сути  являясь  формой  -  символом  ,  то  каким  символом  является  воплощенная    ассиметричная  модель  ?
Вопрос  для  размышления  . 
При  том  графика  всех ассиметричных  циклов  напоминает  символ  руки  .
По своему  рисунку  эти  циклы  разделены  на  4  группы  :
1 . рука  благословляющая  - ладонь  ,
2 .  перст  указующий  ( индекс  ) ,
3 .  внимание  :  вытянутый  средний  палец  (  жест истины  ) ,
4 .  два  перста  благословляющих  (  mano  pantea  )  .
Последнюю  руку  называют  ещё  рукой    Пантеона  -  всех  богов  ,  или  рукой  Сабазия    .  Известны  бронзовые  руки  из   языческих  храмов  Греции  ,  Фракии  ,  Фригии   -   так  называемые  руки  Сабазия  .    В  этих  храмах   на  пальце  изображалась  змея  в  короне  ,  а   Сабазия  в  Греции  отождествлялся  с  Дионисом  .    В  католичестве  этот  жест  называют  ещё    benedictio latina .   
Автор    средневековья  Майкл  Скотт  в  своём  руководстве  первой  трети  12  века     «  Liber   Introductoris   « говорит  о  двух  наиболее    важных  для  него  авторов  в  области  музыкальной  теории  и  практики  - Боэции  и   Гвидо  .
«  …  И  так  же  как  Луна  совершает  свой  наибольший  цикл  за  19    солнечных  лет   , так  и  музыкальная  гамма  состоит  из  19  звуков   ,  которые  педагоги  того времени  учили  по артикуляции  левой  руки  ,   а  не  правой  …   «  В  то время  левая  рука  ассоциировалась  с Луной  , а  правая  - с  Солнцем  .
Можно  посмотреть  на  фрагмент  правой  руки  императора  Констанстина  из   базилики  Максенция  ,  на  которую                в  15  веке  был надет  купол   Пантеона  .  В  Пантеоне  я  была  .
А  в средние  века  говорили  :  «  Когда  ты  говоришь  о  чём  - то  торжественном  , встань  , немного наклонись  вперёд  телом  и  указывая  на  это перстом  …  А  если  говоришь  о  чём  -  нибудь   святом  или  о посвящении  , подними  руки свои  … «
Учитывая    единство  образного  поля  собора  и  соборного   интерьера  , доминирующую  мощь  символа  руки                в  этом  пространстве  и  в совершаемом  действе  , которые   рождают  формы  мессы  как  мистической  руки  (  Manus )  ,  это   окажется  вполне  органичным  . 
А  Ординария  мессы  должна  стать  синтезом  христианской  теологии  ,  философии  , каббалы 
(  которая  как  раз  в  средние  века  переживала  рассвет  ,  а  каббалисты  того   времени    сообщали  о  явлении  к  ним  духовных  существ    )  и  семи  свободных  искусств 
(  то есть  не  только квадривия  , к  которому  принадлежала  музыка  , но  и тривия  , включающего  грамматику  , риторику  и  логику  из стандартного  образования  того  времени  ) .
Форма  мессы  явилась  центром  ,  фокусом  ,  в  которой  совпадают  план собора  ,  его интерьер  ,  его сакральное  действо  и  его  звуковое  воплощение  .
 Так  обстояли  дела  в средние  века  , в  которых  жил  Николай  Кузанский  .
Цель  же  единства  формы  мессы  согласно  доктрине 
Агриппы  Неттесгеймского  (  настоящее   его   имя  Генрих  Корнелиус  Неттесгеймский  , (  он  -  немецкий  гуманист  , как  и  Николай  Кузанский)  ; родился  в  1486  году  ,  когда   Николай  Кузанский  уже  ушёл   в  вечность  .
Таким  образом  Агриппу  можно  трактовать  как  духовного наследника  Николая  Кузанского  , помимо  Джордано  Бруно  , также    наследника  Николая  из   Кузы  .
 Агриппа  Неттесгеймский    ещё  и  врач  , и  астролог  ,    и  алхимик  ,  и  натурфилософ  , и  адвокат  .
Имя  Агриппа   он  взял в  честь  основателя  своего  родного  города  Кёльна  )  . 
Католическая  мысль  того  времени   рассуждала   о   так  называемых   « чистых    формах   «  (  числа  ,  буквы  ,  геометрические  фигуры  ,  музыкальные  гармонии  )  .
И  Агриппа  считал  , что    оккультные  силы  , исходящие  от высших  миров    -  небесного  мира    планет  и  звёзд  , и  супернебесного  мира  высших разумов  -  принимаются                через акт веры  , теургическое  и  музыкальное    действия                и    способствуют  мистическому  слиянию  человеческой  души                с  божественным  .  И  не  он  один  так  считал  .
В  мессе  , согласно  Агриппе  ,  происходит соединение  всех видов  магии  :  натуральной  , небесной  и  церемониальной  .
Поэтому  для  музыкантов  той  эпохи  ординарий  представлял  собой  не  только  литургический  , но  и герметический  жанр  , своего  рода  гибрид  герметической  и  музыкальной  формы  .
Ибо ладонь  в  эпоху  Средневековья  и  Возрождения  символизировала  мудрость  -  то есть весь  комплекс  знаний  , включая  оккультные  . Герметическая  же   форма  не  только  не  направлена  на  чувственное  восприятие  ,  а  наоборот  ,  избегает его  , так  как  не  должно  тайное и  сокровенное  стать  достоянием  толпы  . Герметическая  форма  элитарна  .
Да  и  сама  католическая  религия  элитарна  .
И  есть тайная  канва  событий  становления    католичества  ,                в  том  числе  и  мессы  .  Которую   ткал  , образно  говоря  ,  Николай  Кузанский  - кардинал католической  церкви  .
Оформляющий  язык  мессы  - не  музыкальный  , но  вероучительный  .  Замечу  также  , что  музыка    Баха  не  имеет    католический  характер  , а  протестантский  .
Судьба  Николая    Кузанского     интересна    :
 он   участвовал  в  переговорах      с  православной  церковью  , взятие  Константинополя  происходило при  его  жизни  . Он  даже  пересекался       с  Торквемадой  в  кулуарах  Ватикана  .  Был  идеологом  католической  церкви  , вырабатывая  формулы  вероучений в  поисках  смысла  для  того  ,что  происходило    в  его времена ,  и  что  должно  происходить  .
То  есть  буквально  находился  у руля  времени  и  поворачивал  его  таким  образом  .
В  его именно времена  , в  1450  год   ,  имел  начало  обычай  раз в  50  лет  отпускать   грехи  тем  ,  кто  пришёл  под  благословение  папы  .  В  наши  времена  срок  отпущения  всех  грехов  сократился  до  25  лет  . И я  очень  жалела  в  своё  время  ,  что  не  попала  в  четвертушку  столетия  при  своём  посещении Ватикана  .
Николай  Кузанский  происходил  из   семьи  состоятельного  судовладельца  и  купца  Генне    Крифтца  .  Так  его  звали  на  мозельско -  франкском  диалекте  . 
В  немецком  варианте  -  Йоханн  Кребс  ,   по  латыни  Иоанн  Канцер  ,  буквально   «  рак   «  . Впоследствии  Николай  Кузанский  поместил  на  свой  герб  изображение  рака  .
Он  происходил  из   Кузы  .  Откуда  и  его  имя  , под которым  он  широко  известен  .
Был и  другой  вариант  , где  имя  соединялось  с  названием  диоцеза  , в  котором   первоначально   исполнял  церковное  служение  - Николай  Трирский  .  В  1416  году  его имя  было внесено  в  матрикул  факультета  искусств  Гейдельбергского  университета  :  «  Николай  Канцер  из  Кузы  ,  клирик  Трирского  диоцеза  .  «   Между  1417  и  1420  -ыми годами  он  поступил  на  факультет  права  Падуанского  университета  .
В  этом  университете  процесс   обучения  состоял  не  посредством  следования  устоявшимся  авторитетам  и  схоластической  традиции  , но путём  индивидуального  напряжённого  богословского  , философского  и  научного  поиска  .  К  началу  1425  года  он уже  находился  в  Германии  и  приобрёл  пребенду  ( или  бенефиций  )  .  С  тех пор  он  стал  удачливым   бенефициаром  католической  церкви  .
И  исследователем  на  том  широком  поле  , каково  представляля  ему  католическая  церковь  .  В  начале  своей  деятельности  он описал  астрологическую  констелляцию  конца  1424  года  - начала  1425  года  ,  то есть почти  600  лет назад  . Тогда  он  даёт  краткий  обзор  общественно  -  политических событий  того времени  и  обзор  мировой  истории  от сотворения  мира  до  гонений  христиан  в  правление  римского императора  Галлиена  (  260  -268  гг  )
Николай  связывает  конъюкции   планет  и  их нахождение                в  разных  знаках  зодиака  с  историческими  событиями  .
Например ,  конъюкция  Сатурна  и Марса  ,  которая  , по представлению  астрологов  , является  причиной  катастроф  ,     у  Николая  Кузанского  соотносится  с  потопом                (  2940  до  Р .  Х  .   ) , уничтожением  Содома  и  Гоморры 
(  между  1931  и  1813  гг  до  Р . Х .  )  , падением  Трои 
(  1135  год  до  Р . Х  . )  , смертью  царя  Александра  Великого 
(  323  год  до  Р . Х  .  )  , разрушением   Иерусалима 
(  70  год  до  Р . Х  . )  . Будущее  же  глобальное  изменение  мира  Николай  Кузанский  связывает  с  2458  годом  , когда  ,  по  его расчётам  все  7  планет  будут  находиться  в конъюкции  в  Овне  ,  то есть в начальном  знаке  зодиакального  круга  .
В  Кёльнском  университете  имя  Николая  Кузанского  было  занесено в  матрикул  с  титулом  «  доктор  канонического права  «  .  В  Кёльне  было популярно  учение  Альберта  Великого  (  1200  -  1280  )  , для  которого  характерно    соединение  последовательного    аристотелизма                в  физике  и метафизике   с  сильным  неоплатоническим  влиянием  в  области  философской  теологии  .
В  1434 -  1435  годах  Николай  Кузанский  работал  над  сочинением  « Об исправлении  календаря  «  .
Да  , он стоял  у  руля  управления  временем  и   ощущал  это .
Не  только  решал  задачу  уточнения  и  улучшения  западного  церковного  юлианского  календаря  , но и  сравнивал  его  с восточным  православным  календарём  , сведения  о  котором  он взял  из  рукописей  , показанных ему  иеромонахом  Исидором (1390  -  1463 ,впоследствии  митрополит  Киевский ), находившимся  в  Базеле  в  качестве  представителя  Константинопольского  патриарха  .  Базельский  Собор  отказался  от планов  по исправлению календаря  .
Не  буду  описывать все  интриги  ,  в  результате  которых  Николай  Кузанский  считался  предателем  .  Он  присоединился  к  числу  сторонников  папы  Римского  Евгения  4 -  го  и  по времени  это совпало  с  заключительной  стадией  переговоров  Западной  и  Восточной  Церквей  о  проведении  объединительного  вселенского  Собора  .
Переговоры  активизировались  по инициативе  византийского  императора  Иоанна  8  - го  Палеолога  (  1425  -  1448  )  , рассчитывающего  получить  помощь   папы  Римского  и  западных  государей  для  борьбы  с турецкой  угрозой  .
Николай  Кузанский  встречался  с греческими  послами                в  Базеле  в  1434  -  1435  годах  . Сама  идея    церковного  единства  была  близка  к  тому  идеалу  « всеобщего  согласия « ,  который  он отстаивал .  Николай  Кузанский  был обвинён  в  незаконном  присвоении права  выступать от имени  Собора  .
Но несмотря  на  эти обвинения  Николай  Кузанский  и  ещё  два  папских посланника  отправили  папе  Римскому  Евгению  донесение  о  полном  успехе  своей  миссии  .  Ему  было выплачено  из папской  казны  240  золотых  флоринов  в  качестве  вознаграждения  . Впервые  в качестве  папского представителя  , или  делегата  Николай  Кузанский  присутствовал  на  имперском  рейхстаге  в  Нюрнберге  в  1438  .  Посольство  возглавлял  в  качестве  легата  кардинал  Альбергади  ;  в него  были  включены  3  епископа  , доктор права  Каподилиста  и  теолог  (  внимание  !  )  Торквемада 
(  1388  - 1468  ) .  За  участие  в  рейхстагах  1438  -  1439  годах  Николаю  Кузанскому  было выплачено  из папской  казны  по  100  золотых флоринов  . Во время  пребывания  в  Майнце  в  1439  году  Николай  Кузанский  познакомился  с  латинскими  комментариями  Иоанна  Экхарта  (  1260  -  1328  )  на книги  Ветхого  Завета  . Впоследствии   Николай  Кузанский  не  раз  обращался  к  работе  с  его сочинениями  ,  развивая  многие  темы  мистической  теологии  Экхарта  .
Энеа  Сильвио  Пикколомини  стал  папой  Римским  Пием  2-ым   и  являлся  главным  покровителем  Николая  Кузанского в  последние  годы  его  жизни  . Он  называл  Николая  Кузанского  «  гераклом  всех евгениан  «  , признавал  его  широчайшую  образованность  и  глубокую  учёность  ,  а  также  значительный  вклад  , внесённый  Николаем  Кузанским  в  дело  защиты  интересов  Папского престола  в  Германии  .
Ибо Базельский  Собор  выбрал антипапу  .  Николай  же  Кузанский  особо  обращал внимание  на  то  , что может  существовать  одна  истинная  земная  Церковь  с  одним  главой  и  для  спасения  необходимо пребывать в  единстве         с  этой  Церковью .  Не  он  один  утверждал  это  , но  говорили  о  разных  церквях  .  И  до сих пор говорят .
Папа  Римский  Евгений  4 – ый  незадолго  до кончины  избрал  Николая  Кузанского кардиналом  .
2 ноября  1450  года  папа  Римский  Николай  5  - ый  удостоил  Николая  Кузанского  высокой  почести  -  права совершить  торжественную мессу  на  папском  алтаре  базилики  Санта  -  Мария  -  Маджоре  . А  в  начале  декабря  было принято решение  о назначении  Николая  Кузанского  легатом  в Австрии  и  Германии  .  Масштабная  поездка  Николая  Кузанского  продлилась  более  года  и  охватила  множество  городов  и  селений  Австрии  ,  Германии  и  Нидерландов .
Формально  она  была  связана  с  объявлением  папой
Римским  Николаем  5  - ым  1450  года  юбилейным  ,  то есть  годом  , в  который  в  соответствии  с католической  традицией  посетившие  Рим  паломники  могли  получить  так  называемую  полную индельгенцию  : освобождение  от всех временных  наказаний  за  грехи  .  И  спустя  528  лет  я  пожалела  о  том  , что я  не  могла  воспользоваться  ,  только  услышав  о  такой  возможности .  Но  тогда  , в  1450  -м  году  не  все  желавшие  получить  такую индульгенцию  могли  посетить  Рим  -  встала  проблема  по    пространственной  шкале  , как  передо мной  -  во временной  .  Задачей  Николая  Кузанского  как  папского  легата  было  объявление  о  предоставлении  верущим  юбилейной  полной  индульгенции  на  германских  территориях  при  условии   выполнения  определённых  церковных  требований  :  посещения  конкретных  храмов  ,  покаяния  , причастия  , чтения  молитв  , соблюдения  длительных  постов  , внесения  пожертвований  .  Из истории  Реформации  узнаём  , что  подобные  поездки  папских  легатов  нередко   превращались  в  почти  неприкрытый  сбор  пожертвований  , которые  затем  распределялись  между  местными  епископами  и  Римом  .  Надо  отметить  и  то  ,  что в  случае  с  Николаем  Кузанским  фмнансовая  составляющая  хотя  и  присутствовала  ,  но  не  была  доминирующей  .
В  обращённых к  народу  проповедях  он  разъяснял важность  покаяния  и причастия  , подчёркивал  , что  молитвы  и  добрые  дела  являются  более  угодными  Богу  , ч ем  паломничества  и  денежные  пожертвования .
В  издаваемых  им  церковно  -  нормативных  документах  специально  оговаривалось  , что полная  индульгенция  должна  представляться  в  том  числе  и тем  , кто  не способны  внести  пожертвования  при  условии  выполнения  ими  необходимых  церковных требований  .
Всё  таки  он  был  доктор  права  .  И  наделённый  большими  полномочиями  . Он  значительно увеличил  число  храмов  , посещение  которых  давало  индульгенцию  .  Но как  всегда  исполнители  на  местах  не  были  так  образованы  и  мотивированы  , как  папский  легат  .  Хотя  Николай  Кузанский  заботился  не  только  о  бенефициях  для  себя  самого  , но  и  для  родственников  .
В  папском  архиве  остались  его прошения  .
И  вот  эта  сторона  деятельности  Николая  Кузанского   позволяет  думать  о  его  настоящих мотивах  служения .
Потому   как  в  определявших  обязанности  Николая  Кузанского  в  качестве   легата  папских  декретах  ему  были  предоставлены  самые  широкие  полномочия  по  созыву  провинциальных  Соборов  , проведению  церковных  реформ  , распределению  бенефициев  .
И  собственно  говоря  можно сказать  то  , что  и  его  деятельность  привела  в  конечном  итоге  к  появлению  Реформации  и  последующей  тридцатилетней  войны  .
Так  сказать  , заложила  фундамент  .  Всё  таки  папа  опирался  на  его мнение  в  том  числе  и  по поводу  индульгенций  .    В  своей  деятельности  он  был практикующим  политиком  . 
И  в  его время  и  может  быть    с  его подачи    он  не  захотел  предотвратить  падение  Константинополя  .
Так  как  в его отношениях  с  Константинополем  подразумевались  какие  -  то подлоги  , которые  в  конце  концов  приводили  к  выплате  ему  крупных  сумм  из папской  казны  . Он  - политик  . И  именно в  таком  качестве  он  должен  был  в статусе    папского  легата  пытался  положить  конец  Столетней  войне  ( 1337  - 1453 )   ,  после  начала  которой  разразилась  чума  1348  года  и  города  по  существу  вымерли  тогда  . Война  велась  между  французскими  и  английскими  королями  .
И  как  видим  закончилась в то время   может  быть из  -за  страха  при виде  Константинополя  , осаждённого турками .  Одной  из задач  Николая  Кузанского  как  папского  легата  было  проведение  переговоров  с гуситами  об их возвращении  в католическую  церковь  . Он написал 
«  Письмо к  богемцам  «  в  1452  году  .  Но  переговоры  сорвались  .  Тем  не менее  в  финансовых вопросах и  вопросах  бенефиций  Николай  Кузанский  достиг определённых   успехов  . В  декабре  1452  года  император  Фридрих  3 – ий  подтвердил  право  епископства  , которое  возглавлял  Николай  Кузанский  , на  владение  находившимися  на  территории  епископства  шахтами  ,  в  которых добывали  соль и руды  драгоценных  металлов  . Повышение  доходов  епископства  позволяло  Николаю  Кузанскому  не  только  возвратить  имущество  епископства  и, но  и начать выкупать  заложенную  собственность местной  знати  , увеличивая  тем  самым  земельные  владения  епископства  . Он  похоже  был  более  финансист  ,  чем  теолог  в  своей  деятельности  .
Как  теолог  Николай  Кузанский  14  сентября  1453  года  отправил    письмо  настоятелю и братии  абабтства  в  Тегернзе  (  Бавария  )  ,  которые  , познакомившись  с  его сочинением  «  Об  учёном  незнании  «  и  другими  его  теологическими  трактатами  , стали  ревностными  сторонниками  развиваемого  им  представления  о мистической  теологии  и вели  полемику  с критиковавшими  мнения  Николая  Кузанского  теологами  и монахами  .  К  сентябрю  1453  года  он  завершил  работу  над сочинениями  « Математические  дополнения    «  ,  в которых стремился  продемонстрировать    важность   математических исследований  для  теологических  созерцаний  реальности  божественного  бытия  .  Николай  Кузанский  излагает  своё  понимание  трактата « О  таинственном                богословии  «  из  «  Ареопагитик  «  , отмечая  , что в  этом  трактате  открывается  путь синтеза  положительного  и  отрицательного  богословия  , который    не  может  быть  вполне  объяснён  словами  , но  должен  быть опытно  пережит   в  акте  любви  к  Богу  .
Это   что  касается  его  богословия  .
А  жизнь  на  земле  не  была  столь  возвышенной  .
У  него  как  у  епископа  появились проблемы  .
С  владелицей  или  бывшей  владелицей  земли  .
 Аббатисой  .  После  того  как  она  отправила  наёмников  , чтобы  изгнать  крестьян  с   земель  ,  которые  аббатиса  считала  собственностью  монастыря  , епископские  войска  по приказу  Николая  Кузанского  вступили  в  бой  и одержали  победу  ;  всего в  стычке  погибло несколько  десятков  человек  .  Вот  эти методы  привели  в  конечном  результате  к  тридцатилетней  войне  .  Николай  Кузанский  оставил    пример  того  , что  в  споре  верующих  как  хозяйствующих  объектов  хороши  все  средства  .  Хотя  Николаю  Кузанскому  в истоге  удалось  добиться  сложения  аббатисой  полномочий  ,  противники  посылали  жалобы  . В  том  числе  указывая  на  то  , что  Николай  Кузанский  отдал распоряжение  о введении           в  соборный  капитул  собственного   племянника   , хотя  члены  капитула  противоборствовали  этому  распоряжению .  Но  герцог  Сигизмунд  ,  заинтересованный  в   свою  очередь  в  финансовых  ресурсах  епископства  и  знавший  о  дружбе  Николая  Кузанского  с  папой  Римским  Николаем  5  -ым  , убеждал  тирольских  дворян  искать   компромисс  с епископом  .   Сам  же  Николай  Кузанский  представлял  интересы  герцога  на  имперском  рейхстаге  .
Но  в  1455  году  папа  Римский  Николай  5  - ый  умер .
  И  для  Николая  Кузанского  всё  изменилось  .
И  уже для  Сигизмунда  епископ  стал неугоден  .
И  в  1457 году  герцог  перешёл  к прямым  угрозам  .
 А  Николай  Кузанский  уже  опасаясь  за  свою  жизнь  поселился   в  уединённом  горном  епископском  замке  под  охраной  верных ему  солдат  .  Да  , когда  ведёшь войну  , результаты  войны  не  устраивают   противную сторону  обычно  . На  войне  как  на  войне  .
Но  внешние  события  вновь  меняются  .
 В  августе  1458  года  новым  папой  Римским  с  именем  Пий  2  -ой  стал  Пикколомини  , друг  Николая  Кузанского  .  И  тогда  Николай  Кузанский  уже  в  сентябре  1458  года  отправился в  Рим .  Но  полного  торжества  над врагами  не  произошло  .  В  1  - ой  половине  1460  года  Николай  Кузанский  предпринял попытку  посетить    епископство  , герцог  Сигизмунд  открыто   выдвинул  против  него  военную силу  и  Николай  Кузанский  окоазался   в осаде  в  епископском  горном  замке  .  И  был вынужден подписать полную  капитуляцию  ,  согласившись  на  то  , что  реальное  управление епископством  оказалось  в руках  герцога .
Но  этим  всё  не  закончилось  .  Когда  Николай  Кузанский  оказался   в  безопасности  , он объявил  договор  с  герцогом  недействительным    как  принятый  под  давлением  и  угрозами  , но  в  еписопство  больше  не  возвращался  . Папа  Римский  выступил предсказуемо  в  поддержку   кардинала  и  личного  друга  , наложив  на  Сигизмунда  интердикт  и другие  церковные  наказания  . 
Письменные  переговоры  об их  снятии  и  разделении контроля  над епископством  между  Николаем  Кузанским 
и  герцогом  при  посредничестве  папы  Римского  и  императора  Фридриха  3  - его  и  венецианского  дожа  проходили   до  последних  месяцев  жизни  Николая  Кузанского  . Мирный  договор  был окончательно согласован  в  июле  - августе  1464  года  и  епископство  в  лице  Николая  Кузанского  получало  обратно  замок  , значительную  часть  земели  и  все  церковные  права  , однако  Николай  Кузанский  соглашался  не  появляться  в  епскопстве  лично  и  управлять им  только  через викария . Как  результат  2  сентября  папский  легат  по просьбе  императора  Фридриха  3  -  его издал  вердикт   о снятии  с  герцога  Сигизмунда  всех  церковных наказаний  .
И  это была  Пиррова  победа  папской  курии  .
В  результате  , хотя  и  не  тотчас  ,   папство    потеряло   всё  . В  том  числе  благодаря  упорству  Николая  Кузанского . Который  по существу  торговал  прощением  церкви  . А  папство  ещё  строило   свои  планы  .
Папа  Пий  2  - ой  называл  Николая  Кузанского своим  учителем  и считал  основной  стоящей  перед  ним  церковно  - политической  задачей  организацию  нового  крестового  похода  для  борьбы  с  угрожавшими  христианству  турками  и освобождение  Константинополя  .  Ещё  в  начале  1459  года  он  призвал  европейских  государей  собраться  в  Мантуе  для  обсуждения  .
Но  из  -за  критической  позиции  Николая  Кузанского  по  отношению к  проекту  крестового  похода  Пий  2  -  ой  не  пригласил  его с  собой  в  Мантую  ,  а  оставил в  качестве  своего представителя  в  Риме  , наделив  высокими  полномочиями  генерального викария  в  сфере  внешнего  управления  Римом  и  Папской  областью  .
Но Николай  Кузанский  всё  же  отправился  в  Мантую  ,  а  затем  и  в  собственное  епископство  .
Все  мысли  Николая  Кузанского  занимали  в то время  не  Крестовый  поход  ,  и  даже  не  Рим  ,  и Папская  область  , оставленные  папой  Римским  на  его попечение  ,  а  его собственное  епископство  .  Несмотря  на  недовольство  многих    членов  Папской  курии  , видевшей   в  деятельности  Николая  Кузанского  угрозу  сложившимся  финансовым  отношениям  ,   папа  Римский  одобрял  большинство  предлагаемых  Николаем  Кузанским  мер  , однако  не  смог преодолеть сопротивление  коллегии кардиналов  . Незадолго  до смерти  папы  (  как  часто умирают папы  , когда  коллегия  кардиналов  недовольна  его  решениями  , подумала  я  )  Пий  2  -  ой  всё таки  создал   предварительный  вариант посвящённой  церковным  реформам  буллы  «  Pastoraetemus  «   ,  в  который  в переработанном  виде  вошли  материалы  2  - х проектов  ,  в том  числе «  Общей  реформы  «  Николая  Кузанского  . Однако  из -   за  кончины  папы  эта  булла  так  и  не  была  официально  обнародована  .
Последним  церковным  поручением  Николая  Кузанского  стало участие  в  сборе  рыцарей  , которые  по призыву  папы  должны  были  летом  1464  года  съехаться в  Аскону  ( знаковое  для  Германа  Гессе  место  ) ,   и  оттуда  на венецианских кораблях  отправиться  в  крестовый  поход  против  турок .  Но  11 августа   1464  года  Николай  Кузанский  скончался  . Посреди  войн  и  с  герцогом  Сигизмундом  ,  и  предполагаемой  войне против  турок  .
Тоже  , как  и  папа  Пий  2  - ой  , вовремя  для   его противников  . Остались   его труды  .
Богословские  в   том  числе  . 
Исходным  пунктом рассуждений  Николая  Кузанского  при  построении  учения  о  Боге  является  отождествление  Бога  с  Максимумом  ,  неявным  основанием  для  которого   служит  «  доказательство  бытия  Божия  «  , предложенное  Ансельмом  Кентерберрийским  .
Николай  Кузанский  почти дословно  повторяет  формулу  Ансельма  (  «  нечто  , больше  которого  ничего не  может быть   помыслено  «  - quo   maius  cogitari  nequit )  ,                у  Николая  Кузанского  :  «  максимум  , больше  которого ничего не может  быть  «  -  quo  maius   esse  nequit   .
Из  понятия  абсолютного максимума  Николай  Кузанский  выводит  единство  , полноту  и  совершенство  Бога  , утверждая  , что  Максимум  «  есть  то  , чем  Он  может  быть  -   ( sit  omne  id   ,   quod  esse  potest  ) , 
«  абсолютная  актуальность  всегомогущего  быть  «  - 
(  omnia   abcolut  actu  quae  esse  possurt  )  ,
«  всеобщий  предел  «  , который  сам  «  ничем  не  определяется  «  (  tenninus  omnium  et  per  nullum  omnium  terrminabilis  )  .  И  , поскольку  Бог превыше  всего ,   Он  также   превыше  любого познания  , выше  всякого   утверждения  и всякого  отрицания  .
  С  этими  положениями  , заимствованными  им                из   «  Ареопагитик  «  и  средневековой  традиции  апофатического  богословия  , Николай  Кузанский  соединяет  собственную  концепцию  «  совпадения  противоположностей  « .
  Это  понятие  « совпадения  противоположностей  «                он вводит и обосновывает  поэтапно  .
На  первом  этапе  Николай  Кузанский  рассматривает  лишь  одну  пару  противоположностей  :  абсолютный  Максимум  и  абсолютный  минимум  .
На  втором  этапе  концепция  «  совпадения  «  переносится  на  все  прочие  понятия  и категории  ,  которые  могут  быть приложены  к  Богу  .
 Предлагаемый  Николаем  Кузанским  анализ  соотношения  максимума  и  минимума  имеет  явно  выраженные  признаки  софистического  построения  .
То есть минимум  у него  - то  , чего меньше  не может  быть  , соответственно  и максимум  . Притом  речь идёт                о  «  минимальном  минимуме  «  , который  при  сопоставлении  с  «  максимальным  максимумом  «
всё  таки  может  « совпасть  «  с ним  только  логически  ,                и  только в одном  случае  : если  оба  понятия  берутся                в  аспекте  бесконечности  .  Не  учитывая  то  ,что  при  такой  трансформации в  бесконечность   сами    понятия 
«  максимум  «  и  «  минимум  «  теряют  смысл  , поскольку  предполагают  количественную  соизмеримость .  И  вообще  поскольку  все  человеческие  понятия  определены  областью  конечного  , то  саму  бесконечность  практически  невозможно  даже  помыслить .
Но  в  уме  Николая  Кузанского  как  то  и параллели  совпадают .  Это  у  практически  настроенного  человека  ,  притом  настроенного    решительно  , например  , в  отношении    земель  , из  - за  которых  он свою  жизнь  подвергал   опасности  и  закончил свою жизнь  в  этой  борьбе  , где  его противники  не  думали  о  бесконечности . И  он  в  тот  момент  не  думал  .  Но  они  то  знали  ,  как  укоротить  человеческую  жизнь на  земле  , полагаю  я .
То есть   я не  понимаю  ,  как  у  Николая  Кузанского  ,  много  думающего  как  папский  легат  о  конечных вещах  ,  возникали  образы  бесконечности  .
 Все  его математические  выкладки   тоже  теряют смысл  при  приближении к бесконечности  . Так  как  расширенный  до  бесконечности  круг  совпадает  , конечно  ,  с расширенным  до  бесконечности  квадратом  или  треугольником  , но  только потому  ,что все  фигуры  при  их расширении  до бесконечности  исчезают  и  все  соответствующие  математические  понятия  лишаются  смысла  .В  трактате  «  Об  учёном  незнании «  , например  ,  озвучив  в начале  положение  , согласно  которому 
«  между  конечным  и  бесконечным  нет пропорционального  соотношения  ,  в  своих   дальнейших рассуждениях  его   игнорирует  .  Постулируя                « непостижимость  «  единого  и бесконечного 
«  актуального максимума  «  , тем  не  менее  далее рассуждает о нём  как  о постижимом  .
Всё  таки в этом отношении  Николай  Кузанский  был  человеком  своего времени  , оставаясь в  тенетах  софистики  . Он использует  наработки  так  называемой  математической  теологии  Шартрской  школы  .  Его считают  многие  пантеистом  .
Воможно  , этим  он  и  привлёк  внимание  Германа  Гессе  .  Николай  Кузанский  отрицает  наличие  онтологического  разрыва  между  нетварной  сущностью  бога  и тварными  сущностями вещей  , фактически  не  допуская  обособленного  от  Бога  существования  последних  , и  утверждая  , что все  сущности  есть  лишь проявления  нетварной  сущности  Бога  .  В  такой  системе  пантеизма  представление  о  творении мира  из ничего  по воле   Бога  теряет  смысл  ;  бытие  мира  становится  постоянным  необходимым  следствием  бытия  Бога  .
В  основных  моментах  космология  Николая  Кузанского  представляет  собой  синтез  концепции  происхождения  множества  из единства  ,  развитой  Теодориком  Шартрским  , и   интуиции  внутреннего  онтологического единства  Бога  и  мира  ,  характерной  для  Иоанна  Экхарта  .  А  это  и  есть  игра  в  бисер  -  игра со смыслами  , которые  выработали  до  него  предшественники  .
Добавляя  своё  понимание  этих смыслов  .
А  в  опусе  «  Об  учёном  незнании  «  Николай  Кузанский  следовал  теологической  концепции  движения  творения  к  единству  с  Богом  в  Иисусе  Христе  .
По  формулировке  Николая  Кузанского  «  Бог  есть  свёртывающий  всё  , поскольку  всё  в  Нём  , и  есть  развёртывающий  всё  ,  поскольку  Он  во всём   « .
Причём   процесс  развёртывания  Николай  Кузанский  связывает  с  соотношением  Бога  и  ничто  :
« …  множество  вещей  возникает  в  силу  того  ,  что  Бог  пребывает  в  ничто  (  Deus  est  in  nihilo  )  .
Механизм  творения  у  Николая  Кузанского  представлен  как  одной  «  бесконечной  формы  «  (  forma  infinita )  в  ничто  ,  или  материи  .  Поскольку  во всяком  творении  реально    присутствует  эта  форма  ,  всякое  творение  есть  «  конечная  бесконечность  «  (  infinitas  finita  ) ,  или 
«  сотворённый  бог  «  (  dues  creates  )  .  В  силу  этого  любое  творение  «  совершенно  «  ( perfecta  )  на  своём  месте  и  в свою  меру  .  Серьёзную   сложность   в  рамках  системы  Николая  Кузанского  создаёт  то  ,  что  при  отображении  одной  и  той  же  формы  получаются  различные  по  природе  и  совершенству  вещи  .
Вселенную  , согласно  Николаю  Кузанскому  , следует  понимать  как  единство  во множестве  ( unitas  in  pluralitate  )  ,  как  «  одно  «  (  unum  )  , в  котором  единство  определено  определено множеством  .                В  рассуждении  о вселенной  как  о  едином  существе  ,                «  сотворённом  боге «  , Николай  Кузанский  следует  образной  системе  , представленной  Платоном  в  диалоге  «  Тимей  «  ,  в  рамках  которой  космос  интерпретируется  как  предельно совершенное  произведение  благости  бога  - демиурга  , живое  существо , точное  отображение  совершенства  божественного  ума  . Николай  Кузанский  утверждает  , что  Бог  «  стягивает  «  Себя  ,  то есть  конкретизируется  в  единой  вселенной  , единая  вселенная  - в  родах  ,  роды  -  в  видах  , виды  -  в индивидах  . При  этом  Кузанский  отказывается  считать  вселенную  , роды  и  виды  некими  самостоятельными 
«  духовными  «  реальностями  .  Всё  это   - уровни  бытия  , реально  данные  лишь в  актуально  существующих индивидах  .Николай  Кузанский  подчёркивает  , что  отображающая  Бога  вселенная  произошла  от  Него 
«  посредством  простой  эманации  «  (  per  simplicem  emanationem  )  ,  в  которой  Бог   есть  «  абсолютная  чтойность   мира  «  , чистая  возможность  всех  сущностей  ,  а  вселенная  -   «   та  же  чтойность  как  стяжённая  «  ,  то   есть  определившаяся  «  к  бытию  тем  или  этим  во множественности  и  в  многообразии  .При  этом  все  вещи  «  пришли  в  бытие  вместе  со вселенной  «  .
Не  надо  забывать о том  , что Николай  Кузанский  -  действующий  кардинал  Римско  - католической  церкви  и  определяет  до  некоторой  степени  её  политику  .
Но  не  только  : своими  практическими  действиями  Николай  Кузаснкий  как  кардинал  церкви  показывает  на    самом  деле  вектор  политики  папства  ,  финансовые  вопросы  для  него  , а  , значит  , и  для  папства  важнее  , чем  вероучительные  .  В  своих  рассуждениях  Николай  Кузанский  может  даже   проявить  прекраснодушие  ,                но   Иисус  Христос  сказал  :   «   по  делам  узнаете   «   .
Так  , он  пишет  :  «  Во  всех  религиях  предполагается 
(  praesuppon  )  не  иная  , но  одна  и та  же  единая 
(  eandem  unicam )  вера  «  .  Это положение  Николая  Кузанского  нельзя  принимать  в  синкретическом  смысле .  Он видит  свою  задачу  не  в том  , чтобы  создать  на  основе  синтеза  содержания  всех  религий  новую  универсальную  религию  ,  а  в том  ,  чтобы  доказать  ,    что все  религии могут  быть сведены  к христианству  .
Находясь в  своё  время  в  Византии  , он познакомился                с  переводом  Корана  . И сделал какие  - то выводы  .
По  его   убеждению  , философски  осмысленная  христианская  вера  «  заложена  «  во всех  религиях  , поэтому  требуется  лишь  «   найти    «  её  в  них  , извлечь  из  - под наслоений  человеческих  убеждений  и  суеверий  ,  для  чего и  служит  философский  метод  .
И  потому  он  последовательно  излагает  рационализированную  догматику  христианства  .
Обоснование  монотеизма  даётся  посредством  выведения  из  созерцания  творений  и  тварной  мудрости  представления  о   единой  божественной  премудрости                и силе  ;  Николай  Кузанский  пользуется  обычным  для  него методом  сведения  множества  к  единству  .
Многобожие  интерпретируется  как  поклонение  Богу  во многих  образах  . Николай  Кузанский  не  допускает  ,  что  кто  - то  может иметь  философски  противоречивое  представление  о   множестве  первоначал  и  творцов  мира  . Для  него почитание  множества  богов  понимаемо  в  смысле  святых  людей  , а также  их  изображений  .
И  допустимо  в  том  случае  , если  в  основе  этого  лежит почитание  единого  Бога  .Учение  о  Святой  Троице  обосновывается  путём  сведения  троичности  Бога  к  свойствам  или  отношениям  внутри  Бога  ,  то есть 
к  понятиям  «  единство  «  ,  «  равенство  «  и связь  .
Николай  Кузанский  троичность  Бога  соотносит  с  троичностью  в  творении  ,  что  позволяет  ему  использовать  традиционную  аналогию  рождения  от  Ума  -  Слова  , а  от  Ума  и  Слова  -  Духа  ,  или  Любви  .
При  обосновании  христологии  Николай  Кузанский  уделяет  значительное   внимание полемике  с  представлением  , что  человек  Иисус  Христос  был  Сыном  Божиим  по  усыновлению  или  по  благодати  , представленной  в  несторианстве  . 
Кстати  , на месте  древней  мечети  в  древнем  городе  Таразе    был  до  этого  несторианский  храм  .
Так  невидимые  нити  уже  происшедшего  протягиваются  из   старины  и пытаются  попасть  в    узор  , соплетаемый  уже  современными  авторами  .
Так  называемая  связь   поколений  , которую  ощущал  и  Герман  Гессе  ,  приведя  Николая  Кузанского  в  свой  роман  «  Игра  в  бисер  «  в  качестве  одного  из основателей  игры  . 
Позиция  Николая  Кузанского в этом вопросе  тождественна  католическому  и  православному  догматическому  учению  об  ипостасном  соединении  , при  котором  человеческая  природа  оказалась   неслитно  и  нераздельно  воспринята  в  ипостась  Логоса  .
И  потому  он утверждает  , что все  религии  надеются  на  воскресение  людей  после  смерти  к  новой  блаженной  жизни  , поскольку  это возможно  лишь  при  условии соединения  божественной  и  человеческих природ  .
А  все  религии  должны  признать  реальность такого соединения  . Он  признаёт  , что иудеи  не  согласятся  признать  Иисуса  Христа  имеющим  божественную природу  , но  «  …  упрямство  иудеев  не  помешает  согласию  , ведь они немногочисленны  и возмутить  весь мир  войной  не  смогут  «  .  Будущее  показало  ,  что  именно в Германии  , где  он совершал своё  пастырское  служение  ,  не  евреи  начали  войну  и  не  в  связи  с религиозными  причинами  .  Он  говорил  тогда  как  действующий   политик  . Да  он  и  был политиком  не  менее  , чем  богословом  . И свою  задачу  Николай  Кузаснкий  рассматривал    прежде  всего   политически   :  он  не  столько  заботился  о  нахождении ясной  и  общезначимой  религиозной  истины  , сколько  о внешнем  согласии  в  философских  формулировках  , придающих  религиозным  по происхождению и  природе  тезисам  вид  общезначимых  положений  , предлагая  представителям  всех  религий  принять  переформулированный  в  философских понятиях  Символ  веры  . Всё  же  религиозное  содержание  , выходящее  за  рамки  этого  философско  -  теологического  учения  , принимаемого в спасительном  акте  личной  веры  , Николай  Кузанский  объявляет  необязательным  .  Его  ориентация  на  разграничение  внутренней  спасительной  веры  и  внешних  безразличных  форм  религиозной  жизни  отражена  в получившей  широкую  известность краткой  формулировке  : 
«  Одна  религия  в  разных  обрядах  «
(  religio  una  in  rituum  varietate ) .
 Если таинство крещения  Николай  Кузанский  считает  необходимым  знаком  веры  и  предлагает  представителям  всех  религий  принять  его  ,  то все  прочие  таинства  ,  включая  евхаристию  , не  являются  необходимыми  для  спасения . По его мнению  для  спасительной  жизни  в  единстве  с Богом  достаточно  достичь  «  мира  в  вере  «  и  «  единства  в  «  законе  любви  «  , то есть в  следовании  нравственному  закону  .
Он написал  книгу  «  Просеивание  Корана  «  по  желанию  папы  Римского  Пия  2  - го  . Назначение  и содержание  сочинения  тесно связаны  с  планами  крестового похода  против  турок   ,  подготовкой  которого  на  протяжении всего   понификата  занимался  Пий  2  - ой  .
Николай  Кузанский  полагал  , что путём  сопоставления  Корана  и  Евангелия  приверженцев  ислама  можно  будет  убедить  во вторичности  и  ложности  того  содержания  Корана  , которое  не  имеет  аналогов  в  Евангелии  ,                в  результате  чего  они  обратятся  в  христианство  .                Он  считал  , что Коран  был написан  Муххамедом  , который  находился  под определяющим  влиянием  иудеев  и  христиан  - еретиков  (  несториан  ) .
Притом  Николай  Кузанский  был  гуманистом  , то есть ориентировался  на  греческую  философию  в  целом  и  на  платонизм  в  особенности  .  Сочинения  эллинских  философов  как  раз пришли  в  Европу  от арабов  .
И  Альберт  Великий  ,  которого  Герман  Гессе  так  же  считает  в  числе  основателей  игры  в  бисер  включил  изучение  Аристотеля  в  обучение  доминиканских монахов  .  Тех  , которые  создали  инквизицию  .
Каким  то  образом  воззрения  Аристотеля  как  учителя  Александра  Великого  , а  , значит  ,  должным  быть учителем  завоевателей  мира  и  в  будущем  ,  побудили  доминиканцев  создать   инквизицию  как  один  из инструментов  завоевания  мира  .
А  уже  иезуиты  , родоначальники  современного  образования  и  современных  спецслужб  ,  стали  завоевывать мир  хотя и тайным  , но  действенным  способом  .   
Что касается  Николая  Кузанского  , то наиболее   близкую  к  нему  философскую позицию среди  итальянских  гуманистов  занимал  Джордано  Бруно 
(  1548  -  1600  )  , внимательно изучивший  космологию  Николая  Кузанского  и  называвшего  его                «  божественным  Кузанцем  .»  Однако  у него  философские  идеи  Николая  Кузанского  оказались  отделены  от теологического  христианского  содержания  и  интепретированы  в  пантеистическом  направлении  .
  Коснёмся   вообще  немецкой  философии  .  В  ней  имеется  тенденция  интерпретации  и  употребления  понятия  «  игра  «  , начиная  от  кантовской                «   свободной  игры   «  воображения  и рассудка  в рамках  его  теории   . Для  Канта  игра  имеет интсрументальное  значение  , он  использует понятие  игры  для  описания  взаимодействия  познавательных  способностей  , а  вот  Финк  ( 1905  -  1975 )   ,  немецкий  феноменолог  , ассистент  Гуссерля  ,  с  1939  и  по  1948  годы  преподававший    философию  в  католическом  университете  , написавший  в  том  числе  книгу 
«  Философия  Ницше  «  ,  описывает  пяти взаимно  освещающих  друг  друга  экзистенциальных  феноменов  :  смерти  , труда  , власти  , любви  и  игры   .  Игру  он считает  в  числе прочих  экзистенциальным  феноменом  ,  как одному  из проявлений  человеческого  бытия  .
Специфика  игры  , по  его мнению  , заключается  в  том , что она  пронизывает  все  остальные  феномены  жизни  человека  :  игры  со смертью  ,  игры  в   любовь  , во власть  ;   и  труд  - по его  мнению  , тоже  игра  . 
Следуя  его теории  , игра  позволяет  нам  преодолеть  тотальное  господство   времени  и  обратиться  к  миру  недействительного  , 
К  миру  возможностей  или  потенций  .
А  вот  одно  из первых  философских  объяснений  игры                в  истории  германской  философии  обнаруживается  как   раз  у  Николая  Кузанского  .  В  1462   -  1463  году  он  написал  завершающий  его  жизнь  трактат  :
«  De  ludo   globi  « (  «  Игра в  шар  «   )  ,  в  котором  и  представил  фундаментальные  темы  его  философии  :
соотношение  вечности  и  времени  , прообраз  теории ценностей  , интерпретация  игры  как  мистической  практики  движения  души  к  себе  .  Он  не  только  размышляет  о  значении  игры  ,  а  предлагает  реальную  процедуру  игры  ,  определённые  правила  живого  дела  .
Для  него  игра  -  это  специфическая  характеристика  человека  , уникальная  способность  его  души  и разума  ,  предполагающая  метафизическую  основу  , лишь человек  обладает   способностью  к  занятиям  игрой  как  целенаправленной  деятельностью  ,  которая  задаётся  нашим  разумом  .В  этом  смысле  движение  шара  , осуществляемое  игроком  , отражает слаженность  его  души  ,  проявляет интеллектуальные  силы  его  разума  .
Таким  образом  здесь играет  сама  мудрость  (ludum   sapiaentiae  )  . В  игре  развёртывается  особое  метафизическое  измерение   :  за  внешним  действием  обнаруживается  духовная  интенция  человека  , его внутренняя  жизнь  .  При  этом  телесный  акт  полностью  зависим  от  души   ,  а  разумная  сила  души  тем  свободнее  , чем  более она  отрешена  (abcolutior  )  от  телесных  стяжаний  .  В  этой  перспективе  акт  игрового  действия  предстаёт  не  просто  чем  -  то внешним  , а  являет собой  движение  души  к  себе  , разумная  сила  души  проявляет саму  себя  , происходит  своего  рода  круговращение  душевных сил  . У  Кузанского  игра  в шар  предстаёт  в  роли своеобразной  духовной  практики  , движение  усечённого  шара  по  кругам  игрового стола                к  центру  отражает  духовные  силы  играющего    и  символизирует  его  путь  к  христианской  вере  .
И  , таким  образом  ,   по   мысли  Николая  Кузанского  ,  в  процессе  игры  происходит  трансформация   души  игрока  .  При  этом  , как  считал  философ  и  богослов  Николай  Кузанский  ,  игрок  способен  достичь  успеха  только  на  основании  собственного  разума  и  личного  усердия  , он  не  может  пенять на  судьбу  или  злой  случай  . И  таким  образом  если  человек  избирает  путь  добродетели  , то  обретает  содействие  со стороны  всемогущего  божественного милосердия  ,  и  уже  никакие  отклонения  в  движении  шара  не  нарушат  его  душевной  крепости  и  веры  . 
По  Кузанцу  , метафизическое  предназначение  игры  в  шар состоит  в  совершенствовании  души  в  познании  Бога  .                По  сути   это  движение  становится  обретением  внутри себя  духовной  силы  и  крепости  , совмещением  человеческой  свободы  с  божественной  милостью .
Повествование  в  книге  сводится  к  попытке  философского постижения  реальности  , к  тому  , чтобы  с  помощью  игры  научить  человеческий  ум  философскому  познанию  космоса  ,  жизни  , Бога  . Со сходной  ситуацией  позже  столкнёмся  в  романе  Германа  Гессе  «  Игра  в  бисер  «  , герой  которого  Йозеф  Кнехт  , магистр  игры  ,  -  так  же  как  и герой  книги  Николая  Кузанского  «  Игра в  шар  «  - кардинал  Николай  , формулирует  особую  концепцую  игры  и  человека  играющего  .  Что  объединяет  два  этих  произведения  ?
Прежде  всего   понимание  того  , что  игра  символизирует собой  духовные  устремления  и  интеллектуальные  возможности  человека   .  Хотя  , казалось  бы  ,  какая  связь  существует  между  нравственностью  и шаром  , если  говорить  о  книге  Николая  Кузанского  ,  и  бисером  ,  если  говорить                о  романе  Гессе  ,      из  игры  с  которым  вообще  не  представляется  возможным  извлечь  хоть какие  - то  теологические  идеи  , так  как  игра  в  романе  Гессе  вообще  не  имеет описания  ?
  Постараемся  выявить  то  , что  роднит  даже  не  произведения  авторов  , а  самих  Кузанского  и  Гессе  .
Чёткость построений  и  выводов    Николая  Кузанского  исходит  из его математических расчётов  и  анализа  , ибо математика  была  той  сферой  научной  деятельности , которой  он  занимался  всерьёз  .  В  1445  -  1449  годах  Николай  Кузанский  написал  трактаты  :
«  О  квадратуре  круга  «  и  «  О  соизмерении  прямого                и  кривого   «  , то есть  о   спрямлении окружности  .
Об  окружности  как  о поверхности  шара  он  рассуждает                и  в   книге  «  Игра  в шар  «  .  Красота  математических 
умозаключений   привлекала  и Германа  Гессе  .
С  духовной  традицией  игры  , фокусировавшей  своё  внимание  и  в  математических  символах  ,  он познакомился                в  трудах  Пифагора  , связывавшего  интеллектуальное  и  моральное  становление  личности  в  один  узел  .  А  Николай  Кузанский  обращает   внимание  на  то  , что игра  является  феноменом  человеческого  бытия  : «  …  и  шар  ,  и  его  движение  - произведения  ума  .  В  самом  деле  , ни  одно  неразумное  животное  не  сделает  шар  и  не  заставит его  двигаться  определённым  движением  к  цели  .  Стало  быть  ,
вы  видите  , это  - произведение  человека  , происходившее  от  той  его способности  ,  которой  он превосходит  другие  живые  существа  нашего мира  « .  Другими словами  ,  шар  как  произведение  человека  , и  движение  шара  , осуществляемое  человеком  , свидетельствуют  о  познавательных  и  интеллектуальных  способностях  личности  . Николай  Кузанский  обозначит  принципиальную разницу  между  человеческой  игрой  и  забавами  животных  :
homo   ludens  даже  в  игре  проявляет себя  как  homo  sapiens.
Способность  человека  мыслить  проявляется  в  умении  отбирать  те  идеи  ,  которые  необходимы  ему  для  формулирования  правил  игры  ;  это  обстоятельство  позволяет  также  отличать  одну  игру  от  другой , чужой   .
Эту  книгу  Николая  Кузанского  прочёл  и поэт 
Рейнер  Мария  Рильке  :
Пока  ты  ловишь  то  ,  что  бросил сам  ,-
В   том  лишь  ловкость  ,  что своё  опять вернёшь  ;
Когда  же  станешь  шара  адресатом  ,
Который  самой  вечной  из партнёрш  тебе  ,
В  твой  центр  был сброшен  с  высоты  пролётов 
Тем  размашистым  движеньем  ,
Которым  Бог  наводит  к  нам  мосты  :
Тогда  лишь    -  хватка  станет  достиженьем  ,
Не  нашим  , мира  . Если  сверх  того  ,
Шар  бросить   вспять  ;  собрав  весь  дух  и бодрость  ,
Нет  , почудесней  :  бодрость  , дух  отбросить 
И  этим  самым  бросить  …
Так  - как  год  кидает   вдаль 
Птиц  перелётных  стаи  ,
Когда  тепло  убывшее  бросает 
Через моря  - прибывшему  -  их 
Лишь  подобный  риск  в  игре  имеет  роль  . Не 
Облегчишь  уже  броска , не  затруднишь 
Метеор  с твоей  руки  слетел  , пронзив 
Пространство  …

Изображена  поэтом  динамизация  фигуры  круга                в  индивидуализированном  круговом  движении  «  броска  «               в  персонализированный   космический  центр                (  «  твой  центр  «  )  ,  то  есть метафорика  бесконечности                в  обличье  теологизированной  идеи  завершённости  как  индивида  , так  и  пульсирующего   космоса    в  их взаимодействии  друг  с  другом  , а  стало  быть    ,                в  диалоге  мира  и человека  и  в дополняющем  Святую троицу  диалоге  Бога  и  человека   ,  которая  у  Николая  Кузанского    обретает наглядность  в  отклонении  от  присущей  только  Богу  идеальной  шарообразности  .  Как  у  Николая  Кузанского  ,  так  и  у  Рильке  ,  человек  не  «  заброшен  «  , как  гласит  широко  известная  экзистенциалистская  формула  человеческого  бытия  у  Сартра  , а  сам  понимается  как  бросающий  ,  то есть  со- творящее творение  .
Тот  факт  , что в  рефлексии  человек  не  только  доходит  до  границ  , за  которыми  находится  нечто  скрытое  от его мышления  , но  и  познаёт  , и  признаёт  эти  границы  как  таковые  , и  как  свои  собственные  , превращает  человека                в  homo symbolicus  , а  эти  границы  в  своего  рода  барьеры  .
Нелишним  будет отметить  , что  творческая  сила  человека  может  развернуться  лишь  благодаря  дару  речи  , ведь и  Бог  творит   Своим  Словом  .  Для  Николая  Кузанского  путь                к  богопознанию  должен  быть  в  соответствии  с  требованием 
imitatio Dei.   Ибо  человек  живёт  творчески  в  стихии  обоих                «  языков   духа  «  -  для  cogitare et amare Бога  , пусть  даже  он  никогда  не  в    силах  в  полной  мере  достичь  своей  цели  .
Эту  отличительную  характеристику  человека  , прошедшего  через  грехопадение  Николай  Кузанский  интегрирует                в  своё  понимание  : 
А  )  мира  как  непрерывно  развёртывающегося   на  практике  и  непрерывно  свёртывающегося  в  теории творения  Бога   (как  creatio continua )  и  Б  )  человека  как  творческого  создания                (   homo creator    ) которому   вменяется  эта  непрерывность  и  который  способен  её  достичь  как  интерпретатор  мира  посредством  науки  и  как  творец  - ремесленник  и  художник .
В  предвосхищающих  эпоху  великих   географических  открытий  образ  космографа  ,  который  символизирует  деятельность поэта  ,  Николай  Кузанский  создаёт  типологическую  икону  творческого человека  ,  сначала  накапливающего  чувственные  впечатления  ,  а  затем  отгораживающего    свои  чувства  от внешнего мира                и  рисующего карту  как  духовное  отображение  чувственного  мира  .  Наконец  , он осмысляет  свою  деятельность  и  узнаёт  в  ней  отражённое  творчество  Бога  .  В  образе  космографа  Николай  Кузанский  выражает основную  антропологическую идею ренессансной  философии  ,  согласно  которой  человек  -    это   secundum creator    .  В  образе   ,  предложенным  Николаем  Кузанским  то  , чего  способен  достичь  человек  -  творец   заранее  предопределил  его  Божественный  Творец  , сотворивший  мир и  человека  таким  образом  , что  чувственно  -  духовное  изображение  мира  человеком  и  познание  Бога  посредством  именно  этой  творческой  деятельности  человека  могут осуществиться   и  осуществляются  только в   том  случае  , если  человек  не  прекращает осознавать  своей  тварной  природы  .  Рильке                же  в  принципе  рассматривает  человека  как  художника  ,                а  в  художнике  видит  творца  , приносящего в дар  Богу  мир  ,  «  превращая  зримое  в незримое  «  ,   и  тем  самым  самоосуществляясь  и  самосовершенствуясь  .
Искусство  у  Рильке  становится  квазилитургическим  действом  .  Но  это  квазилитургия  , по его  мнению  , какой  должна  быть  в  дологически  - мифологической  религии  .
Потому  что   настоящая  литургия  вневременная  и  не  повторяющаяся  ,   а  длящаяяся   .
И  дольше  века  длится  день  , так  можно описать  .
Есть  ещё  один  поэт  , который  изучал  труды  Николая  Кузанского  -  Отто  цур  Линде  :
  Пришла  к  нам  из  Вифлеема  весть 
О  любви  в  мировом  круге  ,
Говорил   в  Кузе  один  мудрец  :
Любовь  , мир  , Вселенная  и  единое  круглы  …

То   есть  проще  говоря  ,  адресованная  другу  ходит  песенка     (  или  весть  )  по кругу  .  Это и  есть всемирная  игра  .
Читать  произведения  друг  друга  и  посылать    друг  другу  весточки  :  «  Корабли  , что  плывут в  темноте  , как  привет  посылают  друг  другу  только  сигнала  луч  и  гудка  отдалённый  голос  … «  А  это  уже  из  Вудсворта  .


 


Рецензии