Смолянинов Дмитрий. Быть влюблённым...
С первых же слов поэт обрушивает на читателя философский оксюморон: "Быть влюблённым… в проклятый(!) …(?)". Центральное (несмотря на своё физическое расположение) слово строки "проклятый" разрушает банальную романтику первых двух слов и проявляет свою особую значимость для читателя или слушателя (например, в слэме) благодаря последующим строкам - второй, третьей, четвёртой… Тут даже ударение интегрируется в расшатанную эмоцию: если "прОклятый", то первая строка - 4-стопный хорей, либо 3-стопный, но с дактилической клаузулой, напоминающей стиль поэтов-"корневиков" (так я бы их назвал на этот раз) - от Маяковского до Вознесенского, далее… не везде, мода сошла уже на стыке веков, на Миллениуме, и даже этот факт визуально отражают здесь 2-4 строки, утверждая (задним числом?) символическое ударение на "Я": "проклЯтый", потому что, как оказалось, и треклЯтый, и много раз клЯтый, и даже помЯтый - рифменная ассоциация с "помнить"!..
И тут к концу 4-я строки выясняется, наконец, объект проклятий - холст! Здесь поэт - великолепный драматург - чувствуется актёрский, режиссёрский, драматургический и тому подобный опыт в этом плане… Слово "холст" становится новым поворотом сюжета драмы.
Что касается интеграции визуального и слухового ("ЗвукоБуква"!), то первые строки, как и всё это стихотворение, я бы рекомендовал читать достаточно неспешно, чтобы слушатель успел буквально "просмаковать" этот смысло-звук, эти интеграции внутренних и внешних словоформ… Например, наращивание "…Ятый" буквально ударяется о "Холст"! Пусть даже и помятый, но главное - лапидарный, фонически односложный, опять-таки наблюдаем сзаимодействие внутренней и внешней форм слова на благо сюжета. И очень верно, что автор не распределяет по разным строкам сочетание "помятый холст", это должно быть именно встык, чтобы мгновенно разрушить этот "…Ятый" ряд, поставить в рифменную позицию конца строки уже иное слово. Если возвращаться к началу, то первая строка с таким ударением определяется стиховедчески не как хорей, но как дольник, с некоторой заявкой на логаэд, который, впрочем далее тоже обманывает слух… Такие "обманки" весьма характерны для формы И-стиха в целом, и в этом плане И-стих, мне думается, является хорошей перспективой для новых нарративных разработок, с включением элементов театральной драматургии, продуктивной интеграцией с прозой и тому подобные "стыковые" формы…
На уровне микроаранжировки стиха обращаем внимание на драматургию звукобуквы Т: это и её активная помощь (мощь!) в начальной заявке образов и рифм с "венцом" на слове "холсТ"; это и дальнейшие отголоски после паузы на слове "каково" - "ТолсТый маТериал… Того гения…" (тут помогают заглавные буквы строк, замечаем полустыковую рифму через паузу - "холст / толст…), с завершением на "инструментальном" слове "кисТь" - по смыслу ср. "перо", по форме ср. начальное "быТь" и последующее "понимаТь", таким образом, словоформа "кисть" подсознательно воспринимается и как инфинитив глагола, и даже - возможно - как "пусть", ассоциативная рифма диссонансного толка…
И тут уже - по Велимиру Хлебникову - звукобуква Т взаимодействует со звукобуквой Д, частотно постепенно переходит в неё - переходит интегрально, драматически, драматургически… Другая проявленная в этом стихотворении техника Велимира - техника "мелкой колки слов", конечно, с учётом некоторого дистанцирования от банального каламбура в онтологическом финале стихотворения; всё это отвечает современному пониманию так называемого "постпостмодерна", который более века спустя переосмысливает все те перформансы по футуристическому сбрасыванию классиков с пароходов… И-стих ни в коем случае не пытается выбросить то или иное, в крайнем случае, он просто игнорирует ненужные поэту здесь и сейчас приёмы (нуль-приём), в целом же в своём общем пафосе и идеале И-стих учитывает весь опыт бытования всех компонентов стиха за всю историю русской и мировой поэзии ("всё во мне, и я во всём", Ф.Тютчев), подключая при этом не столько буквальный опыт или знания поэта, сколько его интуитивное чувствование форм и смыслов, их взаимопроникновений, их интеграции…
А ведь именно Серебряный век невероятно сдружил, сроднил, сынтегрировал (однократно?) две величайшие формы бытования искусства - живопись (холст / кисть) и поэзию (бумага / перо)…
Здесь и сейчас в этом стихотворении проанализированы лишь некоторые компоненты стиха, характеризующие интегральную форму и её связь с философско-лирическим содержанием… Остаётся надеяться, это этот вполне удачный "маленький эксперимент" (опыт) найдёт своё продолжение в новых необычных опусах Дмитрия Смолянинова…
Александр В. Бубнов,
составитель Антологии И-стиха,
2024.
=
АНТОЛОГИЯ (современного)
Интегрального стиха
=
Дмитрий СМОЛЯНИНОВ
***
Быть влюблённым в проклятый,
Треклятый
И ещё много-много раз клятый
Помятый холст.
Каково?
Толстый материал,
Невозможный, как сила рук
Того гения, что рисовал.
Если только кисть не в руках,
Из подков выжимающих
Благоговейное чудо.
Принимать "далеко" за "да",
А "будущее" за "буду"
Забуду...
Забуду.
15.01.2017
СМОЛЯНИНОВ Дмитрий
Поэт. Актёр театра-студии "Гастион". Призёр Курского поэтического слэма (2-е место) - Отборочного тура Всероссийского слэма (Курск, ТЮЗ "Ровесник", 18.09.2019). Живёт в Курске.
=
Участие в Антологии И-стиха согласовано с автором.
=
к СОДЕРЖАНИЮ Антологии И-стиха
http://proza.ru/avtor/bubnov
=
Редакционный совет Антологии И-стиха:
А.Бубнов, И.Бурдонов, К.Каменский, Н.Лунёва, И.Чуднова.
=
Интегральный стих (И-стих) - нерегулярный по своим компонентам стих, в котором эти компоненты (метрика, рифма, строфика, длина строки, различные приёмы и т.п.) находятся в тесной интеграции, без явного преобладания силы и объёма того или иного компонента над другими.
=
Интегральный - неразрывно связанный, цельный, единый.
Интеграция - объединение в единое целое каких-либо частей.
=
Автор концепции и составитель Антологии (современного) Интегрального стиха -
Александр Владимирович БУБНОВ,
филолог (доктор филологических наук), критик, эссеист, поэт.
AL-DrBubnov@Ya.ru
vk.com/DrBubnov
Телеграм: @DrBubnovAV
=
© Смолянинов Д., стихотворение, 2017.
© Бубнов А.В., литературоведческий текст, 2024.
Свидетельство о публикации №224040500982
Александр Бубнов 05.04.2024 13:51 Заявить о нарушении
С первых же слов поэт обрушивает на читателя философский оксюморон: "Быть влюблённым… в проклятый(!) …(?)". Центральное (несмотря на своё физическое расположение) слово строки "проклятый" разрушает банальную романтику первых двух слов и проявляет свою особую значимость для читателя или слушателя (например, в слэме) благодаря последующим строкам - второй, третьей, четвёртой… Тут даже ударение интегрируется в расшатанную эмоцию: если "прОклятый", то первая строка - 4-стопный хорей, либо 3-стопный, но с дактилической клаузулой, напоминающей стиль поэтов-"корневиков" (так я бы их назвал на этот раз) - от Маяковского до Вознесенского, далее… не везде, мода сошла уже на стыке веков, на Миллениуме, и даже этот факт визуально отражают здесь 2-4 строки, утверждая (задним числом?) символическое ударение на "Я": "проклЯтый", потому что, как оказалось, и треклЯтый, и много раз клЯтый, и даже помЯтый - рифменная ассоциация с "помнить"!..
И тут к концу 4-я строки выясняется, наконец, объект проклятий - холст! Здесь поэт - великолепный драматург - чувствуется актёрский, режиссёрский, друматургический и тому подобный опыт в этом плане… Слово "холст" становится новым поворотом сюжета драмы.
Что касается интеграции визуального и слухового ("ЗвукоБуква"!), то первые строки, как и всё это стихотворение, я бы рекомендовал читать достаточно неспешно, чтобы слушатель успел буквально "просмаковать" этот смысло-звук, эти интеграции внутренних и внешних словоформ… Например, наращивание "…Ятый" буквально ударяется о "Холст"! Пусть даже и помятый, но главное - лапидарный, фонически односложный, опять-таки наблюдаем сзаимодействие внутренней и внешней форм слова на благо сюжета. И очень верно, что автор не распределяет по разным строкам сочетание "помятый холст", это должно быть именно встык, чтобы мгновенно разрушить этот "…Ятый" ряд, поставить в рифменную позицию конца строки уже иное слово. Если возвращаться к началу, то первая строка с таким ударением определяется стиховедчески не как хорей, но как дольник, с некоторой заявкой на логаэд, который, впрочем далее тоже обманывает слух… Такие "обманки" весьма характерны для формы И-стиха в целом, и в этом плане И-стих, мне думается, является хорошей перспективой для новых нарративных разработок, с включением элементов театральной драматургии, продуктивной интеграцией с прозой и тому подобные "стыковые" формы…
(с) Александр В. Бубнов, 05.04.2024.
Александр Бубнов 05.04.2024 13:52 Заявить о нарушении
И тут уже - по Велимиру Хлебникову - звукобуква Т взаимодействует со звукобуквой Д, частотно постепенно переходит в неё - переходит интегрально, драматически, драматургически… Другая проявленная в этом стихотворении техника Велимира - техника "мелкой колки слов", конечно, с учётом некоторого дистанцирования от банального каламбура в онтологическом финале стихотворения; всё это отвечает современному пониманию так называемого "постпостмодерна", который более века спустя переосмысливает все те перформансы по футуристическому сбрасыванию классиков с пароходов… И-стих ни в коем случае не пытается выбросить то или иное, в крайнем случае, он просто игнорирует ненужные поэту здесь и сейчас приёмы (нуль-приём), в целом же в своём общем пафосе и идеале И-стих учитывает весь опыт бытования всех компонентов стиха за всю историю русской и мировой поэзии ("всё во мне, и я во всём", Ф.Тютчев), подключая при этом не столько буквальный опыт или знания поэта, сколько его интуитивное чувствование форм и смыслов, их взаимопроникновений, их интеграции…
А ведь именно Серебряный век невероятно сдружил, сроднил, сынтегрировал (однократно?) две величайшие формы бытования искусства - живопись (холст / кисть) и поэзию (бумага / перо)…
Здесь и сейчас в этом стихотворении проанализированы лишь некоторые компоненты стиха, характеризующие интегральную форму и её связь с философско-лирическим содержанием… Остаётся надеяться, это этот вполне удачный "маленький эксперимент" (опыт) найдёт своё продолжение в новых необычных опусах Дмитрия Смолянинова…
(с) Александр В. Бубнов, 05.04.2024.
Александр Бубнов 05.04.2024 13:52 Заявить о нарушении