Читаем Муламадхьямака-карику. Глава 5
5.2. Явление без характеристки нигде не существует. Если нет ничего существующего без характеристки, то к чему можно отнести эту характеристику?
Почему вдруг пространство и прочие явления оказались без своих характеристик? Потому что Нагарджуна продолжает приписывать всему абсолютное самобытие (независимость). Он таким образом полемизирует со своими оппонентами, допускающими некоторое самобытие. С т.з. Нагарджуны не может быть некоторой независимости. Если есть независимость, то она должна быть стопроцентной, т. к. независимость и зависимость — взаимоисключающие понятия — или одно, или другое, третьего не дано. Это главная ошибка нагарджунизма, из которой вырастают все прочие заблуждения. Нет оснований так абсолютизировать зависимость и независимость, они носят относительный характер и совсем не исключают друг друга.
Приписывая явлениям абсолютную независимость, Нагарджуна борется с тем, что у них нет. Он как бы видит в веревке змею, а затем топчет приписанную веревке змеиность вместе с самой веревкой. В данном случае он полностью разделяет характеристики и явления. В результате никаких явлений от которых была оторвана характеристика не обнаруживаетcя.
5.3. Характеристика не относится ни к тому, что без характеристики, ни к тому, что с характеристикой. Она также не относятся к чему-то другому, где одновременно есть характеристика и нет характеристики.
5.4. Если характеристика не появляется, то и характеризуемое невозможно. Если характеризуемое невозможно, то и характеристика не возникает.
5.5. Таким образом, нет характеризуемого и нет характеристики. Также нет никакого явления, отделенного от характеристики и характеризуемого.
Раз характеристика существует сама по себе, то она ни к чему не будет относиться, с характеристикой это или без. А если у характеризуемого нет характеристики, то оно невозможно, как и характеристика без характеризуемого. В итоге, ни характеристики нет, ни характеризуемого, ни явлений, т. к. последние невозможны без характеристик.
5.6. Как у того, что не существует, может быть несуществование? И как тот, кто лишен существования и несуществования, может воспринять существование и несуществование?
Уличив явления в несуществовании, Нагарджуна готов отобрать у них даже его. В самом деле, не слишком ли жирно будет иметь несуществование? Заодно надо поставить на место воспринимающего. Он, как и любое явление, не должен ничего иметь, а значит не должен быть способен воспринимать существование и несуществование.
Здесь хотелось бы разобраться с существованием. Это, вообще, что? Можно предположить, что это отношение. Если что-то соотносится, то оно обнаруживается, является, связывается, взаимодействует — всё это и есть существование. И, казалось бы, буддизм вроде как за относительность всего и вся. Почему же потерялось существование?
Ну мы видим почему. При тотальной независимости, которую Нагарджуна приписывает реальности, никакого существования невозможно.
А если все тотально зависимо? Тоже ничего не обнаруживается. Нагарджуна про это говорит в первой главе:
1.10. Так как существование явлений, лишенных самобытия, не обнаруживается, то утверждение «если то существует, возникает и это» неприемлемо.
Т.е., если явления лишены независимости, то их не обнаружить. Они полностью растворяются в ином без остатка. Таким образом, при абсолютизации зависимости и независимости, ничего вообще не обнаружить. Да и некому всё это необнаружимое обнаруживать.
В итоге мы имеем неопределенность, о которой нельзя сказать ничего определенного. Это и есть таковость, она же пустота. Такая таковость лишена чтойности, по сути, это ничто.
Но ведь мадхьямики вроде как избегают крайности нигилизма? На словах избегают, на деле нет. Абсолютизация независимости и зависимости неизбежно приводит к нигилизму, прячущемуся под разглагольствованиями о взаимозависимости, которой на самом деле нет. Она лишь галлюцинация сознания, которое также не более чем галлюцинация самого себя.
На самом деле, взаимозависимость не исключает независимость, а предполагает ее. Ведь зависимость не сама по себе существует, она возможна между чем-то. Это что-то должно быть отдельным от чего-то. Если же полностью исключить отдельность, то будет недифференцированное одно, в котором не может быть никакой взаимозависимости, нечему там взаимозависеть. А мадхьямики именно полностью исключают отдельность. Потому что быть отдельным — значит быть независимым.
Получается, что с т.з. нагарджунизма, реальность как-то нам всё же является, но если ее исследовать, приписав ей абсолютную независимость, то она не обнаруживается. Всё проваливается в неопределенность, в ничто.
5.7. Поэтому пространство не является ни существующим, ни несуществующим, ни характеризуемым, ни характеристикой. То же самое относится и к пяти остальным элементам, как и к пространству.
Проделываем ту же операцию (отрыв характеристик от характеризуемого и необнаружение существования и несуществования) со всеми прочими первоэлементами.
5.8. Малоразумные видят существование или несуществование явлений, но они не видят, что успокоение воспринимаемого – это освобождение.
Проваливание в ничто под разговоры о взаимозависимости — это и есть высшая мудрость. Ее последователь должен перестать различать существование и несуществование, что якобы и приведет его к освобождению.
И в этом проваливании не будет никакой срединности между абсолютным существованием и абсолютным несуществованием, потому что не получается никакого относительного существования, т. к. нагарджунизм полностью исключает независимость. А если ее никоим образом нет, то не будет ничего, никакой взаимозависимости, никакой галлюцинации. Всё это будет невозможным. Останется только ничто.
Свидетельство о публикации №224040600603