Диалоги об Онегине с М. Сапир. Часть 3 4

Акция  ре-акция на метариал Марины Сапир "Основные конфликты романа" (Евгения Онегин)

Часть 4

(I) Реплики к версии Онегин - Колобок

1) Филипп Филатов (см. ссылк): Колобок – архетип простодушного.
Разве Евгений просто душен. С этим параметром наивняка в романе обитает Таня

2) Филатов: Округлая форма символизирует умение обходить сложные конфликтные ситуации
А Евгений как раз этого то и не умеет – он спец иной науки - страсти нежной, но уже в фазе хандры = надоели ему эти ножки да рожки от женщин-обманок (по Теогонии Гесиода – иной нет).

3) Филатов: Простота и наивность Колобка – это одна из жизненных стратегий. Образец – Кандид Вольтера: Кандид, его подруга Кунигунда и наставник Панглосс — колесят по всему обитаемому миру, присутствуя при сражениях Семилетней войны, чтобы пародийно сатирически издевательски подтвердить правоту мысли оптимиста Лейбница «бог не создал бы мира, если бы он не был лучшим из всех возможных». Эти слова перефразированы Вольтером как «всё к лучшему в этом лучшем из миров» и звучат саркастическим рефреном к Шансон де Жест (Деяниям) Кандида. К каким деяниям «колобка» Онегина мы можем пришпилить это философствование Кандида и его спутников Кунигуннды (что-то от  Куннили;нгус …) и Панглосса (учителя «метафизико -теологико- космолонигологии», беспочвенного оптимиста и карикатуры Лейбница, утверждавшего, что раз этот по теории этого мудреца  мир таков, что лучше и быть не может, то можно ни черта и не делать,а лишь хандрить. Панглосс – это дядя Онегина, что мух давил, бранился с ключницей и помер. А Евгений – его наследник, включая лень, мухобойню, бездельничанье и хандризм. Евгений не колобок = он третий Панглосс в кубе.

Нюанс: насколько Пушкин не дотягивает в сатире (а роман-поэма ЕО именно таким задуман!) до Мольера, Вольтера или Расина, так и Онегин не дотягивает до Кандида или Панглосса. Кандид это некий вариант ущербного Фауста. А Женя наш? Моль, пыль и даже не библейский прах …

4) Абсурдная логика (или ее отсутствие) у М. Сапир: у Онегина будто бы не жизнь, а  сплошь конфликты на всех фронтах жития, но он же и Колобок – абс-но круглый бесконфликтный архетип, которого съела лиса, а он даже не смог возмутится!  Уж скорее колобок – Обломов. Финал колобкиады – героя съедят. Но Женю никто не съел – он просто несъедобен.
(См. «ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ КАК СКРЫТЫЕ ПОСЛАНИЯ ЭТНИЧЕСКОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО»
Филипп Филатов, кандидат наук, доцент факультета психологии, педагогики и дефектологии ДГТУ, вице-президент ЕКПП-Россия:
5) Сапир, ошибочно из-за неадекватности модели «роман ЕО = сказка Колобок» представила Евгения Волком (Медведем) социума в системе «хищник-жертвы», где Вова – Заяц (?), А русская душой Таня – Лиса (Алиса?).
Однако по русским сказкам Заяц – плутишка зайка серенький = трусливый часто наивный плутишка. А по юнгианской (постфрейдистской) психологии он  ассоциируется с темами плодородия, трансформации и бессознательного.  «Заяц, известный своим быстрым размножением, представляет собой архетип плодородия и новых начинаний. Он символизирует потенциал роста, творчества и способность генерировать жизненные силы внутри себя. Обманщик и оборотень. Заяц проявляет хитрость и ловкость, воплощая архетип обманщика. Он представляет собой адаптивность, находчивость и способность преодолевать жизненные трудности, меняя формы или стратегии. Заяц -  это Лунный символизм. Анима и мужественность. В юнгианской психологии заяц также можно рассматривать как символ анимы, женского аспекта мужской психики. Ассоциации зайца с чувствительностью, интуицией и восприимчивостью подчеркивают важность баланса мужской и женской энергий внутри себя. Заяц - трикстер как катализатор. Будучи обманщиком, заяц разрушает устоявшиеся нормы и ожидания, действуя как катализатор перемен. Его озорная природа бросает вызов жестким структурам и побуждает людей подвергать сомнению социальные условности и исследовать альтернативные точки зрения. » Из этой выписки проф. психолога и фрейдиста очевидно одно= Вова кто угодно в системе хищник –жертва, но не трикстер = НЕ ЗАЯЦ!
Что простодушная наивная нерасчетливая Таня Ларина  – не лиса Алиса у Пушкина,  и ежу Юрия Норштейна понятно.
А о Жене как волке Акела кто готов и обоснованно спорить?  Женя вообще даже не хищник. Взять пистолло и бахнуть по принципу «Минус один шаг» (прицельно, на опережение) и «Бей первым, хФедя!» это еще не значит обозначить себя хищником, альфа-самцом и киллером, да к тому же получить сертификат гангстер или тривиализированного театрального хищника.  Убить с десятка шагов может каждый.  Достаточно не быть элегиком Ленским или ямбистом Пушкиным. Ленский это безобидный Пьеро.
О парадоксе же Сапир : Женя – Колобок и следом Женя – Волк … Sans paroles.
(см. Анжелика Богданова Образ зайца с точки зрения юнгианской психологии

(II) Реплика к версии Конфликт Онегина с  деревенскими

Во-первых, конфликта и их череды вообще нет.  Онегин чужак. Это понятно: столичный денди, спесивый и уже уставший от социума вообще будет всегда чужим тем, кто прожил и помрет в степной глуши (так у Пушкина). Это типовая даже архетипичная ситуация. Ничего особенного и оригинального в ней нет. Да, как фон трагической развязки с Вовой Ленским, он естественно влиял, но конфликта как такового у Онегина с ним не было. Это натяжка и умышленная.
Во-вторых, эта чуждость, показное чудачество Жени  и его необустроенность в тухлом социуме Скотининых не была ведущей основополагающей причиной  нестыковки Жени с Таней и его дуэли с Вовой. Посади мы их на Луне (родине Оли) или Марсе (родине инопланетянки-дикарки Тани), они бы и там повздорили и построили стрелковый тир. Мы все -  пауки в банке. И много там Ларины- мух-цокотух, пиявок и дуремаров.

Вот вам и эпиграф @O! Rus!@

(III) Реплика к версии Конфликт Онегина с Ленским

Причина дуэли: 1) ревность жениха, который был заведомо предупрежден: Оля твоя – глупая круглая луна именно вот с этого нашего небосклона!  2) бессилие Вовы  из-за правоты друга Жени, наглядно показавшего жениху как легко ему с такой Оленькой получить рога 3) бессилие обреченного и злоба на такую помощь от »делать нечего друга» вылились  в типовой вздор  – картель и пиф-паф  ой-ё-ёй, Женя случайно сразил элегика наповал. Но Пушкин оставил нам шанс догадаться: Вова при таком ранении  успел … положить руку на грудь!   Ладно бы пах прикрыл …. Пушкин на аналогичной январской дуэли сложился от удара пули поручика пополам и рухнул на шинель Данзаса как подкошенный.  Дуэли не предшествовал конфликт.
 
(IV) Реплика на Конфликт Тани и Жени

«Конфли;кт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, происходящих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии участников»
 (см. А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. Значение, предмет и задачи конфликтологии // Конфликтология. — М.: ЮНИТИ, 1999)

Найдете в трех (!) встречах и сценах общения Тани с Женей хоть что-то конфликтное.  Обычная нестыковка моментов или импульсов влечения и желания с компетенциями.

Если дева дает мужу «Я твоя», а он отвечает: «Не Зин, ни на фиг»  = это еще не конфликт. Вот когда прибегут деревенские пьяные  братья и потребуют кольями компенсацию за порчу … это будет конфликт  и то, если Женька не спохватится и не откупится наливками, томиков Адама Смита, сушенными мухами дядьки и настойками прелестей ключннцы  Анфисы  …

Если О прибегает к замужней уже генеральше и княгине в малиновом берете (символе владения подпольными казино и борделем вообще-то!)  с требой «Отдай, тля Танька, обещанное (по Раневской)!», а обманщица Т откажет и предложит ждать целый бабий век, то  зреет разборка и это порог конфликта (и то, если в комнату  вкатится толстый калека-муж  и удумает требовать сатисфакции от прострации и нудной импотенции)

Кажется, фратья и сестры,  Таня хотела чтоб Женя ее взял силой и стал ее милым насильником… Но и это не конфликт. Это счастье. Бабье.

***
Единственный персонаж, с которым у Жени не было конфликта (по методике отбора Сапир) это его слуга француз Гийо (не знающие французского, сатирики из Нижнего  и мистификаторы из СПб пишут  и произносят как Гильо – уж лучше б Гнильё):
Пушкин-Сапир о конфликте с Гийо
Не сказал ничего
Он нам об этом ни гу-гу, не сказал
Видно Гийо Женьке сразу давал

***
Новое прочтение, иное понимание романа  без разбора его поэтики (метафабулы творения гения) = это здорово. Правда.
О силе и важности аргументов новатора М Сапир, увы,  не удается толковать
Причина одна: противоречия предположений, оснований и схолий, доходящие до классики абсурда.
Ну как Женя может быть одновременно реализацией и Личности, и Колобка, и Конфликтера?
Тогда отчего скорый на конфликты денди Онегин не стал  бузить с cеком Зарецким и его валтузить?
А он мужа Тани отколобокал? Хотя бы с боку …?


Рецензии