Великий и ужасный Томас де Торквемада! Адвокат дья

Великий и ужасный Томас де Торквемада, адвокат дьявола с осадком еврейской крови
Недавно в дзэне прочитал заметку на сайте «Народы Востока» о Великом инквизиторе, а также прослушал обстоятельную лекцию Давида Б.  и ещё несколько рассуждений о времени Реконкисты в Испании. Испанию я хорошо знаю, много лет посещал эту прекрасную страну. Захотелось поподробнее разобраться в некоторых запутанных узлах испанской истории. Особенно привлекала меня Андалусия с её неповторимым морским побережьем Коста дель Соль и мавританским памятниками.   Всегда интересно наблюдать бытовую жизнь стран со смешанным историческим прошлым. Как раз там явным образом отразилось влияние различных религиозных представлений и их наиболее ярких представителей.  Одной из таких личностей является фигура Томаса де Торквемады, неоднозначная, но весьма значительная, оказавшая большое влияние на судьбу испанского еврейства. Она показалась мне любопытной с позиций моего увлечения философией мировосприятия. Захотелось разобраться в истоках человеческого сознания, приводящего к таким злодеяниям. Без исторической справки тут не обойтись. Хотя бы коротко. Территория Пиренейского полуострова (куда входит Испания) всегда была заманчивой для соседних народов, тем более что в начале первого тысячелетия нашей эры страна была поделена на множество независимых провинций. Наиболее крупные Кастилия и Арагон. Где-то в начале 8-го века (историки указывают 711 год) значительную часть Испании завоевали арабы (мавры, как их там называли), пришедшие из Аравии. В то же время на севере сохранялись небольшие христианские поселения и имели место постоянные войны между христианами и мусульманами (с переменным успехом). Следует отметить, что евреи, всегда державшие носы по ветру, также неплохо там устроились ещё с древних финикийских времён. Некоторые историки утверждают, что появление евреев на Пиренейском полуострове восходит ко временам правления Соломона. Поскольку евреи полумифический, библейский народ, то всё, что относится к их истории затуманено настолько, что лишь Всевышний мог бы ответить на эти вопросы, но навряд ли захочет. Мавры вполне дружелюбно к ним относились и не мешали жить по-своему и даже развиваться. Более того, там происходил многообещающий симбиоз отношений в области науки, культуры и искусства. Это не пустые слова. В Кордове, где я бывал, это наглядно видно.  Сохранился там памятник великому еврейскому мудрецу Маймониду, но, и, конечно, древняя синагога и т.д. Маймонид Моисей (Моше бен Маймон, акроним Рамбам) — иудейский богослов, философ и врач. Родился 30 марта 1135 года в Кордове (Испания) — умер 13 декабря 1204 года в Фустате (ныне Каир, Египет). Раз уж зашла речь о Рамбаме, невозможно не упомянуть и Рамбана. Моше бен Нахман, акроним Рамбан, также Нахмани;д; 1194 год, Жирона, умер в стране Израиля, примерно в 1269 году, место погребения неизвестно — один из величайших авторитетов галахи и комментатор Танаха и Талмуда, каббалист, поэт. Эти два мудреца до сих пор считаются Учителями иудаизма и непревзойдёнными его толкователями и комментаторами. Их часто путают. Поскольку их акронимы практически совпадают, отличаясь лишь последней буквой. Теперь непосредственно об инквизиции. Инквизиция в Испанских землях, возникшая в XIII веке, как отголосок борьбы с ересями в южной Франции, возрождается с новой силой в конце XV века, получает новую организацию и приобретает огромное политическое значение. Испания представляла собой страну с наиболее благоприятными условиями для развития инквизиции. Однако,  в те годы, несмотря на гонения иноверцев, всё же придавалось какое-то призрачное значение выявлению истинной веры между христианами и евреями, путём диспутов. В частности, наиболее известен исторический диспут, инициированный королевской властью Арагона. Исторический фон событий был таков. Король Хайме I, правивший в Арагоне в общей сложности 63 года, выделялся среди других средневековых монархов своим расположением к евреям. В период Реконкисты (отвоевания Каталонии и Арагона у мавров) он целенаправленно подчеркивал свое терпимое и сочувственное отношение к еврейским жителям своего королевства: поощрял иммиграцию евреев, назначал их на важные государственные посты и, в целом, не мешал им соблюдать традиции отцов. Небольшое разъяснение для несведущих. Общепринято учитывать неприязненное отношение местных народов к пришельцам евреям. Это неоспоримый факт. Но истина, как всегда, кроется в деталях. Евреи, благодаря своим пассионарным качествам (далеко не все, конечно), быстро осваивались в стане временного обитания и использовали свои многочисленные способности к собственному обогащению не только для личного блага, а частенько и во благо их покровителей, королей. Кто же откажется от дармового богатства. Поэтому короли, вынужденные лавировать между желаниями масс и собственной выгодой, частенько поступали лицемерно и подло по отношению к евреям. Приходилось давать взятки. Возникает очередной исторический парадокс (который сейчас часто понимается совершенно неверно). А парадокс в том, что евреев во все времена огульно обвиняют в развитии коррупции, взяточничества, обмане, жадности, личной выгоде и других грехах, якобы изначально  свойственных их натуре. Это историческая ложь, которая в конце концов привела к Холокосту в Германии.  Не следует забывать, что все эти черты возникали вынужденно, из-за угроз не только моментально потерять всё нажитое своим умом имущество (при изгнании), но и реальных угроз смерти семьи (а убивали всех подряд, хоть малых детей, хоть женщин) вследствие зависти соседей.  У таких соседей как раз и преобладали обычные обывательские черты: неспособность к конкуренции с более удачливыми людьми, зависть и злоба вследствие собственных неудач в жизни. Евреи, в большинстве, были более целеустремлёнными, образованными, стремились повысить своё образование любым доступным способом, не гнушались никакой работы. Конечно, со временем некоторые отрицательные черты могли и закрепиться у малообразованного человека. Но не носили массового характера. Возвращаюсь к истории со знаменитым средневековым диспутом, который был подробно записан Рамбаном, и в наше время опубликован. Диспут Нахманида (диспут Рамбана, Барселонский диспут) — это один из наиболее знаменитых диспутов Средневековья, который состоялся между раби Моше бен Нахманом (Рамбаном) и выкрестом Пабло Кристиани. Диспут проходил в Барселоне в 1263 году. Он касался основ еврейской и христианской веры и шел вокруг спора о Мессии — пришел ли он, как утверждают христиане, или должен прийти, как верят евреи. Тема известная, не буду углубляться. Он был прерван по инициативе короля (вывод делайте сами). Отмечу лишь одну особенность подобных дискуссий. Как правило, они происходили между иудаистами и христианами-выкрестами (то есть фактически единоверцами). Это очень важная особенность, подтверждающая близкое идейное родство иудеев и христиан. Да, верно! Ведь никто другой не смог бы так рьяно защищать христианскую веру перед иудаизмом, как правоверный «новый христианин». Так возможно ли тут выявить победителя? Возможно! Победитель существует, это Высший разум (Творец), что уже является весомым доказательством Его существования. Эта предистория необходима, чтобы понять позицию и поведение Томаса де Торквемады. Хочешь, не хочешь, а придётся коснуться понятия еврей и еврейство. Почему именно понятия, а не слова. Потому что слово еврей за многие тысячелетия настолько обросло мифами и наветами, что потеряло нормативный смысл и превратилось в понятие. Так сложилось в нашей многовековой цивилизации. Многие вообще оспаривают существование такой нации, как евреи. Где общепринятые категории принадлежности? Действительно, всё замешано на религии. Вследствие «ошибки» Всевышнего, отражённой в Его завете, и распространённой с подачи пророка Моисея в мире, возникла трактовка, укоренившаяся в сознании масс. Теперь, по прошествии тысяч лет, уже невозможно разобраться в доказательности тех или иных событий. Однако, сработала мифология, с которой следует считаться. Эта мифология стала приписывать евреям отдельные собирательные качества и черты, присущие другим народам, но часто не отражающие еврейскую идентичность. Думаю, что и слово национальность к евреям не подходит. Правильнее говорить о еврействе (включая, понятное дело, прежде всего евреев), как о понятии, обозначающем определённый образ жизни и способ мышления, присущий еврейскому типу личности с подсознательным влиянием еврейской религиозной доктрины (догматики). Должен подчеркнуть, что без религиозной философии (независимо от веры во Всевышнего, либо нет) еврей существовать не может. В этом моменте я подчёркиваю, что как религиозные евреи, так и светские подспудно несут в себе генетическую религиозную память своих предков. Конечно, их бытовое сознание запутано, но это лишь говорит о том, что они не принадлежат целиком сами себе. Где-то на глубоком генетическом уровне их объединяет смутное чувство принадлежности к «избранному» народу. Избранному самим Всевышним. Мне могут возразить, что существует много народов, сохраняющих свою идентичность с помощью генетической памяти предков (к примеру, славяне). Не согласен. Навряд ли можно назвать другой такой народ, который бы сохранил и оживил свой древний (многотысячелетней давности) язык иврит, как это смогли совершить евреи. К тому же отвоевав свою историческую родину. Со слов каббалиста М.Лайтмана, ивритский алфавит особенный. В нём каждая буква имеет свой глубинный (причём самостоятельный) смысл и трактуется как символическая прямая связь с Всевышним (с Его словом).  Также, такая особенность языка, как отсутствие гласных и строжайший запрет менять положение букв. Похожие иероглифы применялись в Древнем Египте и в других исчезнувших странах Средиземноморья. Видимо, это не случайно. В те, древние времена, возможность непосредственного контакта с Высшим разумом была намного ближе. Человечество лишь начинало получать новые знания. Потребность в них ощущалась намного сильнее, да и эгоизм (выпячивание собственного Эго) не занимал столько места в мышлении человека, как в нынешние времена. С точки зрения современных знаний об информации, это можно рассматривать как потенциально-возможный доступ к её источнику. В таком случае становится понятным мнение еврейских мудрецов, что в Торе каждое слово имеет своё значение и никто не имеет права его изменить или заменить. Все переводы текста Закона искажают смысл. Даже подсчитано общее количество слов в Торе, и оно неизменно. Это не просто особенности, присущие каждому народу, а исторически-духовные особенности, которые, в других случаях, как правило, стираются в процессе эволюции цивилизации. В этом смысле именно  еврейству удалось сохранить практически несохранимое. Думаю, эти особенности чисто фактологически невозможно оспорить. Я бы также отметил, что в период рассеяния еврейского народа по странам мира их воспринимали как полумифических существ, которые неожиданно появлялись на территориях разных стран и вели непонятный образ жизни. И не просто непонятный, а весьма успешный. В своей философии мироздания, которая сложилась в моём сознании, я отнюдь не претендую на истину, а лишь привожу свои соображения. Кто и в чём прав доказать общепринятой логикой некорректно, так как сложные мировозренческие вопросы не доказываются и не решаются в бесплодных спорах. В нужное время, в нужном месте нам откроется истина. Как часть мирового сознания, евреи, это отдельная локальная мыслительная дуальность, присущая не столько конкретному народу, как некой общности земного человечества, отражающей влияние космической информации. Можно сказать, что эта общность по многим своим свойствам ближе остальных к Творцу (не в обиду будь сказано). Это не мои предположения, а смысл Священного писания, верно понятый мудрецами-пророками. В конце концов, все эти обстоятельства сформировались и оставили своеобразный отпечаток на их идентичности.  Причём в значительной степени на личности обобщённой, с коллективным мышлением. Отсюда и моё определение. Но дело не в определении, а в том, как такая личность выходит в мир.  Вот об этом я и хотел бы поговорить далее. Речь пойдёт о весьма известной личности, Великом инквизиторе периода испанской инквизиции, Томасе де Торквемаде.  Он родился в 1420 году в семье священника, в Кастилии, могущественном испанском королевстве на тот момент.  Прабабка Томаса была из числа конверсо – то есть, перешла из иудаизма в христианство в сознательном возрасте. Видимо, это было обдуманное и взвешенное решение, раз ее внук (дядя инквизитора), Хуан де Торквемада, потомок крещённых евреев, стал известным во всем католическом мире теологом и кардиналом. Несмотря на то, что он был папский апологет, он был яростным защитником еврейских конверсос (так назывались «новые христиане»).
Существует предание о том, что дьявол решил некоторое время провести среди людей и в течение долгого времени искал человека, чтобы вселиться в него. В итоге он выбрал Томаса де Торквемаду и несколько десятков лет сеял зло в своё удовольствие. Вселение произошло именно тогда, когда монаха назначили великим инквизитором. При Торквемаде начались массовые сожжения еретиков. Великий инквизитор создал инструкции, по которым можно было вычислить еретика. Отдельно он прописал процедуру допроса, количество и длительность пыток. По разным подсчётам, при Торквемаде было сожжено заживо от 2 до 8 тыс. человек. При этом иногда на костёр кидали не самого еретика, а его соломенное чучело, поскольку преступники часто убегали. Более 20 тыс. человек было подвергнуто пыткам. Инквизиция не щадила никого: еретик должен был принять католичество или умереть. Имущество осуждённых присваивало государство. Все эти зверства сопровождались гонениями на евреев и мавров. По легенде, когда богатые еврейские купцы предложили Изабелле и Фердинанду деньги, чтобы те прекратили гонения на евреев, Торквемада сорвал с себя нательный крест и воскликнул: «Иуда Искариот предал своего учителя за 30 сребреников, а Ваши Величества хотят продать его за 300 тысяч! Вот Он, берите и продавайте!». И даже осуждение папы Сикста IV не остановило великого инквизитора. Ну, да, ладно! Человек выполняет своё назначение и предназначение. Но, в данном случае у Томаса де Торквемады не это было на первом плане. Он замыслил погубить поголовно всех евреев. Причём и тех, кто принял христианство. Торквемада, с его еврейским умом, понял, что переход иудеев в христианство навряд ли будет искренним и формально объявил их еретиками с правом сожжения на кострах. Конечно, были и такие евреи и немало. Ведь надо было спасать себя и семью, чтобы избежать выселения на верную смерть. Сколько таких семей было сожжено, история не ответит. Даже Папа Римский   был смущён жестокостью своего верного Великого инквизитора. И всё-таки Великий инквизитор выполнил свой адский план, благодаря неограниченному влиянию на царствующих в то время особ. Да, он в своё время помог брачному союзу Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского. Став супругами, и Фердинанд, и Изабелла были готовы сделать для своего покровителя всё, что угодно. Торквемаде предлагали самые высокие должности, самые роскошные подарки, но он отказывался и требовал только одного: начать, наконец, преследования иноверцев. В 1478 году Фердинанд и Изабелла решились на этот шаг и назначили Торквемаду верховным инквизитором Испании. Об этом есть достаточно исторических сведений. Закончилась эта история ещё печальнее, так как именно Томас Торквемада был автором и исполнителем самого зловещего указа в истории Испании. В 1492 году был, наконец, подписан королевский Указ о полном изгнании всех евреев и мавров из Испании. Немедленно, в течение трёх месяцев. С собой разрешалось взять лишь самое необходимое. Причём, даже Изабелла и Фердинанд долго не соглашались на столь кардинальную жестокость. Тогда Торквемада сам подготовил Указ и заставил королей его подписать. Людей срочно сажали на невооружённые корабли и отправляли в никуда. Естественно, большинство либо погибло от рук пиратов, либо было продано в рабство. Так что на счету Т. Торквемады далеко не десять тысяч погибших, а сотни тысяч.  Адвокат дьявола сполна выполнил свою миссию и умер в одиночестве в 1498 году, осуждаемый и ненавидимый всеми. Да, одиночество безусловно отразилось на его психике. В юности у него была страстная любовь к одной девушке, с которой он учился в университете. Однако, она предпочла его арабу и сбежала с ним в Гранаду. Это вызвало у Торквемады чувство ненависти к маврам. К тому же Томаса Торквемаду постоянно преследовало и озлобляло чувство неуверенности в собственном происхождении (учитывая конверсо своего дяди).

Такова посмертная слава злодея. А был ли он адвокатом дьявола, как окрестила его народная молва. Это не нам решать. Его душа давно уже в загробном мире, прошла Божий суд, возможно перевоплотилась в другом теле.  То, что великий инквизитор имел острый и злобный ум, это факт. Для общества такие люди наиболее опасны. Мало кто иной мог бы так «блестяще» справиться со столь сложной задачей, как избавиться от наиболее пассионарной части общества в лице евреев и арабов (мавров). В те времена, они ещё были как двоюродные братья (принадлежа к одной семитской группе народов). Да и сам Великий и ужасный, каким-то краем принадлежал к ним. По крови одна семья, а по духу непримиримые противники.  Так что первично? Как часто в мире работают безумные, фанатичные идеи? Их множество. Я недавно прочитал в одном тексте, что якобы Томас де Торквемада совершил огромное благо для Испании, помог воссоединению двух главных провинций, Кастилии и Арагоны, укрепив, таким образом страну. Но какой человеческой ценой! Назовите мне хоть одну мировую идею, которая выдержала бы проверку временем, не имела кратковременного характера и реализовалась в долгосрочной перспективе на благо людей, их пользу.   Никакие идеи не стоят человеческих жертв. Что толку в этом воссоединении, если Испания почти сразу потеряла всё своё могущество. Любые идеологи и идеопоклонники, на мой взгляд, просто никчемности, не имеющие и не умеющие, что сказать людям. В заключение могу добавить, что как раз в 1492 году была снаряжена знаменитая экспедиция Христофора Колумба (также, кстати, конверсо с еврейскими предками) в Америку. Существует мнение, что именно на украденные королями еврейские деньжата, после экспроприации их имущества. Поскольку евреи много сотен лет жили в Испании, надо думать сколотили за это время не малые состояния, так что было, что изымать. Поток золота, который приплыл в Испанию из колонизированных территорий Южной Америки в те годы, во многом спас её экономику, подорванную высылкой предприимчивых евреев и мавров. Испания много потеряла как мировая империя. За последние шестьсот лет трудно назвать какие-либо выдающиеся открытия, совершённые в стране, разве что плеяду выдающихся художников и писателей: Д. Веласкеса (также конверсо), П.Пикассо, С.Дали, Ф.Гойю, М. Сервантеса, Г. Лорку. и др.  Да и те, полусумасшедшие.


Рецензии