Чукля Чунь
Времени на подготовку было достаточно, так как приглашение прозвучало в апреле. Лодка, на которой я собирался плыть, у меня была, правда она была резиновая, а не ПВХ и носила название, которое как я не силился, вспомнить не мог. Одежда, которая использовалась мной для охоты, отлично подошла и для путешествия. Специально пришлось приобрести палатку и хороший спальник, которые служат мне в моих скитаниях и по сей день. Оставалась одна проблема, приобрести комбинированное ружьё, в котором один ствол гладкий, а второй нарезной. Оно в моих мыслях должно позволить добыть мне любую дичь, от утки до медведя, которые могли поджидать меня за каждым поворотом реки. Я долго ходил по оружейным магазинам, выбирал, приценивался и наконец остановился на продукции итальянских оружейников, приобретя комбинашку «Сабатти Форест». Теперь всё было готово и оставалось ждать назначенного дня отъезда.
Пунктом сбора нашей экспедиции была железнодорожная станция Инта, вот до неё мы с Борисом и взяли билеты, выкупив целое купе. Так как большое количество наших вещей, на два места просто не уместилось бы. В день отъезда мой зять привез меня на Ярославский вокзал, где мы с Борисом под неодобрительные взгляды проводницы загрузили наш багаж в купе, электровоз дал гудок и наше путешествие началось. Через сорок с небольшим часов, рано утром поезд прибыл на станцию Инта, где нас уже поджидали наши попутчики. Команда оказалась сборная, Николай и два его товарища были из Усинска, Нижний Новгород представляли три человека и наконец представителями Москвы были мы с Борисом. Вахтовка уже стояла под парами, ожидая последних пассажиров, то есть нас. Погрузив свои пожитки, мы заняли свои места и присоединились к завтраку, который перешел в маленький банкет. Вахтовка легла на курс и помчала нас на встречу приключениям. Ехать, до места старта нашей экспедиции, нам предстояло часа четыре. Время за разговорами пробежало незаметно и вот мы, уже разгрузив кунг и проводив вахтовку, стоим на берегу Лембы, которая с шумом несет свои воды по перекату, очень громко гремя по камням. Здесь мнения разделились, самая нетерпеливая часть нашего коллектива настаивала на немедленном отплытие, вторая предлагала, продолжить начатый в кунге банкет, переночевать здесь и отплыть завтра утром. Я присоединился ко второй части коллектива из-за желания пожить хотя бы ещё лишний денек, так как сильный шум реки и её быстрое течение не внушало мне хороших мыслей.
Утро встретило нас небольшим дождичком, небо было всё в тучах, солнце не хотело на нас смотреть. Наскоро позавтракав, мы приступили к подготовке к отплытию. Лодки у большинства членов экспедиции были накачены с вечера, те же, кто предпочёл более весёлое времяпровождение в вечерние часы, взялись за насосы с утра. Ну вот наконец все было надуто, вещи собраны и крепко привязаны в лодках, настал час отхода. Чукля Чунь скомандовал отплытие и экспедиция из шести лодок, оттолкнувшись от берега пустилась в путь. У меня не было, от слова совсем, опыта сплава по рекам. Через час плавания, когда моя лодка выскочила из-за поворота на прямой участок, где я с ужасом увидел лежащее поперёк реки упавшее дерево. Не успев направить лодку в узкий проход между деревом и берегом, я схватился за ветки и хотел перебросить их через себя, но лодка вдруг поплыла сама по себе, а я повисев секунды на ветках, за которые схватился плюхнулся в реку, едва успев схватить веревку и удержать уплывающую от меня лодку со всеми моими вещами. Мне свезло, что глубина реки в месте моего нежелательного выхода из лодки была не большая, я стоял по грудь в воде. Водица в реке была холодна, но я от неожиданности даже этого и не почувствовал. Выбравшись на берег и отойдя от стресса, я переоделся в сухой комплект одежды, который предусмотрительно был взят мной в этот поход. Мои попутчики пристав к берегу с участием наблюдали за моими действиями. Окончив переодевание, я снова сел в лодку и все мы продолжили наш сплав. Не прошло, наверное, и часа, как всё повторилось с невероятной точностью. Снова поворот реки, опять дерево, лежащее поперёк реки, хват за ветки, плюх в воду. Третьего комплекта одежды у мня не было, ребята собрали с мира по нитке и наказали больше в воду не нырять, да мне и самому не хотелось. К моему счастью, то ли река немного успокоилась, то ли мои навыки управлением лодкой возросли, больше в этот день я из лодки без своего желания я не выходил.
К вечеру пристав к берегу, определили место ночлега, поставили палатки, развели костер приготовили ужин. Мне же предстояло высушить свою мокрую одежду, что при моросящем дожде сделать было очень трудно. Я долго и нудно перевешивал с места на место свою одежду, подставляя огню её разные стороны, стараясь, чтобы она не подгорела. Особенно трудно поддавались процессу сушки болотники из-за их большой длины. Промучившись до часа ночи, добившись удовлетворительной сухости одежды, пошел спать. Так завершился первый день нашего сплава.
День второй встретил нас хмурым утром без дождя, с нависшими на сером небе облаками. Позавтракав и собрав лагерь, мы расселись по своим лодкам и пошли вниз по реке, да забыл упомянуть, вчера пробывали ловить хариуса, но без результатно, а на ночь поставили небольшую сетку, из которой утром вытащили приличного хариуса килограмма на полтора. Хариуса засолили и подождав десять минут, употребили с большим удовольствием. Сплав второго дня проходил спокойно, я уже уверенно чувствовал себя в лодке, хотя несколько раз, струи прижимали меня к скалам, но всё обходилось без последствий. Несколько раз лодку протаскивало днищем по камням и в результате днище в нескольких местах получило пробоины, но умелые руки моих спутников и клей «Момент» это исправили. К вечеру встали на ночлег, Чукля Чунь даже не дожидаясь ужина, поставил палатку и не раздеваясь залег спать, очень устал. Ужин затянулся, было выпито много спиртного и рассказано всяких рассказов. Мы с Борисом легли пораньше и ещё долго слышали веселые голоса наших спутников, думая про себя, когда же черт побери они угомонятся.
Утром рыбаки, взяв спиннинги переплыли к противоположному берегу, где под скалой ещё вечером нашли яму, которую и решили обловить утром. У костра остался я, да два земляка Николая, попивая чай мы неспеша разговаривали. Прошел ещё час, а Чукля Чунь из своей палатки не выходил, нас это удивило, и мы послали самого молодого посмотреть и разбудить нашего командира. Он подошел к палатке Николая и несколько раз прокричал Коля вставай и не дождавшись ответа, полез в палатку. Мы посмотрели ему вслед с тревогой. Не прошло и минуты, как наш посыльный пулей вылетел из палатки и подбежав к нам с придыханием произнес Коля умер. В это было невозможно поверить, но по его глазам и выражению лица, было ясно, что это правда. Я побежал на берег и стал кричать рыбакам, что бы они возвращались. На вопрос, зачем им возвращаться, я ничего не ответил, сказав, только чтобы плыли быстрее. Мне не хотелось кричать на всю реку о смерти Николая, хотя, кто кроме нас мог это услышать. Я ещё в душе надеялся, что это неправда.
Когда все собрались и сомнений в смерти Чукля Чуня уже не было, нужно было решать, что делать. Впереди было сто двадцать километров до конца нашего путешествия в поселке Абезь, назад ещё больше, да и против течения не пойдешь. Сотовая связь здесь отсутствовала и связаться можно было только через 80 километров в селе Эпа. Но до него ещё плыть, да плыть.
На дворе был конец августа, по нынешнем местам уже не жарко, по утрам на лужах ледок поблёскивает, но всё равно температура не та, для сохранности тела не подходит, а путь предстоял не близкий. Чукля Чунь лежал в палатке вниз лицом на спальнике, подложив обе руки под голову, увидя эту позу я подумал, что смерть пришла к нему тихо, незаметно во сне и он даже не понял, как она его забрала. Четыре человека с двух сторон залезли в палатку, взяли за спальник, на котором лежало тело и вынесли его. С осторожностью словно боясь сделать больно, тело Николая было положено внутрь спальника и прежде, чем он был застегнут, на тело было вылито литров пять крепкого алкоголя. За тем спальник с телом был завернут в палатку, перевязан веревками и перенесен в лодку, которую освободили специально для него. Теперь у нас была одна цель, довести тело Чукля Чуня.
Быстро собравшись, мы отчалили от берега, который навсегда останется в нашей памяти, берегом утрат. Привязав лодку с телом Николая к другой лодке, мы начали свой путь. Река уже была не та, что в начале нашего пути, попадались еще перекаты с быстрым течением, но они уступали тем, что были в верховье реки. И плаванье этого первого скорбного дня проходило спокойно, но все мы невольно оборачивались и смотрели на лодку с Чукля Чунем, словно на лодку Харона, плывущую через реку Стикс. Пройдя в первый день километров сорок, мы встали на ночлег и после ужина решили заняться лодочным мотором, который был у нас в экспедиции, но был утоплен в первый день. Сменив масло в этом небольшом 2.5 сильном моторчике и сумев завести его с десятой попытки, мы пошли на покой.
На следующее утро, установив мотор на первую лодку и сцепив гуськом все остальные лодки, мы увеличили скорость своего движения, на сколько это позволяла мощность нашего мотора. Теперь можно было просто сидеть в лодке и обозревать окрестности. Пройдя километров пятнадцать, мы увидели две казанки с людьми, которые поднялись сюда и занимались рыбной ловлей. Рассказав им о нашей беде, мы попросили взять двух наших парней и отвезти их в Эпу, чтобы они могли связаться с Усинском и рассказать о происшествии. Рыбаки вошли в наше положение и наши ребята ушли на мощном моторе в Эпу. Мы же продолжили свой путь и только к позднему вечеру оказались там. Ребята уже связались с Усинском и там обещали завтра прислать за Чукля Чунем вертолёт, ведь он был известным человеком в городе.
Утром, к нашему лагерю, стоящему на берегу реки, причалила лодка из Абези, в которой были следователь, эксперт и кто-то еще от следственных органов. Опросив всех нас под протокол и взглянув на тело Николая, лодка с правоохранителями ушла обратно в Абезь, а мы остались ждать вертолёт. К обеду мы услышали далёкий шум винтов, а вскоре разглядели и саму винтокрылую машину. Вертолёт подымая тучи пыли сел недалеко от нашего лагеря. Из вертолёта, вышел кто-то из экипажа и сказал нам, чтобы мы грузили тело, что было нами и исполнено. С Николаем в Усинск в качестве сопровождающего, полетел Александр, друг его и земляк.
Створки дверей вертолета закрылись, винт закрутился, набирая обороты и подняв тучи пыли с мелкими камнями, заставил нас отпрянуть назад. Вертолёт как бы нехотя стал отрываться от земли, а мы, задрав головы вверх, смотрели на него и прощались с Чукля Чунем.
На следующий день мы доплыли до Абези, сели в поезд и разъехались по своим городам, так закончилось наше путешествие, больше со своими спутниками я не встречался.
Свидетельство о публикации №224040501119