Заметки на полях 20. Личное

Учитель.

Четвертый класс я окончил в литовской школе, причем на одни пятерки. Но семья переехала в г.Минск, и в пятый пришлось идти уже в русско-белорусскую школу.
Ни русского, ни, тем более, белорусского языка не знаю! Не то, что писать, говорить по-русски получается с превеликим трудом - а это значит, что все предметы, кроме математики и физкультуры, обречены на полный провал!
В общем, полное отчаяние и безнадега! Но делать нечего, надо впрягаться по полной - иного пути нет.

В пятом классе начиналось изучение иностранного языка.
На первом уроке учительница немецкого знакомилась со всеми учениками, называя фамилии из классного журнала, задавая иногда какие-то вопросы. Я в список был дописан последним.
Когда прочла мою литовскую фамилию, обратилась ко мне уже по-литовски: оказалось, она родилась в Литве, и была рада поговорить на родном языке. Я, конечно, тут же оживился, стал пространно отвечать на ее "как?" да "почему?" В общем, проболтали с ней минут пятнадцать. Ребята в классе сидели тихо-тихо с разинутыми ртами...
После, на переменке, ко мне подходят, хлопают по плечу: "Нифига ты по-немецкий шпаришь! В спецшколе учился, что ли?"

Учительница немецкого была ужасно строгой, не ставила мне оценок выше тройки, как  ни старался! И за четверть еле-еле выводились хилые троечки.  Переводы - страницами, стихи наизусть, темы - еженедельно. Но все была чем-то недовольна. А вот за год - неожиданно выставила "пять"! Как так?! - я тогда не мог понять.
Когда на педсовете решали, не оставить ли меня на второй год в пятом классе за двойки по основным предметам, оказалось, что защитила именно она. Перевели условно. В шестом я уже выбился, правда, в "хорошисты", не подвел.
Но с немецким все годы приходилось проливать семь потов - никакой поблажки! И все та же история - сплошные двойки, изредка - тройки, а итоговая - пять!

Заканчивал школу я уже в Ленинграде. Учительница немецкого здесь была никакой.
Привезли к нам в тот год делегацию ЦК Компартии ГДР. Вся школа выстроилась на линейке, красные галстуки, цветы, флаги... Меня выставили произнести приветственную речь. На немецком, естественно.
После, глава делегации подходит и спрашивает:
- Откуда у вас такой великолепный берлинский акцент?
- Это заслуга моего учителя! - отвечаю.
Он с таким уважением посмотрел на нашу немку, которая знала немецкий не лучше, как я когда-то знал русский в пятом классе. Какое разочарование ждало его при дальнейшем общении с нашей "немкой"!

Увы, немецкий мне в жизни так и не пригодился. В институте нас всех поголовно переучивали на английский, ибо вся научная литература по нашей серьезной специальности "Ядерная физика" шла исключительно на нем.
Но я понял одно: хороший учитель не станет жалеть ученика, вникая в его обстоятельства, а найдет рычаги, заставляющие того работать. Только так с него может выйти толк, а не иначе!

Кстати, мой сын знает немецкий в совершенстве. Кроме университета, окончил институт им. Гете, имеет сертификат на знание немецкого языка. Свободно читает на немецком, общается, пишет статьи. Хотя по работе в IT-компании ему нужен только английский...

О предках.

Мои дед с бабкой прожили всю жизнь на хуторе. Сеяли, пахали, детей растили. Какие у них таланты? Вроде, никаких. В политику не лезли, во власть – тоже. Пытались деда председателем колхоза сделать – отказался, старостой при немцах – отвертелся… Некогда им было. Вели хозяйство, трудились на земле.
А если присмотреться? У деда сад огромный был, яблонь одних разных сортов под сотню. С самим Мичуриным переписывался, саженцами обменивался! А еще пасека. А еще арабские скакуны четыре штуки – медали да дипломы со скачек и выставок. А еще…
И бабушка. Ткала так, что и теперь ее работы в государственном музее выставлены.
Не развилось ничего из огромного их потенциала. Время такое было неподходящее, а, может, еще что.
С другой стороны, ежели не нужно было б заботиться о хлебе насущном? Ежели они могли б всецело посвятить себя любимому делу? И всего-то надо было государству чуть-чуть помочь, не обирать, не раскулачивать, не ссылать, не расстреливать, не грабить…

О родственнице.

Вот у меня знакомая бабулечка есть. Сейчас ей уже далеко за 80, а когда-то простой деревенской девчонкой была. Тяжелое время было, послевоенное. А там еще и Хрущев чудил...
Вырвалась из грязи деревенской в сияющий город на холме, и аж дух перехватило! Всю свою жизнь устремила к достатку, богатству какому-то, чтоб нос своим деревенским утереть: чтоб слоники непременно в серванте с хрусталем, чтоб машина в гараже, муж при мундире с большими звездами...
И что? Есть все это теперь, только не радует.
Сын в другом государстве живет. Внук давно вырос, а она ни дня его не понянчила. Правнуков и не видела ни разу - не нужны они ей, да и им она ни к чему. Муж свой китель с медалями прячет в шкафу, даже в праздники не наденет - нельзя, законом запрещено в ее стране...
Кому нужны ее ценности сегодня? А ведь она жизнь на это положила.
Иногда навещает родные могилки в своей деревне. Бывшие подруги в большинстве своем уже тут все лежат. Так и прожили они жизни свои в трудах деревенских, в заботах о многочисленных потомках, в любви и заботе.
Завидует им, хоть и  не признается!

О себе.

Когда меня направили в онкоцентр и я сидел в коридоре, ожидая результатов анализов, я говорил с Богом. Он смотрел на меня полными Любви глазами и молчал, а я пытался убедить Его, что все, что накосячил, обязательно исправлю и Его не подведу. ТолЬко пусть оставит жить!
Он подарил мне мой остаток жизни, но Его глаза были грустными.
Он знал, что я лгу...


Рецензии
О Учителе. (См. личку)
Ну и дела!
Известный советский педагог Соловейчик, кажется, говорил: хвалите, хвалите своих учеников, на похвале они растут как на дрожжах.
А оно вон чего, оказывается. Такого крепкого парня. можно к финишу палкой гнать. Первым придёт и заслуженную награду получит. Но до этого - палкой, палкой! Никогда я про такое не слыхал. Удивительно. И ведь как тонко! Так бить, чтобы ни палка не сломалась, ни спина! Это гениальный был учитель, как говорится, от Бога. Повезло. А что немецкий потом не пригодился... сам виноват. Мог бы Гейне в оригинале читать. Вслух. С берлинским акцентом ))

О предках.
А ежели бы не нужно было заботиться о хлебе насущном... то неизвестно что бы было. Расхожая фраза: труд сделал из обезьяны человека. Прекрасно знаем, как порой оскотиниваются, кому не нужно "заботиться о хлебе насущном". Так что правильную жизнь деды прожили, не стыдно перед людьми.
О родственнице.
Вот тот самый случай, когда мечты сбываются, а обратно уже не отмотаешь.

О себе.
Промолчу. Ибо не знаю, куда приведёт меня остаток жизни, и что я буду говорить и кому. И буду ли.

Александр Тарновский 2   31.03.2025 13:37     Заявить о нарушении
Об Учителе.
Если б хвалили, я б посчитал свои усилия в постижении данного предмета достаточными, и не стал б тратить доп силы на его постижение. Но не хвалили. Значит, надо приложить больше сил, потому как предмет новый, все в одинаковых условиях, а двойки бывший отличник получать не привык - вот и покажи, что ты можешь. Постарался показать. Оказалось, что учлось.
О предках.
Конечно, история не знает сослагательного наклонения. Но хочется думать, что все могло б достичь иных высот, случись внешнему ускорению.
Спасибо за отклик.
С ув.,

Альвидас Ачюс   01.04.2025 02:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.