Литература и бизнес - короткая проза

(записи из блокнотов)

       Люблю снег. Но не люблю зиму. Потому что короткий световой день.. Не успеешь проснуться
и встать, как уже и темно. Мы, петербуржцы, как те «дети подземелья» (книжка такая есть – я её
в детстве читала). Вот белые ночи – это праздник сердца! Да… У меня бессонницы не бывает. Так
что во время белых ночей я шторы на окнах не задёргиваю. У меня вообще свободный творческий
график. И сплю я понемногу – в несколько приёмов, на сон у меня за сутки уходит от пяти до семи
часов… Мне так удобно. А сколько у нас людей, которые целыми сутками работают! Им платят до
обидного мало… И вы мне будете говорить о том, что страна живёт за счёт миллионеров?!

       Моя совесть чиста. Мне ни один богатый человек милостыни не подал, – не то, чтобы я бы
его просила о какой-либо мало-мальской помощи… Я не против богатых – нет. Но против того,
что они упрекали бы меня: мол, я у них в долгу. В вечном долгу я у своих родителей, которые
дали мне хорошее воспитание и образование и в случае крайней нужды материально помогали
по мере сил, хотя были они людьми ниже среднего достатка. Так сложилось. А вовсе не потому,
что в моём роду – сплошь люди несостоятельные ни в чём: ни в творческих дарованиях, ни в
бизнесе. Они, кстати, не были «совками» с примитивными идеями победы коммунизма. Боялись
Сталина и Берии, смеялись над Хрущёвым и Брежневым…

       Делать художника бизнесменом – это ли не подлость?! Есть музыканты либо поэты, танцоры
либо живописцы, которые не способны материально себя обеспечить. Нет у них коммерческой
жилки. И никакие они не «дармоеды». Я о гениях, разумеется. Вспомнился Ван Гог… Он торговать
своими шедеврами не умел. Да они в его время и не пользовались особым спросом. Однако же –
сколько бездарных писак и рисовальщиков, которые получают огромные гонорары, а истинные
гении нищенствуют, не имея приличного способа обеспечить себя. Ответьте мне, кто считается
истинным талантом, – тот, кто хорошо пишет, но не зарабатывает на этом ни гроша, или тот, кто
занимается ерундой от литературы, а гребёт приличные гонорары?

       Слава и деньги чаще всего идут разными путями, редко пересекаясь. Кому нужна посмертная
слава? Все хотят прославиться при жизни. И руки на ней нагреть. А мы ведь многих не знаем и не
узнаем никогда, – из тех, кто был достоин ещё прижизненной славы, но не дождался её. Сколько
сейчас премий!.. И отечественных, и международных. А во времена Пушкина были светские
интриги, близость к Государю или его опала…  Писчей бумаги и чернил не на что купить. Белые
ночи – как спасение для тех, у кого нет средств на свечи… Заводить интрижки с миллионерами,
дабы они взяли меня в содержанки, я не умею и не желаю. Зависти к их материальному достатку
и преизбытку у меня никогда не было и нет. Надо жить тем, что даёт Бог. По-моему, так.


Рецензии