12. 02. 2024. Про хиты

 

Лето, каникулы, взрослым пора на огород, детям - на речку купаться.

А тут экзамены. Вступительные. В музыкальную школу.

Как я дожила до того момента, не угорев от нетерпения, сложно сказать. Свои хиты — про гусей и несчастную березу в поле к тому времени я уже заиграла в усмерть, расшатав игрушечный рояль в щепки. Мне хотелось большего, я чувствовала, что там, за гранями одной игрушечной октавы есть еще куда .

И вот он, возраст, с которого берут в настоящую музыкальную школу, только надо сдать экзамены.

Первые в моей жизни. Поэтому волнение есть, но не так уж чтоб очень сильно. Не понятно ж, что там такого страшного может произойти. Может, и ничего?

Главное, что дома очень примерно объяснили: там будет проверка на ритм и проверка на слух. То есть надо отхлопать в ладоши то, что отхлопают тебе, а потом повторить мелодию, которую тебе напоют. И венец испытаний — спеть песню. Любую, на твой выбор.

Тесты на ритм и слух вообще казались слегка стремными : весь детский сад хлопали в ладоши все подряд: и бессистемно, и по предлагаемому рисунку. Тоже мне, премудрость.

Повторить то, что пропели тебе — примерно из той же серии. Ну... мало ли чудных заданий уже видели, даже в 7 лет это не удивляло.

А вот выбрать песню- это же целое событие. Из огромного числа всего того, что есть — все, что хочешь! Одних пластинок стопка полметра высотой!

Я носилась по дому, отягощенная выбором, вся в тяжелых раздумьях.

В 7 лет. Меня занимала мысль, что песню нужно было выбрать так, чтобы

1 она мне нравилась

2 я ее могла спеть в принципе

3 она не потерялась бы, когда я ее спою без музыки/аккомпанемента

4 я ее смогла выучить и не забыть от волнения

5 я и песня как-то гармонизировали бы друг с другом. Ну, то есть чтобы я смотрелась выигрышно с ней, а она не курьезно — со мной.

В 7 лет. Я всерьез это обдумывала, ага. Страна, плачь, ты, видимо, закопала успешного продюсера, когда позволила поступить мне в мединститут. Аминь.

 

Ответственной за подготовку к экзамену назначалась я. Надо у мамы, конечно, уточнить, но я правда не помню, чтобы кто-то уделял этому хоть какое -то дополнительное внимание со стороны взрослых. Единственное, в чем поучаствовали родители — это выслушали в один из прекрасных летних вечеров вердикт - что конкретно я буду петь. Повернули голову в мою сторону, выслушали название песни, согласно кивнули. И продолжили ужин.

В результате долгих выборов, классика была откинута сразу — не хватало симфонического оркестра.

Высоцкий нравился невозможно, за его песню про Жирафа я была готова свой игрушечный рояль заложить, но до его тембра мне еще курить и пить лет 30.

Очень брали за душу романсы, особенно русские городские, но что-то подсказывало мне, что бант на башке не гармонирует с драматическими переживаниями нежных барышень в гипотетических кружевных платьях. Да и с кружевными платьями в гардеробе не сложилось.

Детские песенки были отклонены по причине их явной детскости.

Советские — по причине их явной пафосности.

Выбор, при всем его богатстве оказался не таким уж легким. Круг сужался. День Э приближался.

Помог случайно включенный телевизор. Песня про Крылатые качели, вылетевшая из фильма про Электроника, запала в мозг мелодией, от которой не отвязаться.

Фильм закончился, а песня все не вылетала из внутреннего пространства, билась там, как птица, крыльями о стены, пелась вновь и вновь. С удовольствием пелась, кстати. До тех пор, пока не начала воспроизводиться на автомате.

И я вдруг поняла, что решение нашлось само - качели я любила, мелодия меня окрыляла, слова я запомнила почти сразу. Испорченная пластинка меня не бесила, она меня спасла.

Слегка смущал меня мой же диапазон. Голосистой я никогда не была, до верхних нот дотягивала через раз. Но песню все-таки оставила, решив, что нужно просто подгадать к экзамену тот раз, в которой попаду во все нужные верхушки.

 

На экзамене нас было человек 7. Все так или иначе, друзья-знакомые : поселок маленький, школа одна, возраст один, учимся или вместе или параллельно. Что характерно, никто друг с другом не делился подготовленными песнями, у всех друг от друга страшные секреты.

 

Лето, каникулы, судный день.

То, что для нас неизвестное и страшное, для преподавателей - рутинная работа. Скорей бы закончилось, дома борщ несваренный. Но немножко интересно, каких детей на этот раз принесло, нам же потом с ними лет 5-7, как с родными. А в целом все , как всегда.

Вошел первый. Отхлопал ритм, повторил простую мелодию.

-Какую песню ты нам споешь?

-Крылатые качели! - гордо объявляет ребенок и начинает петь.

Заходит второй. Отхлопал свое, повторил мелодию.

    Ну, что за песню ты нам приготовил?

    Крылатые качели! - и начинает петь.

    На третьих Крылатых качелях экзаменаторы начали тихонько хихикать, на четвертых — сползать под стол.

Когда огласили результаты, оказалось, что все мы в тайне друг от друга пели одну и ту же песню, будто других не существовало.

В течение экзамена у комиссии зародилось подозрение, что дети над ними издеваются и договорились между собой. Дети яростно отрицали этот факт. Все настаивали на собственном выборе и сокрытии этого выбора до последнего.

Еще одна версия, пришедшая на ум второй, заключалась в том, что не очень продвинутые детки не знают других песен, кроме как услышанных в популярном кино. Но, к их удивлению в качестве бонуса мы с легкостью демонстрировали репертуар, местами расширенный в совершенно неожиданные стороны, от классической оперы до полузапретных песен.

Последним экзаменующимся оценку ставили уже просто за то, что дождался своего времени и не перегорел, потому что остановить хихиканье уже было невозможно, а обижать смехом детей во время вступительных экзаменов, конечно, нехорошо.

 

Истоки популярности той песни ни комиссии, ни даже нам были не понятны. И уж тем более мы не копались в глубинном содержании и не анализировали скрытые смыслы.

 

Текст тот я знала всегда. Помню до сих пор наизусть.

 

А сейчас послушала с пристрастием еще раз, пока искала ролик к этому опусу. Потому что захотелось саму песенку, а не немую картинку.

Послушала и взглянула уже под другим углом на добровольный выбор обычными детьми этой песни, как своей визитной карточки.

 

Может, потому, что слова и смыслы были нам (как там- интуитивно?) понятны и гармонично уживались с нашим мировоззрением и воспитанием на тот момент. Взрослое, серьезное, очень доброе и порядочное содержание в детской, казалось бы песне.

Чистое, честное и серьезное. Хоть и детское.

 

 

Приняты, по-моему, тогда были все. И отучились до конца тоже все.

Не ведая преград.


Рецензии