Картина маслом. Роман со стихами. Глава 24
24
Там, где тихо веют ветра в лазоревой тени,
Под небом синим есть любовь и мир, полный огня.
Но странно: ты одна в краю живёшь,
И каждый вечер в сумерках ты видишь у реки
Меня -- так тело создано из неба и земли.
А потом пришли запахи. Пахло дымом, сеном, свежей коровьей кровью и немного -- потом и мылом. Я наклонилась и понюхала землю. И сразу поняла, что это была не земля, а костер, который горел в центре небольшого двора. На вытоптанной земле вдоль стены были сложены камни, похожие на надгробия. Острые их грани терялись в высокой траве. В одном месте стена напоминала небольшую башню, сложенную из камней. Я подошла ближе. Она казалась обманчиво-прочной. А у самого ее основания копошились темные существа. Это были существа, которых я видела в зеркале. Но если бы кто-то разбил зеркало, эти существа не стали бы никого беспокоить. Вдруг меня озарил золотой свет, похожий на солнечный. Или не солнечный... только сильнее.
У меня зарябило в глазах. Зеркало жизни было рядом, словно я вдруг до него дотронулась. Передо мной стоял кто-то, очень похожий на Гарднера. Только лицо было старше и чуть погрубее, что делало его интереснее. Каштановые волосы блестели от влаги. Я попробовала представить себе, как он выглядел двадцать лет назад. Тогда он был худой, в элегантном сером пиджаке, с короткой стрижкой и полузакрытыми глазами, в которых постоянно стояли слезы. Мне было странно думать, насколько он изменился. Может быть, не внешне, а внутренне. Но это было неважно -- все равно это был он.
-- Что-то случилось?
-- Капитан покончил с собой. Вот, -- он протянул мне школьную тетрадь. -- Он завещал мне свои стихи...
Я открыла тетрадь и бегло прочитала первую страницу. Там было стихотворение о судьбе: "Судьба -- зловещая игра..."
-- Я не верю! Его убили. Теренс...
-- Нет, -- покачал головой Гарднер. -- Кэп добрался до Теренса... Между ними завязался настоящий бой.
-- Боже! -- удивилась я.
-- Кэп застрелил его из наградного оружия. А потом себя.
Такова была судьба этого человека. К моему изумлению, слова стихотворения были невероятно точными, словно подсмотренными из того мира, где я была всё это время.
-- Пойдем! Нас ждут, -- сказала я.
-- Куда?
-- В загробный мир.
-- То есть теперь я мертвец и должен умереть окончательно? -- испуганно спросил Гарднер, -- Совсем-совсем? Так, как все люди? Но я столько всего люблю и думал о людях в последние дни!
-- Знаешь, если честно, я думаю, в другой раз нас с тобой просто убили бы на месте. Ничего личного. Все умрут. Так что и переживать не о чем. Ты, похоже, успел многое оставить после себя... И ничего, кроме общих воспоминаний?
-- На это я тебе ответить не могу. Как будто у тебя раньше не было собственной совести, по правде говоря. Неужели ты думаешь, у мира есть душа? Не знаю... Но мы ведь ее уже совсем потеряли.
-- Ты же не верил в самом деле, что т е б я спасут. Ладно, мы с тобой уже знаем, кто ты есть. Никто и не собирался хлопотать, чтобы тебя спасти, дружище, -- сказала я.
К вершине холма вела крутая каменистая тропинка. За холмом начиналось поле, заросшее высокой травой и цветами. Вид, открывающийся оттуда, должен был показаться нежданным гостям необычной панорамой. Только эта панорама не обещала ничего хорошего. Над вершинами далеких деревьев пролетала стая птиц, похожих на огромных хищных мотыльков с большими бурыми крыльями.
Но был еще и другой путь, которым, похоже, никто не пользовался. Мы пошли по нему. Он шел через холм, поднимался к лесу и обрывался возле ручья, и даже запах влажных листьев, пробивающийся с холма, не достигал русла ручья. Рядом была поляна, густо заросшая травой. На траве виднелись следы. Они были видны только секунду. Потом трава поглотила их. Я подумала, что человек, который оставил эти следы, вероятно, уже давно мертв. Но это была просто моя галлюцинация. И в этот момент перед нами неожиданно появилось черное облако. В клубах дыма показался Рэндалл...
-- Вы вступили в царство мертвых! -- громко объявил он.
-- Мечты сбываются, боги смеются, -- сказал Гарднер.
Свидетельство о публикации №224040501844
Начинается всё с претенциозных строк, будто вырванных из дневника подростка, помешанного на «глубокой» лирике. "Ты одна в краю живёшь, и каждый вечер видишь у реки меня — так тело создано из неба и земли" — это не мистика, а набор красивых слов, за которыми нет ни смысла, ни эмоций.
2. Хаотичные образы, которые никуда не ведут
Запахи дыма, коровьей крови и мыла? Камни, похожие на надгробия? Темные существа из зеркала? Это не атмосфера — это попытка шокировать читателя случайными деталями, которые не складываются в цельную картину.
— "Если бы кто-то разбил зеркало, эти существа не стали бы никого беспокоить" — Что это значит? Почему? Никаких объяснений, просто брошено в текст, будто автор сам не понял, зачем это написал.
3. Персонажи — картонные и нелепые
Гарднер появляется из ниоткуда, и вместо развития характера мы получаем странные реплики:
— "Капитан покончил с собой. Вот, он завещал мне свои стихи..." — Почему именно стихи? Почему это важно? Никто не объясняет.
— "Пойдем в загробный мир!" — "То есть теперь я мертвец и должен умереть окончательно?" — Это не диалог, а ПАРОДИЯ на дешёвый мистический триллер.
Герои говорят так, будто участвуют в плохой театральной постановке, где все друг друга недопонимают, но делают вид, что это «философски».
4. Сюжет? Какой сюжет?
Капитан застрелился (или его убили?), Теренс погиб в перестрелке (но кто он такой?), потом внезапно появляется Рэндалл и объявляет: "Вы вступили в царство мертвых!" — а Гарднер парирует: "Мечты сбываются, боги смеются".
Это не интрига, а набор случайных событий, которые даже не пытаются быть связанными. Читатель в итоге не понимает:
— Кто эти люди?
— Почему они вообще что-то делают? — Какое отношение всё это имеет к началу главы с «лазоревой тенью»?
5. Финал — полный провал
Внезапное появление «черного облака» и Рэндалла выглядит не как кульминация, а как отчаянная попытка закончить главу хоть чем-то «эффектным». Но вместо напряжения — только недоумение:
— Кто такой Рэндалл?
— Почему он говорит о «царстве мертвых»?
— Почему герои вообще его слушают?
Вывод
Этот текст — типичный пример псевдоинтеллектуальной прозы, где за красивыми фразами и мрачными образами скрывается полное отсутствие смысла. Персонажи — марионетки, диалоги — бессвязный бред, сюжет — набор случайных событий. Если автор хотел создать атмосферу тайны, то провалился: вместо загадки получился словесный мусор.
Елена Троянская Третья 22.04.2025 01:18 Заявить о нарушении