Связь времён

        Жизнь человеческая мимолётна перед лицом истории. Уже то, что случилось в прошлом  поколении покрыто для нас дымкой старины, а позапрошлый век - лишь очередной в бесконечной веренице событий, и о них мы знаем из уст менторов, которые сами получили свои знания не от живых свидетелей, а из письменных источников. Некоторым источникам верить можно, другим – не очень и заранее не ясно, какую цель преследовали авторы летописей.

        Между тем, на склоне лет уже твои собственные молодые годы начинают принадлежать истории и так оценивают не только юные современники, но даже и ты сам. Мир тогда был другой, люди мыслили не совсем так, как сейчас, и происходили события, которые теперь были бы невероятны.

        Пахом Семёнович родился незадолго до начала войны с немцами и помнил очереди за хлебом, калек на улице и беспризорников, которым он тогда отчаянно завидовал. Однажды, когда в перекрестье трёх прожекторов попал немецкий самолёт, у него было полное ощущение, что это он сам тут же поразил его из зенитки. А какая паника возникла в семье, когда отец ни в одном из своих карманов не смог найти продовольственные карточки! Спастись можно было только, если распродать на рынке всё наличное имущество, но в их комнате и так ничего стоящего не было. Зато и радость была неимоверная, когда карточки нашлись в наволочке, их туда спрятала мама, да потом забыла. Когда Пахом Семёнович поделился этими воспоминаниями с внуком, тот был впечатлён и попросил его рассказать, как он в молодости охотился на мамонтов.

        Сейчас, в ХХI веке, события ХХ века хранились в голове у Пахома Семёновича, как будто они произошли только вчера. Он, однако, был почти свидетелем и событий ХIХ века, во всяком случае, он слышал о них от непосредственных очевидцев той действительности. Соседка по коммуналке баба Маня живо помнила времена, когда неожиданно отменили крепостное право. Сколько они тогда пережили! Раньше – горя не знали, жили под защитой барина. А теперь барин стал им совсем чужим, потому что и они стали для него посторонними. Земли своей у них не было, приходилось трудиться на господских полях и за это им разрешали обрабатывать клочок почвы и для себя. Отец бабы Мани как-то повредил сеялку, барин за это приказал его выпороть на конюшне, отец после этого неделю не мог встать с постели и баба Мания кормила его с ложечки. К ним тогда приходили какие-то студенты, уговаривал подать в суд на барина: как можно пороть свободного человека! Но, слава богу, никто из соседей не услышал тогда этих ужасных разговоров.

        Получается, что в голове у Пахома Семёновича благополучно уживаются события трех веков. Он посмотрел, как внук со своим другом сосредоточенно уткнулись каждый в свой мобильник и подумал, что они, ведь, доживут до ХХII, а это четыре века от переживаний бабы Мани. Жаль только, что они пока ещё там не были и ничего рассказать о той жизни Пахому Семёновичу не могут.


Рецензии