Мой гнев по отношению к матери зашкаливает

Девушка села в кресло и грустно уставилась в окно напротив. Брови поднимались «домиком» вверх, губы - плотно сжаты. Она была на грани слёз.
- Здравствуйте, Карина, - мягко поздоровался с ней психолог Владимир.
- Я чудовище. Я стала как отец, - без предисловий начала клиентка, её голос дрожал.
- Почему вы решили, что вы чудовище? - осторожно уточнил психолог.
- Я сильно злюсь по мелочам, и мне трудно успокоиться. Я сначала злюсь, долго отчитываю мать, а потом понимаю, что зря всё было и что я психопатка. Отец такой же, он заводится, легко впадает в ярость…
Добавьте описание

- Я услышал, что сильно злитесь и не можете остановиться. Это печально. Но почему вы сразу ставите себе диагноз?
- Если я ору на мать, значит, глубоко внутри я считаю, что я права. А если я считаю, что орать правильно - то значит, я больная. Мне говорят, «Боже, ты опять не в настроении!» - и это начинает меня заводить ещё больше. За что мне такие гены!
- Почему я не родилась у адекватных людей! После таких вспышек у меня начинаются слёзы и пропадает желание жить. Сразу мысли, что я такая никому не нужна.
- А чего вам хочется в тот момент, когда вы кричите? Чего хотите добиться криком?
- Защитить себя от дурного влияния матери. Меня очень бесит её мировоззрение. Она ограниченная, часто ведёт себя глупо, нелогично - я её ду... называю. А съехать от родителей не могу.
- Мой гнев по отношению к матери зашкаливает, у меня ощущение, что она издевается надо мной.
- Пока не нашла хорошо оплачиваемую работу, чтобы хватило денег на съемную квартиру. Бешусь постоянно, еле сдерживаюсь, чтобы не ударить.
- Любую мою идею она воспринимает в штыки, паникует, раздаёт советы каждую минуту всем подряд и по любому поводу, отчитывает меня, как маленькую, за то, что, по её мнению, я поступаю неправильно и «вредничаю»!!! – Карина уже восклицала, не сдерживаясь.
- Она так и говорит, что вредничаю! Ограниченная женщина! А мне уже 22 года! Я уже съезжала от родителей, но приходится возвращаться… Я каждый день с ней собачусь, хотя после вспышки думаю, что зря сорвалась.
- И корю себя. Я запуталась... Я уже поднимала руку на мать раньше, теперь сдерживаюсь, но боюсь сорваться… А она словно постоянно меня испытывает! Уже сил нет! Ду..... она! Вот просто ду----ра!
 - Если вы снова поднимите руку на вашу мать, вам станет легче? – неожиданно спросил Владимир.
- Что вы такое говорите? – испугалась клиентка. – Вы предлагаете мне это сделать ?!
- Нет. Но вы говорите, что очень хотите это сделать. Вот я и разбираюсь, что за этим стоит.
- Если я подниму руку на мать или даже устраню её, я почувствую власть, почувствую, что я права, что я свободна.
- Вы хотите защититься, хотите освободиться, хотите стать сильнее матери, доказать, что вы правы. А чего хочет ваша мать?
- Она обижается на то, что я считаю её ду.... Но я пыталась с ней договориться по-человечески. Мы сто раз обсуждали, как нам быть. Как себя вести в следующий раз…
- И её повторные указания, отчитывания за то, как я одеваюсь… - клиентка заплакала. - …выматывают после таких договоров ещё сильнее. И после этого я, естественно, ещё больше считаю её .....
- Так… Вы считаете ещё такой, пытаетесь с ней договориться, потом договорённости не работают. Вы злитесь ещё сильнее. И убеждаетесь в том, что она такая, снова.
- Да, так и есть.
- И это повторяется постоянно?
- Да.
Психолог помолчал, потом произнёс:
- У меня есть к вам много вопросов. Но давайте, чтобы вас не путать, мы закончим с прояснением ситуации. Что требуете вы от неё? А чего она от вас требует?
- Я требую, чтобы она дала мне полную свободу выбора и не лезла со своими оценками. Она у меня столько сил сжирает своими спорами. Я с ней об этом говорю, она соглашается, потом всё повторяется – и она говорит, что не может ничего с собой поделать. Что это сильнее её.
- Вы заметили, что проговариваете вашу ситуацию по кругу? Уже не в первый раз? Это похоже на ваши с мамой взаимоотношения?
- Да, мы ходим по кругу и не можем остановиться.
- А чего требует она от вас?
- Я не запоминаю все её требования. Если её слушать, то я буду жить в четырех стенах, не ставить никакие цели, всего бояться, одеваться практично, но некрасиво, не следить за собой. Мне стыдно за свою мать! Я в ужасе от её мировоззрения!
- Мне в голову пришла мысль, что вы с мамой зеркалите друг друга. Знаете феномен отзеркаливания?
- Нет.
- У нас в мозге есть зеркальные нейроны. Они помогают нам с лёгкостью копировать поведение окружающих. Эти нейроны придуманы для выживания и адаптации в обществе, для быстрого обучения.
- Иногда они нам помогают – например, выучить танец, копируя движения тренера. Обычно урок танцев происходит перед зеркалами. Мы видим себя и тренера рядом.
- Зеркала помогают быстрее копировать движения. Но бывает, что наш мозг нам же мешает – мы видим кричащего человека и нам очень хочется кричать в ответ. У меня есть гипотеза, что вы с матерью застряли и ходите по кругу. Годами.
- И зеркалите друг друга. И так будет всегда, если вы, Карина, не поменяете тактику.
- Во всём слушаться мать, что ли?! – Глаза Карины округлились от недоумения. - Вы с ума сошли?!
- Есть много вариантов. Главное – не делать так, как вы привыкли. Вам не хочется ей потакать. Это понятно. Вы устали отстаивать себя и отбиваться от матери. Это тоже понятно. Съехать не можете. Есть ли ещё вариант?
- Смириться? – невесело усмехнулась Карина.
- Смотря с чем. Вы можете прийти к компромиссу – это быть согласным наполовину. Так и сказать: «Мы хотим друг от друга разного, противоположного.
- И не можем ничего добиться друг от друга. Давай придём к компромиссу. Половину твоих идей я принимаю и учитываю, а в остальном я поступать буду по-своему. Есть вопросы, в которых я тебе уступать не буду. Так и ты, пожалуйста, мама, хотя бы на 50% принимай мой образ жизни».
- А как быть в моменты ссор? Как успокаиваться?
- Представьте, что надуваете шарик – и вместо слов выдувайте вашу злость в этот образный шар.
- В тот самый момент, когда ругаетесь. Выдыхайте свою злость и намеренно смотрите не на мать, а вокруг себя. Это остановит поток слов и отвлечёт внимание.
- Отвлеките маму на какую-то не менее важную тему: «Кстати, мам, давно хотела спросить: очень беспокоюсь… нужна твоя помощь». Мама любит давать советы и контролировать всё.
- Создавайте ей искусственно задания. Чтобы отвлечь её внимание от того, что по факту проблемой не является.
 - Как это сложно придумать в моменте! – простонала Карина.
- Так вы не в моменте придумывайте. Это и не получится в моменте сделать.
- А заранее список тем, на которые можно переключиться, составьте. Говорите обязательно сначала: «Нужна твоя помощь». Мама навострит уши – ведь именно этого она хочет: чтобы люди жаждали её советов. И вам легче, и ей хорошо.
- Итак: компромиссы и маленькие хитрости вам помогут


Рецензии