Евагрий Шио-Мгвимский

Евагрий Шио-Мгвимский, также известный как Евагрий Цихедидский, был монахом, учеником и сподвижником преподобного Шио Мгвимского. Он был настоятелем монастыря Шио-Мгвимского и был почитаем как преподобный.

Даты памяти Евагрия были различные: 4 февраля, 9 мая и 4 января. В переводной версии Жития М.-Г. Сабинина упоминается, что грузинский царь Парсман V (ок. 540-558) высоко ценил Евагрия как военачальника и поручил ему временно управлять царством в свое отсутствие.

Евагрий пришел к преподобному Шио Мгвимскому, видя чудо, когда голубь приносил пищу отшельнику. Он желал остаться с ним, но Шио считал, что ему будет трудно привыкнуть к отшельнической жизни. Однако Евагрий настаивал, и преподобный предложил ему испытать свою веру, дав ему свой посох. Евагрий успешно прошел через воды реки Куры дважды, что стало чудом и явилось побудительным фактором для многих людей, чтобы искать спасения в пустыне.

Евагрий приобрел село Схалтба и другие земли для обеспечения монастыря. Парсман V выразил благодарность Евагрию и пожертвовал монастырю различные ценности.

После смерти преподобного Шио, Евагрий был избран настоятелем монастыря и мудро правил им до конца своей жизни. Он подвизался в землянке, следуя примеру своего наставника.

Сведения о прп. Евагрии содержатся в кименной редакции "Жития отцов наших Шио и Евагре" [11] католикоса Картли Арсения II (955-980), в метафрастической редакции XII века "Жития и чудотворений святого и блаженного Шио" [12], в заглавии которого (считающемся псевдоэпиграфическим) фигурирует имя автора - Мартвирий, а также в "Повествовании и чудодействиях святого и богоносного отца Шио" [13], созданном неустановленным католикосом Василием (вероятно, заглавие также псевдоэпиграфично). К. Кекелидзе предполагал, что автор "Повествования..." может приходиться братом Ефрему Мцире - их обоих источники называют "Вачесдзе" (в переводе с груз.- сын Ваче) [14].

Литература
Житие отцов наших Шио и Евагре [кименная редакция] // Архетипы житий Сирийских отцов // Ист. сб. / Сост.: С. Какабадзе. Тифлис, 1928. Т. 1: Прил. С. 26-36 (на груз. яз.);
То же // Абуладзе. Сир. подвижники. 1955. С. 69-143;
То же // ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 217-229;
Житие и чудотворения святого и блаженного Шио, который был из Антиохии междуречия, который прибыл в страну Картли и обосновался в Саркине (в одной пещере), описанное достойным Мартвирием, которого сперва звали Иоанном, который был один из учеников святого Иоанна из Константинополя [метафрастическая редакция] // ПДГАЛ. 1971. Т. 3. С. 107-170;
То же // Сабинин. Рай. 1882. С. 219-264;
Сабинин М.-Г. Житие прп. Шио Мгвимского чудотворца, покровителя груз. царства // Он же. Иверский патерик. М., 2004. С. 141-166;
Повествование и чудодействия святого и богоносца отца Шио, написанные другими в разное время, собрал Василий Католикос, сын св. Патрика Ваче // Сабинин. Рай. 1882. С. 253-264;
То же // Абуладзе. Сир. подвижники. 1955. С. 199-213;
Peradze G. Die Anf;nge des M;nchtums in Georgien. Cotha, 1927. Р. 1-41;
Джавахишвили. История народа. 1928. Т. 1. С. 324-347;
Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 122-124, 158-162, 534-536;
он же. Вопрос о прибытии сир. отцов в Картли // Он же. Этюды. 1956. Т. 1. С. 19-50;
Абуладзе. Сир. подвижники. 1955. С. XXIII-XXV;
Архетипы житий Сирийских отцов // Ист. сб. / Сост.: С. Какабадзе. Тифлис, 1928. Т. 1: Прил. С. 1-18 (на груз. яз.).
Использованные материалы
Э. Габидзашвили. "Евагрий Шиомгвимский" // Православная энциклопедия, т. 16, с. 584
https://www.pravenc.ru/text/180873.html
Machitadze, Zakaria, archpriest, Lives of the Georgian Saints, St. Herman of Alaska Brotherhood, 2006, 86-89


Рецензии