Рукопись 2

РУКОПИСЬ 2

Что-то меняется. Вчера моя коллега по университету, правда с другой кафедры, назвала меня Великой женщиной и пригласила принять участие в открытом экологическом форуме "От экологического образования - к экологической культуре". Сроки регистрации на это мероприятие, которое будет проходить в одной из гимназий г. Казань через пару недель прошли, но меня попросили сделать там доклад для преподавателей, показать мои книги и рассказать о них. Я уже придумала название. Но прежде, чем заняться чем-то новым мне необходимо было закончить научную статью. Сегодня я это сделала. Я пока не могу отправить рукопись, ведь её нужно отформатировать по всем правилам, но прятать её от тебя, дорогой читатель, у меня нет терпения.

"ПО СТРАНИЦАМ ИСТОРИИ С БОТАНИКАМИ ИЗ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА"

Важно иметь надёжный шлюз в сети Интернет для того, чтобы новое знание, новые навыки, новые методологии перетекали от учёного к обществу. Социальная система, элементами которой являются "Замыкающиеся в своей среде учёные" и "Общество, развивающееся вне зоны доступа к результатам первооткрывателей, если только это не под грифом "совершенно секретно" не способна к гармоничному развитию. Учёные остаются без внимания большинства людей. О них забывают. О целесообразности содержать специализированные кафедры, например, кафедры ботаники или зоологии в университетах не может быть и речи. Заработные платы учёных вместе с их авторитетом падают. Власть имущие муниципальных администраций забывают даже о том, что ботаник это не оскорбительное прозвище, а учёный биолог с очень редкой специализацией, которую он осваивал много лет, превозмогая физические и умственные перегрузки, перепады климата, географические препятствия и всё то, чем сопровождается самоотверженный интеллектуальный труд в природных ландшафтах вдалеке от людских глаз. За пределами узкого круга единомышленников, в котором он может блистать своими открытиями, учёный такого рода подвергается разным социальным унижениям. Некоммерческий характер его деятельности не только не способствует высокому заработку, но ещё и требует материальных вложений для реализации задуманных, безусловно, общественно значимых планов. Само же это общество не понимает для чего вообще тратиться на выращивание таких специалистов?

Вмешаться в расклад событий, заявить о себе, о своих научных достижениях, о достижениях тех, кто самоотверженно трудился на благо Отечества, переживая со страной весь спектр исторических катаклизмов через произведения научно-популярного жанра, взбудоражить общество, заполненное любознательными людьми разного возраста и разного социального статуса – вот задача, которую я решаю в настоящий момент. Имею на это полное право, поскольку являюсь выпускницей Казанской научной геоботанической школы с большим количеством личных методологических разработок в области популяционной экологии растений, ботаники, просвещения [6, 7]. Несколько книг для просвещения от учёного к обществу из серии "Наследие ботаников в Казанском университете", "Окно в природу", "Два года в средней полосе России" опубликованы [1-3, 10-12]. Материалы для будущих книг в жанрах рассказ, повесть, очерк, литературный перевод и др. представлены на Российском литературном портале открытого доступа "Проза.ру" и "Стихи.ру" [4, 5]. В первом случае я размещаю мои оригинальные произведения, во втором – произведения моей матери поэта Дины Федоровой. Все тексты произведений документально точны в описании объектов природы, нюансов биографий, исторических и современных событий. Возможность размещения на странице произведения авторской иллюстрации позволяет детально демонстрировать с помощью фото и рисунка особенности ландшафта, объекта живой природы (растение, животное), документы (старинные и современные), аналитические материалы (диаграмма, таблица), а также портреты и занятия людей, связанных с процессом изучения всего многообразия жизни.

Темы историй разнообразны: развитие Казанской геоботанической научной школы; первооткрыватели природы; краеведение; этапы развития школьного, женского, специального и университетского образования; участники горячих войн и трудового фронта; законодательство; семья – всё то, что составляет основу книжных серий "По страницам истории с ботаниками из Казанского университета" и "Наследие ботаников в Казанском университете".

Произведения описывают нюансы преимущественно Отечественной истории XIX-XX-XXI веков через: 1) биографии учёных и их предков – персон; 2) мемуары очевидцев и участников, переживших то или иное событие, касающееся биографии персоны; 3) документы и первоисточники; 4) исторические реконструкции; 5) компетентный анализ исторических событий и научно-практической деятельности персон; 6) мои личные переживания и впечатления; 7) мой личный опыт, полученный в процессе проведения научно-практической деятельности.

Передача достоверного научного и исторического знания в социальной системе "Учёный-общество" – цель автора. В основу произведений, размещённых в открытом доступе на Российском литературном портале "Проза.ру", положено историко-биографо-библиографическоое исследование в отношении выдающихся ботаников Казанского университета. В настоящий момент на моей авторской странице размещено 305 единиц, имеющих зарегистрированное авторское свидетельство.

В таблице 1 представлены тематические циклы произведений: "По страницам истории с доктором Любарским", "По страницам истории с доктором Марковым", "Казанская научная геоботаническая школа",  "Вспомним!", "Как я работаю". Каждый такой цикл сопровождает список: 1) персон к биографиям, которых имеют отношения произведения; 2) исторических событий, которые имеют непосредственное отношение к жизни и деятельности персон; 3) произведений за моим авторством.

Каждое из произведений передаёт читателям широкого круга достоверную научную и историческую информацию, способствует патриотическому и/или эстетическому воспитанию людей разного возраста и разного социального статуса [8, 9]. Каждый день разные люди, в том числе  и просветители (писатели, сценаристы, режиссёры, преподаватели вузов и школ), учёные, студенты, дети прочитывают написанные и предложенные мной произведения о биологах ботаниках и экологах из Казанского университета. Статистика прочтений ведётся автоматически. Общественный интерес к биографиям учёных, их личным открытиям, результатам их научно-практической деятельности не угасает. Интерес к историческим событиям растёт с каждым месяцем.

Чёткие названия с указанием исторической даты, ссылки на первоисточники способствуют поиску информации в сети Интернет. За полгода моей деятельности на Российском литературном портале автоматический счётчик по определённой формуле насчитал около 8000 читателей на авторской странице. Мои преданные читатели следят за новинками. Если это так, значит, есть интерес не только к описанным мной событиям и людям, но и доверие к тому, что я предлагаю читателю. И я, как автор произведений научно-популярного жанра, не имею право подвести, доверившихся мне людей непроверенной информацией. Ответственность велика, но истинный учёный привык всё делать ответственно и не замечает этой особой миссии.

Моментальная передача знания от учёного к обществу – это то, что необходимо на современном этапе исторического развития России и мировой науки. Уникальный жизненный и научно-практический опыт выдающихся русских учёных биологов, ботаников, экологов, и их предков требует компетентного обобщения, и способен дать фору для развития Российского общества.


ТАБЛИЦА 1. ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ЦИКЛ 1. ПО СТРАНИЦАМ ИСТОРИИ С ДОКТОРОМ ЛЮБАРСКИМ

К биографии:

1. Тайный советник, генерал-лейтенант медицинской службы, профессор медицины от Министерства просвещения, основоположник экспериментального пчеловодства в Российской империи Иван Васильевич Любарский;
2. Полковник пехотного полка, участник Империалистической войны 1914-1918 гг. Вадим Иванович Любарский;
3. Профессор химии из Казанского университета Евгений Иванович Любарский;
4. Доктор сельско-хозяйственных наук, заслуженный лесовод РСФСР Леонид Вадимович Любарский;
5. Профессор ботаники Казанского университета Евгений Леонидович Любарский;
6. Участники первых Амурских экспедиций 1849-1856 г.;
7. Император Всероссийский Николай Александрович.
К событиям:
1. Присоединение Дальневосточных регионов к Российской империи;
2. Русско-Турецкая война 1853-1855 гг.;
3. Империалистическая война 1914-1919 гг.;
4. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.;
5. Школьное образование, студенчество 1850-1953 гг.;
6. Особенности жизни и деятельности молодых выпускников вузов с биологическим уклоном 1855-1956 гг.

Название произведения:

1. Любарские: по страницам биографии (XIX-XX век);
2. Иван Васильевич Любарский (литературный перевод в современную орфографию русского языка):
2.1. Воспоминание о Харьковском университете 1850-1855 гг.;
2.2. Впечатления военного врача в Крымскую кампанию (Часть 1–6);
2.3. Царская резолюция;
2.4. Бедственная экспедиция;
3. Врач-писатель и его правнук;
4. Две коробочки;
5. Обложка;
6. Удивительный профессор;
7. Герой без награды;
8. Евгений Леонидович Любарский:
8.1. Штрихи к словесному портрету;
8. 2. Биографическая справка;
8.3. Периоды карьерного роста;
8.4. Научно-практическая деятельность;
9. Связь поколений;
10. Евгений Леонидович Любарский: по страницам биографии (Часть 1–15);
11. Живая легенда: заслуженный профессор Казанского университета Любарский Евгений Леонидович (документально-художественна повесть): 11.1. Предисловие автора; 11.2. Вспомним. Приморский край наш!; 11.3. Приморский Край. Тайга; 11.4. Сын родился; 11.5. Старший сын; 11.6. Приморский край 1951 год: в экспедиции; 11.7. 22 июня; 11.8. Сказка; 11.9. Три яркие мысли;
12. Стихи;
13. Переплетение судеб;
14. Портреты;
14. Записки Г. Д. Скобельцына (литературный перевод в современную орфографию русского языка).

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ЦИКЛ  2. ПО СТРАНИЦАМ ИСТОРИИ С ДОКТОРОМ МАРКОВЫМ

К биографии:

1. Надворный советник, преподаватель черчения Казанского университета Василий Алексеевич Марков;
2. Профессор ботаники Казанского университета Михаил Васильевич Марков;
3. Ботаник Казанского университета Серафима Александровна Маркова;
4. Ботаник Казанского университета Раиса Гавриловна Иванова;
5. Герпетолог Казанского университета Валериан Иванович Гаранин;
6. Писатель, театральный режиссёр Владимир Иванович Немирович-Данченко;
7. Профессор зоологии, основатель Дарвиновского музея в Москве Александр Федорович Котс.

К событиям:

1. Мирная жизнь в Российской империи со второй половины XIX века;
2. Период радикальных перемен 1913-1945 гг.;
3. Февральская революция;
4. Великая Октябрьская социалистическая революция;
5. Становление государственности в СССР;
6. Школьное, профессиональное и женское образование в Российской империи и в СССР; 7. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.;
8. Казанское студенчество 1920-1953 гг.;
9. История Казанского университета;
10. История Московских высших женских курсов;
11. История Казанского сельскохозяйственного института;
12. Путеводитель по историческим местам России.

Название произведения:

1. В. И. Немирович-Данченко. По Волге (литературный перевод в современную орфографию русского языка):
1.1. От автора;
1.2. Отрывки;
2. Историческая летопись ключ к биографии;
3. Из истории места:
3.1. Балтийский завод;
3.2. Волгоград. Комсомольский сад;
4.3. Макарьевская женская гимназия;
5. К истории дома:
5.1. Санкт-Петербург, Московский проспект 21;
5.2. Волгоград, Чуйкова, дом 7;
5.3. Волгоград, Коммунистическая, дом 1;
6. Похвальный лист;
7. От Ремесленного училища в городе Царицын (Сталинград, Волгоград) до Судостроительного техникума;
8. От Соединённого промышленного училища в городе Казань до Сельскохозяйственного института;
9. К истории биостанции КГУ (Казань, посёлок Октябрьский);
10. Фотография 1 июля 1940 г., Казань, КГУ;
11. Фотографии. 1942 год, Казань, КГУ;
12. Переплетение судеб;
13. Почтовая карточка "Казанский университет";
14. Из истории Казанского университета. 1954 год;
15. Из истории сельского хозяйства Татарской АССР в годы Великой Отечественной войны;
16. Рассказ длиною в жизнь;
17. Переплетение судеб;
18. В зоологический музей!;
19. В Зоологическом музее: коллекция яиц;
20. В Зоологическом музее: водоплавающие птицы;
21. Водоплавающие птицы из коллекции А.Ф. Котса.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ЦИКЛ 3. КАЗАНСКАЯ ГЕОБОТАНИЧЕСКАЯ НАУЧНАЯ ШКОЛА

К биографии:

1. Профессор ботаники Казанского университета:
1.1. Андрей Яковлевич Гордягин;
1.2. Владимир Исаакович Баранов;
1.3. Михаил Васильевич Марков;
1.4. Евгений Леонидович Любарский;
2. Профессор ботаники из Казанского университета:
2.1. Юрий Захарович Кулагин;
2.2. Борис Михайлович Миркин;
2.3. Виктор Васильевич Туганаев;
2.4. Татьяна Александровна Терехина;
2.5. Владимир Гаврилович Папченков;
2.6. Михаил Витальевич Марков;
3. Ботаник Казанского университета или из Казанского университета:
3.1. Раиса Гавриловна Иванова;
3.2. Наталья Михайловна Куликова;
3.3. Сергей Васильевич Гойтанников;
3.4. Валентина Николаевна Афанасьева;
3.5. Татьяна Николаевна Добрецова;
3.6. Аида Семёновна Казанцева;
3.7. Сергей Ильич Зарубин;
3.8. Владимир Васильевич Богачев;
3.9. Елена Ивановна Михайлова;
3.10. Земфира Басыровна Велиева;
3.11. Фоат Закиевич Валеев;
4. Профессор зоологии Казанского университета Анатолий Иванович Голубев;
5. Герпетолог Казанского университета Валериан Иванович Гаранин.

К событиям:

1. История Казанского университета; 2. История НИИ и вузов России.

Название произведения:

1. Андрей Яковлевич Гордягин: штрихи к словесному портрету;
2. Владимир Исаакович Баранов: штрихи к словесному портрету;
3. Валериан Иванович Гаранин, штрихи к портрету;
4. Владимир Гаврилович Папченков: штрихи к словесному портрету;
5. Ботаники из Казанского университета: впечатления:
5.1. Н. М. Куликовой;
5.2. Е. Л. Любарского;
5.3. А. И. Голубева;
5.4. В. В. Туганаева (студенчество, аспирантура, после аспирантуры);
5.5. Т. А. Терехиной;
5.6. М. Вит. Маркова;
6. Марковы: биографо-библиографический комплекс:
6.1. Предисловие;
6.2. Связь времён;
6.3. Михаил Васильевич Марков: штрихи к словесному портрету;
6.4. Марковы. По страницам биографии. Часть 1;
6.5. Труды профессора М. В. Маркова;
6.6. Профессор Михаил Васильевич Марков – основоположник Казанской геоботанической  научной школы (Часть. 1-7).

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ЦИКЛ  3.  ВСПОМНИМ!

Название произведения:

Вспомним:
Приморский край наш!;
Из Российской империи в СССР;
3 марта 1861 год;
Паспортная реформа 1862-1894 гг.;
1 мая 1913 год;
Участники Империалистической войны 1914-1919 гг.;
3 и 6 марта 1917 год;
2 и 12 августа 1917 год;
Сентябрь 1917 год;
14 сентября 1917 год;
26-27 сентября 1917 год;
6-7 ноября 1917 год;
Ночь 7-8 ноября 1917 год;
1917 год. Первое правительство – Совнарком;
23 ноября 1917 год;
14 декабря 1917 год;
Начало 1918 года и Артур Ренсом;
1918 год широкими мазками;
Январь 1918 год;
28 января 1918 год;
8 февраля 1918 год;
9 февраля 1918 год;
14 февраля 1918 год;
21 февраля 1918 год;
3 марта 1918 год;
18 июня 1918 год;
10 июля 1918 год;
Казань, 7 августа 1918 год;
Июль-сентябрь 1918 год;
Казанский университет 1941-1945 гг.: на фронтовом рубеже и трудовом фронте; Казанский университет 1941-1945 гг.: трудовые будни.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ЦИКЛ 4. КАК Я РАБОТАЮ

Название произведений:

1. История создания электронной коллекции с приложением "Наследие ботаников в Казанском университете";
2. Фотокнига для просвещения от учёного к обществу;
3. История создания книги-альбома о певчих птицах;
4. Ёмкая книжка
5. Работа над книжной серией "Наследие ботаников в Казанском университете";
6. Как я работаю над книгой (Часть 1-2);
7. "Работа на "Проза.ру" для чего?;
8. Устала;
9. Кто, если не я?;
10. Книгу как конструктор собираю;
11. Существует неизменная культура общения с издателями;
12. Фотоальбомы;
13. Фотопоэма. Два года в средней полосе России;
14. Книжная серия для просвещения: от учёного к обществу;
15. Кто я сегодня? 3 марта 2024 г.;
16. Рукопись;
17. Люди и книга.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Наследие ботаников в Казанском университете. Т. 1. По страницам истории с доктором Любарским / под общ. ред. С. В. Федоровой. Казань: Казанский университет, 2021 а. 90 с.
2. Наследие ботаников в Казанском университете. Т. 2. Евгений Леонидович Любарский: биографо-библиографический комплекс / под общ. ред. С. В. Федоровой. Казань: Казанский университет, 2021 б. 128 с.
3. Наследие ботаников в Казанском университете. Т. 3. Евгений Леонидович Любарский: по страницам биографии / под общ. ред. С. В. Федоровой. Казань: Казанский университет, 2021 в. 202 с.
4. Страница автора Дина Сукачева Федорова [Электронный ресурс]. Москва. Союз писателей России.URL: https://stihi.ru/avtor/dynafedorova  (дата обращения: 5.03.2024).
5. Страница автора Светлана Федорова-Роблес [Электронный ресурс]. Москва. Союз писателей России. URL: http://proza.ru/avtor/svfedorova (дата обращения: 5.03.2024).
6. Федорова Светлана Владиславовна. Общие сведения. Персональная страница сотрудника КФУ. [Электронный ресурс]. Казань, Казанский Федеральный университет. URL: https://kpfu.ru/Svetlana.Fjodorova  (дата обращения: 5.03.2024).
7. Федорова Светлана Владиславовна - профиль. ИСТИНА [Электронный ресурс]. Москва. МГУ. URL: https://istina.msu.ru/workers/115377865/all/  (дата обращения: 5.03.2024).
8. Федорова С. В. Зимний сад в женской гимназии – основа эстетического воспитания // Систематические и флористические исследования Северной Евразии. Материалы III Всероссийской конференции с международным участием. К 95-летию со дня рождения профессора А. Г. Еленевского (Москва, 19–21 октября 2023 г.). Москва: МПГУ, 2023 б. С. 366–371.
9. Федорова С. В. Книжная серия "Наследие ботаников в Казанском университете" – основа патриотического воспитания // Систематические и флористические исследования Северной Евразии: матер. III Всерос. научн. конф. с междунар. уч. к 95-летию со дня рождения профессора А. Г. Еленевского (Москва, 19–21 октября 2023 г.). Москва: МПГУ, 2023 а. С. 372–377.
10. Федорова С. В. Окно в природу: в зимнем саду (женская гимназия). Книга 1. Москва: "Netprint", 2024. 72 с.
11. Федорова С. В., Федорова Д. А. Окно в природу: певчие птицы. Москва: Netprint, 2023. 44 с.
12. Федорова С. В., Федорова Д. А. Два года в средней полосе России. Книга 1. Москва: "Netprint", 2024. 38 с.

                Светлана Федорова, Казань, 6 апреля 2024 г.


Рецензии