Голубиное детство или слово пацана 7

Предыдущая глава: http://proza.ru/2024/04/03/1377

Впереди на горизонте, как восход солнца, грезились экзамены.
Так было устроено образование, что в соседней России экзаменов до восьмого класса не было. А вот в Казахстане, каждый год при переходе в другой класс, их проводили.
Пацаны и девчонки писали шпоры. Зубрили темы. Девочки собирались кучками, решая задачки прямо на асфальте за школой.
Кучковались и мальчишки. Но сорванцы не готовились к экзаменам, они играли в чику.
Чика, это стопочка мелочи, которую разбивали битой, и потом добивали, стараясь перевернуть гербом вверх. Биты обычно плавились из свинца, и были похожи на плоское грузило от закидушки.
У Саньки была врожденная меткость. Он редко промахивался. Собирая перевернувшиеся монетки гербом вверх, и добивая по возможности остальные. Зевак собиралось много, но играли не все. Многие, узнав, что в игре будет участвовать Карась – кличка Саньки, отказывались, переходя в разряд зрителей. Порой от окончательного проигрыша спасал только звонок с перемены. А Саня, раскладывая помятую мелочь по карманам довольно приговаривал: - И голым в Африку пущу….
Придя со школы, ребята деревянной киянкой равняли мелочь, и складывали в жестяную баночку из-под китайского чая. Они копили на пару вертунов, которые стали входить в моду в начале семидесятых. Таких голубей нужно было покупать с лету. Так как на барахолке все голуби были в клетках. И поди-разберись, вертится он или нет. Дурили голубятники пацанов не краснея подсовывая бесплодную и больную птицу. Порой старого голубя за неделю до выноса на барахолку переводили с зерна на лён. К воскресению перья у него блестели, и он приобретал товарный вид молодого красавца. Принеси его, и сколько не держи, улетит он назад в свою голубятню. Кто-то голубю давал в рацион петрушку и коноплю, и он ворковал без умолку крутясь в клетке как ярый топтун. Но друзья эти примочки знали и не велись на сомнительные предложения.
- Месики обещали вертунов подогнать, давай после уроков к ним заглянем, - предложил Олежка.
- Давай, все равно по пути, - согласился друг.

Дождавшись конца уроков, кореша пошли до близнецов.
Но по дороге домой, проходя частный дом одноклассника, их окликнули.
- Эй Карасик, Барсик, заходите во двор, - раздался голос Марата Шайсултанова.
- Ты почему сегодня в школе не был? Тебя классная спрашивала, - поинтересовался Олег.
Шайсултан, усмехнулся и объявил. Уезжаю я, под Алма-Ату, к дядьке. Помощник ему нужен. Он все лето овец пасет. Набирает у частников стадо и уводит на Джайляу. А осенью опять пригоняет. С каждой овцы в месяц по полтиннику, шесть месяцев – три рубля, а в стаде по тысяче баранов а-то и больше, да еще и приплод весь твой.
- А тебе сколько заплатит дядя? – спросил Саня.
- Дядька сказал, что Яву мне купит в конце сезона. А еще, я казахский язык учить буду. А то сам казах, а разговаривать не умею.
- Так весь Петропавловск на казахском языке не разговаривает, - усмехнулся Олежка, - у нас в классе, ты, да Мамбет, казахи. Остальные все русские, поляки, да немцы. С кем тебе разговаривать-то? А уроки казахского пропускаешь, мы и то, больше слов знаем, чем ты.
- Мне деньги нужны семь рублей на билет до Алма-Аты, и три рубля на постель и еду. Мать не дает. Вы же во дворец Энергетиков на духовой ходите, может кто купит? – с этими словами Шайсултан сходил в сени, и вышел с футляром.
Положив на летний столик, открыл. В футляре лежала труба.
Олег взял ее в руки. Оглядел со всех сторон.
- Она помповая, и стоит рублей пятьдесят. Ты где её намутил?
- В столовой ТЭЦ-1 поминки были. И музыкантов что на жмурах играли напоили. Один жмурик потом в кустах и уснул с чемоданом.  Ну не пропадать же добру, - рассмеялся Маратка, - я думал там деньги будут, а там сыбызгы.
- А ты говоришь, что казахский не знаешь? Только собызгы это дудка, а это труба, – рассмеялся Олежка.
- Слова знаю, понимаю, что говорят, говорить не могу, - посетовал Шайсултан, - так поможете спихнуть? За чирик отдаю.
- Сходи вечером во дворец Энергетиков. Спроси Александра Михайловича Черепанова, руководителя духового оркестра, его там все знают. Ему предложи, он купит за червонец без проблем. Только скажи, что нашел на остановке.

Друзья, попрощавшись с Маратом, пошли дальше.

                ***
Братья копошились во дворе дома. Увидев пришедших мальчишек, подошли и поздоровались за руки как со сверстниками.
- Пошли на чердак, - приставив лестницу к стене дома, предложил один из них.
Поднявшись по лестнице на чердак, Олег и Санька привыкая к полутьме, начали оглядываться по сторонам. На перекладинах стропил сидели голуби. Их было штук двадцать-двадцать пять.
- Вот, бокатых пару берите. Голубка краснобокая, а голубь чернобокий. Пискунов дают разных. Когда как, - предложил один из близнецов.
- Вертят? – поинтересовался Санька, разглядывая на перекладине сидящую пару.
- Голубка столбовая, правда больше пяти колен не делает. Но вверх тянет. А голубь, наоборот, когда садится, тогда кувыркается. В общем забирайте, дарим, - ловя птицу, подал голос второй брат, - но если уйдут, то за выкуп только вернем. Извините пацаны – закон такой.
- У нас не уйдут, - хитро улыбнулся Санька, - пока не выкормят пискунов, не выпустим.
- У нас батя с Ишима почтарей две пары привозил год назад, когда за строевым лесом в Тюмень ездил. Знакомый его там держит. Три выводка дали. Решили через год выпустить. Они поднялись и без круга прощального ушли. А через неделю письмо пришло от кореша, - голуби у него дома. А ведь от Петропавловска до Ишима почитай километров сто пятьдесят. Так что глядите в оба чтоб не ушли.  А в голубятню будите запускать, перья и лапы помойте водой мыльной. На лапах и перьях вся зараза находится. У нас они не больные, но микрофлора разная.
- Чё? Ми? Кто? – поинтересовался Саня.
- Микрофлора балбес, - на уроки зоологии ходить нужно, а не в кино вместо школы.


Продолжение: http://proza.ru/2024/04/12/740


Рецензии
Как в своём детстве побывал!
Спасибо!!!!!!!

Яков Капустин   27.04.2024 12:37     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.