Каменоломня

Недавно мне попалась на глаза история о походах, и мне вспомнился случай из собственной жизни, которым мне захотелось поделиться. В возрасте девятнадцати-двадцати лет мне выпала возможность пойти в спелеопоход. Заранее прошу прощения, если в моём рассказе будут пробелы. Это было давно, и сама я спускалась от силы раз пять. Я абсолютно не опытна, и считаю, что так и осталась на уровне новичка. Я ссылаюсь исключительно на собственную память и объяснения проводника.

Проводник сказал, что это называется «заброска». Опытным спелеологом его не назвать, но походник он отличный. И в самой «системе» хорошо ориентировался, изредка подглядывая в карту.
Подготовка была достаточно простой: купить необходимое снаряжение, позаботиться о провианте и воде и настроиться морально. Заброска была с ночёвкой, так что обязательно нужен был тёплый спальник и туристическая пенка. Сезон забросок обычно в холодное время года, так как в системе теплее, чем на улице. Поэтому о термобелье и о каталитической грелке, на всякий, меня тоже предупредили. Я клала грелку на ночь в ноги. Для любого похода важна правильная одежда и инвентарь, а уж для пещер особенно.
Помню, как меня удивила кучка школьников, примерно девятый класс, во главе с учительницей в пальто, юбке и на шпильках, подсвечивающих себе дорогу телефонами. В то время как мы спускались в полнейшей экипировке, с налобными фонарями, в походных ботинках, фиксирующих стопу и рюкзаками со всем необходимым. Половина ребят была в джинсах и белых кроссовках... Благо, что эта их "экскурсия" заканчивалась на входе. Сразу за нами спускались ещё две группы походников, так что экскурсию быстро выпроводили прочь.
После мне рассказывали, что в системе частенько теряются люди, лезущие из интереса и не знающие, что из себя представляют пещеры. Фонарь телефона - хреновый вариант подсветки. В общем, как и джинсы, в какой бы поход вы их не надели.
Этих героев находили спустя несколько часов замёрзших, перепачканных известью, с севшим телефоном. Вылезти самостоятельно в таком случае невозможно. Без света не видно ничего. Абсолютно. За первым же поворотом не слышно ни единого звука, так что звать на помощь бесполезно. Остаётся только ждать.
В этом смысле именно та система, в которую мы забрасывались, всегда курируется. По крайней мере лично мне не известны случаи, когда бы потерявшихся не находили.
Мы забрасывались в Сьяновские каменоломни. Я услышала много интересных баек, пока мы добирались. Обещания посетить самые интересные места только подстегнули мой интерес.
Не стану подробно описывать историю и саму систему Сьян, так как до меня это сделали многие другие. Достаточно вбить в поиске браузера «Сьяновские каменоломни» и там вы увидите куда больше подробной информации, чем смогла бы описать я.  Из самых запоминающихся мест – Храм, Аристарх, Остановка первого вагона, водокап и Щучка.
Аристарх - хранитель системы. Многие утверждают, что когда-то это был настоящий скелет погибшего в системе спелеолога, который там и остался. Но со временем его на половину растащили. Мне, честно говоря, до сих пор с трудом варится в то, что это правда. Хотя свою долю дани уважения я отдала этому месту. Как положено.
Храм. Самый настоящий, когда-то освященный батюшкой, грот с иконами, свечами и молитвенником. Самое спокойное по атмосфере место, на мой взгляд.
Остановка первого вагоны – проходной грот с большим количеством импровизированных скамеек и столом посередине. Эдакое место сбора, передышки. Мы часто приходили туда после долгих «прогулок» по системе, чтобы просто перевести дух и двинуться дальше.
Водокап – это место сбора воды. В системе их несколько, но я видела один, которым и пользовались.

И Щучка. Очень узкий лаз, длинной десять метров, который можно только проползти. Правда у него есть менее скромные названия. Самый говорящий, который я слышала от местных завсегдатаев – Венерин лаз.
Вся система украшена. От вырезанных и нарисованных на камнях картин и текстов до дорожных знаков и расписаний автобусов. Самое необычное, не считая Аристарха, что я там видела, были старые торговые весы и вырезанное изображение Маргариты Булгакова верхом на метле со стёртым лицом. Вроде бы потом лицо снова дорисовали, но выглядит оно хуже, чем было до.
Многие, кому я рассказывала о предстоящем походе искренне удивлялись тому, что мне не страшно. Хотя страха я не испытывала ни до, ни вовремя, ни уже после забросок. В самом начале своего знакомства с пещерами, я испытывала приятное волнение, которое испытываешь всякий раз, занимаясь чем-то новым. Но не страх.
Удивительное чувство спокойствия. Воображение не рисовало ужасающих картин обвалов или застревания в особенно узких лазах. Тем более не было страха каких-то тварей. Я давно не в том возрасте. Тем более, при всей моей любви к мрачным жанрам, я смогла сделать один единственный вывод: самая страшная тварь — это человек.
Мне очень повезло с проводником, который был ко мне терпелив, всё объяснял и не терял из виду. Так же я была полностью экипирована и снаряжена всем необходимым. У меня не было причин для волнений. Мне действительно было спокойно и интересно.
Сон в пещерах так же не отличался какими-то кошмарами. Вот спать фактически на камнях — это то ещё испытание. Помню, как умирала от боли во всём теле на следующий день, после похода. Серьёзные физические нагрузки и сон на бугристых камнях сделали своё дело. Я не могла разогнуться.

Как уже упоминала, всего я забрасывалась около пяти раз. Все эти походы были достаточно однообразными. Останавливались мы в одном и том же гроте. Гуляли по системе посещая зачастую одни и те же места.
Пошла бы я снова в этот поход? Вряд ли. Чтобы показать своим близким это место, мне не хватает опыта, а с проводником я давно потеряла связь. Да и сейчас мне не хватит духу. Сейчас, имея собственную семью, я больше задумываюсь о возможных последствиях и потенциальной опасности. Да даже банально о собственном комфорте. Хотя как опыт — это было круто, и я очень рада, что у меня была возможность его получить.
Не думаю, что регулярные вылазки в пещеры очень интересны. Возможно, первые пару раз. Потом это достаточно однообразно. Добираться туда прилично по времени и расстоянию. Лично для меня это другой конец города.
И если не ставить себе задачу изучить систему от и до, то подобный вид активного отдыха может быстро надоесть. Хотя в целом идея редких походов, не обязательно в пещеры, очень даже соблазнительна.
Я довольна своим опытом. И точно могу сказать, что, если есть желание испытать что-то подобное, то оно того стоит.


Рецензии