ОТ ГОДА ДО ПЯТИ Устами младенца истина глаголет

               



Маша родилась в начале июня в 18 часов 23 минуты в роддоме городской клинической больнице № 29 им. Н.Э.Баумана (Юго-Западный округ Москвы, Управа, Лефортово, Госпитальная площадь, 2. Директор родильного дома-Златовратская Татьяна Викторовна. Врач- Артемьев Виктор Евгеньевич).
Её вес при рождении составлял 3,22 кг, а рост- 52 см.

Наблюдая за развитием внучки, я с удовольствием и интересом наблюдал за процессом её развития, а также делал некоторые заметки, касающиеся развития коммуникативных навыков ребёнка, часть из которых воспроизвожу в данном повествовании.

  Язык жестов. Возраст - около года:

«Нельзя», «нет»- машет указательным пальцем влево-вправо. Ладошка сжата в кулачок.
«Опасно» (например, реакция на слова: ток) опускает голову, закрывая лоб ладошкой.
«Согласна», «рада» - хлопает ладонями.


  Речевая реакция на происходящее на втором году жизни:

На падение: «бам». На колокольчик: «динь». На знакомые лица: «эй».
Пытается повторять все услышанные слова. Словарь довольно большой:
«один, дуа, ты»= один, два, три;
«бу-буу»= игрушечный паровоз;
«дидя»=дед;
«кыква»=тыква;
«капан»=кабан;
«баба»=бабочка;
«ава муава»=трава-мурава;
«бува»=булка;
«фуп»=суп;
«щь»=свисток;
«юба»=юбка;
«бука»=буква;
«фок»=сок;
«вок»=волк;
«вомаси»=ромашки;
«кававай»=каравай;
«пигин»=пингвин;
«кататя»=кататься;
«игуфа»=лягушка.

                ДВА ГОДА

Просыпаясь утром: «есть хочу».
Отобедав грибным супчиком, пловом и киселём из свежих ягод: «засыпаю на ходу».
На вопрос, что такое коврижка: «маленький ковёр».
«Ой, какая уютная койка, можно даже поспать!»
Укладывается спать: «Уютное гнездо!».
На вопрос, кто является героем только что прочитанной книги, Маша отвечает: «Я!».
На вопрос, будем ли загорать: «нет, солнышко нагреет живот и будет солнечный удар».
«Дедушка, ты мне дашь ещё арбузика? Ведь ты - не жадина-говядина».
«Я бегаю во все дела».
«Цемент, чтобы дом крепко-накрепко не развалился»
Маша села на пол и говорит сама себе: «Кто Маше поможет(встать)?».
Бабушка, поднимая ребёнка говорит: «Какая ты, Маша, тяжёлая». Маша отвечает: «Зато, маленькая».
Часто наблюдаем за птичками на кормушке у кухонного окна. Спрашиваю Машу- кто красивее, поползень или синичка? Маша отвечает: «Поползень. У него попа серая».
Деревянная швабра играет роль пылесоса. Маша: «Дедушка, уходи быстрей. А то пылесос засосёт тебя с ног до головы. Он всё-всё собираетю Он такой суровый у меня!».
Играем в лесу в прятки. Маша прячется за сосной: «Надо мне крепко спрятаться!».
«Я видела сон на сметане».
Играем в кота Леопольда: «Вы, мыши,-хорошие. Но ведёте себя очень плохо!».
Знакомлю Машу с пневматической винтовкой и пистолетом в дачном лесу. Сзади от дома к нам подходит бабушка. Маша кричит ей: «Бабушка, не ходи близко к выстрелу! Под выстрел не ходи!».
«Я-молодая Красная Шапочка. А это (показывает на бабушку)-старая Бабушка».
«Спасибо, милая бабушка, что угощение красивое было».
«Давай оладушки печь, а то у нас ни молока, ни мяса нет».
«Скатываем железный лист бумаги, и получается пылесос». (играем в друзей носовского Незнайки-Винтика и Шпунтика).
«Водичечка».
«Голубое небушко».
«Эти брюки-вельветовые. А где же жилетовые?».
Пьём кефир на даче, на кухне. Кто-то стучит. Маша выглядывает в окно: «Нет, это не бабушка. Это просто дятел».
«ПодОлей мне чайку».
«»Дедушка, ты- мой хороший друг!».
«Гулять не пойдём сегодня. Меня там снегом обветрует».
Спрашиваю, кто из нас будет читать книгу? Маша: «Ты! У меня, ведь, нет очков».
Рисует бабушкин портрет: «Нога, вторая нога, руки, глаза, мордочка, чубчик, сумка, туфельки и даже куртка».
Прихожу с работы. Маша встречает меня на пороге. Она хочет погулять: «Не снимайся!».
Мне: «Я научу тебя кушать кашу».
Беседует со мной: «Когда мы купим космическую ракету…».
Взвешивает на кулинарных электронных весах надутый воздушный шар: «Я хочу посмотреть, сколько у мячика весов».
Подходит ко мне с зажатым под рукой полотенцем и поясняет: «У меня полотенце всегда под рукой».
«Дайте мне мою переодежду».
«Варежка для запекания» =кулинарная прихватка.
«Зимняя осень».
«Ты чего бабушка поёшь? Ведь у нас уши от этого болят».
«Неужели из фокуса появляются расчёски с бантиками?»
Надев кулинарный фартук; «Теперь я настоящая бабушка!»
«Будем за ручки держаться, как летающие птички».
Вечер. Темно. Иду откидывать снег.  Маша: «Не уходи далеко-потеряешься».
Глядя на мою лыжную шапочку на голове, сообщает: «У деда шапка дыбом».
Фотографируемся. Готовлю фототехнику. Штатив. Автоспуск. Все улыбаются, ожидая щелчка фотоаппарата. Щелчок. Иду завести затвор для повторного кадра. Можно расслабиться. Маша поясняет бабушке: «Ещё пока можно грустить».
Катаемся на санках с горы. Маша приглашает меня совместно скатиться, указывая на сани: «Садись, товарищ».
На дачу приехала Машина мама. Увидев маму через окно, Маша кричит ей: «Заходи, не бойся!». А нам с бабушкой говорит: «Сейчас буду маме хохотать, чтобы в ушах звенело».
Бабушка говорит, что оставила половину батона белого хлеба «для котлет и уточкам на озере». Маша уточняет: «Сначала на котлеты, потом на воробьёв».
«У меня шуба Виннипушья».
«Деду ночью снились акулы,  бабушке-киты, мне-дельфины, а коту Ваське-снился хвост».
«Я-Лиса-хорошая, добрая и рыжая. Погладь меня по спине».
«Борщ горит». (вода выкипает)
«Собака Каштанка домашней породы».
«Лучок из салата жжёт меня. Я вся прямо дрожу».
«Затыкальная пробка».
«Заварённый чайник».
«От кота идёт кошачья польза».
В парке. Внучка сидит верхом на смирном пони. Пони медленно шагает- её ведёт под уздцы девушка, одновременно второй рукой поддерживая всадницу. Маша приветствует бабушку: «Вот, скачу».
На моё замечание, что морских белок не существует, в отличие от морских котиков и морских львов, Маша: «А белёк?».
«Втыкняем пробку».
«Маше сейчас два года, потом будет три, четыре, восемь, десять, двенадцать, двадцать».
Спрашиваю по телефону Машу, чем она занята. Маша: «Радуюсь! Пляшу и пою!».


          ПОЧТИ ТРИ ГОДА

Подчёркивает, что самостоятельно справляется с ужином: «Меня уже можно брать в ресторан».
Примеряется поймать меня новым сачком: «Допустим, вот ты-бабочка».
«Комната смехов».
«Сом хорошо на жареных сусликов берёт».
Спрашивает меня: «Ты умеешь хохотать басом?)
«А кабаны могут клыками спасаться».
«Ты мне свои глупости не говори, а скажи, как бы мне найти чего-нибудь».
«Почему тюльпаны-рассечатые?»
«Я сижу на жаркости» (сидит под солнцем на крылечке).
«Кормила кота кошачьей едой».
«Толстый с головы до ног живот».

                ТРИ ГОДА

В руках велосипедный насос: «Квартиру надую».
Мне: «А почему ты в сонной рубашке?»
«Это-изобретАние такое».
Ровеснице на детской площадке: «А вам сколько лет?»
Выжимаем апельсиновый сок. Соковыжималка завывает. Маша забралась под кухонный стол, уселась, подстелив коврик: «Залезла под стол, чтобы не слышать такое шумление».
«От поросёнка большая польза. Когда червяки собираются съесть жёлуди, он делает вот так: «хрю-хрю». И червяки убегают».
Застёгивает куртку на липучках: «Залеплю курточку».
«Я из этой чашки мёд не долизну».
У меня травмировано колено. Маша: «Ты только не плачь – всё хорошо обойдётся».
Мне: «Когда ты надеваешь очки, то на себя не похож. Я прошу конкретизировать. «Похож на чужого дядьку».
После похода в зоопарк, дома я прилёг на диван, приняв душ. Маша спрашивает бабушку: «Чего это с дедом приключилось?»
На вопрос бабушки, будет ли Маша кушать печёнку, она отвечает: «Мясо печёное? Буду».
«Щука-не сухопутная. Она-водяная».
«Подрасту и пойду в школу, в университет, в детский сад».
Проснулась рано утром. Видит меня: «У меня есть хорошая мысль. Можешь ко мне бабушку привести».
«Филин развесил свои рога, как заячьи уши».
Бабушке: «Баба Валя читает без очков. Как-нибудь надо будет и тебя научить читать без очков».
Проснувшись: «Подумайте, что мне за завтрашний день сегодня снилось?»
На вопрос бабушки, какую кашу варить на завтрак: «Гречневую с мёдом, геркулесово-кефирную».
Пьёт через трубочку поочерёдно из одного стакана компот, затем из второго стакана молоко: «Компотное молоко».
Уточняю у Маши, как она понимает фразу «Чайка над водой парила». Маша: «Это значит из неё дым шёл».
«Я не буду зубы чистить. А маме не скажу. И ты не говори».
«Я от всяких зверей сыр пробую: и коровий, и овечий, и козий, и лошадиный».
У меня после вечерних «пробок» болит голова. Маша советует: «Надо проверить глазное дно»
На даче. Я прилёг на диван после обеда. Подходит Маша: «Дедушка, ты что лежишь? Пошёл бы что- ли дров нарубил». (Дача газифицирована и с горячим водоснабжением).
«Ветер дул и у меня ноги озябли. Зима сапоги пробивает».
«Обезьянки младшего возраста».
Увидев в моих руках большие ножницы: «Иди и стриги овечек. А нас с бабушкой не стриги».
«Будем приниматься в душ?»
«Давай под одеялом в прятки играть».
«От сна спать хочется».
«Мы все под горку шли и на нас туман напал внезапно».
«Изюмный калач».
«Девятьдесят» (90).
«Десятьнадцать» (100).
«Я не всегда люблю зиму. Иногда люблю. Иногда нет».
Мне: «Ты что такой кислый? Кислей лимона».
«В пруду рыбы-пруд пруди».
«Норка вылезла из норки и пошла в гости к норке».
У бабушки откололся кусочек зуба. Машин комментарий: «Кушаешь много».
Купили свежий хлеб: «Одну половинку съедим в магазине. Вторую-по дороге. Третью-дома».
Маша, глядя на проблемное яблоко: «А давай спасём это яблоко. Съедим. А червяка ты выплюнешь».
«Для червяка яблоко- и дом, и счастье».
«Давай, кто быстрей яблоко съест: червяк или ты».
На предложение выпить кефиру: «Это-мысль!»
«Когда я была маленькой…».
«У кото новые новости».
«Птица перья развесила».
Руководит утренней зарядкой: «Теперь ходим как нормальные люди».
«Задник» =багажник на велосипеде.
Гуляем в парке: «Я домой не хочу. Давайте подкрепимся чем Бог послал прямо здесь».
Дома тепло: «Я буду играть в носочках и трусочках».
В зоопарке: «Хочешь, тебя пингвинчик поклюёт?»
Бабушке: «Мне не жалко дыни на тебя».
Бабушке: «Ты всё-таки меньше дедушки. У тебя другой килограмм».
«Все дни сидим, разговариваем, а самое главное-то забыли. Руки помыть!»
«Я уже свой столик заняла собой».
«Вот кувшинчик с рыбным молоком».
«Морковные орехи».
«Орешечные пироги».
Спрашивает бабушку и деде: «Я когда вырасту всё равно останусь вашей девочкой?»
«На воле сладкого не ешь! Осы почуют».
«У меня обувь с резьбой».
«Дедушка, зонт приземли!» (зонт в сложенном состоянии у меня на плече во время прогулки).
«Помоги мне носки надеть, а я тебе песенку спою».
Купили раков, чтобы выпустить их в ландшафтное озеро. Один рак хватает меня за палец и висит на руке. Я делаю вид что не могу освободиться от этого «капкана» и нарочито охаю. Маша грозно топает сапожками и кричит: «Отпусти немедленно дедушку!»
Здоровается в зоопарке с овечкой: «Я – Маша, добрая девочка».
Маша «осваивает» новый диван: «Мне- то тепло, то-жарко».
«Друзенчики»- = друзья».
«бабушка на море не поедет. У неё зубы болят».
Катаемся на велосипеде. Маша, объезжает малыша-карапуза в комбинезоне стороной: «Не будем давить малюка. Пусть живёт».
Мне: «Ты- не гусь, и – не лебедь. Ты-неплохой!»
Маша предлагает сделать кормушку для синиц: «Сделаем дырку. Гвоздик туда немножко забьём. Сделаем такой домик и туда сальца положим».
Маша, глядя в окно на жёлтые листья, комментирует: «Утренняя осень».
«Надо иногда и подумать для чего же голова? Не только же кукарекать!».
Интересуется, почему я еду в дождь на велосипедную прогулку. Я говорю что-то об укреплении иммунитета. Маша: «Зубы надо чистить утром и вечером».
Бреюсь. Лицо в пене. Маша: «Надо умыться, а то ты похож на белька».
«Ещё давно мечтала, что летать мне не нужно».
«Снилось, что дельфины животы красили краской».
«Два козочных одеяла».
Бабушке: «Сделай мне, пожалуйста, блин поблинистей!»
«Я могу язык чесать зубами. Вот, слышишь?»


Конец октября. Гуляем в дачном лесу. На вопрос, куда пойдём: «Не могу придумать. У меня мозги замёрзли».
После прогулки гордо информирует: «Я два раза в лужу шлёпнулась. Даже кофта измазалась!»
«Что лягушка - лягается?»
Звоню на домашний телефон бабушке. Трубку берёт Маша. Спрашивает, кто звонит. Я шутливо мяукаю. Маша - бабушке: «Я с котёнком не буду разговаривать» и мне в телефонную трубку: «Всё-всё, пока, целую».
Маша по телефону рассказывает мне о вкусных блинах с абрикосовым вареньем на завтрак: «Я съела много и ещё половинку».
Смотрит на селёдку: «Это что за рыба? Дельфин?»
«У кролика лапы с когтями, как у зайца».
«Вода пробралась под нарукавники» (промокла до локтей).
Кидая в меня мячом: «Давай воевай!»
«Без ухов».
«Бабушка, возьми трубку, хотя он и не просил тебя взять».
«В голове совсем всё запуталось».
Услышав, что я родился в Забайкалье: «А почему же ты русским голосом говоришь?»
Прослушав мой рассказ о космосе и о Луне: «А ты скафандры нам купил?»
«У меня мама, бабушка, дедушка есть. Я –не сирота. У меня даже велосипед есть».
Размешивая масло в каше: «Я кашу размётываю».
«С током шутки плохи, но он- наш друг».
«Ток электричество включает».
«Передвигалка»=переключатель режимов на игрушке.
Уплетая чернику: «Я не объедаюсь, я просто всё съем сейчас».
«Я кефиру напилась. А тебе надо худеть».
Глядя на купленный музыкальный синтезатор; «Пианино! Всю жизнь мечтала!»
На даче в ванне плавает купленный на рынке живой осётр. Маша: «Ну что, осётр, как дела?»
Мне: «У нас деньги есть, ты ведь работаешь. Мы можем билеты в цирк купить».
«А почему курица и цыплята, а не курица и курята?»
Собираясь на прогулку:
«Ради Бога, помогите!»
Прыгая на батуте: «Я прыгаю и руками машу, как птица или стрекоза какая-нибудь».
Пьём новогодний чай с нежным тортом, испечённым бабушкой. Торт-изумительный! Все в восторге. Маша после чаепития: «Ребята, что-то конфет хочется!»
За ужином: «Друзья мои, что-то мне хочется сладенького!»
«Дедушка, ты-невозможный человек! Кислый, как лимон».
Смотрим мультипликационный фильм «Ёжик в тумане». Впечатлённая Маша: «А мы с бабой Валей тоже один раз в тумане застряли».
«Стало завидно от зависти».
Играем в шашки: «Может быть ты мои силы победишь».
Поставив все свои шашки на доску, перед первым ходом: «Мой ход заполнен».
«А ты знаешь, что дождик грибы выращивает?»
Дедушка у меня ещё не умер. Он наполовину ещё живёт на свете».
«Нимало рассказываю кому».
«Я не люблю всякие секреты. Я тебе не говорю, а ты мне всегда говори».
Докладывает, что тщательно пережёвывает пищу за обедом: «Я даже какао сжевала».
Зову народ смотреть новые фотографии. Маша: «Сейчас! Я только на колени к тебе сяду, и приду».
Подарил Маше игрушечного Снеговика. «Это мне!? На всю жизнь!?»
«Северный Ледяной океан».
«Так хорошо рисовала, что красками из альбома даже на скатерть вылезла».
«Милый дедушка, не торопись на работу».
«Соковая выжималка».
Обнаружила на футболке маленькоё пёрышко: «Из меня перья растут. Я что, курочка?»
Просит разбудить в шесть часов утра, мотивируя важным делом: «Ходить к бабушке».
«У мамы какая-то странная работа. В субботу и воскресенье она работает, а в рабочие дни сидит дома. Какая-то странная привычка».
«Мне хохотно».
«Булюканье»=вода для полоскания рта после обеда.
Маша пиходит на первые звуки пылесоса: «У меня уже один глаз и одна ноздря от пыли чешутся».
«Я всю ночь не спала. Мама по телефону с разными людьми на кухне разговаривала».
Бабушка не разрешает взять чернослив перед обедом. Маша: «Дожили! Раньше мы спокойно жили, а теперь никуда!»
Маша портновским сантиметром измеряет шкаф на даче: «Четыре килограмма на шкафе». Подумав, добавляет: «Четыре километра».
Чай при свечах. Поправляю свечку. Маша спрашивает: «А пожара с твоими пальцами не будет?»
Пьём чай с зефиром. Маша: «Съем сухарик, а потом яблоко. Хороший план?»
«Нечем заняться. Сегодня такой ленивый день».
На шапку-ушанку: «Меховое ведро».
Спрашивает меня о возрасте. Услышав, что мне 62 года: Вообще-то, люди так долго не живут».
Увидев толстого кота: «Блинный кот».
«Вот видишь, для чего две ноздри: одна не дышит, а другая в это время дышит».
Мяч в игре прыгает через Машу. Вопрос ко мне: «Что ж ты его в чехарду на мне запускаешь?»
Складывая одежду (гордо): Совсем взрослая. Хоть сейчас отдавай меня в детский сад!»
«Вот представь: я в доме, хорошо ем, сплю. И вдруг ко мне лошадь приходит. Она сколько места займёт?».
«Я-весёлозадумчивая».
«Я у мамы супы вообще не ем. Она мне как-то сделплп невкусную уху».
«Что означает: Надо со всеми обращаться вежливо? Вот что значит: Обращаться вежливо!»
Мне по телефону: «А я поела пловчик. Съела семечек сейчас. И выпила кефир. Две мармеладки заодно. Ещё омлетик прихватила».
«Затушительник»=огнетушитель.
«Милый дедушка, можно я спать не пойду?», Услышав нежелательный ответ: «Ну тогда я тебе – не товарищ!», я хохочу. Маша: «Я не шучу!».
В нашем отделении Сбербанке какая-то акция. Нам подарили леденец на палочке. Маша дома поясняет бабушке: «Его дали люди, которые в сбербанке живут».
Угощает подругу леденцом: «Хочешь-рассасывай. Хочешь-жевай».
«Я от голода и холода умираю, но, когда это будет, потом скажу».
«Дедушка, ты подарил мне эту книгу на веки вечные?».
«Дедушка, я немало раз бывала в ресторанах.».
«Всё смешно по очереди».
«Салатовое платьице».
«Надо выздоравливать! А то, скоро-лето!».
«Кто-то забыл пожар выключить» (в театре Образцова).
«Кит из дырки океан поливает».
Зевая: «Я зевок выпустила».
Большая морковка с зелёным хвостиком в моей руке «здоровается» с Машей: «Ты-сладкая?». Маша отвечает: «Я-несъестная».
Рассматриваем часы на фасаде кукольного театра Сергея Образцова в солнечный майский день перед спектаклем: «У меня просто глаза скисают. Большая стрелка становится, как кисель с ягодами».
«Посидим дома, попоём песни. У нас много дел».
«Это было давно. Тово года назад».

                ЧЕТЫРЕ ГОДА

«Ума не приложу, что же тебе надеть».
«Каша без соли, как лужайка без травы».
Творог на завтрак. Маша: «А он – не прошлогодний?».
Оказывается, я зиму не люблю. Кроме катания на санках и лепления всяких снежных фигур».
«Держите меня, а то я сейчас лопну от смеха».
«У меня ещё ноги не проснулись».
На шатающийся передний молочный зуб: «Красиво качается, как качели».
«Я умею это делать, но у меня не получается».
«Мышь немного похожа на утюг, а утюг-на мышь. Носы одинаковые. Только у мыши на носу шарик».
«Ты мой самый единственный дедушка!».
«Морковь-это заячья любовь».
«Пельмени в сметане выкатались».
«Я об твою ногу стукнулась. А мне голову ничуть не больнее больно».
«Если ты совсем старый будешь, ты будешь ходить с костылём?».
«Дедушка, у нас на кухне голодом пахнет».
«Что за жизнь такая: то ногой стукнулась, то чуть не упала!».
Помидор при укусе брызнул: «Помидорная мойка в квартире».
«Я за тобой как сыр в масле катаюсь».
«Я, когда маленькой была, грызла всё, как саранча. Один раз, даже дедушку за палец чуть не съела».
Грызёт яблоко: «Твёрдые они у тебя. Чуть зубы не потеряла».
«Себя прикуснула!».
«Я никогда в живом виде самолётов не видела».
«У меня бабушка-полу молодая, полу старая. Пожилая такая».
«У меня дома аллергия на лень».
«Лошадки кушают ненужную траву»
«Еда-это не просто энергия, еда-это культура».
«Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто-ты».
«Не могу от мячика оторваться. Это интересное и спортовое занятие».
«Что же теперь, подъёмный кран заводить, чтобы меня утром из койки поднимать?».
«Дедушка, можешь сделать, чтобы сон нестрашный был?».
«Что-то мне сны не очень интересные снились».
«Хорошо у бабушки: и играют со мной, и читают, и лакомствами всякими кормят. Я, прям, как царица».
«Дедушка, угощайся гематогеном безвозмездно».
«Мои милые друзья, давайте помолчим, а то в тишине как-то лучше думается».
Отдали в детсад для общего пользования мехового зайца по имени Желток.
Вечером дома: «Когда вырасту, приду в садик ночью, и все свои игрушки заберу».
«Давай играть в нарядницу».
Играем в шахматы. Маша информирует бабушку: «Иногда, даже я проигрываю».
«Дедушка, не заходи ко мне, а то можешь мысль спугнуть».
«Коровятник»-коровник.
«Откуда паук паутину берёт?».
Послеобеденное время. Маша не хочет, чтобы я уходил в парикмахерскую: «Сейчас парикмахерская не работает, все спят».
Бабушка через меня передаёт по телефону внучке горячий привет. Маша спрашивает: «Где грела?».
«Духовое горло»-дыхательное горло.
Вечером: «Ну, давай делать интеллигентную кроватку для сна».
Услышала, что к праздничному столу налепим пельменей и сварим говяжий язык. Удивлённо спрашивает: «Что, у коровы язык отрезали, чтобы она не могла говорить?».
«Наверное, корова облизывалась, и хозяин в это время отрезал ей язык. Надо приклеить язык корове обратно. Разве тебе не жалко корову без языка?».
«Теплогрейка»-телогрейка.

В конце декабря на даче. Глядя в окно на сосульки: «Одну синицу сосулькой придавило».
Маме по телефону: «Синице сосулькой ногу придавило. Еле-еле сумела улететь».
«Отдыхать буду два дня. Я работала-мыла посуду».
«Не буду гулять -мороза плюс минус».
«Я не метко стреляю. Я даже из пистолета могу попасть туда, куда не надо».
«Сосна нам кору подарила».
«Чай с облаками».
«Я тебе сюрприз маленький там, на кухне сделала. Только ты не пугайся. Ладно?».
«Дедушка, да ты у нас совсем взрослый стал. Взрослее, чем раньше».
По радио звучит песня из мультфильма «Антошка» (стихотворение «Рыжий» Эдуарда Успенского): «А если каждый конопат, где на всех набрать лопат?!». Маша комментирует: «В магазине купить, если деньги имеются».
Уплетает творожник: «Вкус-сложноватый».
«Надо нам цыплят дома завести. Тогда всё само-собой уладится. Куры будут в дом нам сами яйца нести».
«У Деда Мороза борода ватовая».
«Ружьё-меткострел».
«Вкусная музыка» (Щелкунчик П.И.Чайковского).
Если я поеду в этот Древний Рим, возьму палку, и всех рабовладельцев поколочу!».
«Теперь почти всё можно. Нельзя только пальцы в электрическую розетку вставлять, или в огонь прыгать».
«Если ласточка на земле стоит или низко летает, то всё в порядке».
Знаешь, почему лошадь толстая и зелёная? Она травы объелась!».
«Я не хочу вздремновывать».
«Мы дятла просто так заведём, чтобы он у нас мебель лечил».
«Надо будет потом орлятины купить, Чтобы попробовать».
«Я коплю деньги в конверте. Мы немножко побогаче вас».
«Катин кот Финдус-мне не друг, а почти брат».
«Я не хочу эти мышцы есть» (на памелло).
Что уронила: «С этого дня мои руки стали дырявиться».
Маша высовывает хвойную ветку в приоткрытое окно: «Определяем погоду! Ветка – сухая. Значит, дождя нет. Руке холодно. Значит, прохладно. Пахнет колбасой. Значит, кто-то колбасу жарит».
У меня заноза в пальце. Маша комментирует: «Не надо было тебе петь и плясать!».
Мне: «Я лучше тебя знаю, как зарядку утром делать! Я её всю жизнь делаю!».
«Я не замёрзну. У меня закалЕние ходит теперь».
«Я-не больная, а выздоравливающая! А выздоравливающим, сам понимаешь, милый дедушка, разрешается спать очень мало-один раз в день, да и то, ночью».
«Я-чемпион на бегах!».
«А я сгрызла целую моркофелину».
«Будущее – это не сегодня».
«Рассматривает рисунок коровы на лугу: «Она упитана не в коровью меру, а больше».
«Кит выпускает из фонтана пресную воду».
Намереваемся сыграть в шашки. Маша: «Мне бабушка говорилаЮ что дети ходят белыми».
«Я так тебя люблю! Ты такой неособенный!».
«К возрасту мускулы слабеют»,
Мне: «Учись пить беззвучно. Несолидно фыркать!».
После обеда: «У меня голова стала легче туловища».
«Зачем мне облака? Я же рисую ясный день».
«Зелёнка и краснянка»-зелёнка и фукорцин.
«У меня ноги в кроссовках сморщились от жаркости».

               ПЯТЬ ЛЕТ

«Я одну неверную ошибку сделала».
«Если лень придёт, ты ей не доверяй, а то так и будешь с языком высунутым лежать».
Играем в мореплавание. Маша озвучивает роли: «А ты, дедушка, будешь незадосмотрящий».
«Я не столько сплю, сколько сплю».
«У тебя есть два рубля евро?».
По телефону из самолёта: «Нам дали места не у окошка, но есть телевизор и мусорка».
Устала: «Я –почти какая. Даже нет сил зубом пошевелить».
«Это не лужа, это море». (прибой на песчаном берегу).
Видит буйную растительность: «Ну и дикость!».
«Приличные девушки должны хорошо пахнуть».
Лифт не идёт вверх: «Батарейка села».
«Нагексоральник свалился» (верх с распылителем на балончике).
«Надо сказать этим соседям, чтобы не сверлили, а то я уже мозг натёрла. Ведь звук из ушей попадает в мозг?».
Проснулась на даче: «Идёт дождь? Вчерашний?».
«Без скатерти стол лучше, как старинный».
«Как надо сделать из штанов рубашку, чтобы не тратить много денег, если у тебя много штанов? Ты можешь просто прорезать в штанах дырку для головы, и надеть их на себя».
«Людей у пушек зовут пушковые».
«Это не «Малая Квакша» (название озера), а «Малая Крякша».
«Невежливый танец».
«Иногда преиногда не хочется гулять».
«В такую погоду даже ноги из дома высунуть не хочется». (идёт дождь).
«Самолётолодка»-самолёт-амфибия.
«Надо проверить компьютер вирусным искателем».
«Я в мозгу считаю».
Мне: «Ты не очень седой. Ты - серо-седой».
«Купила у одной своей знакомки».
«Собираюсь надевать носки, а тут на меня свитер натягивают».
«Надо переназвать Садовое кольцо в Газовое».
«У тебя есть нежалка простыня, чтобы дырку в ней сделать. Будет костюм привидения».
«Аккуратнее, у меня здесь пуговица почти не отвалилась».
«Приходим мы с мамой с работы..»
«Ели свининину».
На фотографа в театре: «Он-папарацец».
Мне: «Как ты видишь мои мысли?».
«Не упадок сил, а припадок сил».
На прошлогодние лесные орехи: «Орех или гнилой, или червяковый».
«На этом диске металлическом ржавость снизу».
«Я люблю сок клюквы безкожурочный».
«Процедяиваем»=процеживаем.
«Куда же Гулливер всё время пропастится?».
«Я его найду, я же мастер по искалкам».
«Почему говорят «сесть на диету», а не «лечь на диету», или «встать на диету»?
Читали вслух сказку М.Е. Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил». Генералы от забот мужика пришли в порядок-стали «рыхлыми да толстыми». Пришла соседка Валентина Николаевна. Маша ей радостно: «Какая ты у нас рыхлая! Какая ты у нас толстая!».
Мне: «Ты отлично постройнел немного за ночь».
«Кто второй по большишности?» (ударение на первом слоге).
«А бывает не правостороннее и левостороннее движение, а серединное?».
«Подвиг-это сильное событие».
«Нам в детском саду медсестра прививки от баловства делает вот таким шприцем (широко разводит руки), и вот такой иглой!».
Утром приходит на кухню: «Кто здесь официант молока?».
«Перчичный запах».
«Я не хочу тратить нашу экономию».
«Сегодня обещали планетное затмение».
«Я играю в гольф с препятствиями».
«Всё-таки, стихи эти не очень пахнут».
В Турции взяли на десерт кекс с коньячным ароматом. Маша советует мне: «Выпей воды, чтобы не заалкоголится».
«Я люблю кисло-острый вкус».
«У меня язык прогорчился».
«Павлины ночью орали очень сильно».
«У меня учёба самостоятельности».
«Деньга медальная».
«Не зазёвывайся!» (не мешкай).
«Забыстрённый темп».
«Ногти нужны для солидности».
«Мы с дедом Снеговёнка лепили!».
Самолётный полёт».
«Благоуважаемый дедушка».
«Эту черепаху я лепила в детстве».
«Сейчас у меня взрослое детство. Даже, среднее».
«Юношеское детство продолжится пока я не обумею и не вырасту окончательно».
Маша, будучи у меня в гостях, отказывается взять домой понравившийся ей свежеиспечённый пирог: «Папа завтра приедет и съест».
«Когда же мы выйдем из этого комарового места?» (из леса).
Я не замечаю никаких комаров. Маша резонно замечает: «Естественно! Я же- самая сладкая!».
Смотрели развод конного президентского полка на Успенской площади Московского Кремля. Погода -ясная, солнечная. Предлагаю зайти в Алмазный фонд.  Маша: «Нет! Что я, алмазов не видела?».
«Я впервые заметила, что, когда ты снимаешь очки, то у тебя глаза добрые, как у слона!».

               


Рецензии