клубника... травы...

Клубника, а следуя научным предписаниям, правильно, - земляника зелёная. Но для всех она – клубника, самая ароматная из наших ягод, за что особенно и ценится и очень почитается.
Ароматная, даже в спелости – розово-зелёная, но – сладкая.
Растёт по горам. Много не наберёшь, но если есть терпение, рук, ног не жалко, можно и по верхам и склонам поползать, ведёрко наберёшь. а то и больше.
Мама с папой в Миньяре много ходили за малиной, а потом мама варила духовитое варенье. Папа с братом ходили за черникой. Клубнику не собирали.
А мы однажды с Саней пошли на Красный камень за клубникой. Саня бидончик набрал, я – вполовину, и совсем мне не понравилось клубнику собирать. Хотя собирать ей гораздо проще, чем землянику: ягоды крупнее и не уминаются, а аромат – закачаешься.
Пришло время, в Миньяр летом мы приезжали всем своим семейством, вчетвером, пройти по улочкам окраинным, по горам-долам пройти, по скалам полазать, на нашем местечке посидеть  у костра, картошки испечь, чаю лесного попить.
Наше местечко -  в сторону Волково, за Пожар-горой,. Там хорошо, но хотелось побывать и в других местах.
Собрались мы как-то в Миньяр, но в другую сторону, - в Завьяловку, - окраина, посёлок Миньяра, за церковью, за прудом, от Завьяловского моста
вверх по склону в сторону Ускова поля.
До Ускова поля мы не дошли, а вылезли – очень крутой подъём – на Романову гору.
Гора Романова – очень живописная, как впрочем и все горы, окружающие Миньяр.
Вот мы и лезли, и дочки с нами, не ныли, не жаловались, старательно лезли,
чтобы «вид» найти, этой самой живописностью полюбоваться.
У подножия Романовой горы реки Миньяр и Сим сливаются, около церкви – плотина и образуется пруд. Любоваться можно зеркалом пруда, и городок как на ладони. На склоне, что обращён к пруду – скальные выступы, похожие на зубы древнего животного, ящера или дракона. Верх – травянистый, а на север – начинается лес. Сначала немного – пролазный, а потом – дебри совсем непролазные. Дремучесть такая нам тоже по сердцу.
Мы со старшей дочкой, в которой есть добрая доля авантюризма, стали исследовать новые для нас места, искать место живописное и удобное для стоянки, а Людмила с младшей дочкой, удивившись, как много вокруг клубничника, отправились искать-собирать клубнику.
Так как мы не ставили цель ягод собрать, потому и гораздо приятнее был сам процесс, чем объём собранного. Собрали наши ягодницы сколько, чай был – вкуснейший, а вид – живописнейший.
Ездили специально за ягодами на авто. Знакомый лихо нас на гору закинул. Ведёрки в руки и – собирать. Набрать- набрали, но впечатление не то.
Всегда – дилемма, проблема выбора: или ягоды собирать или любоваться, а ягода – с чаем попить.
Самая впечатлительная «клубничная» эпопея была у нас в Точильном.
Недалеко от Точильного, километрах в пяти через два-три увала есть гора Овечья. Гора травянистая и сплошь в клубничнике.
Ещё когда я работал в ремстройуправлении, профсоюз организовал выезд работников на Овечью гору за клубникой. Ездили на двух бортовых машинах, с бадьями-вёдрами, и ягод набирали сколько пожелается.
Мы были в Точильном. Утро. Борис Григорьевич, уже не начальник РСУ, а заведующий районным отделом культуры, вместе с Нелей Михайловной, женой, к нам заехали и предложили за клубникой отправиться.
Людмила осталась в огороде полоть и баньку топить, а мы втроём поехали.
С горы на гору быстро на бортовом «Уазике» добрались до Овечьей горы.
Ягод много. Азарт и энтузиазм. Головы не поднимаю, ягодка за ягодкой, вот почти ведро и полно. Неля Михай1ловна тоже головы не поднимает, собирает, а Борис Григорьевич меряет склон вдоль и поперёк и говорит, что такую ягоду собирать не стоит, а надо ехать дальше. А куда ехать, когда на западе чёрная туча нарисовалась. Неля Михайловна быстро сориентировалась, что надо быстрей собираться и в обратный путь. Дело в том, что дороги там все непромямоезжие и глинистые. Дождь прошёл, всё, «Уазик», если груза нет,  начинает глину шлифовать и не вперёд и не назад.
Да ещё резина лысая, бензина мало. Дождь нас догнал, полил немного, а дорогу выблестил и превратил в склизь.
По траве машина идёт, только бы в колею не попасть. В очередную низинку въехали и в колею попали. Всё. Стоим. Дождь прошёл. Бензина чуть-чуть. Топора нет, лопаты нет. Можно к ночёвке готовиться, клубникой питаться, ждать, кто-то мимо поедет.
Удача нам как солнышка луч. Проезжал мимо пчеловод. Сначала обматерил по-дружески, что у нас ни бензина, ни троса, ни топора с лопатой. Вытянул на гору из колеи, бензином поделился и в добрую дорогу наставление-поучение сделал. А мы что? Учились уму-разуму да в памятку мозговую всё записывали.
В Точильный приехали, Людмила уже все жданки съела, ничего не осталось и стала волнение сильное проявлять. Но ведь приехали, и я сразу в баню, а потом чай с клубникой пить – ароматной, сладкой, трудовой и добытый со всякими приключениями.

Клубника, травянистый многолетник. Часто склоны густо зарастают клубничником, только ягодок не найдёшь.
Корневище толстое, короткое. Клубника даёт много надземных побегов. Стебель одинаковой высоты с листьями, волосистый. Прикорневые листья на густо опушенных черешках. Листья сверху зелёные, блестящие, снизу серые, шелковистые.  Соцветие щитковидное. Плод – ложный, разросшееся цветоложе. Плоды созревают вслед за земляникой.
То есть сначала ягодники лихорадочно собирают землянику, а потом переключаются на клубнику и – на базар по дорогой цене, а как же: собирай по ягодке…

Дочки были маленькие. Надо расти, здоровья набираться.
Лето – сезон сбора.
Идём, когда вчетвером, когда вдвоём  с Людмилой по ягоды и грибы, на долгую зиму запас сделать. Не потопаешь, не полопаешь.
Выросли наши дочки. Нам вдвоём много ли надо.
По ягоды, по грибы – больше для удивительности, восхищения-восторга, радости.
Пройтись по лесу бескорыстно, а что попадётся – любоваться, а если ягодки запоздалые – нет ничего ароматнее и слаще – в чай…
будь благословенна, матушка-природа,
низкий тебе поклон….


Рецензии