Формула Руси 17 20. Три главных до

       «Музей «Новый Иерусалим» представил в 2023-24 годах выставку
«Формула Руси 17/20. Образ допетровской России в искусстве Серебряного века».
      
   В отечественной истории есть три главных «до»:
домонгольская, допетровская, дореволюционная Россия.
Все они обозначают некое кажущееся безоблачным время,
 которое завершилось крушением всего мироустройства.
Но всегда расцветала Россия.

    Однако, если домонгольская Русь столь далека, что представляется неким прекрасным мифом, подобным мифу о беломраморной греческой античности, то два других отрезка более близки и осязаемы.
И хотя оба они охватывают несколько столетий, то при произнесении слов «допетровская Русь» и «дореволюционная Россия» в  первую очередь представляются их завершающие периоды: яркий и драматичный XVII век и легендарная эпоха «около 1913 года», называемая Серебряным веком.
   Бунташный XVII век, время смут и реформ, брожения умов и поиска своего пути, завершившийся сломом всей древнерусской цивилизации в  Петровскую эпоху, оказался созвучен «эпохе войн и революций»: как политических, так и художественных, на которую пришёлся Серебряный век, закончившийся роковым 1917 годом.  Хронодлогические рамки  Серебряного века расширяют иногда до начала 1930-х годов.
   В этот период ИСКУССТВО XVII ВЕКА СТАЛО ОДНОЙ ИЗ СВЯЗУЮЩИХ НИТЕЙ, точек опоры и ИСТОЧНИКОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ, связавших политически и идеологически разделённое общество.
   Именно на рубеже XIX – XX веков, в эпоху модерна, в России с новой силой вспыхнуло увлечение искусством XVI – XVII веков, зародившееся ещё в начале XIX века. Последнее столетие Допетровской Руси начало восприниматься как квинэссенция подлинно национального уха, далёкий и сказочный Золотой век или потерянный рай.
 Андрей Рябушкин, Сергей Иванов и Аполлинарий Васнецов соединили глубокое знание исторических реалий с эстетским подходом к их изображению. Яркий визуальный образ ставился выше психологизма и драматизма, что были перостепенны для их предшественников реалистов…
   Самобытность и противоречивость визуальной культуры XVII века: пестрота, яркость и смелость работы с цветом и формой импонировали экспериментаторам от искусства.
    В работах художников Серебряного века, интерпретировавших наследство Допетровской Руси, видится не просто исторический интерес, но и попытка через обращение  к XVII веку понять вневременные константы русской жизни и национального понимания красоты, самобытный и прекрасный последний век допетровской России.


Рецензии