По лестнице Небесной

Преп.Никита Стифат
Три есть степени в преуспевающих в восхождении к совершенству:
— очистительная;
— просветительная;
— таинственная или совершительная.

Первая свойственна новоначальным,
вторая – средним и
третьясовершенным.
По трем сим степеням восходя ПО ПОРЯДКУ, рачительный подвижник возрастает до возраста Христова…

— На очистительной степени:
стоят вводимые в священные подвиги. Свойственные ей:

отложение образа перстного человека, освобождение от всякой чувственной страсти, облечение в нового человека, обновляемого Духом Святым.
Дела ея:
ненависть к чувственному, измождение плоти, удаление от всего, что может возбуждать страстные помыслы, раскаяние в содеянном;
при сем –
омытие слезами сланости греха,
благоустроение нрава благодатию Духа,
умиленным сокрушением очищение внутренняго скляницы, т.е. ума, от всякой скверны плоти и духа, и
влияние в него вина слова, веселящего сердце человека, очищаемого и принесение его Царю Духов для вкушения.

Конец же – действенное разжение себя огнем подвижничества, трудами подвижническими извержение из себя всякого яда греховного, закаление себя чрез погружение в воду сокрушения и соделание себя мечом, сильно посекающим страсти и бесов.
Достигший сего – угасил силу естественного огня, заградил уста львов – свирепых страстей, стал силен духом, из немощного соделался крепким и, как другий Авситидианин (Иов) воздвиг себе
трофей терпения, победив искусителя.

— На просветительной степени:

Стоят действием священных подвигов преуспевшие в первом безстрастии. Свойственны ей –
водворение в уме образа здравых словес, или здравых на все воззрений и причастие Духа Святого.
Дело ея –
очищение ума действием божественного огня,
мысленное сердечных очей отверстие, и
рождение слова с высокими помышлениями разума.

А конец –
слово премудрости, уясняющее все сущее и бывающее,
ведение Божеских и человеческих вещей, и
откровение Таин Царствия Небесного.

Достигший сего мысленным деланием ума на колеснице огненной носим бывает четверицею добродетелей, и, как другой Фесвитянин (Илия), еще живой вземлется в мысленный воздух и обходит небесные области, ставшее выше земного.


Рецензии