Пушкин Системные проблемы онеговеда М. Сапир

Пушкин
Онегин
Системные проблемы версии онеговеда  М. Сапир

Приложение к сб. Диалогги с М. Сапир о смыслах ее постпушкинского романа Е. Онегин

По теории струн,  скручивая в одну брану  мемы, мембраны,  темы и  явные и скрытые смыслы полифонического  романа о стихосложении Евг. Онегин, мы можем дать свертку идеи Сапир – ее формулу его «истинного правильно понятого только Пушкиным-Сапир  пушкинского смысла»:

«Основная тема романа - конфликты Онегина–Колобка в системе  социума «хищник-жертвы» (класса «толпа»)  в героическом стремлении  Женьки во что бы то ни стало сохранить свое Я особо выдающей личности»

Проще не в академроще говоря, без выпендрежа:

по Сапир Женя Онежкин катится колобком по роману чрез паутину конфликтов, сохраняя свою цельность и не испачканное толпой выдающееся во все стороны триады Я


Однако … есть сумленья

Такой взгляд конфликтолога  явно нарушает сюжетную (предметную) линию Пушкина в бедном на события романе. А (именно нарочитая) такая бедность и нужна Пушкину, чтобы сконцентрировать наш взор на главной (если не единственной и всегда его мучившей до терзаний эротомана) теме = житие героев в Храме Эроса  = четвертого (после Хаоса, Геи и Урана) по хронотопу теогонии бога Земли и землян (земнородных у Гесиода). Логика древних поэтов – Гомера и Гесиода  и философов – Платона (прежде всего) и Аристотеля  проста: чтобы Гея (Твердь земная в кн. Берешит Торы) рожала, нужно чтобы ее покрыл Уран (Твердь небесная); для этого сей жеребец должен быть заражен и поражен влечением и желанием (Кьеркегор, Фрейд, Лакан); для этой миссии землянам послан Эрос или Эрот.  Держи порты шире!

Именно эта схема антиков и реализуется Пушкиным в его романе о Жене и Тане (как и об иных парах – Параше и Грандисоне, Оле и Вове, Онегине и Гийо, etc):  все события романа (включая конфликтные – у Пащетт с родителями и мужем Дм. Лариным, у Тани с родителями, у Жени – с питерским бомондом и в школе науки страсти нежной  «ее только он и закончил!»,  у дяди с ключницей, у Вовы с Олей (глупой и круглой дурой как луна на небосклоне степного села), у Жени с соседями и их харлико-образными телками, etc)  происходят явно или косвенно на площадках, где правит Эрос Эротович  №2

В первой главе, впав с Женей в хандру (причина оной у молодых парней всегда одна = читайте З. Фрейда, К. Юнга и Э. Фромма с Жаком Лаканом за стаканом)  = либидо до самого низкого рева «до» в бассо профундо), Пушкин 15 раз принимался описывать ... ножки дам … раз дойдя до ущелья их исхода … чуть не задохнувшись …

Что Пушкин выделил и тщательно описал в Онегине, знакомя нас со своим лит. двойником, с которым то сливался, то разбегался?  Выдав знаменитое  «мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь иде-нибудь», характеризующее Онегина как недоучку и недоросля, Пушкин отметил главное в его натуре = служение культу Эроса:

VIII.
Всего, что знал еще Евгений,
Пересказать мне недосуг;
Но в чем он истинный был гений,
Что знал он тверже всех наук,
Что было для него измлада
И труд и мука и отрада,
Что занимало целый день
Его тоскующую лень, —
Была наука страсти нежной,
Которую воспел Назон,
За что страдальцем кончил он
Свой век блестящий и мятежный
В Молдавии, в глуши степей,
Вдали Италии своей.

 Евгений не просто лучший («ев»)  гений! Он  истинный гений науки страсти нежной  = чувственности, сексуальности и (по умолчанию) ранговости в половом естественном таком отборе.

Далее, словно захлебнувшись от эротомании Пушкина-Онегина в поэтической мани (по Платону), Наш Весь  намеренно показательно пропустил строфу IX (вероятно из-за чрезмерной откровенности известного бешенства и  цензурных соображений), а в следующих дал волю воображению озабоченных влечением и желанием под ударами стимула (дубинки- погонялки):
 
XI.
Как он умел казаться новым,
Шутя невинность изумлять,
Пугать отчаяньем готовым,
Приятной лестью забавлять,
Ловить минуту умиленья,
Невинных лет предубежденья
Умом и страстью побеждать,
Невольной ласки ожидать,
Молить и требовать признанья,
Подслушать сердца первый звук.
Преследовать любовь, и вдруг
Добиться тайного свиданья...
И после ей наедине
Давать уроки в тишине!
XII.
Как рано мог уж он тревожить
Сердца кокеток записных!
Когда ж хотелось уничтожить
Ему соперников своих,
Как он язвительно злословил!
Какие сети им готовил!
Но вы, блаженные мужья,
С ним оставались вы друзья:
Его ласкал супруг лукавый,
Фобласа давний ученик,
И недоверчивый старик,
И рогоносец величавый,
Всегда довольный сам собой,
Своим обедом и женой.

Пока опять не лишился чувств и вновь испугался эротических вербальных картин в объятьях Великого Мастурьатора  (С. Дали), пропустив сразу две оргазм-мистические строфы (но обозначенные точками, за которые автор брал с издателей деньги как за важные конструктивные и смысловые части текста!):

XIII. XIV.
..............
..............
..............
XV.

Куда ж поскачет мой проказник?
С кого начнет он? Всё равно:

Все равно! Амба! Пушкин ввел нас в храм своего и Женькиного одного доминантного божества – величайшего древнейшего всемогущественнейшего бессмертнейшего необъятного всесильного Эроса!

Затем, лишь после этого вводного курса об секс-университете Жени и прессе ж-ножек, Пушкин вводит в роман (в конце только второй главы!) новый персонаж – Наталью, перелицованную из-за страха пророчества в Татьяну.
 
Описав странности аутиста Тани, Пушкин моментально вводит ее в Храм Эроса: Пришла пора, душа жала … кого-нибудь (*!). Фактически с порога, пройдя с нами курс классической психоаналитики (с проблемами  отцовства, горя маман, детства и отношений Тани с родителями), Пушкин вводит нас в единственно важное – в личный храм Эроса Татьяны. Никакой проблемы, кроме гнета половой истомы, невротического влечения и парализующего рассудок (по признанию девицы) желания в Тане Пушкин не находит. Он классик фрейдизма до всей его патристики!

*) Это «кого-нибудь» – суть народная формула половой страсти неудовлетворенной созревшей твари = Любовь зла – полюбишь и … Онегина ... хотя он не кобель, не козел и не жеребец,   а пародия ... до жути боящаяся рисков, конфликтов, молвы  и  терок брака в частоколе  рогов

Все,  что есть в Татьяне, – это любовь, встреча со Злом (?), обаяние и сила Соблазна, влечение и желание, сексуальная зрелость и жажда реализации одного «я – твоя!». Ничего Пушкина-Татьяну не заботит. Никакой иной их проблемы мы в романе не найдем.

Онегин и следом Таня вводят нас пером Пушкина в свой Храм Эроса.  Ничем более они нас не привлекают.  Ничего более в них Пушкина не интересует.  У всех троих один бог – Эрос, Но ангелы в этом храме разные … Пушкин стоит у алтаря Аполлона.  А Таня и Женя – у жертвенника Эроса. Им более ничего не дано.
 
Онегин, примчавшись за оформлением наследства и надеясь отдохнуть от любовных похождений, попал как Чацкий с корабля на бал:  стоив лишь раз появиться в доме в девицами и бах Письмо = Я твоя и отвечает за это и меня – Ты! Так решили (якобы) Боги, бери.
 
Избежать оков Эроса и мрака Гименея да еще и с дурочкой с мозгами 13-летней нимфетки  Онегин   может только принеся богам жертву… Он вынужден убить Вову («друга от нечего делать»). Это ритуал оправдывает все. Пушкин даже не заикнулся об уголовной ответственности.
 
Никаких иных событий, кроме происходящих в чертогах (тематическом контуре или периметре) Эроса, мы в романе ЕО не найдем, даже если лоб расшибем и брусничной водицы испьем  …

Какие еще события произошли в бедном романе без конца (финала)?
Женя сбежал
Таня, не покрытая желанным и отказавшая суженому Агафону (это было просто – это гей у Платона1)  убедилась что Женя  не муж и самец ранговый, а пародия…  продолжила службу в храме Эроса и в итоге была продана как самка на торгах моск. ярмарки невест  с помощью некогда шаловливой моск. кузины мамы – княжны Алины, предательски выдавшей тайну ее происхождения – портретной схожестью до копии с неким Грандисоном …. Ох, уж этот Эрос…
Пушкин слепил из этого Идеал – верности девы, верной и потому милой.  Эрос получил еще одну жертву. Вековую, но бабью … короткую

И вот, метаморфоза,  финальная: думавший, что избавился от преследований неги томной и рисков плена обманчивых женских чар, Женя натыкается на … княгиню замужнюю Татьяну, не потратившую свои прелести на эротические битвы с мужем – толстым калекой.  Эрос подкараулил и накрыл бунтаря и гордеца (он и не выпускал его из своих лап – он играл им в кошки-мышки)  и бросил его к ногам той, что обещала себя ему, слезно просила избавить от мании и потери уже рассудка, клялась в единственности своего выбора и его религиозном основании, призывала «Я ж твоя, дурашка нежная моя!»

Вот и все.
Больше из романа не выжать ничего.
 
Тотальная инсценировка Эротомании, нестыковок, потуг и  коллизий в храме Эроса.
До коитуса с соитием  и с проникновенным  проникновением  и до возможного (иногда) оргазма, этот бог измотает вас и превратит в своего раба. И никуда не деться, если не удрать с Земли

Об этом и роман ЕО.
И более НИЧЕГО.

***
Вывод-ы  удоды:

1. Заявленную М. Сапир главную тему романа Евгений Онегин «Конфликты Онегина-Колобка с Толпой» надо переквалифицировать на суде присяжных в тему «Обаяние и сила Соблазна в Храме Эроса». А конфликты, коллизии и прочие недоразумения - это, в лучшем случае,  схолии = следствия испытания духов душ и плоти всех персонажей всесильным Эросом.

Именно эту доминантную эротическую традицию и развили два наших писателя, прочно стоящие в топе всех писателей мира всех времен = Толстой в Анне Карениной (реализованной идее Тани Лариной) и Набоков в Лолите (подсказанной Верой Слоним).

Уберите, фратья, Эроса  и … все эти романы  рассыплются и даже не в ценный библейский прах, а просто в труху биоматериалов и в пыль вшивую … давленных дядей мух…

А с ними исчезнут и наши любые даеже умные и переобоснованные версии мозготреннинга дописывателей и модераторов Пушкина …

2. Заявив о том, что Таня не выходила замуж, не была княгиней и не дружила с Ниной Воронской, а Женя не падал к ее ногам Танюшки и не просил в слезах обещанного их ея степных прелестей, М. Сапир напрочь убила всю идею Пушкина = изваяние им Идеала женской верности  без технических приспособлений и мужниных ухищрений в пужливых припадках рогачества (и так тяготившего Пушкина и так безжалостно его жизни в итоге лишившего…)

3. Возможно, это и сон … Пушкина. Возможно это и в самом деле его миракль …

Но тогда получается, что заманив нас в Сон Татьяны, как Данте с Вергилием в Б.К., мы из этого (опять таки ЭРОТИЧЕСКОГО!) сна и нас из него не вывел, оставив в потустороннем … с эротическим неудовлетворением

Мо быть, как говорил Аркадий Райкин

Очень даже мо быть …

***

Были у жены Оли духи «Быть может… «
Польские
Но поскольку Пушкин был жуткий полонфоб, то придумали онегинский варьянт:
«Может быть …»
Онегина запах
Не Тани …


***

Бонус:

ВИА "Весёлые ребята", солист Владимир Фазылов (муз. Павла Слободкина, стихи Онегина Гаджикасимова) - Сон (Портрет работы Пабло Пикассо) | Текст песни     https://pesni.guru

опять мне снится сон
один и тот же сон
он вертится в моем сознанье
словно колесо
ты в платьице стоишь
зажав в руке цветок
спадают волосы с плеча
как золотистый шелк

моя и не моя
теперь уж не моя
кто же кто тебя увёл
ответь мне хоть теперь
мне снятся вишни губ
и стебли белых рук
прошло всё прошло
остался только этот сон
остался у меня
на память от тебя
портрет твой портрет
работы Пабло Пикассо

не будет у меня
с тобой наверно встреч
и не увижу больше я
твоих печальных плеч
хранишь ты или нет
колечко с бирюзой
которое тебе одной
я подарил весной

как трудно объяснить
и сердцу и тебе
то что мы теперь чужие
раз и навсегда
мне снятся вишни губ
и стебли белых рук
прошло всё прошло
остался только этот сон
остался у меня
на память от тебя
портрет твой портрет
работы Пабло Пикассо

Фра, заметил – автор слов ОНЕГИН! 

Бывают же странные сближения…

В Храме Эроса все возможно
Была б в потенция – будет и влечение,  и желание и  …

И Памятка Пушкина:

Любовью шутит сатана
А!1
Любите самого себя
А!2


Рецензии