КРымские каникулы. Паспорт

Предисловие и предыдущий рассказ из серии "КРымские каникулы" "Портняжная тайна" здесь:  http://proza.ru/2024/01/16/385

Паспорт

К началу июля стало ясно, что нам не обойтись без паспортов. Не пристало десятилетним девчонкам болтаться по двору без документов. Первой эта идея пришла в мою тогда еще с косичками белокурую голову. А подвигла меня на это Светка. Покупая в киоске «Союзпечать» стержни для шариковых авторучек, ей приглянулся блокнотик, крохотный, чуть меньше спичечного коробка. Именно из него и выросли наши паспорта. Идея понравилась всем и моментально ожила. Приняты были правила и форма заполнения: на первой страничке фамилия, имя, отчество, год и место рождения. Далее - адрес прописки и, конечно же, должность. На последних страничках - шифр и девичьи секреты. Зачем нужен шифр? Не знаю, как у вас, а у нас это не вызвало никаких вопросов и возражений. Проводить каникулы в постоянных контрах с мальчишками и не иметь при этом собственного шифра было бы верхом беспечности. В любой момент мы готовы были перейти на конспиративное положение. Ленка не раз подбивала нас к этому. Паспорт был утвержден и признан документом для постоянного ношения. Жизнь с ним стала взрослей и осознанней. И мы беспрекословно следовали правилу …

Мальчишки мигом почуяли неладное. И без того обделенные нашим вниманием, они теперь поражались еще и в гражданских правах.  Жить и играть в одном дворе, не имея паспорта, было для них обидно. Они ощутили себя гражданами второго сорта. Купить подобные блокнотики не составляло сложности. А вот как распорядиться ими, не знали. Не хватало фантазии…  Стало ясно, что будут пытаться любыми путями раздобыть наш документ в качестве образца. Ленка призывала всех быть начеку.

Телефонный звонок, раздавшийся вечером, застал нас с Ленкой в ванной. Мы отмывали кукольную посудку, вывалив ее в умывальник. С водой в Крыму всегда было плохо, поэтому все водные процедуры переносились на поздний вечер. У Светки хватило мужества признаться в случившемся. Делая длинные паузы, она сообщила о потере паспорта. Забросив все дела, мы предались размышлениям. На мой обывательский взгляд, нужно было купить завтра блокнот, да и оформить новый документ. Странно, что Светка сама не додумалась до этого. Ленка же видела в этом потерю бдительности, разгильдяйство и пособничество врагу. Решено было посоветоваться с бабушкой. Наша бабуля в прошлом партизан и партийный работник, кому, как не ей, знать, что делают в таких случаях. «Бабушка, а что бывает за потерю документа во время войны?»- приготовившись записывать, спросила Ленка. Бабушка, пришивавшая пуговицы к старой наволочке, весьма серьезно подошла к данному вопросу, поведав обо всех суровостях военного времени. У меня похолодело между лопатками. Выходило, что Светке светил трибунал или персональное дело, в зависимости от того, куда угодил ее паспорт. Попади он к мальчишкам - и быть ей под трибуналом. Если же просто потеряла, нахлобучки все равно не миновать.  Зачем она призналась, дуреха?

Ленка не успокаивалась. Наступал ее час замполита. «Самое страшное, если он попадет в руки пацанов!»- заключила она и засела за телефон. Допрос велся отрывисто и четко. На том конце провода Светка отвечала плаксиво, шмыгая носом. Переживала. Разложив по минутам свой вечер, выходило, что потерять документ она могла на горке или во дворе на скамейке.

Горка располагалась через дорогу от нашего дома. Много лет назад там снесли старые дома и, роя котлован под новый, сгребли огромную кучу земли. Потом, как водится, стройка заглохла, а бугор зарос травой, постоянно пачкавшей наши сарафаны. Зимой, в редкие снежные дни, с этой горки, возможно, катались на санках. Летом же мы съезжали по траве на корточках, и была она любимейшим местом для наших игр.

Ум замполита заключил, что паспортина не при каких условиях не должна достаться врагу. Оба возможных места потери были видны из нашей квартиры и сразу же взяты под наблюдение. Расположившись у окна в спальне, Ленка обозревала горку. Я, засев на балконе, наблюдала за скамейкой. Светка плакала дома, перерывая все карманы и пытая младшую сестру. По улицам гуляли отдыхающие, на горку в такой час посягали лишь собаки, отпущенные с поводков. На скамейке расположилась парочка. Парень обнимал девушку, что-то шепча ей на ухо.  Бабушка не гнала нас спать лишь потому, что ждала с работы дедушку. Он задерживался, и задерживался по поводу. Провожают на пенсию его коллегу, поэтому придет он походкой нетвердой, а бабушка скажет, что на бровях. И кто же думал, что после всего ему еще захочется умыться. И что помешает ему это сделать наша недомытая посуда. И что не найдет он ничего лучше, как швырнуть ее прямо над моей головой с балкона. И что рассчитывавшая на уединение парочка не смолчит. И что с кучностью у него в этот вечер будет не очень. И что придется Ленке бежать в ночь, собирать все по кустам и палисадникам, а я буду с балкона направлять и командовать ей. В таких тревогах и хлопотах прошел этот вечер.

Наутро девчонки были в курсе случившегося. Мы обшарили все. Паспорта нигде не было. Светка успокоилась, но предложений типа «а ну его, купим новый» делать не решалась. Уж больно жесткую позицию занял наш замполит.

Мальчишки подозрительно затихли, никак не проявляя себя. Обстановка, скажу я вам, не на шутку накалялась. Нужно было что-то делать. Не знаю, как мне пришла в голову эта идея, но я предложила заслать резидента в стан врага.  Из-за отсутствия других предложений идея эта всем понравилась. Резидентом выбрали Аньку. Всем известно, что Витька, правая рука Володьки, сохнет по ней, и даже предлагал покатать на велосипеде. Вот этим и воспользуемся. План был таков. Мы изготавливаем Аньке липовый паспорт, она просит покататься на велосипеде, а взамен обещает показать сей документ. Если клюнут, значит, Светкин паспорт не у них. Если откажутся, значит, быть трибуналу. Анька отказываться не стала, любила она крутить мозги мальчишкам. На собранную по карманам мелочь мы тут же купили блокнот и, применив девичью хитрость, заполнили его. К началу операции все было готово.

После обеда все девчонки засели по домам, а Анька выдвинулась к логову противника.  Мальчишки на скамейке под нашим балконом играли в карты. Витькин и Володькин велосипеды подпирали дерево рядышком. Мы с Ленкой, спрятавшись за перилами балкона, следили за операцией. Анька заходила на мягких лапах с подветренной стороны. Посидела на бетонной клумбе, перенюхав все цветочки, прогулялась по спортивной площадке, повисела на брусьях и незаметно подобралась к велосипедам. Мальчишки не обращали на нее внимание. У Витькиного велосипеда она по-хозяйски проверила степень накачки обоих колес и как бы невзначай дзынькнула звоночком. Теперь уж они не могли не заметить ее. Володька глянул на Витьку: «Твоя мол, зазноба, ты с ней и разговаривай!» Витька, готовый для Аньки в других обстоятельствах на многое, сейчас сильно растерялся:
- Чего надо? - нарочито грубо уточнил он.

Анька, не будь дурой, впялилась в него своими глазищами, затем отвела взгляд в землю и томно промяукала:
- Можно на велике покататься? Они же у вас все равно без дела стоят?

Витьку рвало на части. Давно он мечтал о таком разговоре с Анькой, но сейчас, при пацанах, не гоже ему было так запросто соглашаться:
- За просто так, что ли? - уточнил он, уткнувшись в раскинутые веером в руке карты. Неспешно оглядел лица друзей, пытаясь понять, одобряют ли они такой его тон.  И, почуяв в них поддержку, добавил, - Просто так и птички не поют, - после чего все разом заржали.
- А чего ж ты за это хочешь? - глядя уже на Володьку, спросила Анька.
- Чего-чего, - стараясь не продешевить перед пацанами, задумался Витька, - мороженое!

Анька полезла в карман сарафана, зачерпнула из него все содержимое и предъявила всей честной компании. Мальчишки отложили карты окончательно и уставились на ее ладонь. Пятак, двушка, кусочек желтого мела и маленький блокнотик.
- У меня только семь копеек. На мороженое не хватит, - заключила она, придвигая пятак к двушке. В этот момент острым глазом разведчика она заметила, как вытянулись лица мальчишек, и Володька недвусмысленно толкнул Витьку локтем. «Сработала приманочка», мысленно заключила она.
- Да, не богато, - на правах главного вступил в разговор Володька, - Тут только на квас. Тогда давай блокнот, - встав с места и подойдя поближе, сказал он.
- Не-е, блокнот не могу, - ответила Анька и зажала его в ладони.
- Так не навсегда, посмотреть только, - продолжил Володька.
- Все равно не могу!
- Да мы просто глянем и все. И рассказывать никому не будем.
- Нет! Девчонки узнают, рассорятся, - заключила она.
- Откуда узнают? Мы ж никому. Мы- могила! - напирал Володька.
- Все равно кто-то да разболтает, - упиралась Анька.
- А мы тебе клятву дадим, правда, Вовка? - вернулся в разговор Витька.
- А на сколько велик дадите? - начала сдаваться она.
- На сколько хочешь! - распорядился Володька.
- Тогда ты и Витька клянитесь, что никому не расскажите. Даю только вам и только пока кататься буду.

Анька неспешно крутила педали, мотая круги по двору. Витька с Володькой устроились на брусьях шерстить блокнот. Мы с Ленкой на балконе катались по полу от смеха. Блокнот этот мы заполнили по типу обычного девичьего откровенника, где каждый на своей страничке отвечал на примитивные вопросы от любимого цвета до любимого мужского имени. Нам стало ясно, что Светкин паспорт просто потерялся, а не попал к мальчишкам. Мальчишкам показалось, что они взрослее и серьезней нас. Анька вдруг поняла, что Володька ей нравится больше Витьки. Светка сообразила, что не придадут ее трибуналу, а выпишут новый паспорт. А Вика все проспала, ее окна не выходят во двор.

Несмотря на удачно проведенную операцию, Ленка настаивала на наказании. Весь вечер с ручкой и блокнотом она пытала бабушку, что и как делается в таких случаях. Наутро объявила всем, что собрания не миновать.

Ближе к вечеру, забравшись на горку, мы провели его на высоком уровне. Ленка бисировала, используя заготовленные фразочки: на повестке дня, персональный вопрос, какие будут предложения, ставлю на голосование. Какие могли быть у нас предложения? Выписать Светке новый паспорт, да и посмеяться над этим. Но Ленка объяснила, что без наказания такой вопрос не решается. Тут либо исключение, либо выговор. Ничего не понимая в партийном делопроизводстве, мы наивно полагали, что не за что нам осуждать Светку. Ну, потеряла документ, с кем не бывает. Мы прошлым летом ласты на пляже забыли с Ленкой, а Вика трусы в раздевалке оставила. Мы же девчонки, и память у нас девичья. К тому же Светка честно призналась, переживала и даже похудела. Ленка не унималась: «Не нами заведено… Должно быть наказание… Что бы не повадно было…» заговорила она, как в радиопостановке. Мы долго спорить не стали и впаяли Светке строгача, запись о котором Ленка сделала собственноручно красным стержнем на последней страничке нового паспорта.

Через три дня пропажа отыскалась. Оказывается, на утро следующего дня под скамейкой его нашла дворничиха Муля. Прочла первые строки, поняла, кому принадлежит сей блокнот, и передала его Светкиной соседке, спешившей на работу. Та машинально кинула его в папку с документами и растворилась в делах. Лишь в пятницу довелось заглянуть ей в бумаги. Тут то она все и вспомнила и вернула паспорт Светке.

Ленка какое-то время чувствовала угрызения совести, но быстро смогла убедить себя, а затем и нас, что все это делалось для поднятия дисциплины и усиления ответственности. К тому же у Светки теперь было два паспорта: один с выговором, а другой без. Стоит ли обижаться. Носи какой хочешь.

P.S.   Осуждать Ленку мы не стали. Замполитам всегда нелегко, а только настояли, чтобы и в Анькином паспорте на последней страничке все тем же почерком и той же красной ручкой красовалось: благодарность за выполнение опасного государственного задания. А мальчишки хоть и посчитали нас ветреными пустышками, но в очередной раз остались с носом. Не дано им разгадать наш девичий шифр.


Рецензии
Какие смешные рассказики я обнаружила на вашей страничке! Девочки просто огонь!) Все по взрослому, паспорта завели из блокнотиков) Легко читается, смешно написано) Мы в детстве играли все вместе: и мальчики и девочки, а тут такие события))

Маленькая Роза   21.05.2024 01:07     Заявить о нарушении
Спасибо большое! Рассказики наивные, ранние, но тем и близки мне. А девчонки и по сей день - огонь.
С благодарностью и уважением, Сергей!

Сергей Светкин   21.05.2024 10:40   Заявить о нарушении
Мне нравятся наивные произведения и люди наивные тоже. Мне кажется это самое чистое и настоящее, что есть в жизни. Когда им больно они плачут, когда смешно - смеются. Выливают в творчество кусочек души. Это здорово. Я прямо ищу такие тексты, будь то стихи или проза. И для меня совсем не важно насколько литературно правильно сложены строки, главное чтобы сердце в них было, наивное, доброе, веселое или печальное (и даже злое, неистовое, раненное, когда кровоточит и болит, когда кричит в небо и ссорится с Ним...) Печальное очень люблю, и чем корявее текст, тем больше чувств в таких текстах, настоящих, человеческих. Всегда стараюсь похвалить такие произведения. И ваши рассказы понравились) Вас, конечно, хвали, не хвали, у вас все идеальное. Вы знаете это, пусть это будет вашей гордостью, достижением. Своим трудом вы это заслужили.

Маленькая Роза   21.05.2024 23:18   Заявить о нарушении
Еще раз спасибо! И снова соглашусь с Вами. Откровенный рассказ в разы лучше любого литературно причесанного и выверенного текста.
С уважением, Сергей!

Сергей Светкин   21.05.2024 23:56   Заявить о нарушении
Если вдруг встретите таких авторов, делитесь ссылками. Тоже почитаю с удовольствием.

Маленькая Роза   22.05.2024 00:17   Заявить о нарушении