Не стреляйте в пианиста

Как-то нашел я на книжной полке любопытный экземпляр издания 1972 года. Книга о заговоре ЦРУ против Кубы. Был ли такой? Все советские люди, как и все прогрессивное человечество, в годы, когда книга вышла из печати, не сомневались, что заговор имел место. И я до сих пор, исходя из обычной логики думаю, что ЦРУ что-то предпринимало против Кубы.  Но дело не в ЦРУ, а в книге. (К сожалению, я забыл ее название, помню только, что автор член компартии Колумбии.) Дело в том, какой язык в книге, какие обороты, какой лексикон.

Специалисты в области пропаганды знают, что для успех на  двадцать процентов зависит от фактов, а на восемьдесят от манеры их подавать. Пропаганда как блюдо.  Перед поваром, например, мясо, овощи специи. Только один повар из этого же самого набора изготовит так, что объедение, а другой, что есть невозможно. И если факты еще подавать не полностью, кое-что утаивать, а кое-что выпячивать, помимо фактов добавить специй, тогда все козыри у пропаганды в руках. 

Так вот и была написана та самая книга колумбийского коммуниста. Бесконечные проклятия и плевки в адрес Запада.

 Примерно в это же время мне попалась в руки другая книга.  Это было прекрасное издание мыслей Саддама Хусейна. Переведено на русский язык, для русского читателя, напечатано в те годы, когда Саддам Хусейн был в числе первых и верных друзей Советского Союза. Редколлегия из серьезных людей. Тогда СССР гордо держал флаг борьбы с проклятым сионизмом. Конечно, те кто дал указание переводить и печатать эту книгу. знали, что собой представляет Саддам Хуссейн и как он правит собственным народом. Когда мне книга попалась на глаза, Саддама Хуссейна давно повесили. Книга осталась как памятник истории. Я книгу прочитал из любопытства.  Содержание – избитые и истины. И многие истины спорны. Видно было: есть мысли, святые для восточного человека, и неприемлемые для человека с западным образом мышления. издателям следовало учитывать, что население СССР в большинстве своем люди с западным образом мышления.  Большей частью книга была полна банальностями на уровне – «уходя, гасите свет, сила все в кефире»

И еще третье литературное воспоминание.  Наш президент как-то с трибуны произнес, что Киплинг великий писатель. А кто против? Но задолго до Пектина, во времена СССР, нам часто говорили, что слова Киплинга «Запад есть Запад, Восток есть Восток. И вместе им не сойтись» - это манифест оголтелого империалиста, и как бы даже ни расиста.

 И еще одно воспоминание о книгах в нашей жизни. Леонид Ильич Брежнев написал книгу «Малая земля». Я прочитал ее из любопытства.  Книга как книга. Но ее кинулись изучать. Да еще как! Всенародно!

Так ультрарелигиозные мусульмане изучают Коран, а ультрарелигиозные евреи - Тору. Но это религиозные. А вот мы на советском предприятии на каждой еженедельной политинформации утром перед работой всем атеистическим коллективом полчаса изучали «Малую землю». И понятно почему. Знаменитые литературоведы, лауреаты объявили шедевром, какого не было со времен «Слова о полку Игореве». «Куда там Достоевскому с записками известными.»  Потом приступили к изучению «Целины». А потом Брежнев умер. И чтения прекратились.

А что тут удивительного, что изучали. Ведь изучал народ постановления ЦК, материалы съездов. Причем не религиозный народ. В любом советском вузе были предметы: История партии, научный коммунизм.  И хочешь получить диплом – изучай, конспектируй Ленина. А когда-то конспектировали Сталина.

К чему ты ведешь, спросит читатель?  К тому, что, если кому-то покажутся некоторые изречения Владимира Владимировича уж очень отдающими советским нафталином, не удивляйтесь. ОН ЧИТАЛ ТЕ ЖЕ САМЫЕ КНИГИ, что читали мы все. Как писал Сергей Михалков, «Вот книжки выстроились в ряд. Он в детстве их читал. над ними много лет назад он думал и мечтал». А Ахматова заметила насчет себя «Я была тогда с моим народом. Там, где мой народ, к несчастью, был.» Но почему это не касается Путина? Он ведь не с Марса прилетел.  А Путин, как выпускник юридического факультета университета и школы КГБ, был не среди гущи народа, а на передовой идеологического фронта. Так чего вы хотите? Мы все эти книги читали. «Про коварный зарубеж» И судя по всенародной поддержке, всенародному доверию, которую на последних выборах оказал президенту народ, и народ находится под воздействием той же литературной классики, что и его избранник.
 
Поэтому, если кому-то все-таки что-то вдруг покажется перехлестывающим в речах президента, вспомните объявление в салунах дикого Запада, «Не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет». Очень многие таперы в салунах играли по слуху.


Рецензии