На пиво придётся раскошелиться

Крупнейшие пивовары предупредили о подорожании пива с 1 апреля на 15%. Они ссылаются на увеличение стоимости сырья и логистики, однако нетрудно заметить, что продавить свою позицию пивоварам вряд ли было сложно. Дело в том, что более 70% пивного рынка России контролируют всего три компании, которые к тому же объединены в ассоциацию. Потому выгодополучателей от подорожания можно буквально перечислить по пальцам.
В России за год продаётся около 770 млн декалитров (дал) пива. Почти половина – 370,5 млн дал – составляет импорт. Несмотря на санкционную войну, весь прошлый год пенный напиток в огромных объёмах ввозился из Германии, Бельгии и Чехии. Крупнейшими импортёрами эксперты называют торговые сети «Красное & Белое», «Бристоль» и X5 Group. Потому нетрудно догадаться, что вслед за ростом стоимости отечественного пива ретейлеры перепишут ценники и на импорт, хорошо заработав на этом.

Самым крупным производителем пива в России (и даже в мире) считается компания AB InBev Efes. Это транснациональный холдинг со штаб-квартирой в Бельгии. За свою историю он успел поглотить множество производителей по всему миру – в Европе, Азии, Северной и Южной Америке. В Россию AB InBev пришла в 2018 году в результате слияния с турецкой Anadolu Efes. Последняя к тому времени уже имела в России 11 пивоваренных заводов и 3 солодовенных комплекса – все эти производственные мощности вошли в состав группы AB InBev Efes, кстати, вместе с тремя заводами на Украине, управлявшимися также из московского офиса. В портфель брендов входили Spaten, Corona Extra, Velkopopovicky Kozel, Hoegaarden, «Сибирская корона», «Старый мельник из бочонка», «Клинское», «Белый медведь». В 2020 году на долю AB InBev Efes приходилось 30% выпускаемого в России пива. Понятно, что после начала СВО такая ситуация существовать не могла, и потому уже в апреле 2022 года было объявлено: транснационалы покидают РФ, а российский бизнес холдинга отойдёт дружественным туркам из Efes. Правда, потом оказалось, что речь идёт о передаче не контрольной доли. Цена сделки не разглашалась, при этом AB InBev заявила, что отразит в отчётности убыток от обес­ценивания стоимости доли в совместном предприятии в 1,1 млрд долларов. Трудно сказать, состоялся ли в итоге «развод» между партнёрами юридически. Но со стороны такая история выглядит как перекладывание активов из одного кармана в другой.

За пальму первенства в рейтингах российских производителей пива с Efes соперничает компания «Балтика». С 2008 года она входит в состав транснационального холдинга Carlsberg (штаб-квартира находится в Дании). После начала СВО датчане решили уйти из России и в июне 2023 года объявили: они-де нашли покупателя для «Балтики» с её восемью заводами и ждут одобрения сделки правительственной комиссией. Правда, имя покупателя так и не было раскрыто. Датское издание Berlingske сообщало, что переговоры вроде как шли с производителем безалкогольных напитков «Черноголовка». Также в качестве потенциального покупателя назывались израильская CBC Group и турецкий Efes. Однако сделка так и не была завершена.

Тройку лидеров на российском пивном рынке в последние годы замыкала компания Heineken из Нидерландов (она, кстати, является вторым производителем пива в мире). Россиянам компания известна по брендам Heineken, Amstel, G;sser, K;nigsberg, «Бочкарёв», «ПИТ», «Охота», «Степан Разин», «Три медведя», «Окское» и др. После начала СВО компания объявила о своём уходе из России, и в августе 2023 года (уже после перехода под контроль Росимущества «Балтики») голландцы продали своё российское ООО «Объединённые пивоварни Хейнекен», контролировавшее семь заводов.

Неожиданным покупателем этого весьма лакомого актива выступила российская компания Arnest Group. До этого она была известна как производитель «Дихлофоса», средств для волос «Прелесть» и крема для обуви «Дивидик». Цена сделки составила 1 евро. Правда, есть ещё пункт о том, что покупатель должен в рассрочку погасить долги российского юрлица перед голландцами на 100 млн евро, однако в любом случае вход на пивной рынок сулит солидные прибыли. При этом стороны подчеркнули, что обязательств по обратному выкупу не предусмотрено.

Помимо названных выше крупнейших производителей пива в России есть ещё около 1400 пивзаводов с бизнесом регионального масштаба. Судя по всему, там процветают чёрные схемы. В конце прошлого года ФНС заявила, что неучтённое производство пива может составлять 2 млрд литров в год. Если так, то бюджет недополучил НДС на десятки миллиардов рублей. Причём речь в данном случае идёт не о сегменте розливного пива, где посчитать что-то наверняка очень сложно. «В ночную схему» производят пиво в банках и бутылках. Затем его реализуют через бары (около 80% продаж) и региональные торговые сети, аффилированные с производителями.


Рецензии