Картина это окно в иной мир

Мысли о живописи человека, ничего в ней не смыслящего.

Тема: Имплантация мышления.


Картина не должна быть изображением чего-то. Она  должна представлять собой ОКНО в другой мир, в который мы через неё заглядываем. НЕ ПОДСМАТРИВАЕМ, а именно, подходим к «окну», открываем его и смотрим на другой мир, такой мир, каким его видел и ЧУВСТВОВАЛ художник.
Но почему вид из этого окна должен быть застывшим и неподвижным. Мы ведь смотрим на живой мир, а не на поверхность безжизненной и застывшей планет, как Луна, например, хотя даже там могут быть вспышки и столбы пыли и дыма, когда какой-нибудь метеорит врезается в её поверхность.
На многих планетах, возможно, нет жизни, но есть атмосфера, моря, вулканы, и всё это никак не застывшее, а «живущее» своей «минеральной» жизнью. Солнце, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, их большие спутники...  Это вовсе не ЗАСТЫВШАЯ природа, хоть и неживая биологически ...

«Реанимация» картин.
Главный принцип-- сугубо индивидуальный. Есть картины, как бы созданные для реанимации, другим – лучше оставаться в первозданном виде.
Можно делать парные залы в музее. Один – подлинники, другой – те же реанимированные. Интересно потом сравнивать впечатления посетителей: ЧТО больше задело, взволновало эмоционально?

Звучащие, пахнущие и меняющие ракурс картины.

Пейзаж: Подходите на несколько метров в картине на стене и чувствуете, что на вас дует лёгкий ветерок с запахом леса, поля, моря в зависимости из характера изображения.
И звучание шума веток деревьев, шелеста листвы или шуршание стеблей травы на поле. Пение птичек, стрекотание кузнечиков...
Шторм -- грохот (не сильный) волн, запах вспененной воды, озона, шум ветра и тактильное ощущение посетителей  влажных порывов ветра.
Тулуз-Лотрек с его танцами – тут и музыка, и шелест одежды, и голоса, звуки трущейся о пол обуви, и смех танцующих
Натюрморт – запах еды, если приятный, например свежевыпеченный хлеб, пирожные.

(Здесь позволю себе маленькую интермедию в детские реминисценции. На центральной улице города была кондитерская с названием «Ница». Пекарня кондитерской располагалась в специально оборудовнном для этого погребе и вентиляторы выбрасывали воздух из ней в колодец под тротуаром, прикрытый решёткоя. Помню мы, особенно зимой, любили стоять на этой решётке, потому что снизу шёл поток тёплого и насыщенного всякими кондитерскими ароматами  воздух. Денег, чтобы отведать эти изысканые явства у нас не было, вот мы и стояли на в теплом потоке, вдыхая ароматы ванили, шафрана, гвоздики и прочие очень аппетитные запахи.
Сразу возникла ещё одна ассоциация с прекрасной книгой Леонида Соловьёва «Повесть о Ходже Насреддине». Там описывается такой эпизод: Какой-то нищий подощёл к харчевне, выбрал из-за пазухи лепёшку и подержал ей пару минут над жаровней с шашлыком. А потом съел её. Харчевник это заметил, схватил нищего и потребовал уплатить за пользование шашлычной: Ведь лепёшка пропиталась запахами шашлыка (ЧУЖОГО!) и стала вкусней!
Ходжа Насреддин, случайно оказавшийся при этом, спросил у нищего, есть ли у того деньги, Перепуганный нищий подал ему горстку медной мелочи, всё, что у него оставалось. Харчевник уже протянул было за ними руку, но Ходжа Насреддин не дал ему денег, а, сделав из ладоней коробочку, стал трясти монеты над ухом харчевниа. После чего вернул их нищему и сказал: Иди с миром, добрый человек. Ты расплатился с харчевником. А харчевнику он объяснил: Вы квиты! Он – нюхал твой шашлык, а ты -- слушал звон его монет!
С нас тогда, на решётке у «Ницы», никто денег за обогрев и нюхание прянностей не требовал!)

Портреты – Если есть надобность: Запах духов или других веществ (приятно пахнущих) на одежде или коже портрета. Чтение высказываний и мнений персонажа.

Картина «Пушкин с Натальей Гончаровой-Пушкиной». Можно запах духов от Натальи, ведь женщины и в Древнем Египте ещё мазали себя благовонными маслами. Поскольку на заднем фоне некий зал – шум голосов, музыки, смеха.  «Звучание» мыслей Пушкина -- подходящие для момента его стихи, как бы рождающиеся в его сознании в эту минуту.
Картины на темы Евангелия или мифов – зачтение соответствующих отрывков из лит. источников.
Разумеется не все картины должны пахнуть или испускать дуновения. Распятия, казни, охота конечно же не должны пахнуть кровью и кадаверином.
«Свобода на баррикадах» Делакруа пахнет навряд ли приятно, видя, какой сброд ведёт эта полуодетая дамочка, рано и его же «Охота на львов». Тут, кроме запаха крови, пота, разорванных внутренностей и смерти, не будет
Картина Верещагина с горой черепов, конечно же, тоже не подлежит реанимации.
Но многие – вполне доступны этому процессу.

Как это сделать?
Несколько вариантов.
Рама картины внешне старинная, золочённая. На самом деле полая с миллионами микропор через которые подаётся воздух от генератора запахов и там же или за картиной динамики, генерирующие
соответствующий записанный звук.
Изменение ракурса: Переснять картину на мелкоребристую поверхность, представляющую собой некую пластину с большим количеством маленьких сферических выступов и впадин,  это будет
изменять её вид, в зависимости от угла зрения.
Другая возможность – переснять картины на мягкую подложку с множеством микропор. Тогда насос, подающий в неё сзади воздух, может вызывать даже лёгкие колеюбания самого полотна, шелестящее поле, слегка волнующаяся река и пр.

Фактически, мы здесь говорим об ИМПЛАНТАЦИИ кусочка мышления автора в наше сознание. И, раз так, то понятно, что не только живопись, а ЛЮБОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА есть операция по имплантации мыслей автора в наше мышление.
Как и при любой имплантации здесь могут быть следующие сценарии развития:
Имплантация происходит успешно и иплантат НЕ отторгается.
Частичная неудача – и часть имплантата не приживляется.
Полная неудача имплантации – весь имплантат отторгается..
Совсем плохой сценарий: Имплантат не только отторагается, но и начинает губить материнский организм, то есть наше мышление.
Вот тут-то, при написании этой строчки я подумал, что, по сути, любая мысль, имплантированная в наше сознание, изменяет его. И мы возвращаемся к старющей мысли, высказанной мной много лет тому назад, об «ПИКАХ влияния» на нашей психохроматограмме и, самое главное: Является ли наше мышление НАШИМ? Что в нём собственно НАШЕ, а что, пики влияния? И не является ли наше мышление просто кучей чужих идей, сваленных в наше сознание?
Опять аналогия с многоклеточным организмом:
Он – свалка разнородных клеток.
Наше мышление – свалка разнородных идей.
И там и тут существует некое симбиотическое существование, пока это выгодно составляющим элементам. Клеткам в теле и идеям – в сознании.
А если невыгодно – начинается смертельная борьба и клеток и идей?

Опять, невольно и в который раз: Начал «за здравие», кончил «за упокой».

3  IV 2024


Рецензии
Дорогой Эспри!
Совсем недавно я "двинулась" (!)))) в том же направлении, читая описания картин опубликованные в инете , сопровождающие фотографии шедевров в музеях мира и, ужаснувшись комментариям обывателей и специалистов в ФБ на страницах, посвященных шедеврам живописи.
Мой метод схож с тем, что Вы предлагаете и разнится только в том, что чувства, которые вызывает у меня изображение, я стала старательно описывать словами. Чувства, естественно, мои! Подозреваю, что на эту дерзость подвигла не только моя излишняя впечатлительность, любовь к живописи и гены моего деда-художника, но и тот безудержный порыв, который испытывает и, не имеет сил сдержать, рядовой графоман на этом сайте.
Великий Леонардо считал живопись абсолютно самодостаточной и не нуждающейся в комментариях, и я с ним согласна, но оказалось, что глаза зрителя не всегда имеют связь с его духовностью, чувственностью , поэтому решила помочь ему в этом. В меру слабых сил.
С развитием ИИ и технологий будущего эта задача для духовно "незрячих" будет решена и не без Вашего метода!
С уважением и искренней благодарностью
за редкую, в наше время, Вашу творческую оригинальность
и человеческую отзывчивость,
Ирина

Ирина Манырина   25.04.2024 13:22     Заявить о нарушении
Дорогая Ирина,
Моя сердечная к Вам благодарность за такой интересный и искренний комментарий.
В отличие от Вас у меня живописных генов нет и даже рисовать не умею.
Мне трудно согласиться с мнением Леонардо из Винчи о самодостаточности живописи. Уже давно пришёл к мысли, что многие художественные произведения НУЖДАЮТСЯ в ОБРАМЛЕНИИ, то есть стих, прозу , картину или даже музыкальное произведение надо поместить в некую понятийную «рамку», дабы её явный и, главное, скрытый смысл, были поняты зрителем, слушателем или читателем. Относительно стихов я написал пару заметочек, этому посвящённых, с примерами.
Аналогично и с живописью, как мне кажется.

Думаю, что нет надобности заниматься самоуничижением, обзывая себя «графоманами». Предоставим это нашим недоброжелателям...

Насчёт очень модного нынче «Искусственного Интеллекта» у меня тоже есть Votum Separatum – особое мнение, ибо никакого «Искусственного Интеллекта» нет и не будет до тех пор, пока машина не поймёт, что такое «ДУМАТЬ»
Интеллект – это способность ЖИВОГО СУЩЕСТВА решать проблемы, встающие постоянно перед ним.
Но машина НИКАКИХ ПРОБЛЕМ не решает, ибо НЕ ЗНАЕТ, что такое ПРОБЛЕМА!!! Она манипулирует по определённой программе просто электрическими импульсами, У неё нет ПРОБЛЕМЫ, ибо она даже НЕ ЗНАЕТ, что ДУМАЕТ, ибо НЕ ДУМАЕТ.
Амёба – думает, она знает, что есть проблема, которую надо решить. Одноклеточная зелёная водоросль – думает.
А сверхбыстрый и сверхмощный компьютер НЕ ДУМАЕТ!
Любое живое существо ЗНАЕТ, что оно ДУМАЕТ!
А машина даже этого не знает!
Сначала надо НАУЧИТЬ машину ПОНИМАТЬ, что она ДУМАЕТ, а уже тогда можно говорить о машинном интеллекте.
Некоторое время тому назад я предложил возможный способ обучения машины вот этому чувству – чувству ДУМАНИЯ.
С искренней признательностью за тёплые дружественные слова Ваш Эспри

Эспри Де Лэскалье   25.04.2024 15:41   Заявить о нарушении
Дорогие сопрозоряне!
Разрешите нарушить ваш дуэт...
Выражаясь приближённым языком разрешите внести пять копеек в общую картину как-то ; «Чувствотворение дороже знаний»
"С развитием ИИ и технологий будущего эта задача для духовно "незрячих" будет решена и не без Вашего метода!"
*
Интеллект – как способность ЖИВОГО СУЩЕСТВА решать текущие задачи встающие постоянно перед ним.
Машинный механизм не решая НИКАКИХ ПРОБЛЕМ, но математически программирует задачи, ибо задачи можно спрогнозировать, а человеческие проблемы ?
И что такое есть ПРОБЛЕМА манипулирующая по определённой программе электрическими импульсами, (энергия) ?
«У неё самой нет ПРОБЛЕМЫ, ибо она даже НЕ ЗНАЕТ, что ДУМАЕТ, ибо НЕ ДУМАЕТ».
Одноклеточная зелёная водоросль – решает задачу выработки хлорофилла не думая при этом. Всё делают солнечные лучи, которые наверное "запрограммированы" на таковую потребность водоросли.

И сверхбыстрый и сверхмощный компьютер МОЗг о себе НЕ ДУМАЕТ, но решает задачи. Если предоставить ему таковую потребность (потребителя), снабдить процессором «думания», он начнёт производить таковую функцию «процессора»
Любое существо ЗНАЕТ, что оно живое! Мозг - компьютер не знающий о себе, и процессорный механизм спрогнозирован на управление собой человеческим сознанием.
Как и всякая машина этого не знает! Ибо она для решения потребностей или текущих прав потребителя.
В процессуал входит : НАУЧИТЬ ИИ созерцать свой «машинный механизм», наделяя творческой необходимостью, а уже после можно говорить о его цельности.
Итак : Дееспособным может быть только снабжённый таковым механизмом во времени чело.век
Потому он динамически реагирует, анализируя состояние «чувство-движение», которое дешифруется например шумерской побуквеной азбукой ещё неизвестной картины. Получается что-то вроде: «логосотворение, где чувство времени совпадает с пространственной необходимостью»
И действительно, если речь идёт о динамике чувствотворения, то его импульсы алгоритмически связывают пространственное нахождение созерцателя со временем движения, а в цельности –- изменения… реальности.
.


Бамбек   01.05.2024 11:01   Заявить о нарушении
Изменение реальности - это мне нравится!
Спасибо,

Ирина Манырина   01.05.2024 12:48   Заявить о нарушении
.
Более того, Сократ утверждая : "я знаю, что ничего не знаю"
именно "чувствотворение" имел ввиду, Ведь его просчитать практически становится невозможным.
.

Творческой удачи.

Бамбек   01.05.2024 18:39   Заявить о нарушении