Константин Кахи Каха, Кахай Картлийский

Константин Картлийский, также известный как Кахи (Каха) Кахетинский, был представителем кахетинского княжеского рода в Грузии в VIII-IX веках. Он был известен как влиятельный и богатый человек, владевший большим достоянием. Кроме того, у него были обширные владения в Зена-Сопели, что соответствует Шида-Картли в армянском источнике.

Константин был вассалом рода Багратиони и, возможно, был женат на представительнице этого рода Гуарамавр, которая была похоронена в Атени Сиони. Он был известен своей щедростью и благотворительностью, например, он совершил паломничество в Святую землю, где помолился и сделал пожертвования церквям и нищим. Каждый год он также отправлял служащего с большой суммой денег для помощи бедным иерусалимским.

Святой Константин считал себя грешником и полагал, что единственным способом прощения грехов является пролитие его крови во имя Спасителя. Его деятельность происходила в период арабского владычества в Грузии, когда народы Закавказья восставали против Арабского халифата. Арабские власти жестоко подавляли эти восстания, и в 852 году халиф Джафар аль-Мутаваккиль отправил экспедицию для захвата и уничтожения сопротивляющихся в Армении, Албании и Грузии. Константину и другим князьям было приказано быть взятыми в плен, а конницу и вооруженных мужей уничтожить. Те, кто принимал ислам, должны были быть отправлены в Багдад к халифу.
В 853 году Буга аль-Кабир, после подавления восстания в Армении, напал на Грузию. Это привело к началу гонений на христиан во всей стране Картли, а также к великим войнам, в которых погибло множество христиан, которые отстаивали свою веру в Христа. Тбилисский эмир Исхак ибн Исмаил ибн Шуаб вышел из повиновения арабскому халифу, и его поддержали грузинские властители и князья, такие как Гварам (Гуарам) Мампали, Самоел, Деметре II, Константин Кахетинский и другие. Грузинская сторона попыталась создать широкую коалицию против арабов, призывая византийцев, хазар и восточных славян принять участие. Однако Византийская империя и Хазарский каганат не вступили в активные военные действия.

5 августа 853 года Буга аль-Кабир сжег Тбилиси и казнил эмира Сахака. После этого царь Деметре II возглавил антиарабское восстание. Решающее сражение произошло близ Кверцхоби, где грузинские силы потерпели поражение и множество христиан погибло. В тот же день арабский военачальник Зирак захватил в плен Константина Кахетинского и его сына Тархуджи.

Константин, князь Кахетинский, отказался принять ислам и был отправлен к халифу в Самарру. Халифа Джафар знал, какую значимость Константин имел для своих соотечественников. Он встретил князя с почестями и пытался уговорить его сменить веру. Константин отвечал, что не боится меча, но боится Того, Кто может уничтожить душу и тело и имеет власть оживлять и умерщвлять, потому что Он - Истинный Бог, Могущественный Владыка и Правитель Мира, Отец во веки веков! После нескольких отказов халиф приказал отрубить голову Константину. В последней молитве перед смертью святой мученик преклонял колени, когда ему отрубили голову. Тело Константина было выставлено на показ для запугивания христиан, а затем похоронено. Через несколько лет его мощи были перевезены в Грузию и похоронены с почестями. Князя Константина начали чествовать как мученика в IX-X веках.
В гимнографическом сборнике Иадгари Микаела Модрекили [9] сохранилась служба св. Константину Кахи. Некоторые исследователи считают Модрекили ее автором, однако она могла быть составлена и до X века, поскольку гимнограф включал в сборник не только свои сочинения, но и более ранние гимнографические произведения, как переводные, так и оригинальные. Служба помещена под 22 ноября, содержит стихиры на "Господи, воззвах" и канон, состоящий из 8 песен (без 2-й), с ирмосами [10].

Источники
Сочинение "Жизнь и мученичество святого мученика Костанти Грузина, который был замучен цaрем Вавилона Джафаром" было составлено анонимным автором ок. 853-856 годов. Произведение сохранилось в поздних рукописях [11]. Оно упоминается в сочинении грузинского историка XVIII века царевича Вахушти Багратиони "История царства Грузинского": "И этот Буга (араб. полководец Буга ал-Кабир ат-Тюрки, в груз. источниках Буга-Тюрк. - ред.) пленил Костанти Грузина и отправил в Багдад... и был замучен [К. К.] за Христа в год 850, как сказано в Метафрасте (в данном контексте - сборник или отдельное Мученичество - ред.)" [12].

Автор кименной версии - грузин, живший в Константинополе. Он мог быть либо монахом, подвизавшимся в константинопольском монастыре, либо духовным лицом, служившим при императорском дворе. То, что в заглавии произведения мученик назван "Картвели", говорит о том, что сочинение было написано за пределами Грузии (как, напр., Жития прп. Илариона Грузина, Прохора Грузина и др.). Автор, определяя хронологические рамки подвига св. Константина, упоминает царствование византийской августы св. Феодоры, супруги визант. имп. Феофила, правившей вместо своего малолетнего сына, визант. имп. Михаила III, и отмечает заслуги августы в победе над иконоборчеством, но при этом не указывает никаких грузинских реалий. События, происходившие в Грузии, автор описывает схематично, как современник, а не как очевидец. Письмо св. Феодоры семье князя Константина, которое помещено в конце Мученичества, также свидетельствует о близости автора ко двору. Аноним четко выражает свою политическую позицию: устоять против арабского нашествий Грузия сможет лишь при условии прочного политического союза с единоверной Византией. Вместе с этим автор проводит мысль о том, что по крепости и чистоте своей веры грузины не уступают византийцам и что грузинские мученики являются "утешением" не только Грузинской, но и Вселенской Церкви.

Во второй половине XVIII века на основе кименной редакции Мученичества груз. церковный писатель католикос-патриарх Восточной Грузии Антоний I (Багратиони) составил метафрастическую (расширенную) версию: "Восхваление и повествование подвига и страданий святого великомученика мтавара Костантина" и внес ее в свой сборник "Мартирика" [13].

В поздних рукописях сохранились два кратких, стилистически разных синаксарных текста, основанных на кименной редакции Мученичества Константина Кахи [14].

Сведения о Константине Кахи дошли также в сочинении армянского историка X века Фомы Арцруни "История дома Арцруни": здесь подробно описываются походы Буги аль-Кабира в Закавказье и кончина князя Константина, которого историк называет "трижды блаженным" и "святым" [15]. Однако в Армянской Апостольской Церкви нет традиции почитания князя Константина.

Литература
Именная ред.:
Жизнь и мученичество святого мученика Костанти Грузина, который был замучен цaрем Вавилона Джафаром // Сабинин М. Рай Грузии. СПб., 1882. Т. 1. С. 363-370 (на груз. яз.)
Peeters P. Passio S. Costantini Hiberi // Acta SS. Nov. 1925. T. 4. P. 554-563 (на груз. и лат. яз.)
Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. Т. 1. С. 73-80 (на груз. яз.)
ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 164-172 (на груз. яз.)
Житие и мученичество святого мученика Костанти Грузина, к-рый был замучен царем вавилонян Джафаром / Пер. с древнегруз. яз.: Н. Вачнадзе, К. Куция. Тбилиси, 1978 (на груз. и рус. яз.)
The Life and Passion of Kostanti-Kaxay / Ed.: M. Abashidze, S. H. Rapp // Le Mus;on. Louvain-la-Neuve, 2004. Т. 117. N 1/2. P. 137-174 (на груз. и англ. яз.)
Метафрастическая ред.:
Антоний I (Багратиони). Восхваление и повествование подвига и страданий св. вмч. мтавара Костантина // ПДГАЛ. 1980. Т. 6. С. 265-281 (на груз. яз.).
Иоанн Драсханакертели. История Армении / Древнеарм. текст и груз. пер.: Е. Цагареишвили. Тбилиси, 1965 (на груз. яз.)
Ингороква П. Древнегруз. поэзия V-X вв. // Он же. Соч. Тбилиси, 1965. Т. 3. Ч. 2: Древнегруз. поэзия V-X вв. (на груз. яз.)
Гвахария В. Гимны Микаела Модрекили, X в. Тбилиси, 1978. Т. 2 (на груз. яз.)
Цагареишвили Е. Грузия в арм. ист. источниках VII-X вв. Тбилиси, 2012 (на груз. яз.).
De S. Constantino Martyre in Babilonia: Comentarius, Praevins / Ed.: P. Peeters // Acta SS. Nov. T. 4. 1925. P. 541-554
Джавахишвили И. К вопросу о времени построения груз. храма Атени // ХВ. 1912. Т. 1. С. 277-285
То же // Он же. Собр. соч. Тбилиси, 1977. Т. 12. С. 330-346 (на груз. яз.)
он же. Древнегруз. ист. лит-ра // Там же. Т. 8. С. 86-90 (на груз. яз.)
Кекелидзе К. С. Мученичество и личность Константина Кахи // Он же. Этюды. 1956. Т. 1. С. 133-146
он же. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 520-522
Minorsky V. A History of Sharvan and Darband in the 10th-11th Cent. Cambridge, 1958
Апциаури Д. Пути развития идейной борьбы в древнейшей груз. прозе (V-XI вв.). М., 1989. С. 45-46, 177
Вачнадзе Н., Куция К. Политические аспекты эпистолы императрицы Феодоры // ВВ. 1998. Т. 55. С. 154-158.
Использованные материалы
Э. Габидзашвили. "Константин Каха" // Православная энциклопедия, т. 37, с. 84-86:
https://www.pravenc.ru/text/2057080.html
Календарь на неофициальном сайте "Грузинская Православная Церковь":


Рецензии