Свобода и фатум в музыкальной гармонии

Гармонию сфер исследует астрология, а принцип гармонии исследует музыка.
Музыкальную мысль передает мелодия. Она   движется вверх или вниз,  она может совершать скачки и прерываться.
В астрологии, рассматривают движение планет. Планеты движутся  последовательно, их перемещение не может прерваться, планета не может совершить скачек, перепрыгнуть через градус или знак,  планета не может двигаться в обратную сторону, так как  ретроградное движение,  это оптическая иллюзия.
Тем не менее, между изменчивой мелодией и последовательным движением планет очень много общего. Дело в том, что мелодия опирается на особые гармонические построения. Она поднимается или опускается, кружится и скачет,  по ступеням которые являются устойчивыми и неустойчивыми. На устойчивых ступенях мелодия чаще всего притормаживает, а на неустойчивых набирает скорость. Скорее всего, она просто боится упасть.
Но понятие «Устойчивости и неустойчивости» это категории гармоничности – консонанса и дисгармоничности – диссонанса.
А гармония или ее противоположность – дисгармония, диктуют правила. Гармония предполагает возможность покоя, расслабления, свободы. В то время как дисгармония предполагает напряжение, которое обязательно должно разрешиться во что то более гармоничное. Дисгармоничное «тяготеет» к гармоничному разрешению напряжения, к поиску покоя, расслабления. Гармоничное тяготеет к еще более гармоничному, к основе основ, к тонике.
Тоника, это сама основная тональность в которой звучит произведение. Это пространство внутри которого возможно развитие любой музыкальной мысли. И это пространство обладает геометрией. Оно представляет неограниченные возможности, в рамках правил геометрического построения.
Мне все время хочется провести параллели между законами построения музыкальной гармонии и реальным миром. Размышляя над тем, что такое фатум, в опоре на бесспорные для меня законы музыкальной гармонии, я понимаю, что фатум это «безграничные возможности, ограниченные рамками геометрических законов, законов соразмеренности, кратности, пропорции и перспективы». Так постепенно, для меня открывается смысл архитектуры, как заставшей музыки. Так, постепенно понимаю, что подразумевается под «Великим архитектором». Пространство не хаотично, оно как и музыкальный лад следует закономерностям, внутри пространства, так же как и внутри лада порожденная мысль или мелодия развивается свободно, в рамках геометрических закономерностей.
Размышляя над свободой и фатумом в астрологии мы смотрим на планеты, следующие строго в рамках закона геометрии пространства. Видя строгое следование закону мы думаем о том, что свобода может быть хаотичной. Мы не можем предположить, что свобода может быть упорядоченной. А упорядоченная свобода связана с принципом «тяготения». Этот принцип увлекает, доставляет радость, удовлетворение, вовлечение, захватывает как физиологический экстаз или как процесс творческого божественного созидания. Но он проистекает в рамках построения физического мира, в рамках гармонии, которая на физическом уровне более структурирована и стабильна.


Рецензии