В краю непуганых топтыгиных. Доброе дело

Время двигалось к весне. Снегу в этом году было много. Наши полутора метровые заборы на огородах выглядели как одно сплошное поле. Зимнюю сессию я сдал экстерном. Скоро мы улетаем на преддипломную практику, на Дальний восток. Вот и документы уже на руках. Но пару свободных месяцев у меня еще есть.

Два дня дома и я уже устал от такого отдыха. Рвану ка я на Селигдар, там в летней интернатовский резиденции, последний раз видел как буровики приехали. По путику пробегусь, да и разузнаю, чего к чему, где бурить собираются. Сказано, сделано, собираюсь на следующий день поехать. Но нужно бы и подзарядится. Гильзы, капсуля, порох, весы, пыжи, мешки с дробью, Барклай, все разложено на столе. В то время заводских патронов на мою двадцатку найти тяжело было, да и привычнее самому. За работой, даже не заметил прихода отца. Мы разговорились, поведал ему о своих планах.

- Ну что ж, сказал отец,

- Ты уже взрослый, что бы решения принимать сам. Но я одобряю. У меня на работе сейчас горячая пора, времени совсем не будет, придется тебе одному управляется. На том и порешили.

На участках не были уже две недели и все это время снег сыпал как из........ Про дождь говорят - из ведра, ну а снег - ну тоже очень много! Вот и получается все ловушки, плахи да и многие капканы засыпаны снегом, и каждый приходилось очищать, настораживать по новой приманку подвязывать, даже соболя в одном из капканов мыши с голодухи обожрали, вот сволочи, красавец баргузин был. Вообщем к лагерю вышел уже по тёмному.

Федорович.

Мужчина средних лет (46), темноволосый, приятной внешности, но постоянное время проведения в тайге не прошло мимо, обветренное, красное от мороза лицо и руки, делали его намного старше.

До полнолуния не хватало четверти, но луна даже так светила, что видно было как снег, искрясь, переливался всеми цветами, таким образом, вроде иду я по бриллиантовому ковру. Вон вдалеке избы и летние веранды лагеря. Из трубы в избе шёл дым.

- Ага..... значит дед дома (так я называл дядю Сашу). Он иногда отлучался из лагеря в город, зарплату получить продуктов взять, если машина ввиду бездорожья не приходила.

Домой в общем то я и не собирался, впереди был ещё участок, да и дальше хотелось разведать, пока время позволяет. Три, четыре дня было запланировано мною провести в тайге.

Лыжи в снег, валенки от снега оббил, открываю дверь и с порога, так тихонько кричу,

- Дед, добрый вечер, я сегодня у тебя переночую, ты не против? А то мне завтра рано на второй путик.

Несколько раз пришлось у него оставаться, но дед напротив всегда был рад, было с кем поболтать.

Смотрю, а в избе мужичонка какой-то сидит, небольшой, бородатый. И больше никого.

- А дядя Саша где?

- Он в городе, должен завтра приехать. Был ответ.

- Вы кто, охотник? Любитель? Что-то я вас здесь ни разу не видел? Глядь в угол, а там карабин, а из-под подушки наган торчит, напрягся я.

- Может какой беглый, подумалось.

- Да нет, вон радиостанция стоит, куча всяких бумаг, да и ящики какие-то, мысля промелькнула.

- Нее, я не охотник, я начальник участка, геологоразведки, был мне ответ.

- У меня три буровые, и база на Звезде. Одну СБУшку с бульдозером сюда притащили, да жилой балок. А дядя Саша предложил мне у него остаться.

- Аааааа так это ваши следы, тянутся вдоль реки!

- Да наши, мы там у ключа Хромого пробы брали, вот теперь и до реки Нучи добрались. Но здесь месяца на три четыре точно застрянем. А звать меня Николай Фёдорович. А тебя? Спрашивает он у меня.

- О, извините, я Михаил, местный охотник, здесь у нас с отцом промысловые участки, от Нучи, где большое озеро, до устья Звезды.

- Ого огромные участки! Воскликнул Фёдорович.

- Смотрю неплохо устроились, а рация? Карабин и наган для чего?

- Ну это просто, сводки по метражу, передавать в централе нужно. Если что продуктишек на базу заказать, ну и всякие непредвиденные случаи. Ну а карабин и наган, начальнику положен, воон ящики охранять.

- Это что вот эти камешки? Что в них такого ценного?

- Так вот иногда что-то ценное и попадается, сказал Фёдорович.

За чаем и беседой не заметили как пол ночи прошло. Мой собеседник все интересовался где я работаю, или чем занимаюсь.

- Зачем ему это все? Подумалось, но я рассказал, что пару месяцев преддипломных каникул, ну а после практика на Дальнем востоке, в руднике.

- Всё Фёдорович, идём спать, а то завтра мне на путик, сказал я.

И тут мой собеседник ошарашил меня своим вопросом.

- Михаил, а не хотел бы ты у меня эти пару месяцев поработать, и для практики неплохо да и подзаработать есть возможность. Будешь помбуром, ну и здесь на радиостанции сводки передавать, я частенько бываю в разъездах, да и ты смотрю к радио неравнодушен. В зарплате тебя не обижу. Как тебе предложение?

- Фёдорович, давай я завтра на путик сбегаю, там у меня будет время подумать, а вечером поговорим, хорошо.

Встал как всегда рано утром , мой сосед ещё отдыхал, стараясь как можно тише вышел в кухню, чайник, стоявший на печи, был горячий, на полочке стояли разнобойные кружки, от алюминиевой до стеклянной. Взяв эмалированную, налил чай, в заварнике была запарена свежая цейлонская,
- Уууу запах то какой, с современной и не сравнить! Это был не запах, а запашищее! Ну да ладно ностальгии, и среди современных можно тоже хорошие найти.

Попив чаю и съев бутерброд, оделся. На улице стоял морозец порядка - 40, одеваю лыжи и двигаюсь в сторону реки. Путик дался не легко, работы, как и на первом было много. Заканчиваю обход, мне предстояло вернуться, а это ещё минимум семь километров. Хорошо вспомнил, что геологи переезжали и дорога должна быть проторена, ведь там наверху я ее два раза пересекал.

Эта мысль взбодрила меня, так как к концу путика ноги устали топтать глубокий снег, и эта дорога была хорошим подспорьем для меня. Тем более сегодня утром похоже лошадь с телегой прошла. Дорога была конечно не лучшего качества, но идти пешком было веселей. Лыжи на шнурке тащились сзади. Когда я возвращаюсь, у меня было достаточно времени для обдумывания предложения.

Дядя Саша.

Или (Дед), сторож летнего лагеря (53) года, на пенсии, одинокий волк, дети разъехались, жену похоронил, работал на карьере, по выслуге ушёл в пятьдесят на пенсию. Тайга и морозы сделали свое дело, выглядел лет на семьдесят. Был уже седой.

Темнело, ещё километр и я у цели. Выхожу на первую поляну, вдали виднелись домики,  в доме сторожа дым из трубы ровно поднимался.

- Ну слава богу, ещё чуть-чуть и чай горячий мне обеспечен.

Ещё не открыв дверь я услышал разговоры двух мужчин.

- Ага, дед вернулся! Ну слава богу вот и хозяин дома! Выпали я с порога.

Дядя Саша чуть не свалился от испуга со стула.

- Ты чего меня так пугаешь то, Михаил. Чуть заикаясь сказал дед.

- Очень рады тебя видеть, как у тебя дела? Давненько не было видно.

- Ничего, пойдёт, там на улице пара зайчишек лежит, надо бы их определить. Сказал я в ответ.

- Ой спасибо Миша, уважил старого, соскучился я по зайчатинке то. Вот вроде и в тайге живу, а поймать ну никак не удаётся.

- Дядя Саша, ну насмешил, это же просто, как дважды два! Ну ничего, я научу вас.

Всё сели за стол ужинать, за встречу выпили по рюмашке чистенького. Сегодня с утра приезжал человек с базы на лошади с телегой, продуктишек привёз, ну и северные "наркомовские".

Вечер удался на славу, горячительное и бурные дискуссии, время пролетело как мгновение. Не забыл Николай Фёдорович поинтересоваться о предложении, я ответил что согласен, но есть одно, но,

- У меня нет с собой паспорта, домашних предупредить бы не мешало, ну и вещичек тоже на смену. Все таки работа с мазутом намечается.

Радостный Фёдорович, сказал:

- Миша ты даже не знаешь как ты меня выручил. Паспорт можно и потом, а вот все остальное я и так тебе организую. Завтра займёмся, теперь по поводу звонка, ты что забыл наверное,что у нас радиостанция, передадим, все сделаем, не переживай. После завтра новая смена приезжает, там нет человека, и я уж не знал что делать.

Вот так и началась моя трудовая деятельность, вместо отдыха, десять дней в поле, четыре "дома" то есть пара дней на путики, а вот пару дней все же удавалось с'экономить для дома и дискотек, ну как же без этого! Молодой все таки, в "попы не стригся"! ......

История на этом не заканчивается, жизнь и работа в тайге всегда полна неожиданных, веселых и грустных историй.....


Рецензии