Смолянинов Дмитрий. Быть влюблённым...

Единственное (пока) выявленное Интегральное стихотворение Дмитрия Смолянинова сам автор назвал "маленьким экспериментом"… Действительно, поэт всякий раз открывает (хотя бы для себя) эту бесконечность нюансов взаимодействия (или интеграции) элементов стиха, которую даёт интегральность в поэтике в целом и форме И-стиха в частности.

С первых же слов поэт обрушивает на читателя философский оксюморон: "Быть влюблённым… в проклятый(!) …(?)". Центральное (несмотря на своё физическое расположение) слово строки "проклятый" разрушает банальную романтику первых двух слов и проявляет свою особую значимость для читателя или слушателя (например, в слэме) благодаря последующим строкам - второй, третьей, четвёртой… Тут даже ударение интегрируется в расшатанную эмоцию: если "прОклятый", то первая строка - 4-стопный хорей, либо 3-стопный, но с дактилической клаузулой, напоминающей стиль поэтов-"корневиков" (так я бы их назвал на этот раз) - от Маяковского до Вознесенского, далее… не везде, мода сошла уже на стыке веков, на Миллениуме, и даже этот факт визуально отражают здесь 2-4 строки, утверждая (задним числом?) символическое ударение на "Я": "проклЯтый", потому что, как оказалось, и треклЯтый, и много раз клЯтый, и даже помЯтый - рифменная ассоциация с "помнить"!..

И тут к концу 4-я строки выясняется, наконец, объект проклятий - холст! Здесь поэт - великолепный драматург - чувствуется актёрский, режиссёрский, драматургический и тому подобный опыт в этом плане… Слово "холст" становится новым поворотом сюжета драмы.

Что касается интеграции визуального и слухового ("ЗвукоБуква"!), то первые строки, как и всё это стихотворение, я бы рекомендовал читать достаточно неспешно, чтобы слушатель успел буквально "просмаковать" этот смысло-звук, эти интеграции внутренних и внешних словоформ… Например, наращивание "…Ятый" буквально ударяется о "Холст"! Пусть даже и помятый, но главное - лапидарный, фонически односложный, опять-таки наблюдаем сзаимодействие внутренней и внешней форм слова на благо сюжета. И очень верно, что автор не распределяет по разным строкам сочетание "помятый холст", это должно быть именно встык, чтобы мгновенно разрушить этот "…Ятый" ряд, поставить в рифменную позицию конца строки уже иное слово. Если возвращаться к началу, то первая строка с таким ударением определяется стиховедчески не как хорей, но как дольник, с некоторой заявкой на логаэд, который, впрочем далее тоже обманывает слух… Такие "обманки" весьма характерны для формы И-стиха в целом, и в этом плане И-стих, мне думается, является хорошей перспективой для новых нарративных разработок, с включением элементов театральной драматургии, продуктивной интеграцией с прозой и тому подобные "стыковые" формы…

На уровне микроаранжировки стиха обращаем внимание на драматургию звукобуквы Т: это и её активная помощь (мощь!) в начальной заявке образов и рифм с "венцом" на слове "холсТ"; это и дальнейшие отголоски после паузы на слове "каково" - "ТолсТый маТериал… Того гения…" (тут помогают заглавные буквы строк, замечаем полустыковую рифму через паузу - "холст / толст…), с завершением на "инструментальном" слове "кисТь" - по смыслу ср. "перо", по форме ср. начальное "быТь" и последующее "понимаТь", таким образом, словоформа "кисть" подсознательно воспринимается и как инфинитив глагола, и даже - возможно - как "пусть", ассоциативная рифма диссонансного толка…

И тут уже - по Велимиру Хлебникову - звукобуква Т взаимодействует со звукобуквой Д, частотно постепенно переходит в неё - переходит интегрально, драматически, драматургически… Другая проявленная в этом стихотворении техника Велимира - техника "мелкой колки слов", конечно, с учётом некоторого дистанцирования от банального каламбура в онтологическом финале стихотворения; всё это отвечает современному пониманию так называемого "постпостмодерна", который более века спустя переосмысливает все те перформансы по футуристическому сбрасыванию классиков с пароходов… И-стих ни в коем случае не пытается выбросить то или иное, в крайнем случае, он просто игнорирует ненужные поэту здесь и сейчас приёмы (нуль-приём), в целом же в своём общем пафосе и идеале И-стих учитывает весь опыт бытования всех компонентов стиха за всю историю русской и мировой поэзии ("всё во мне, и я во всём", Ф.Тютчев), подключая при этом не столько буквальный опыт или знания поэта, сколько его интуитивное чувствование форм и смыслов, их взаимопроникновений, их интеграции…

А ведь именно Серебряный век невероятно сдружил, сроднил, сынтегрировал (однократно?) две величайшие формы бытования искусства - живопись (холст / кисть) и поэзию (бумага / перо)…

Здесь и сейчас в этом стихотворении проанализированы лишь некоторые компоненты стиха, характеризующие интегральную форму и её связь с философско-лирическим содержанием… Остаётся надеяться, это этот вполне удачный "маленький эксперимент" (опыт) найдёт своё продолжение в новых необычных опусах Дмитрия Смолянинова…

Александр В. Бубнов,
составитель Антологии И-стиха,
2024.


=
АНТОЛОГИЯ (современного)
Интегрального стиха
=

Дмитрий СМОЛЯНИНОВ


***

Быть влюблённым в проклятый,
Треклятый
И ещё много-много раз клятый
Помятый холст.
Каково?
Толстый материал,
Невозможный, как сила рук
Того гения, что рисовал.
Если только кисть не в руках,
Из подков выжимающих
Благоговейное чудо.
Принимать "далеко" за "да",
А "будущее" за "буду"
Забуду...
Забуду.

15.01.2017


СМОЛЯНИНОВ Дмитрий
Поэт. Актёр театра-студии "Гастион". Призёр Курского поэтического слэма (2-е место) - Отборочного тура Всероссийского слэма (Курск, ТЮЗ "Ровесник", 18.09.2019). Живёт в Курске.
=
Участие в Антологии И-стиха согласовано с автором.
=
к СОДЕРЖАНИЮ Антологии И-стиха
http://proza.ru/avtor/bubnov
=
Редакционный совет Антологии И-стиха:
А.Бубнов, И.Бурдонов, К.Каменский, Н.Лунёва, И.Чуднова.
=
Интегральный стих (И-стих) - нерегулярный по своим компонентам стих, в котором эти компоненты (метрика, рифма, строфика, длина строки, различные приёмы и т.п.) находятся в тесной интеграции, без явного преобладания силы и объёма того или иного компонента над другими.
=
Интегральный - неразрывно связанный, цельный, единый.
Интеграция - объединение в единое целое каких-либо частей.
=
Автор концепции и составитель Антологии (современного) Интегрального стиха -
Александр Владимирович БУБНОВ,
филолог (доктор филологических наук), критик, эссеист, поэт.
AL-DrBubnov@Ya.ru
vk.com/DrBubnov
Телеграм: @DrBubnovAV
=
© Смолянинов Д., стихотворение, 2017.
© Бубнов А.В., литературоведческий текст, 2024.


Рецензии
написано спустя 5 лет после мысли написать это эссе... и так по многим авторам... пути неисповедимы... творческие и всякие...

Александр Бубнов   05.04.2024 13:51     Заявить о нарушении
Единственное (пока) выявленное Интегральное стихотворение Дмитрия Смолянинова сам автор назвал "маленьким экспериментом"… Действительно, поэт всякий раз открывает (хотя бы для себя) эту бесконечность нюансов взаимодействия (или интеграции) элементов стиха, которую даёт интегральность в целом в поэтике в целом и форме И-стиха в частности.

С первых же слов поэт обрушивает на читателя философский оксюморон: "Быть влюблённым… в проклятый(!) …(?)". Центральное (несмотря на своё физическое расположение) слово строки "проклятый" разрушает банальную романтику первых двух слов и проявляет свою особую значимость для читателя или слушателя (например, в слэме) благодаря последующим строкам - второй, третьей, четвёртой… Тут даже ударение интегрируется в расшатанную эмоцию: если "прОклятый", то первая строка - 4-стопный хорей, либо 3-стопный, но с дактилической клаузулой, напоминающей стиль поэтов-"корневиков" (так я бы их назвал на этот раз) - от Маяковского до Вознесенского, далее… не везде, мода сошла уже на стыке веков, на Миллениуме, и даже этот факт визуально отражают здесь 2-4 строки, утверждая (задним числом?) символическое ударение на "Я": "проклЯтый", потому что, как оказалось, и треклЯтый, и много раз клЯтый, и даже помЯтый - рифменная ассоциация с "помнить"!..

И тут к концу 4-я строки выясняется, наконец, объект проклятий - холст! Здесь поэт - великолепный драматург - чувствуется актёрский, режиссёрский, друматургический и тому подобный опыт в этом плане… Слово "холст" становится новым поворотом сюжета драмы.

Что касается интеграции визуального и слухового ("ЗвукоБуква"!), то первые строки, как и всё это стихотворение, я бы рекомендовал читать достаточно неспешно, чтобы слушатель успел буквально "просмаковать" этот смысло-звук, эти интеграции внутренних и внешних словоформ… Например, наращивание "…Ятый" буквально ударяется о "Холст"! Пусть даже и помятый, но главное - лапидарный, фонически односложный, опять-таки наблюдаем сзаимодействие внутренней и внешней форм слова на благо сюжета. И очень верно, что автор не распределяет по разным строкам сочетание "помятый холст", это должно быть именно встык, чтобы мгновенно разрушить этот "…Ятый" ряд, поставить в рифменную позицию конца строки уже иное слово. Если возвращаться к началу, то первая строка с таким ударением определяется стиховедчески не как хорей, но как дольник, с некоторой заявкой на логаэд, который, впрочем далее тоже обманывает слух… Такие "обманки" весьма характерны для формы И-стиха в целом, и в этом плане И-стих, мне думается, является хорошей перспективой для новых нарративных разработок, с включением элементов театральной драматургии, продуктивной интеграцией с прозой и тому подобные "стыковые" формы…
(с) Александр В. Бубнов, 05.04.2024.

Александр Бубнов   05.04.2024 13:52   Заявить о нарушении
На уровне микроаранжировки стиха обращаем внимание на драматургию звукобуквы Т: это и её активная помощь (мощь!) в начальной заявке образов и рифм с "венцом" на слове "холсТ"; это и дальнейшие отголоски после паузы на слове "каково" - "ТолсТый маТериал… Того гения…" (тут помогают заглавные буквы строк), с завершением на "инструментальном" слове "кисТь" по смыслу ср. "перо", по форме ср. начальное "быТь" и последующее "понимаТь", таким образом, словоформа "кисть" подсознательно воспринимается и как инфинитив глагола, и даже - возможно - как "пусть", ассоциативная диссонансная рифма…

И тут уже - по Велимиру Хлебникову - звукобуква Т взаимодействует со звукобуквой Д, частотно постепенно переходит в неё - переходит интегрально, драматически, драматургически… Другая проявленная в этом стихотворении техника Велимира - техника "мелкой колки слов", конечно, с учётом некоторого дистанцирования от банального каламбура в онтологическом финале стихотворения; всё это отвечает современному пониманию так называемого "постпостмодерна", который более века спустя переосмысливает все те перформансы по футуристическому сбрасыванию классиков с пароходов… И-стих ни в коем случае не пытается выбросить то или иное, в крайнем случае, он просто игнорирует ненужные поэту здесь и сейчас приёмы (нуль-приём), в целом же в своём общем пафосе и идеале И-стих учитывает весь опыт бытования всех компонентов стиха за всю историю русской и мировой поэзии ("всё во мне, и я во всём", Ф.Тютчев), подключая при этом не столько буквальный опыт или знания поэта, сколько его интуитивное чувствование форм и смыслов, их взаимопроникновений, их интеграции…

А ведь именно Серебряный век невероятно сдружил, сроднил, сынтегрировал (однократно?) две величайшие формы бытования искусства - живопись (холст / кисть) и поэзию (бумага / перо)…

Здесь и сейчас в этом стихотворении проанализированы лишь некоторые компоненты стиха, характеризующие интегральную форму и её связь с философско-лирическим содержанием… Остаётся надеяться, это этот вполне удачный "маленький эксперимент" (опыт) найдёт своё продолжение в новых необычных опусах Дмитрия Смолянинова…

(с) Александр В. Бубнов, 05.04.2024.

Александр Бубнов   05.04.2024 13:52   Заявить о нарушении