Лазарь Хребельянович, благочестивый князь

Лазарь Хребельянович, благочестивый князь, был рожден около 1329 года в Прилепце, городе в сербской провинции, в семье местного вельможи Лазаря Прибаца Хребельяновича. Он был сыном логофета Стефана Душана, мощного сербского царя. У Лазаря были две сестры.

С детства Лазарь получил христианское воспитание и проявлял доброту, скромный ум, храбрость и благородство, что помогало ему преуспевать в учении и богоугодии. Он быстро обрел признание и внимание царя Душана, который заметил его таланты и добродушие. Лазарь был принят в царский двор в Скопье и стал активно участвовать в управлении государственными делами.

У царя Душана
Под защитой царя Душана, молодой Лазарь быстро завоевал всеобщую любовь и уважение благодаря своей честности, храбрости и искренней вере. Благодаря своим военным навыкам, Лазарь стал воеводой  у Душана и получил в жены Милицу, благородную дочь великого князя Вратко из рода Неманичей. Согласно народным преданиям, Лазарь и Милица помолвились в монастыре Йошанице, а после свадьбы он стал князем. Это произошло примерно в 1353 году.

Лазарь и Милица служили друг другу примером в благочестии. У них родилось пять дочерей - Мара, Драгана-Мария, Елена, Феодора и Оливера, а также три сына - Стефан, Вук и Добровой. Высокая духовность семьи отразилась в том, что отец, мать и старший сын впоследствии были прославлены и признаны святыми.
После внезапной смерти могущественного царя Душана в 1355 году, престол перешел к его молодому сыну Стефану Урошу V, который не смог справиться с непокорными вельможами, и держава, созданная Душаном, начала разваливаться. Не только Сербия, но и соседняя Болгария оказались в это время раздробленными на части. Византия также подверглась разложению, и ее правители стали даже вступать в союз с врагами Православной веры. Воспользовавшись общим упадком христианских государств, турки начали все чаще совершать грабительские набеги на балканские земли и позднее захватывать их. Южные пределы бывшего Душанова царства подверглись их нападениям.

Князь Лазарь был одним из немногих, кто остался верным кроткому и милосердному царю Урошу, и стал надежной опорой в делах государства. В то время Лазарь получил титул Новобрдского и Топлицко-Полимского князя, а затем стал Рудницким и Моравским князем. Миролюбивый по природе, князь Лазарь стремился соединить раздираемое внутренними конфликтами сербское царство и сплотить сербов для борьбы с иноверными захватчиками.

После смерти святого царя Уроша 4 декабря 1371 года, Лазарь продолжил свои усилия воплотить свои благие намерения. Он получил в свое владение Ново Брдо, Топлицу и Рудник, а затем Браничево и Мачву с Белградом, и перенес свою столицу в Моравскую область, в город Крушевац. Никола Алтоманович, непокорный и коварный, наносил ему неприятности, нападая на его земли. Никола решил убить Лазаря и завладеть его владениями. Однажды, он пригласил князя на разговор и когда Лазарь пришел, один из слуг Николы напал на него и ударил ножом. Лазарь упал, казалось, что мертв, но по воле Божьей избежал смерти. Золотой крест, который он всегда носил на груди, спас его от смертельного ранения. После этого события, святой князь заключил союз с боснийским королем Твртко I и одолел Николу Алтомановича.

Влияние и почет Лазаря еще больше возросли, когда ему удалось в 1375 году примирить Сербскую и Цареградскую Церкви. Константинопольский Патриархат снял ранее налагавшуюся анафему над сербами с времен царя Стефана Душана и признал Сербского патриарха.
Скоро Лазарь стал правителем областей Герцеговины и Баната и принял титул "во Христе Боге благоверного и самодержавного господаря Сербии и Приморья - Стефана великого князя Лазаря". Он выдал свою одну дочь замуж за правителя Косова и Скопля Вука Бранковича, а другую - за правителя Зеты Георгия Стратимировича. Это позволило объединить значительную часть независимых сербских земель без кровопролития. Хотя сам Лазарь не провозглашал себя царем, сербский народ часто называл его царем Лазарем.

Лазарь был ктитором и благотворителем, проявляя особую заботу к святым храмам и монастырям. Он стал ктитором церкви святого Стефана в Крушевце, известной как Лазарица. Лазарь также поселил множество монашествующих по монастырям своих земель, предоставляя им убежище. Он построил церковь Пресвятой Богородицы и основал монастырь на реке Млаве. В 1379 году Лазарь сделал пожертвование монастырю Хиландарской лавры и расширил монастырскую церковь на Святой горе. Он также пожертвовал церковь Спаса в Хвосно и другие святогорские монастыри.
Благочестивый князь Лазарь проявлял заботу о сербских монахах на Святой Земле. По просьбе Иерусалимского Патриарха Михаила, 31 августа 1388 года, он обратился к князю Дубровицкой республики с просьбой выплатить оставшийся налог сербским монахам монастыря Архангела Михаила в Иерусалиме. Кроме того, благоверный Лазарь делал пожертвования в Синайский монастырь и другие обители.

Самой значимой благотворительной акцией священного князя Лазаря стал монастырь Раваница, основанный им в 1375 году в честь Вознесения Господня. Здание этой великолепной обители возвел зодчий Рада Борович в прекрасном сербско-византийском стиле. В своем тексте «Слово о князе Лазаре» патриарх Даниил III описал великолепное убранство храмовых стен, украшенных золотом и серебром, а также обители, огражденной высокими башнями и прочными стенами. Благочестивый князь также щедро одарил монастырь имениями в Поморавье, Подунавье и Посавине, как указано в княжеской грамоте.

Лазарь с особой рвением уделял внимание строительству и реконструкции храмов. Он также беспокоился о сиротах и немощных, строя и содержащих странноприимницы и больницы. У храмов и монастырей часто открывались школы для народа. Например, в Крушевце была открыта школа, где учились его дети, а также другие дети столицы. Под его царством собрались множество ученых и мудрых людей. Здесь были и искусные иконописцы, и ювелиры из южных сербских и греческих земель, которые бежали от преследований "злобных измаилтян".
По словам Константина Философа, князь Лазарь старался восстановить города, церкви и обители, разрушенные турками, и утешить обездоленных. Однако турецкая напасть продолжала наносить удары по сербским землям, вводить христиан в рабство, грабить и убивать их. Царь Лазарь решил бороться против турецких нападений и принять мученическую смерть, если это поможет устранить страдания вдовиц. В то время султан Мурад I вел огромную турецкую силу и в 1387 году встретился с войском Лазаря, отступив перед ним. В последующем турки прорвались в Боснию, но были побеждены храбрым Влатко Вуковичем. Однако, среди сербов вспыхнули междоусобия, что стало предзнаменованием бед. Лазарь призывал сербов на бой на Косово, но не все откликнулись на его призыв, и помощь от западных христиан также не пришла. Сербские войска под командованием Лазаря и воевод двинулись на юг в направлении Косово, в то время как войска Мурада двигались им навстречу севернее от Скопье. В помощь Лазарю пришли боснийский воевода Влатко Вукович, бан Иваниш Хорват из Хорватии и господарь Косова Вук Бранкович, зять Лазаря.
Царь Лазарь видел во сне, что ему предстоит сделать выбор между царством земным и Царством Небесным. Если он выберет царство земное, он будет побеждать в битве, и все будет хорошо, но только пока он живет на земле. Если же царь выберет Царство Небесное, то народ проиграет эту битву, но никогда не потеряет Православную веру, всегда будет иметь помощь свыше и сохранит свое место в Царствии Небесном. Царь Лазарь предпочел последнее. Накануне битвы он собрал своих воинов около белой церкви Самодрежи (храм св. Иоанна Предтечи), где проводилась Божественная литургия, и патриарх Спиридон причастил всю сербскую армию.

В это время Мурад со своими сыновьями Якубом и Баязидом, военачальниками и многими отрядами турецких эмиров из Малой Азии уже расположился на Косовом поле между Приштиной и реками Лабой и Ситницей.

Жестокое и трагическое сражение произошло во вторник 15 июня 1389 года в день памяти святого Вита, по-сербски Видовдан. Перед битвой царь Лазарь еще раз помолился Богу и обратился с воодушевляющей речью к своим воинам. Когда началась ожесточенная битва между христианами и мусульманами, один из храбрых сербских воевод Милош Обилич сумел проникнуть в шатер турецкого султана и нанес ему ножевое ранение. Внезапная гибель султана Мурада вызвала панику среди турецких войск, и сербы начали наносить поражения врагу. Сам Лазарь сражался геройски и, как сообщает один хронист, "получил шестнадцать ран, пока не сел на третью лошадь, потому что две уже погибли под ним". Однако Божья воля предназначила князю и его армии другую участь в этой битве. После смерти султана Мурада командование турецкими войсками перешло к его сыну Баязиду. Баязид силой атаки и хитрыми маневрами смог изменить ход битвы. Он схватил и обезглавил благородного царя Лазаря и многих его воевод.
Наблюдая, как достойно христолюбивый князь Лазарь принял смерть, Баязид разрешил монахам забрать его тело и погребать его в церкви Вознесения Господня в Приштине. Через почти год, по инициативе Сербского патриарха, сыновья Лазаря, Стефан и Вук, в сопровождении священников и народа, открыли его мощи и обнаружили тело нетленным. Как свидетельствуют записи того времени, освященные останки испускали чудесный аромат. Это являлось несомненным доказательством мученичества царя Лазаря за Христа, его благочестивой жизни и святости. Мощи были взяты и отправлены в Раваницу в крестном ходе. Во время процессии, встретила вдова Лазаря, княгиня Милица. Великомученическое тело Лазаря было торжественно доставлено в Раваницу и помещено в соборе Вознесения Господня в 1391 году.

Вскоре после этого, благочестивая жена Лазаря, княгиня Милица, ушла в монастырь и перед своей смертью приняла монашеские обеты, приняв имя Ефросиния. Сын великомученика, князь Стефан Лазаревич, в 1403 или 1404 году пришел на Косово поле и в память о своем отце и сербских мучениках, установил здесь большой каменный столб из мрамора. На нем было высечено восхваление подвигу царя Лазаря и сербских воинов. Подобные похвалы были написаны не только сыном Стефаном, но и другими его современниками и писателями. Весь сербский народ почитал Лазаря как святого великомученика. Одна из похвал была вышита благодарной монахиней Ефимией золотыми и серебряными нитками на покрывале для его мощей.

Мощи святого Лазаря оставались в храме в Раванице до 1690 года, когда патриарх Арсений III и его последователи последовали вместе с сербским народом в бегство от Османской империи. Монахи покинули монастырь и перенесли тело святого в Сент-Андрею. В 1697 году, мощи были перенесены на Фрушку гору, где монахи восстановили монастырь Врдник и назвали его Новой Раваницей.

Тело святого великомученика Лазаря оставалось в Врднике до Второй мировой войны. В 1942 году, профессор Богословского факультета Радослав Груич переместил его мощи в кафедральный собор в Белграде, спасая их от разорения усташами - фашистскими властями Хорватии. Также были спасены и перенесены в Белград мощи святого царя Уроша V и князя Стефана Штильяновича. Мощи святого князя Лазаря находились в кафедральном соборе святого Архангела Михаила в Белграде почти пятьдесят лет. В 1989 году, во время празднования 600-летия Косовской битвы, мощи были торжественно перенесены в Раваницу.

Преподобный отец XX века, Иустин (Попович), так заявил о подвиге святого Лазаря и его важности в сербской жизни:

"Святосавский национальный идеал "Все за Христа - Христа ни за что" никто не реализовал так полно, как святой великомученик Лазарь. Он воплотил этот национальный идеал, избрав Царство Небесное и принес себя в жертву на Косово, а также сербский народ".


Рецензии