Справочник по токсичным 7

Справочник по токсичным растениям Тёмного сАДа.

Контролёр. Диктатор. Агрессор –

Только он знает, как нужно жить. Есть два мнения: его и неправильное. Все несогласные – враги. Причём высказывания произносятся громко, жёстко и с железобетонной уверенностью в своей правоте. Если осмелитесь противоречить ; беда, по вам пройдутся, как катком, и навеки запишут в дураки, лентяи, сволочи или извращенцы. Чужую точку зрения, отличающуюся от его взглядов, отрицает напрочь. Помыкает другими, раздаёт указания, директивно управляет и контролирует каждый ваш шаг. Ультиматум – его любимый инструмент. Нередко использует деньги с целью шантажа:

- Я содержу семью, я и решаю! Всё будет так, как я сказал!

Отслеживает каждый ваш шаг, проверяет телефон, местонахождение и занятие. Указывает, что вам надеть, как причесаться, чем заниматься. Вы обязаны отчитываться за каждую минуту своего времени и за потраченную копейку, терпеть выговоры и наказания, в том числе физическое насилие. Ему абсолютно наплевать на ваши желания и интересы. Вам приходится следовать его указаниям, забывая про своё достоинство.

У родителя-диктатора ребёнок лишён какого-либо выбора, за него решают, где ему учиться, с кем дружить, куда ходить, какие кружки и занятия посещать, куда идти работать, на ком жениться. 

Но главная особенность таких людей заключается в том, что они никогда не чувствуют удовлетворенности. Зоны контроля растут, и агрессия становится все более нездоровой.

Пример из жизни:

Коллега рассказала мне историю о том, как жена её брата воспитывает свою дочь. Им пришлось какое-то время жить в одной квартире, и это было непросто.

Дочь этой женщины была очень дисциплинированной. Каждое утро она вскакивала по будильнику как солдат, заправляла постель, чтобы ни одной морщинки, умывалась, быстро завтракала, мыла за собой посуду, одевала форму, причёсывалась и бежала в школу. Портфель собирала с вечера. Была обязана сама следить за чистотой своей одежды и делать уроки самостоятельно. В тетрадях не должно было быть ни одной помарки, упаси Бог испачкать или порвать обложку, или потерять карандаш – следовало неизбежное наказание: ругань и побои. 

Однажды будильник не прозвенел, и девочка проснулась позже обычного.  Она опаздывала в школу. Ей надо было спешить. Но мать не только не помогла ей, но ЗАСТАВИЛА тщательно заправить постель. Она проследила, как дочь это делает и отругала за недостаточно аккуратно расправленное покрывало. Она сдёрнула покрывало, кулаком отбросила подушку и приказала перестелить! Затем велела почистить зубы, умыться, ОБЯЗАТЕЛЬНО съесть завтрак и помыть посуду! И только когда весь ритуал был выполнен, она отпустила девятилетнего ребёнка в школу.
 Разумеется, девочка опоздала и получила замечание от учительницы, за которое ей не слабо влетело потом дома. Девочку били ремнём, не стесняясь посторонних. Шестилетний братишка девочки прятался в шкаф и не вылезал оттуда часами. Какие там разбросанные игрушки и капризы – он пикнуть не смел и сжимался от одного только взгляда матери.

Не только переубеждать, но и просто разговаривать с этой мамашей было невозможно.

 
Диктатор - перфекционист – 
Высшая степень диктатора-агрессора-контролёра.

Критикует всех, заводится от каждой мелочи, стремится к идеальному идеалу. Услышать от такого человека доброе слово – за гранью реальности. Уровень требований слишком высок – достичь этой планки вряд ли кто-то способен, даже сам токс.

Придирчивый родитель, для него «четвёрка – не оценка!» В его доме, как правило, царят идеальные чистота и порядок. Чашки в шкафу стоят строго в ряд, в одну сторону глядят. На покрывале ни морщинки. Нигде не пылинки. За ничтожную оплошность и неловкость вы будете осуждены, а то и наказаны. За малейшее пятнышко на рубашке жену измочалит. За нечаянно пролитый суп настучит ей по голове. Жена и дети ходят по струнке. Его команды – закон для всех членов семьи. Он действует так не по злому умыслу, а для того, чтобы вы стали лучше, он так вас воспитывает, это проявление его любви к вам. Из этой любви он может не только ругать и обзывать, но и применять физическое насилие «для твоего же блага!» Если станете обижаться и возражать ему, назовёт вас неблагодарной скотиной, «я ведь для тебя же стараюсь!» «Ты обязана», «Ты должен!» «Ты дура набитая!» «Да тебя пороть не перепороть!» «Я с тебя не слезу, пока не сделаешь, как я тебе велел!» 

Пример из жизни:

Однажды к нам домой заявился в непрошенные гости однокурсник мужа. Ещё стоя на пороге, он неодобрительно оглядел нашу скромную прихожую, скривился, глядя на старенький коврик у двери, всё же пошаркал туфлями и вошёл. Невысокий и невзрачный, держался он очень спесиво и высокомерно. Не спеша обошёл всю квартиру, внимательно оглядывая стены, потолок и мебель, словно покупатель на смотринах. При этом его чело всё больше омрачалось. Скоро не выдержал и принялся делать замечания:

- Почему это двери у шкафа отходят? Ты что, косорукий? Винты привинтить не можешь? А что это за обои? Ты когда ремонт последний раз делал? Что это за цвет, кто его выбирал? Ты, случаем, дальтонизмом не страдаешь? А почему у вас посуда как попало стоит? Непорядок! А это что за рваньё? Выкиньте это полотенце, купите новое! У тебя жена что, порядок навести не может? Ну, ты её распустил! Жену учить надо! Попробовала бы моя такое устроить, уж я бы её проучил! Нет, это никуда не годится, я такого никогда бы не допустил!

Мы с мужем переглянулись. Я подумала тогда, что обращался он исключительно к мужу, меня словно не замечал, женщина, похоже, для него была предметом неодушевленным, функционалом, роботом для выполнения его приказов. А ведь не похож вроде на исламиста, внешность на вид вполне русская. И решила заявить о себе:

- А как вы жену учите?

Он удивлённо взглянул на моего мужа: как это тот допустил, чтобы баба голос подавала? Но тот молчал, придавленный кучей обвинений. Заметив растерянность хозяина, гость усмехнулся самодовольно и решил преподать ему урок ПРАВИЛЬНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ЖЕНОЙ:

- Да вот недавно был случай, прихожу с работы и сразу почувствовал – что-то в доме не то! Пошёл проверять. Обошёл всё кругом, вроде всё в порядке. Думаю, всё равно что-то должно быть! Я ведь чую, у меня чутьё как у зверя на подобные вещи! Малейшую оплошность, самый незначительный факт! Присмотрелся как следует к жене. Та сидит, шьёт что-то на швейной машинке, вроде как она ни при чём. А сама рукой вот так лицо прикрывает, будто бы случайно. Только меня не проведёшь – от меня закрывается! А рука-то дрожит! О, думаю, неспроста это! БОИТСЯ она меня! От страха закрылась, надеется, я ничего не замечу. Вот ведь паршивка! А я ведь и без того уже знал! Чуял! Ну, значит, натворила она чего-то! Точно виновата в каком-то преступлении! И рассчитывала скрыть от меня, подлюка, мерзавка паскудная! От меня!

Мы с мужем снова недоуменно переглянулись. А он с язвительной усмешкой продолжал:

- Ну, конечно она призналась! Куда бы делась. Я ведь мусорное ведро проверил, а там!!! Оказывается, она чашку свою разбила! Мыла посуду и уронила! Недотёпа, тетёха криволапая! Да ещё скрыть пыталась! Думала меня обмануть! Сволочуга! Ну, и получила же она тогда от меня! ЗАСЛУЖЕННО!!! Я её вот где держу!

Зло ощерившись, он показал кулак.

- Она у меня не то что рот открывать без спросу – взглянуть на меня не смеет! А ты – тюфяк!

Прошло двадцать лет, а я до сих пор не могу забыть этого садиста и его взгляд, обращённый как бы внутрь себя – он заново видел и переживал тот момент расправы над несчастной, в этом взгляде смешались –  наслаждение, высокомерие, надменность, какая-то похотливая усмешка и торжество. Меня тогда передёрнуло от отвращения.

На следующий день, привычно собирая разбросанные по квартире вещи, я подумала, что зря расстраиваюсь из-за неряшливости и «косорукости» своего мужа, да мне несказанно повезло с ним! Уж лучше я сама буду за ним без конца убирать, чем терпеть подобный тотальный контроль и дисциплину! Нет, я бы точно подобного обращения не выдержала, отхлестала бы его по щекам, либо он меня убил. И как только его жена всё это терпит?! ЗАЧЕМ?!

Тогда я ничегошеньки не знала про психопатов, социопатов и нарциссов. Он бы точно меня убил!


Выключенный, пассивный, бездеятельный –

Никогда не берёт на себя ответственность за решение. Мямлит, не говорит ничего определённого, ему всё равно, он не знает, может быть, возможно, однако не уверен. Ссылается на вас, но, когда вы реализуете свой план, даёт понять, что вы плохо постарались, недоучли, недодумали, и вообще всё не так и не эдак. Вам приходится домысливать за него, экстренно менять планы, это отнимает много сил и нервов.  Поддержки от него в трудную минуту не дождётесь. Боится ввязываться в ссоры и конфликты, предложит вам самостоятельно урегулировать вопрос, не заступится за вас, надеется, что проблема как-нибудь сама рассосётся.
 
Если у вас такой родитель или партнёр, вы перестаёте кому-либо доверять, живёте с мыслью, что полагаться можно только на себя и собственные силы. Вам неловко просить и принимать помощь.

- Поедем на курорт в Т…?
- Ну, не знаю… если ты хочешь…
- А ты куда бы хотел?
- Э-э-э… куда-нибудь… мне всё равно… думай сама… раз ты так решила…
За день до отъезда:

- Я тут подумал, что там делать в этом твоём Т…? Я там со скуки помру…
- А ты мог предупредить заранее?!
- Но тебя же не переубедишь! Это ты так захотела!
- Срочно сдаю билеты! Эх, сколько денег потеряем! Отпуск уже завтра! Ладно, я попробую договориться, может отыщется другой вариант, так куда бы ты хотел съездить?
- Да что ты все решения на меня перекладываешь? Сама не можешь ничего придумать?!

- О-о! Ну и жарища здесь! Сейчас бы на Северный полюс, к пингвинам! Вот зачем ты меня сюда притащила? Знала, что я не выношу жары!
- Но ты же согласился!
- Так ведь от тебя не отвяжешься!


Жертва – Страдалица –

В её бедах и несостоятельности всё время виноват кто-то другой: родители, соседи, дети, этот, та, начальство, правительство, масонский заговор, козни, происки, рок, судьбина, нечистый, чёрный кот, сглаз, наговор, заклятье, ворожба, гороскоп, левая нога и т. п. Всё время жалуется и причитает. Собственной ответственности не признаёт.

Упивается своими страданиями, упоённо мучается всю свою жизнь; лицемерно вздыхая, «тащит свой крест», найдя в нём смысл своей жизни. Боится его потерять, другого не ищет. Гордится им. Видит героизм в служении подонку и опустившейся личности: алкоголику, наркоману (мужу, сыну и т. д). «Вот такая мне судьба несчастная выпала! Что ж, Бог терпел и нам велел. Видно так уж на роду написано». Может даже кликушествовать. Часто находится в плохом, депрессивном настроении, хронической тоске. У неё кругом одни неприятности. Постоянно жалуется ноющим голосом, стараясь вызвать сочувствие и желание оказать ей помощь, провоцируя в вас комплекс «спасателя». Крадёт ваше время, подолгу разглагольствуя о себе любимой. Вы, как собеседник ей совершенно неинтересны, выполняете в таком общении роль унитаза, в который она сливает свой негатив. Обвиняет в своих неудачах кого угодно, кроме себя, не желает прислушиваться к конструктивным советам и что-то предпринимать для улучшения своего положения. Часто вместо здоровой коммуникации общается методами пассивной агрессии: не говорит прямо, если её что-то не устраивает, вместо этого молчит, саботирует, уходит от ответов. Жертве важно, чтобы окружающие отражали её агрессию, которую она не может высказать. Сначала вызывает сочувствие, но позже брезгливость и гнев (Да хватит уж ныть! Тебе сто раз сказали, как надо поступать, но ты не желаешь даже пальцем о палец ударить!)

Слыхом не слыхивала про личные границы и потому позволяет нарушать свои, а сама нарушает чужие.

Переделать жертву практически невозможно, если только сама она не захочет что-то изменить в своей жизни, что бывает крайне редко. Правда в последние годы, по мере распространения информации, «прозревших» и исправившихся стало неизмеримо больше, особенно среди думающих и стремящихся сделать свою жизнь лучше.

В роли жертв побывали практически все люди. Все мы жалуемся порой, вопрос только в разумной мере и степени нашей токсичности по отношению к другим, а главное к себе! Именно классическая Жертва- Страдалица и становится Жертвой нарцисса, психопата и социопата!

Пример из жизни 1:

Уборщица у нас в библиотеке постоянно жаловалась, что её муж-пьяница всю ночь не даёт ей спать: в спальне горит свет, орёт телевизор, от супруга несёт перегаром, он курит в постели, цепляется к ней с придирками, ругается и пр. На удивлённый вопрос: «Почему вы не уйдёте из спальни в другую комнату?» - ответила с возмущением: «А почему это Я ДОЛЖНА уходить? Это и моя спальня тоже! Я имею ПРАВО в ней находиться! Там половина мне принадлежит! Что же, значит я должна УСТУПИТЬ ему? Ну уж нет, НЕ ДОЖДЁТСЯ!»

Пример из жизни 2:

Подруга звонит и ноющим голосом жалуется на свекровь, мужа, соседей и прочее. Через полчаса связь прерывается. Я облегчённо вздыхаю, потому что ничего нового она мне не сообщила, постоянно долдонит одно и то же, а у меня дела стоят, и голова от её негатива разболелась. Однако рано я радуюсь, она набирает меня снова:

- Время вышло. Ну да ничего, у меня такой трафик, что можно говорить сколько угодно…

И продолжает занудливо пережёвывать свою тысячу раз пережёванную жвачку. Когда та заканчивается всё же, интересуется моими проблемами, если я не рассказываю о них, припоминает старые, о которых я ей раньше проговорилась и настойчиво советует мне не оставлять всё как есть, а начинать наступление на «врагов», подавать в суд, добиваться мифической «окончательной победы». Когда я сообщаю ей, что всё уже решила, мои проблемы закрыты, сердито нападает на меня:

- Нет, нет! Ты не права! Ты ОБЯЗАНА эту женщину наказать по полной программе! Этого нельзя так оставлять! Я тебе НЕ ПОЗВОЛЮ этого. Тебе немедленно следует писать заявление и...

Мои уверения, что не надо этого делать, что ситуацию я уже разрулила, лишь возмущают её, а как же – она ЛИШИЛАСЬ возможности ПОСМАКОВАТЬ МОИ НЕУРЯДИЦЫ! Ей очень хочется послушать моё нытьё, и попричитать о том, как же у меня всё плохо, чтобы позже ядовито поддеть, что вот с ней-то ТАКОГО случиться не может! И тут же начнёт распространять обо мне сплетни по всем знакомым и чужим.

Сама она хватается за любую возможность пострадать. Сына в армию забрали (десять лет назад) – с ней истерика. Похудела на двенадцать килограммов, ноги стали как спички. Он служил в Краснодаре, сидел за компьютером, не надрывался. Она съездила к нему в гости, жила месяц рядом, снимала квартиру. Однако моря так и не увидела. Какое море, сыночка стерегла. У начальства выпросила, (заплатила), он с ней по городу гулял ежедневно. Всё время его служения чуть ли не еженедельно отсылала ему деньги и посылки. И разумеется то и дело надрывно жалилась мне как же ей плохо, как она за него переживает, ночи не спит, все глаза выплакала. Я даже, как-то не выдержав, оборвала её стенания:

- Да что ты его заранее хоронишь!
- Что ты такое говоришь! – накинулась она на меня. – Как у тебя только язык повернулся сказать такое!
- Но ведь ты об этом только и думаешь! Как будто только и ждёшь.

Обиделась смертельно. И всё равно продолжала звонить и ныть. Сын её вернулся весёлый и довольный. Даже поправился на казённых харчах. А точнее на её посылках и переводах. Она тут же нашла другие поводы поплакаться. Как я уставала от неё! Однако оборвать её порой двухчасовой нудёж не было никакой возможности. Даже когда я прощалась, она тут же набирала мой номер снова:

- Ой, мы уже, оказывается, так долго говорим, но я не буду больше тебя задерживать, только вот забыла сообщить…

И… продолжала сказку про Белого бычка…

То, что под её маской несчастной жертвы на самом деле скрывалась жёсткая, холодная, наглая, умело манипулирующая, не знающая пощады нарциссиха мне, к сожалению, открылось слишком поздно. Но тогда я об этом ничего не знала.


Рецензии