История Черноморского Флота к 1920-м

Чисто информ-сбор для сразу 3-х поэм
   на портале Стихи-Ру
с постоянными дополнениями из архивов,
библиотек, инет-источников и писем
прямых родственников родни ФИО-участников
   всех Рос-морских событий
ИНТЕРЕСующих автора по морской тематике
   в основном 1914 - 1920-м годам
по остАточному Бело-Царскому Флоту !!
   хххххххххххххххххххххх
     Российская империя
Российский императорский флот
   Военно-морской флот
Создание Истории Севастополя !!
Русско-турецкая война 1787—1792
    Война Второй коалиции
Русско-турецкая война 1806—1812
Русско-турецкая война 1828—1829
      Крымская война
  Первая русская революция
    Первая мировая война
Преемник: Черноморский флот ВМФ СССР
Командиры \\ Известные командиры
Григорий Потёмкин
Марко Войнович \ Фёдор Ушаков
Павел Чичагов \ Михаил Лазарев
Владимир Корнилов \ Павел Нахимов
Андрей Эбергард \ Александр Колчак
Роберт Вирен и другие в ПОИСковиках !!
    хххххххххххххххххххххх
    Черноморский флот (ЧФ) —
 оперативно-стратегическое объединение ВМФ
Российской империи на Чёрном и Азовском морях.
  В Российской империи регулярный флот
     на Чёрном море был создан
 после присоединения Крыма к России.
Официальной датой создания считается
     2 (13) мая 1783 года,
когда 11 кораблей Азовской флотилии
впервые вошли в Ахтиарскую бухту.
  Однако основное ядро флота
 в это время только строилось
и фактически флот был образован
только после объединения кораблей
   Азовской военной флотилии
с присоединившейся к ней позже вновь
созданной Днепровской военной флотилией.
     1 - Создание флота
     2 - Парусный флот —
развитие и боевое использование
Русско-турецкая война 1787—1791
     Война с Францией
Русско-турецкая война 1806—1812
Русско-турецкая война 1828—1829
     Крымская война
  После Крымской войны
Возрождение флота + 1905—1907
    Предвоенный период
Флот в Первой мировой войне
После Октябрьской революции.
    Ликвидация флота
   Командующие флотом
 хххххххххххххххххххххххх
     Создание флота
Вице-адмирал Ф. А. Клокачёв 11 января 1783 года
 был назначен командующим «флотом,
заводимым на Чёрном и Азовском морях».

2 (13) мая 1783 года отряд из 11 кораблей
Азовской флотилии (11 кораблей) под флагом
   вице-адмирала вошёл в новый пункт
постоянного базирования флота — в Ахтиарскую
 (впоследствии Севастопольская) бухту,
где на месте поселения Ахтиар ещё через год
была заложена крепость и город Севастополь,
     ставший главной базой флота
(с 1804 года — главным военным портом).

  В 1785-м строящийся Черноморский флот
императорским указом Екатерины был выведен
из подчинения у находившейся в Петербурге
Адмиралтейств-Коллегии и подчинён Г. А. Потемкину.
    (конкретика ищется*)

В 1785-м для непосредственного управления флотом
     в Херсоне было создано особое
 Черноморское адмиралтейское правление,
устроенное наподобие петербургской
     Адмиралтейств-Коллегии
и был утверждён штат этого правления:
председателем Адмиралтейского Правления
 был «флагман, командующий флотом
 из адмиралов или вице-адмиралов»,
и при нём капитан над портом из капитанов 1-ранга.

Членами правления были обер-кригс-комиссар,
   цейхмейстер, казначей и контролёр.
Центральными органами управления были Канцелярия
при правлении и шесть экспедиций Кригсрехтских дел,
  Экипажская и интендантская, Контрольная,
Казначейская, Комиссариатская и Артиллерийская.

Всего по штату 1785 в Правлении и Экспедициях
   должно было состоять 145 человек,
с годовым жалованием 17758 рублей 50 копеек.

  В этом же году был утверждён и первый штат
Черноморского флота в составе 12 линейных кораблей,
20 фрегатов, 5 шхун, 23 транспортных судов,
    личного состава — 13,5 тысяч человек.

В 1787-м сама российская императрица Екатерина-II
 вместе с австрийским императором Иосифом-II
 побывала на церемонии спуска достраиваемых
     кораблей флота в Херсоне.

На главную базу (?время?)прибыли 17 кораблей
 вновь созданной Днепровской флотилии,
  уже' успевшей в 1788-м разгромить
   османский флот под Очаковым.
Эти корабли составили ядро нового флота.
На берегу бухты началось строительство
     казарм, верфи, складов.
 
 Председателем Черноморского адмиралтейского
  правления в 1792—1799 был Н.С. Мордвинов.
Парусный флот — развитие и боевое использование
Российская эскадра под командованием Ф. Ф. Ушакова,
идущая Константинопольским проливом Худ. М. Иванов.

  В XVIII—XIX веках Черноморский флот
  успешно действовал в войнах России
с Османской империей, Францией и другими государствами.
Строительство и победы Черноморского флота
 связаны с именами выдающихся флотоводцев:
Г.А. Потёмкина, Джон Пол Джонса, Нассау-Зигена,
Ф.Ф. Ушакова, Д.Н. Сенявина, М.П. Лазарева,
 П.С. Нахимова, М. И. Войновича и других.
        хххххххххххххххххххххх
    Русско-турецкая война 1787—1791:

Несмотря на численное превосходство турецкого флота,
российский Черноморский флот нанёс ему крупные поражения
  в сражениях в днепровском Лимане 1788 год,
у Фидониси 1788 год, в Керченском сражении 1790 год,
у Тендры 1790 год и у мыса Калиакрия 1791 год.

В войне ярко проявилось флотоводческое искусство
контр-адмиралов Джон Пол Джонса, Нассау-Зигена,
Н. С. Мордвинова, М. И. Войновича и Ф. Ф. Ушакова.

 В 1789 году в Николаеве была заложена
кораблестроительная верфь и сюда из Херсона
было переведено Черноморское адмиралтейство.

       \\* Война с Францией *//
  Средиземноморский поход Ушакова.
    Во время войны с Францией,-
эскадра Черноморского флота под командованием
Ушакова вела в 1798—1800 годах боевые действия
в Средиземном море, освободила Ионические острова,
   штурмом овладев островом Корфу !!

  *Русско-турецкая война 1806—1812*
В 1807 году эскадра под командованием
   вице-адмирала Д. Н. Сенявина*,
действуя в Эгейском море, разгромила турецкий флот
  в Дарданелльском и Афонском сражениях !!

На Чёрном море в этой войне флот наиболее активно
действовал у побережья Кавказа, взаимодействуя
с сухопутными силами (овладение Анапой, Поти, Сухумом)
и ведя непрерывное крейсерство для срыва снабжения
 морем турецкий войск в Закавказье и горцев.

  *Русско-турецкая война 1828—1829*
Смотр Черономорского флота в 1849 году.
      Худ. Иван Айвазовский.
Черноморский флот содействовал наступлению войск
на Балканском и Кавказском театрах военных действий.
 Неувядаемой славой покрыл себя бриг «Меркурий»,
  одержавший победу в бою с двумя
  турецкими линейными кораблями.
В период командования адмирала Лазарева М.П.,
 к середине XIX века Черноморский флот
был лучшим парусным флотом в мире и включал
14 парусных линейных кораблей, 6 фрегатов,
4 корвета, 12 бригов, 6 пароходофрегатов и др.

Флот участвовал и в боевых операциях Кавказской войны:
 корабли вели разведку, обстреливали скопления
  горских воинов, высаживали десанты,
осуществляли переброску войск, вели борьбу
 с контрабандной доставкой оружия горцам
    англичанами и турками и т. д...

    **Крымская война 1853—1856**
   велась Россией против коалиции:
Османской империи, Франции, Великобритании
и позднее Сардинии за господство на Балканах,
   в бассейне Чёрного моря, на Кавказе.

 18 (30) ноября 1853-го РУСская эскадра
под командованием вице-адмирала П.С. Нахимова*
    в ходе Синопского сражения
уничтожила турецкую эскадру Османа-паши.
«Синопский инцидент» послужил формальным
основанием для вступления Англии и Франции
     в войну против России...

Во время Севастопольской обороны 1854—1855
 большая часть судов Черноморского флота
 была затоплена на Севастопольском рейде,
черноморским морякам под руководством адмирала
В.А. Корнилова, вице-адмирала П.С. Нахимова
и В. И. Истомина пришлось сражаться на суше.

    \\*После Крымской войны*//
По Парижскому мирному договору 1856 года
 все страны участницы были лишены права
 держать военный флот на Чёрном море...

Согласно отдельной русско-турецкой конвенции,
 подписанной по окончании Крымской войны,
каждая из черноморских держав могла иметь
для береговой службы по шесть паровых судов
   длиной до 50 метров по ватерлинии
    и водоизмещением до 800 тонн,
а также по 4 лёгких паровых или парусных судна
  водоизмещением до 200 тонн.
Однако, в результате того, что во время войны
Россия потеряла большую часть Черноморского флота,
на Чёрном море не было даже установленного количества судов.

  По этой причине сюда были переведены
     6 корветов Балтийского флота.
 В сентябре 1857-го из Кронштадта в Николаев
под командованием капитана 1-го ранга И.Ф. Лихачева
прибыл отряд из корветов «Зубр», «Рысь» и «Удав»,
 а к концу апреля 1858 года прибыл второй отряд,
состоящий из корветов «Буйвол», «Вепрь» и «Волк»,
под командованием капитана 1-го ранга А. Х. Винка.

Позже для нужд флота уже в Николаеве были построены
парусно винтовые корветы «Сокол», «Ястреб», «Кречет»,
      «Львица» и «Память Меркурия».
 Заложенный в Николаевском адмиралтействе
до окончания войны корвет «Воин» не проходил
по требованиям к водоизмещению и после спуска
на воду был введён в состав флота в качестве транспорта.

 Ограничения Парижского мира были сняты в 1871-м.
К очередной войне с Турцией флот восстановиться не успел.
  В 1877—78 года небольшая эскадра кораблей
   Черноморского флота участвовала
  в очередной русско-турецкой войне.
Основу флота в этой войне составили переоборудованные
  под военные нужды пароходы РОПиТ:
«Великий князь Константин», «Владимир», «Веста»,
     «Россия», «Ливадия» и другие.

     \\*Возрождение флота*//
  Черноморский флот ночью. 1894 год.
       Худ. Л. Д. Блинов.
В конце XIX века Черноморский флот России
был возрождён как паровой броненосный флот,
причём строящиеся в Николаеве и Севастополе
 броненосцы были более мощными и крупными,
чем корабли аналогичного класса на Балтике.
Причина этого кроется в том, что международные
соглашения запрещали проход военных кораблей
через Босфор и Дарданеллы, а в штабах регулярно
строились планы по их захвату, а контролирующая
их Османская империя и стоящая за ней Великобритания
  считались более вероятными противниками,
чем весьма удалённая Япония или дружественная Германия.

К тому-же на Балтике значительная часть средств
    уходила на строительство крейсеров —
истребителей торговли, а броненосцы долго не могли
избавиться от ярлыка кораблей береговой обороны.
   Во второй половине 1880-х годов,
в рамках принятой царским правительством в 1881-м
  20-летней судостроительной программы,
 началось строительство серии барбетных*
паровых броненосцев для Черноморского флота.

  С 1889 по 1894 год в строй были введены
однотипные барбетные броненосцы «Екатерина II»,
 «Чесма», «Синоп» и «Георгий Победоносец»,
а в 1892-м отличавшийся от них по конструкции
барбетный броненосец «Двенадцать апостолов».

Таким образом, вплоть до конца 90-х годов
 Черноморский флот располагал куда более
 полноценными линкорами, чем Балтийский
   и всего к началу XX века в составе
Черноморского флота было уже 7 эскадренных
броненосцев, 1 крейсер, 3 минных крейсера,
 6 канонерских лодок, 22 миноносца и др.

      #### 1905—1907 ####
Революция 1905—1907 годов в России///
В 1905 году на флоте имели место беспорядки
 на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический»
и крейсере «Очаков» (Севастопольское восстание).

  По состоянию на 1906 год ЧФ состоял из:
8-ми броненосцев: Чесма, Синоп, Екатерина II,
Георгий Победоносец, XII Апостолов, Ростислав,
3 Святителя, Пантелеймон, 2-х крейсеров Кагул
  и Очаков, 1-го крейсера Память Меркурия,
       3-х минных крейсеров:
  Капитан Сакен, Гридень, Козарский;
13-ти эскадренных миноносцев, 10-ти миноносцев,
2-х минных транспортов, 6-ти канонерских лодок
и 10-ти транспортов. Строились 2 эскадренных
   броненосца: Евстафий и Иоанн Златоуст;
и 4 минных крейсера типа «Капитан Баранов.

В мае 1906 года снаряду с Главным морским штабом
  был организован Морской генеральный штаб,
взявший на себя функции оперативного органа.

   В этот период разрабатывалась и активно
обсуждалась новая программа военного кораблестроения:
«Программа развития и реформ вооружённых сил России»,
известная как «Малая судостроительная программа»,
утверждённая императором Николаем-II 6 июня 1907-го,
 но впоследствии размер ассигнований был сокращён,
   а сама программа получила название
«Распределение ассигнований на судостроение».
До 1911-го планировалось достроить уже начатые суда'
и заложить для ЧФ 14 эскадренных миноносцев
и 3 подводные лодки; и была частично утверждена
  Государственной Думой весной 1908 года.

      \\Предвоенный период 1909-го//
 Начиная с 1909-го шла активная подготовка
и обсуждение новой судостроительной программы
«Десятилетней программы судостроения 1910—1920»;
  или «Большая судостроительная программа»,
которая в конечном своём варианте предусматривала
строительство для ЧФ: 9-ти эскадренных миноносцев
  типа «Новик» и 6-ти подводных лодок;
 судов для БФ и Флотилии Тихого океана;
  а также перевооружение и модернизацию
нескольких линейных кораблей — Три Святителя,
   XII апостолов, Георгий Победоносец.

Программа была утверждена 25 марта 1910 года
императором Николаем II, однако до 1911 года
  Государственной Думой не рассматривалась.

 17 января 1911-го Государственная Дума
   выделила средства на строительство
3-х линейных кораблей типа «Императрица Мария»,
закладка которых была предусмотрена по программе
Морского министерства «Об ассигновании средств
    на усиление черноморского флота»,
а также на сокращение сроков закладки кораблей,
  предусмотренных программой 1910 год.

  В 1911-м Морским министерством
   и Морским генеральным штабом
начался пересмотр программы 1910 года.
В конечном счёте их работа привела к тому,
что 25 апреля 1911 года Николай-II утвердил
«Законопроект о военно-морском флоте»
совместно с первоочередной его частью —
«Программой спешного усиления Балтийского флота».
 Закон предусматривал иметь к 1930 года
 две действующие и одну резервную эскадры
в составе БФ; одну действующую и одну резервную
в составе ЧФ; а состав Флотилии Тихого океана
      рассматривался отдельно.
После некоторых задержек, небольших корректировок,
утверждения Совета министров, Государственного совета,
   6 июня 1912 года Государственной Думой
данная программа и Закон о флоте были утверждены.

Она предусматривала строительство с 1912 по 1916-1917
  для Черноморского флота 2-х лёгких крейсеров
типа «Светлана», «Адмирал Нахимов», «Адмирал Лазарев»
и значительного числа кораблей и подводных лодок для БФ.

К середине 1914 года была одобрена и утверждена
«Программа нового усиления Черноморского флота»,
предусматривающая строительство 4-го линкора
из серии «Императрица Мария» — Император Николай-I,
  2-х лёгких крейсеров типа «Светлана»;
   «Адмирал Истомин», «Адмирал Нахимов»,
8-ми эскадренных миноносцев типа «Новик»,
     а также 6-ти подводных лодок,
в дополнении к предыдущим программам.
К этому же времени относился зарождение
   авиации Черноморского флота.

 фФфхххххххххххххххххххххххххххфФф
   *Флот в Первой мировой войне*
    Прорыв «Гёбена» и «Бреслау»,
Севастопольская побудка, Бой у мыса Сарыч,
         Кавказский фронт
  и Первая мировая война на море.
   К началу Первой мировой войны
в составе Черноморского флота имелось:
флагман флота «Евстафий», «Иоанн Златоуст»,
«Пантелеймон» (бывший «Князь Потёмкин-Таврический»),
   «Ростислав», «Три Святителя», «Синоп»;
2 крейсера типа «Богатырь», 17 эскадренных миноносцев,
    12 миноносцев, 4 подводные лодки.
Авиация флота насчитывала всего 8 самолётов.

    Противостоящий турецкий флот
   не был достойным противником:
 турки имели 2 бронепалубных крейсера,
2 эскадренных броненосца, 4 эсминца, 4 миноносца.

Относительно позиций Румынии и Болгарии
   в будущей войны ясности не было,
но их символические военно-морские силы
можно было совершенно не принимать во внимание.

 Ситуация резко изменилась после прорыва
  в Чёрное море «Гёбена» и «Бреслау»,
формально включенных в состав турецкого флота
и получивших на турецкой службе новые названия
   «Султан Явуз Селим» и «Мидилли».

 Равных «Гебену» русских кораблей
    на Чёрном море не было,
причем его превосходство было подавляющим
и не давало русскому линкору шанса
 на победу в бою «один на один»...
 
  *Дредноуты Черноморского флота*
«Императрица Мария» на якорной стоянке,
       12 мая 1916 года
 «Императрица Екатерина Великая»
   Линейный корабль «Воля»,
бывший «Император Александр III» в Севастополе.

Спуск на воду линкора «Император Николай I»
   ПЛ «Морж» буксирует в Севастополь
захваченный 25.06.1916г. как приз турецкий
парусный бриг «Belouzar» с грузом керосина.

   Прекрасно понимавший возникшую угрозу
командующий Черноморским флотом А.А. Эбергард
ещё в первой половине августа предложил план
морской атаки на Босфор и уничтожения «Гебена»
  и «Бреслау» непосредственно в базе,
отвергнутый Главным морским штабом из-за угрозы
  последующего вступления Турции в войну.

 В результате Турция всё равно неизбежно
    вступила в войну спустя 2 месяца
и при этом инициатива первого удара
   оказалась на её стороне !!
Следствием этого стала «Севастопольская побудка»*
   и обстрел турецкими кораблями
 других черноморских баз и портов:
с 29 по 30 октября германо-турецкий флот
нанёс удар по Севастополю, Феодосии, Одессе
 и Новороссийску, а также выставил минные
  заграждения в Керченском проливе
 (на море в этом рейде у Севастополя
русские потеряли минный заградитель «Прут»,
2 парохода и один эсминец получил повреждения).

Одесской порт: атакованным двумя турецкими
 миноносцами — канонерскую лодку «Донец»
  и угольную баржу потопленными,
  канонерскую лодку «Кубанец»
и минный заградитель «Бештау» повреждёнными,-
   Одесса увидела своими глазами !!

Поэтому русский командующий действовал
 против линейного крейсера «Гёбена»
только силами бригады линкоров в 3 корабля.

  Немецкий командующий Вильгельм Сушон*
 стремился, напротив, разобщить русские
корабельные силы и истреблять их поодиночке.

Но такого шанса А.А. Эбергард* ему не предоставил.
  Военные действия первых лет войны показали,
  что линкоры додредноутного типа не могут
эффективно противостоять кораблям нового типа:
   бригада старых русских броненосцев
не могла пресечь действия в Чёрном море «Гебена».
Более того, наличие у противника дредноута
сковывало действия всего ЧФ: эскадра опасалась
  выхода в море иначе как в полном составе.

 Уже' через 3 дня после германско-турецкой
атаки Черноморский флот начал ответные действия:
 отряд эсминцев под прикрытием линкоров
 выставил мины у Босфора, другой отряд обстрелял
угольные копи Зондулака и потопил там 2 транспорта,
на море был перехвачен и полностью уничтожен отряд
из 3-х турецких тральщиков, пленено более 200 моряков!

  А 5 (18) ноября 1914 год южнее Ялты
произошло боевое столкновение российской
Черноморской эскадры с «Гебеном» и «Бреслау»,
    известное как бой у мыса Сарыч.
Бой свёлся к скоротечной перестрелке
  между «Евстафием» и «Гебеном».
Оба корабля получили повреждения, однако,
пользуясь преимуществом в скорости хода,
германские крейсера смогли оторваться и уйти.
Общие потери немцев, по разным оценкам,
составили от 112 до 172 человек, русских — 58.

 26 декабря «Гёбен» наскочил на минное поле,
установленное русскими кораблями вблизи входа
в пролив Босфор, после чего смог выйти в море
   только в начале апреля 1915 года.
И практически сразу получил новые повреждения
в морском бою у Босфора 27 апреля 1915 год,
получив три попадания и не добившись ни одного своего.

Уже во время войны-1914 в строй вступили линкоры
         дредноутного типа*:
 «Императрица Мария» и «Екатерина Великая».
    3-й дредноут «Император Александр III»
был введён в строй уже после Февральской революции.
А 4-й дредноут «Император Николай-I»
был спущен на воду,  но в состав флота до конца войны
не вошёл из-за резко обострившейся обстановки
  после Февральской революции-1917.
За годы войны в состав флота были введены 9 эсминцев,
   10 подводных лодок, 2 авиатранспорта
(прообразы авианосцев) и ряд других кораблей.
  ВВС флота возросли до 100 боевых машин.

8 января 1916-го произошло боевое столкновение
   «Гёбена» с «Екатериной Великой»,-
немцы ошибочно полагали, что встретились
  с линкором «Императрицей Марией»,
    окончившееся безрезультатно...
Несмотря на сильную на тот момент изнОшенность,
«Гебен» все ещё имел преимущество в скорости
и смог уйти, но активность германского крейсера
сохранялась: вскоре после этого столкновения
   он прикрывал транспорты с войсками,
   а летом даже обстреливал Туапсе.
Немцы увеличили угол возвышения своих орудий,
чтобы увеличить их дальность и быть способными
    к ответу новым русским линкорам
    на предельной для них дистанции.

Но поскольку в результате всех этих операций
главных сил действия «Гебена» и «Бреслау»
   оказались сильно ограниченными,
Черноморский флот развернул эффективную борьбу
 против морского турецкого судоходства !!

   Отряды русских кораблей всех классов
один-за-одним выходили в море к турецким берегам,
   счёт потопленных транспортных судов
(включая парусные шхуны, используемые турками
    для перевозок угля) шёл на сотни:
только Батумский отряд крейсеров потопил свыше
300 кораблей, подводные лодки флота столько же.

Эффективно действовал флот совместно с сухопутный армией
     в ходе Трапезундской операции*,
завершившейся разгромом 3-й турецкой армии !!

3 апреля 1915 года бронепалубный крейсер «Меджидие»,
  шедший в сторону Николаева, наскочил на русское
     минное заграждение и затонул,
  что сорвало «Одесскую операцию»,
ставящей целью бомбардировку Одессы.
Примечательно, что данный крейсер был поднят
русскими и через год после капитального ремонта
и модернизации вошёл в состав ЧФ под названием «Прут».

 Однако в русской Ставке были недовольны
  действиями А. Эбергарда*, полагая,
что он не может решить задачу уничтожения
 немецких флАгманов «Гебена» и «Бреслау».
Поэтому 15 июля 1916 года вице-адмирал Колчак
принял командование над Черноморским флотом
         Российской Империи.
Основной стратегической задачей новый командующий
считал полное минирование выхода из Босфора в Чёрное море.

7 (20) октября 1916-го на линкоре «Императрица Мария»
  произошёл взрыв порохового погреба,
корабль затонул 225 погибших, 85 тяжелораненых...
Колчак лично руководил операцией по спасению моряков
и тушению пожара, он сильнейшим образом переживал
    за случившееся, как за свой личный прОмах...

    ээээээээээээээ**єєєєєєєєєєєєєєє
**Подводные силы Императорского Черноморского флота**
 Вступление в строй новых линейных кораблей
 и подводных лодок типов «Морж» и «Нарвал»
позволило флоту установить блокаду угольного района
в Анатолии (порты Зунгулдак, Козлу, Эрегли, Килимли),
служившего единственным источником местного угля
 для Константинополя, а также турецкого флота
   и железнодорожного транспорта.

К октябрю 1916 года подвоз угля из Зунгулдака
 в Константинополь практически прекратился.
Блокада привела к резкому сокращению операций
 турецкого флота, в том числе прекращению
  тральных работ в устье Босфора.
Из-за отсутствия угля в 1917 году «Гебен»
   ни разу не вышел в море.
Русские корабли достаточно эффективно
 истребляли турецкий грузовой тоннаж.
К концу июня 1915 года только в порту Эрегли
   лежали остатки 9 пароходов,
  5 больших и 20 малых парусников.
Турки были вынуждены использовать для перевозок
парусные шхуны, шаланды, которые при появлении
 русских кораблей выбрасывались на берег.
 К концу июля 1915 года русские эсминцы
  потопили и расстреляли 123 парусника
   и 90 груженых шхун и фелюг.

 Самой результативной подводной лодкой
по количеству поражённых целей стала подводная
    лодка «Тюлень» — 53 победы !!,
большинство из которых было одержано
 под командованием М. А. Китицына,
кой в дополнение к торпедному оружию
широко использовал артиллерию своей лодки
  и таран, а иногда — захватывал суда
и приводил их в Севастополь как трофеи,
  самым известным случаем была победа
над вооружённым турецким транспортом «Родосто».

 С 1914 по 1917 годы Черноморский флот
активно содействовал сухопутным войскам
Кавказского фронта на приморских направлениях,-
подвоз продовольствия и боеприпасов,
высадка десантов и много других воен-хоз-действий.

На протяжении всего 1916 и вплоть до весны 1917
шла активная подготовка к Босфорской операции*.

После вступления Румынии в войну в 1916-м,
 флот ЧМ-Росии получил новую задачу —
обеспечивать приморский фланг русско-румынских
     войск Румынского фронта.
 Активная и грамотная деятельность Колчака
по минированию выхода из Босфора и порта Варна,
привела к установлению полного господства
Черноморского флота и «ни одно неприятельское судно»
 вплоть до лета 1917 года не появлялось
   в акватории Чёрного моря».

 Колчак продолжил в морской войне линию
 своего предшественника А.А. Эбергарда*
и отличием его действий стало лишь повышение
  интенсивности минных постановок,
особенно подлодками-заградителями
с усовершенствованніми системами минирования !

 В целом за три года войны потери ЧМ-флота
 оказались минимальны: линейный корабль
(от внутреннего взрыва), 1 минный заградитель,
1 подводная лодка, 1 канонерская лодка, 1 госпитальное судно.
  В личном составе погибли 1 376 моряков.

     єєєєєєєєєєєєє##ээээээээээээ
       уууууууууууууууууууууу
   После Октябрьской революции-1917.
         Ликвидация флота.
Затопление кораблей Черноморского флота
в Цемесской бухте, I Общечерноморский съезд,
    II Общечерноморский съезд
  и Красный террор в Севастополе.

Несмотря на разложение дисциплины, к концу 1917-го
Черноморский флот формально оставался крупной
боевой силой — только в Севастополе на кораблях
   и в крепости находилось 2294 офицера
     и 25028 матросов и солдат.
В другом источнике указано, что в ноябре 1917-го
  на выборах в Учредительное собрание,
на Черноморском флоте подано 52,5 тыс. голосов.
К этому моменту на иных кораблях сложились отношения,
  мало чем отличающиеся от отношений
    в преступных сообществах.
 Всюду злодеяли революционерки-еврейки,
призывающие к убийствам белых офицеров !!!

 В числе прочих факторов падения дисциплины
бывший начальник Севастопольской крепости Ф. Рерберг
в своих изданных в эмиграции воспоминаниях
указывал на роль командующего флотом А. В Колчака,
обвиняя его в заигрывани с матросской массой
     и в противопоставлении себя
центральной власти весной и летом 1917 года...

  После Октябрьской революции-1917 в Петрограде
централизованное управление флотом было нарушено:
16 декабря 1917-го в Севастополе был создан
   Военно-революционный комитет,
который взял управление флотом в свои руки.
Были образованы и иные революционные органы
 управления — Севастопольский совет
   и Черноморский центро-флот.

   В декабре 1917 — феврале 1918 гг.
на флоте прокатилась волна бессудных убийств офицеров —
    было убито до 1000 офицеров,
в том числе отставных, проживавших в Крыму...
Оставшиеся офицеры были запуганы или дезертировали.
Такие чудовищные потери офицерского состава
  привели к тому, что Черноморский флот
 фактически прекратил своё существование
  в качестве цельной боевой единицы.

После заключения перемирия на Восточном фронте
 на Флоте началась тотальная демобилизация
личного состава, приведшая к тому, что к моменту
заключения Брестского мира* ЧМ-флот оставило
   две трети его состава военного времени.

Небольшая часть офицеров отправилась к А. Деникину
  в зарождающуюся Добровольческую армию
    и составила там Морскую роту.
По Брестскому мирному договору база флота
в Севастополе и полуостров Крым не подпадали
 под территории, отходящие под контроль
Центральных держав*, однако позднее Крым
 был включён в сферу интересов Германии
по секретному соглашению с Австро-Венгрией
и тайному сговору Бланка-Ленина с Троцким,
подписанному 29 марта 1918 года в Бадене.

Воспользовавшись как предлогом для вторжения
  в Крым тем, что сухопутные отряды,
состоящие из матросов Черноморского флота,
(явная провокация по приказу Бланка-Ленина)
вступили в бои с продвигающимися по Украине
 германо-австрийскими войсками, Германия
начала вторжение в Крым 18 апреля 1918 года.

   22 апреля 1918 года Народный комиссар
иностранных дел Советской России Г. В. Чичерин
направил ноту протеста германскому правительству:
  «Продвижение в Крым является существенным
нарушением Брестского мира, так как является
 вторжением в пределы Советской Республики.
Вторжение угрожает нашему Черноморскому флоту,
   что может повести к столкновениям,
вызываемым интересами самосохранения флота…»

 На это посол Германии в Москве,-
   граф В. фон Мирбах ответил:
«Императорское правительство считает себя
  вынужденным, ввиду нападения флота
из Севастополя против Херсона и Николаева,
продвинуть туда войска и занять Севастополь.»

   Хотя ещё 22 марта 1918 года
коллегия наркомата по морским делам
подготовила для советского правительства
доклад в котором предлагалось принять меры
к переводу флота из Севастополя в Новороссийск
  и к уничтожению того имущества,
  которое вывезено быть не может,
никаких мер для реализации этих предложений
 советское руководство не предприняло.

29 апреля 1918 срочно освобождённый из тюрьмы
командующий флотом контр-адмирал М. П. Саблин*
отдал приказ о переводе флота в Новороссийск.
  Для того, чтобы уберечь корабли от огня
немецкой артиллерии Саблин дал распоряжение
поднять на кораблях флаг украинских националистов,
 но бригада эсминцев и ряд других кораблей
 отказались выполнить это распоряжение,
считая такой приказ не свОйственный Русскому Флоту !!

  29 апреля в 23:30, первая группа кораблей
Черноморского флота начала прорыв в Новороссийск.
 30 апреля Севастополь покинули основные силы,
   в том числе линкоры «Воля»,-
 бывший «Император Александр III»
      и «Свободная Россия»,-
бывшая «Императрица Екатерина Великая»;
2 вспомогательных крейсера, 25 эсминцев,
   5 миноносцев, подводные лодки
и несколько транспортов и катеров.

   23 мая 1918 года немцы ультимативно
потребовали возвращения флота в Севастополь,
угрожая в противном случае возобновлением наступления.
  Это наступление началось 9 июня 1918-го,
   причём снова было выдвинуто требование
о переводе кораблей из Новороссийска в Севастополь.

Не имея возможности противостоять немецкому наступлению
  и не имея сил воевать с немцами,-
Советское правительство ещё 6 июня 1918-го
по приказу Ленина решило затопить корабли
в Новороссийске: «Ввиду безвыходности положения,
доказанной высшими военными авторитетами,
    флот уничтожить немедленно.
 Председатель СНК В. Ульянов (Ленин)».

 Это решение противоречило здравому смыслу
и экипажи части кораблей во главе с линкором «Воля»
отказались выполнять этот приказ и 17 июня 1918-го
   вышли из Новороссийска в Севастополь,
где немцы захватили корабли и увели их в турецкие порты.

Впоследствии, эти корабли были возвращены Антантой
   Белому флоту и стали ядром Русской эскадры.
 Суда, где были сильны организации большевиков
    и сочувствующих, решили остаться,
    на них были вывешены сигналы:
  «Судам, идущим в Севастополь:
    позор изменникам России».
Вечером 17 июня командиры оставшихся кораблей
В.А. Кукель, В.А. Алексеев, С.В. Анненский,
Е.С. Гернет и др. выработали план потопления
Красного Черноморского флота, к реализации
   которого и приступили с утра 18 июня.
Эсминцы «Керчь» (командир Кукель) и «Лейтенант Шестаков»
  начали буксировку покинутых матросами
     кораблей в открытое море.
На эсминце «Гаджибей» был поднят сигнал
     «Погибаю, но не сдаюсь».
В 15:45 началось затопление флота в Цемесской бухте.
Эсминец «Керчь», торпедировавший корабли на рейде
Новороссийска, ушёл к Туапсе, где и затопился сам...
  Но корабли под началом Белого Движения
 стали группироваться на самом юге Крыма
и создав эскадру, взяв желающих гражданских
  не быть под властью красных извергов,-
 вскоре ушли в Белую Эммиграцию сперва к Турции,
после во Францию, Африку и на дальний Восток !!
   Несколько кораблей добрались вскоре
 Бразилии и Аргентины, а несколько кораблей
оставили в портах Южной Америки, приняв предложение
  Парагвая воевать за страну против Боливии,
над которой стояла фаш-Германия с гегемонией
 взять власть над Центральной Америкой !!!
В боях за парагвай, чтобы поквитаться с немцами,
   воевали и морские офицеры ЧМ !!!
    


Рецензии