Стоит ли Парижу ждать радостной встречи с русскими

   Высокомерие президента Макрона и других французских чиновников удивляет. Макрон заявляет о необходимости ввести войсковые соединения на Украину, словно это туристическая поездка. Самоуверенность свидетельствует о недостаточности его исторических знаний. А история словно снова возвращается во всей своей убедительности и наглядности. 31 марта - интересная дата – 210 лет со дня вступления русских войск в Париж в 1814 году. Во главе армии-победительницы стоял император Александр Первый. Об этих славных днях много написано, приведено воспоминаний русских офицеров. Ясно, что Макрон в стремлении порисоваться решил примерить на себя камзол Наполеона. И не только он. Мэр Парижа позволила себе заявить, что русским на олимпиаде в Париже не будут рады, присвоив себе право решать вопросы мирового спорта, но она не понимает, что теперь Париж совсем не тот город, в который россияне стремятся приехать любой ценой. И со знанием истории у неё тоже совсем плохо. Так что и ей нужно вспомнить, в каких случаях Париж с радостью встречал русских. Хотят ли этого парижане, которых она, якобы, представляет?
   Какими были французы, вошедшие в Москву в 1812 году после Бородинского сражения и того, как её оставила Русская армия, интересно узнать из романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир».  Писатель, работая над романом, обращался не только к архивам, но и к воспоминаниям близких. В войне участвовали его отец и другие родственники. Нужно вспомнить при этом о происхождении писателя. Родовая линия его дедов по матери, князей Волконских, восходила к Рюрику. Впрочем, «аристократическая спесь» Толстого была изжита как нечто недостойное, осталась в проявлениях ранней юности, а сам писатель стремился к простоте и правде. Чьи взгляды на мир и происходящее писателю ближе всего? Взгляды его любимых героев: Пьера Безухова, семьи Болконских, членов семьи Ростовых, Кутузова, Багратиона и других офицеров и солдат.
     Все, кто учился в школе, помнят, как писатель показывает единение русского народа в борьбе с врагом, пришедшим для захвата и ограбления страны. Это и дворяне, и простолюдины, офицеры, солдаты, ополченцы, партизаны. Какими предстают французы? Интересна встреча Пьера Безухова с французским офицером – капитаном Рамбалем.  После Бородинского сражения Пьер содрогнулся от ужаса, от увиденного им. Он решается остаться в Москве и убить Наполеона. Слуга купил ему мужицкий кафтан, сапоги, шапку, пистолет. Пьер ушел из своего дома и поселился в доме знакомого. Здесь Пьер спасает капитана Рамбаля от пули пьяного полусумасшедшего старика, утащившего у Пьера пистолет и не понимавшего происходящего.  Пьер не хотел открываться, обнаруживать знание языка, но ему пришлось перейти на французский, чтобы спасти сумасшедшего. Рамбаль счёл его французом, объяснив таким образом благородство незнакомца, разглядев аристократическую сущность Пьера - в его понимании только француз способен на высокое благородство. Когда Безухов заверил его, что он русский, капитан так и не понял, как можно отказываться от такого звания, которое казалось ему самым почетным, достойным. Вот оно стремление к национальному превосходству, на которое обращает внимание писатель. Французское самодовольство и самоуверенность. На деле «благородные, достойные» французы, войдя в Москву, начали её грабить, превратившись в мародеров, а затем французское войско, представлявшее из себя жалкое зрелище, бежит из России, оставив разоренную и сожженную Москву, торопясь спасти награбленное в соборах и богатых домах, которое везли возами.
      Русская армия, войдя в Париж не стала мстить, и горожане радовались благородству победителей, их доброте и щедрости. Видимо, президент Макрон и мэр Анн Идальго забыли, как это может быть, но после 1814 года французы не один раз проявили неблагодарность за спасение и милосердие, что, похоже, исчерпали свое право на них.  Честность и достоинство «первого француза» мы можем наблюдать особенно в последние дни, после трагедии в Крокусе, устроенной террористами Зеленского и западных покровителей, когда «честно» стараются уверить Россию в непричастности к ней Украины и Запада, а Макрон объявляет, что располагает важной информацией по террористическому акту, но не поделится ей.  Руководство страны относится к заявлениям Макрона весьма серьезно и уже известило, как будет отвечать на действия французских войск, если они войдут в зону военных действий – жалости не будет.


Рецензии