Поручик Ржевский в отставке

                Поручик Ржевский в отставке

                Была вина поручика лихого
                Бесспорна и чрезмерно велика:
                Его сгубило матерное слово!

                Про командира своего полка
                Он, огласив всеобщее сужденье,
                Поступком этим породил скандал.
                Не мешкая, в отставку он подал,
                И удалился жить в свое именье.

                Год миновал. О нем известий нет.
                Уж лето заменило зноем вьюгу,
                Когда решил наставника и друга
                Проведать молодой один корнет.

                Пред ним дорога криво пролегла:
                Тянулась от поместья до трактира,
                Но все ж корнет добрался до села,
                Где дом стоял былого командира.

                Друзья былые крепко обнялись.
                (Они и раньше были накоротке).
                –Ну, наконец приехать собрались!
                Иван! Иван! Неси скорее водки!

                В изгнаньи я от общества отвык,
                Давно меня друзей не тешат речи.
                Вот рыжики! Вот из леща балык!
                Берите рюмку. Первую! За встречу!
   
                –Вот новости... 
                –Начните,  друг, с себя!
                –Поручик! Не могу жить, не любя.
                Короче, по дороге я влюбился,
                И если б мог, то сразу и женился.

                –И на невинной девушке, поди?
                Вы где в пути смогли ее найти?
               
                –Она богиня, друг мой! Как глядит!
                И зубы как жемчужины сверкают!
                – И что она?
                –Женись, мне говорит,
                И близко до себя не допускает.

                –Она у вас хотя бы молода?
                –Мой друг, вы завернули не туда!

                Красавица она! К тому ж умна,
                Была бы мне прекрасная жена,
                Она порой мне кажется святою,
                Невинна так, что я ее не стою.

                –Ни разу не дала? Хитра кобыла!
                Она вас добродетелью купила!

                –Поручик, вы не смеете глумиться,
                На деве сей поклялся я жениться!
                Сословий предрассудки мне чужды,
                Я жил бы с ней, не ведая беды,
                Не слушая ни шепота, ни сплетен,
                Но одного боюсь! Увы, я беден.

                –Вам дико повезло, что вы бедны,
                И тем от многих бед ограждены.
                Не дура девка, судя по рассказу,
                По вашему, и хочет все и сразу.
                Возможно, догадалась уж она,
                Что вы бедны – с того и холодна.
               
                –Вы, как палач, терзаете меня,
                Я без нее не проживу ни дня!

                –Отказа ждите, будет тяжело,
                Но все гораздо хуже быть могло!
                Прожив лишь год, она бы убежала
                С купцом или сыночком генерала.

                –Боюсь я, что вы правы, Ипполит.
                Но боже правый! Как душа болит!
                Она все идеалы мне разбила!
                –Не ведал я, что вы такой му..ла!

                Когда, скача чуть-чуть навеселе,
                По нашей главной улице в селе,
                Видали девок? Уля, Ольга, Маша...
                Ничуть не хуже, чем невеста ваша!

                Но все ж на пользу, Господи спаси,
                Что сучек хитрых много на Руси!
                Не будь таких, Держава наша разом
                Накрылась бы...
                Ну, скажем, медным тазом.

                Итак, за дам!  –
                Воскликнул наш герой.
                –Иван, сюда! Налей нам по второй.
                Да что про баб я только и толку!
                Поведайте, что нового в полку?

               
                –Вы ныне, в том ручаюсь головой,
                Кумир всей молодежи полковой!
                Вы так умны и так интеллигентны,
                Что по Руси о вас идут легенды.

                Да как о вас легенды не слагать?
                Кто может так изящно загибать,
                Так далеко послать, как вы, умеет!
                –Полковник все никак не поумнеет?

                –Да все никак.
                – А что наш юный граф?
                –Он застрелился, в карты проиграв.
                –Как вышло так? Играть он опасался.
                –В трактире он на шулера нарвался,
                Сыграл, а расплатиться было нечем.
                –Бедняга граф! Хотя никто не вечен,

                Но так нелепо путь закончить свой!
                Ему воскликнуть надо было: Стой!
                Туз в рукаве! И с разворота в харю!
                Пусть жалуется, хоть и Государю!
                Был мальчик глуповат, хотя и мил.
                –Прости его, Господь! К себе прими!

                –В печаль меня вогнали вести эти!
                Иван, налей!  Пора уже по третьей!
                Хоть рад друзьям я старым по полку,
                Но новости лишь злобу да тоску   
                Наводят. О другом давайте лучше!
                –Скажите, как живете вы, поручик?

                В своих поступках нынче вы вольны,
                Известны  вы по всем углам страны.
                Ведь нет войны! И вы, среди лесов,
                Живя, как древнеримский философ,          
                Надеюсь, своим жребием довольны,
                Плюя на все с высокой колокольни.

                –Доволен я? С чего бы это? Где тут!
                Лишь одному, и строго по секрету,
                Коль знать захочешь мнение мое:
                В отставке, брат, паскудное житье.
                Отставка  – это значит кануть в Лету,
                Меня, мой друг, уже как будто нету.

                –Я не пойму причины вашей грусти:
                Вы пали жертвой дурака – допустим,
                Но все ж, клянусь эфесом палаша,
                Что жизнь и тут чертовски хороша!

                Вы, если постарели – то на малость,
                Ничуть здоровье ваше не подалось,
                Именье ваше – в райском уголке:
                Полно лещей и прочих рыб в реке,
                Вот бор еловый с белыми грибами,
                Вот зайцы резво бегают полями,

                У вас есть свора из пяти собак,
                Весьма хорош ваш трубочный табак,
                Иван исправно вам подносит водки,
                Есть в городке доступные красотки,
                Пуститься можно с девками в загул.

                Поручик Ржевский тяжело вздохнул,
                И обратился к другу с укоризной:
                –Увы, корнет! Не знаете вы жизни!
                П...у купить?  Какую там п...у!
                Порой мне не хватает на еду.


Рецензии