О Гоголе

Вот жизнь, почти вся прожитая с этими словами: "быть мыслями выше житейского дрязгу и на всяком месте своего странствия быть в Оптинской пустыне". И удивительно ли, что каждое слово тут родное, как свое собственное, разве что за исключением меры и степени настойчивости в прошении всех о себе молиться...
Молитва - самый тяжкий на свете труд, вправе ли? И так ли? Эпизод из жизни патриарха Тихона... Когда он приехал в один монастырь, увидел там серьезную девочку лет десяти с огромными четками-трехсотницами  на шее чуть не до полу. "Молись за меня. Танюша, вот по этим четочкам, - сказал улыбнувшись  Патриарх. И вот его это прошение о молитве отозвалось  оркестром всех исповеднических мытарств его жизни. Хотя и Гоголь понятен... Просить молитв других в целом дело смирения, хотя опасное - все решают наши собственные молитвы. В этом письме для духовно опытного ключ к духовной тайне и устроению личности Николая Васильевича.
К слову: Долбино, место, где было написано сие письмо, - находилось неподалеку от Орла, а ныне, возможно, и в черте города, где тогда располагалась усадьба Петра Васильевича Киреевского, -  дивного "печальника Земли Русской", фольклориста, истинного подвижника любовного изучателя нашей великой народности.


Н.В. Гоголь - иеромонаху Филарету.

<19 июня 1850. Село Долбино.>
 
Ради Самого Христа, молитесь обо мне, отец Филарет. Просите вашего достойного настоятеля, просите всю братию, просите всех, кто у вас усерднее молится и любит молиться, просите молитв обо мне. Путь мой труден; дело мое такого рода, что без ежеминутной, без ежечасной и без явной помощи Божией не может двинуться мое перо, и силы мои не только ничтожны, но их нет без освеженья свыше. Говорю вам об этом неложно. Ради Христа, обо мне молитесь. Покажите эту записочку мою отцу игумену и умоляйте его вознести свои мольбы обо мне грешном, чтобы удостоил Бог меня недостойного поведать славу имени его, не посмотря на то, что я всех грешнейший и недостойнейший. Он силен, милосердый, сделать всё и меня, черного, как уголь, убелить и возвести до той чистоты, до которой должен достигнуть писатель, дерзающий говорить о святом и прекрасном. Ради самого Христа, молитесь. Мне нужно ежеминутно, говорю вам, быть мыслями выше житейского дрязгу и на всяком месте своего странствия быть в Оптинской пустыне. Бог да воздаст вам всем сторицею за ваше доброе дело.
 
Ваш всею душою
 
Николай Гоголь.
 


Рецензии
Как пронятно Гоголь пишет!
Катюша, Вам поклон.
Вот почему он так пишет!
Так рада увидеть это письмо.

Татьяна Вика   05.04.2024 06:13     Заявить о нарушении
Дорогая Татьяна, письмо - драгоценное! Живой голос Гоголя!

Екатерина Домбровская   05.04.2024 09:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.