О встрече с Богом

Мне пришлось раз стоять в ожидании такси около гостиницы “Украина”. Ко мне подошел молодой человек и говорит: “Судя по вашему платью, вы верующий, священник?” Я ответил: “Да”. – “А я вот в Бога не верю…” Я на него посмотрел, говорю: “Очень жаль!” – “А как вы мне докажете Бога?” – “Какое доказательство, какого рода доказательство вам нужно?” – “А вот: покажите мне на ладони вашего Бога, и я уверую в Него…” Он протянул руку, и в тот момент я увидел, что у него обручальное кольцо. Я ему говорю: “Вы женаты?” – “Женат.” – “Дети есть?” – “И дети есть.” – “Вы любите жену?” – “Как же, люблю.” – “А детей любите?” – “Да.” – “А вот я не верю в это!” – “То есть как: не верю? Я же вам говорю…” – “Да, но я все равно не верю. Вот выложите мне свою любовь на ладонь, я на нее посмотрю и поверю…” Он задумался: “Да, с этой точки зрения я на любовь не смотрел!..”
Митрополит Сурожский Антоний (Блум)

***
Я не обладаю способностью дискутировать в словах, наверное – это пошло ещё с тех пор, как из меня складывался художник.
В этой профессии чаще работает чувство, чем слова: чувство цвета, чувство композиции, чувство «чуть-чуть» которое никак не объяснить словами…

И позже я часто замечал в себе, что вместо какого-либо подбора слов к зреющей во мне теме вдруг брал чистый холст, плескал на него разбавителем и уже в этих разводах замечал то, к чему не мог подобрать нужных слов.
Поэтому иногда на моих полотнах получались композиции, не имеющие конкретных изображений, но говорящие о тех чувствах, которые я переживал в тот или иной момент творчества.

Вообще творчество (не имею в виду ремесло), как бы и чем бы оно ни выражалось – это такой таинственно-радостный процесс, с которым может сравниться только встреча с Богом.

«Каждый догадывается, что после встречи с Богом ты уже не будешь прежним, придется пройти путем Креста и боли, а жизнь твоя, отлаженная и предсказуемая, скорее всего, просто разлетится в прах от Его прикосновения».
Архимандрит Савва (Мажуко)

Так и во мне от инсульта разлетелся навык творить в красках, но появилась иная способность творить словом и, хотя я часто сталкиваюсь с тем, что «Мысль изреченная есть ложь» (стих Тютчева), но открываю совершенно новые горизонты в себе самом и пытаюсь осмыслить, а затем и выдать какую-то новую импровизацию...

Апрель, 2024


Рецензии