Правда и мифы успешного бизнеса

Добрый день, уважаемые коллеги! Прежде всего, я хочу пояснить, почему меня заинтересовала именно эта тема. Так сложилась жизнь, что я имею «за плечами» опыт 26-летней работы руководителя крупных торговых сетей, а также, помимо многочисленного психологического образования, диплом РАНХиГС (Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации). А с 2020 г. я полностью перешла в частную практику. То есть, все то, о чем я сегодня скажу, взято не из каких-либо учебников, а пройдено на собственном опыте.
Так же хочется сказать, что я с удовольствием часть своего времени отдаю Добровольчеству и «по долгу этой службы», время от времени посещаю некие обучающие программы, в числе которых случаются и бизнес-тренинги. В связи с этим разберем несколько моментов.
Итак, МИФ ПЕРВЫЙ (из бизнес-тренинга для молодых предпринимателей): «Успешным может считаться только тот бизнес, который приносит многие миллионы (миллиарды).
- И, кстати, пока я туту с вами говорю, - презрительно обращаясь к аудитории тренер щелкает по телефону, - я уже заработал 800 000»

Слушатели в зале – молодые ребята, студенты, те, кто возможно только задумывается о бизнесе, либо делает в нем первые шаги… Хочу обмолвиться, чтобы сразу снять возможные вопросы – я очень люблю деньги. И совсем не против миллионов. Но…
В моем понимании успешным, может считаться тот бизнес, который приносит удовольствие, в первую очередь.
Сколько он принесёт вам денег – это зависит от вашей мотивации в первую очередь и от способностей и желания во вторую.
Давайте разбираться с мотивацией:
- Спросите себя: «Зачем мне это все нужно? Что я хочу получить и чего добиться?». Потому что первое, с чего нам нудно начать – это постановка цели. Это очень похоже на то, как мы, психологи выясняем запрос, с которым к нам пришел клиент, но имеет свои некоторые особенности. Для постановки цели существует методика «SMART» Питера Друкера.
Постановка целей по «SMART»
Specific (Конкретность)
Measurable (Измеримость)
Attainable (Достижимость)
Relevant (Уместность)
Time-bound (Ограниченность во времени).
Но поскольку у нас в стране сейчас активно развивается импортозамещение, психологи-тренеры также не остались в стороне и вот Вадим Котельников, тренер, основатель тренингового центра, подошел к этому с чувством юмора и разработал «альтернативный вариант», более легкий для запоминания россиянам.
Принцип ВОДКИ
В – Воодушевлять;
О-  быть ОДНОЗНАЧНО читаема и понимаема;
Д – быть ДОСТИЖИМА;
К-  быть КОНКРЕТНА;
И – быть ИЗМЕРИМА.

Интересна буква В – цель должна воодушевлять, и она стоит на первом месте(!), возвращаясь к вышесказанному, о том, что бизнес должен приносить удовольствие.
Итак, цель поставлена, начинаем работать. И мы здесь коснемся как раз такого важного момента, как деньги!
Все-таки как получить и сколько же нужно?
В моем понимании нижняя планка доходов – это когда вы окупаете свои затраты-расходы (аренда помещения, коммуналка, з/п сотрудникам, если таковые есть, закупка каких-то материалов и т.д.) и у вас при этом остается некий минимум «на жизнь». Сумму этого минимума каждый определяет для себя сам, так как наши потребности, привычки, ценовой диапазон по регионам и прочие факторы различны. 
Верхняя планка доходов – не ограничена. Точнее ограничиваем мы исключительно сами себя, но это уже тема другого доклада.
Двигаемся дальше. Любому бизнесу нужен учет. Я здесь не про бухгалтерские документы, и не про уплату налогов. Я про KPI.
KPI – это английская аббревиатура от “key performance indicators”, по-русски именуется как кпэ – ключевые показатели (иногда – параметры)
В зависимости от этих показателей мы можем понять «все ли в порядке с нашим бизнесом и как его можно лечить». Показателей много, приведу минимальный пример. (Цифры, произвольные, для наглядности взяты небольшие)

 
Это самый минимальный отчет, из которого мы можем увидеть свои доходы, расходы, доходы из разных источников, если таковые есть. Проанализировать доходы от года к году. Определить месяцы (периоды) наибольшей и наименьшей активности и т.д.
Зачем это нужно? Если мы видим, что доходы падают, нужно вовремя «бить тревогу» и принимать меры.
Что мы можем выяснить? По смотреть конкурентов, предлагаемые услуги, ценовой уровень по региону, проходящие городские, региональные, федеральные мероприятия и т.д. Подробно я рассказываю об этом на своих мастер-классах.

Далее МИФ ВТОРОЙ: (Из разговоров с бизнес-тренерами, предпринимателями и другими не посвященными в мои планы лицами): «Почему ты не расширяешься? Тебе нужно открывать психологический центр. Не бойся ты справишься, бизнес должен расти!»

Кому и чего «должен мой бизнес» это конечно сложный вопрос, но я не про это. Правда ли, что для того, чтобы бизнес был успешным его постоянно нужно расширять?
Возвращаемся наверх (по тексту) – вопрос мотивации «Чего я хочу?».
Много лет отработав руководителем, я точно ничего не боюсь, в том числе расширения, создания психологического центра и т.д. Но вопрос в другом: «А оно мне надо?». Нужно понимать, что расширяясь я буду вынуждена нанимать персонал, обучать, ставить цели, следить за их работой, контролировать… то есть, я вернусь к тому, от чего так успешно ушла в 2020 году – стану руководителем. В ситуации со мной метафорой вспоминается диалог из к/ф «Москва слезам не верит»:
«- Жора, а почему вы не идете дальше учиться, из вас мог бы выйти прекрасный руководитель?
- А ты Сашенька, думаешь, что все должны быть руководителями?
- Я думаю не все должны, но все хотят…»
На самом деле – хотят далеко не все, а самое главное, не все могут и не всем это нужно, по разным причинам.
Масштабирование своего проекта, бизнеса – действительно увеличивает прибыль, как правило. Важно только помнить, что и работать вам придется больше на столько, насколько вырастет масштаб вашего бизнеса. Даже наняв персонал и делегировав все полномочия «специально обученным людям», вам все равно необходимо будет осуществлять постоянный контроль во-первых за деятельностью этих людей, потому что помимо себя, вы теперь отвечаете и за них. А во-вторых, потому что это ваше «детище», которое вы заботливо взрастили и только вы сами понимаете до конца, каким оно должно быть в итоге. Ну, а если вдруг еще не понимаете, то до масштабирования еще не пришло время.
По этому, я считаю, что не каждому психологу нужно открывать свой Психологический центр, но абсолютно каждый психолог может открыть свой психологический кабинет.
Поэтому итог – если у вас есть возможности, способности, а главное желание расширяться, масштабируйте свой бизнес обязательно, но если нет, то же ничего страшного. Можно работать в личном кабинете получать хороший доход и приносить пользу людям.

МИФ ТРЕТИЙ (Из регулярно задаваемых вопросов коллег и участников моих тренингов) «Если назначить высокую оплату клиенты никогда не придут, или их будет мало»

Итак, сколько же денег нужно брать за свою работу? Ответить на этот вопрос однозначно, назвав конкретную цифру нельзя. Но можно выбрать некий алгоритм расчета.
Все зависит во-первых от покупательской способности клиентов вашего региона, среднего ценника на услуги по региону (они могут отличаться в разных концах страны). Вашего уровня образования, компетенций, востребованности на рынке, стажа работы, вашей известности и многих других факторов, например таких как некая «здоровая наглость».
Я сама периодически мониторю ценники не только на психологические услуги своего региона, но и на прочие другие услуги, потому что, ну не может моя консультация стоить дешевле сеанса мастера маникюра, например.
Теперь посмотрим на ситуацию с другой стороны: Что лучше - 10 клиентов по 5000 руб. или 20 клиентов по 2500? Конечно каждый решает сам, но говоря о бизнесе мы видим, что выручка в данном случае одинаковая, а трудозатраты увеличиваются вдвое, в т.ч. усталость и как следствие профвыгорание.
Конечно, если вы начинающий специалист можно начинать с небольших сумм, предупреждая клиента, что вы новичок, поднимая сумму выше, пропорционально вашему профессиональному росту.
А вот если люди к вам не приходят даже при ваших скромных запросах, вероятно вы допустили ошибку где-то еще и нужно проанализировать проблему, и исправить ситуацию. Все практически то же самое, что мы делаем с клиентом, когда разбираемся в его проблеме. Только в данном случае – наш клиент, это наш бизнес.

МИФ ЧЕТВЕРТЫЙ (Из многочисленных бесед с коллегами, решившими в конце концов посетить мои тренинги) «Меня и так все знают в моем городе, регионе, районе, организации… мне соцсети не нужны и терять время на такую глупость я не собираюсь»!

Не знаю к счастью или нет (решите для себя сами), но мы живем в век информационных сетей. И наша убежденность в том, что о нас знают все и так – ошибочное заблуждение.
К тому же грамотное ведение соцсетей приведет к нам дополнительных клиентов и расширит нашу деятельность с помощью онлайн консультаций до неограниченного ничем количества. Станьте видимыми! Пусть люди узнают о ваших возможностях, образовании, опыте работы. Не умеете – учитесь! Возраст значения не имеет, главное не бояться и начать, а дальше количество обязательно перетечет в качество.
Так же соцсети – это порой один из бесплатных или практически бесплатных способов рекламы.
Но соцсети – это только одна из сторон вопроса. Вас должны узнавать. Выступайте на конференциях, пишите статьи в газеты, участвуйте в городских, областных, федеральных… мероприятиях. Занимайтесь Добровольчеством!

Из вышесказанного вытекает МИФ ПЯТЫЙ (Из вопросов друзей, некоторых коллег, отдельных родственников и др.): «Зачем тебе это волонтерство, это же не приносит денег, твой труд обесценивают, займись «нормальным» делом, тебе что, платной работы мало? ...»

Давайте разбираться с этим мифом.
Да, верно, Добровольчество не приносит денег, но тогда зачем? А затем, что это самый быстрый «социальный лифт», по которому можно подняться для достижения своих целей. Добровольчеством заниматься модно, добровольчеством заниматься почетно.
Это, к тому же, бесплатная реклама вашей деятельности, прямое взаимодействие с госорганами, наработка практики (пока вы еще только начали набирать клиентов), и, наконец, получение всякого рода Благодарностей, вплоть до Государственных наград со всеми вытекающими из этого привилегиями.
Кто-то может упрекнуть меня в цинизме, но на самом деле это не так. Ибо моя работа на Добровольческой основе ничуть не хуже той, за которые я получаю оплату. И личные цели при этом не важны, к тому же, надо добавить, что мне это приносит моральное удовлетворение.
Так же не могу не сказать о том, что являюсь Амбассадором Премии Мывместе. Основной целью которой являются признание и поддержка лидеров общественно значимых инициатив, направленных на помощь людям и улучшение качества жизни в России и мире. Премия имеет два Трека: Национальная и Международная.  В национальный трек Премии могут подать заявку все граждане Российской Федерации и жители новых регионов, даже если еще не успели получить паспорт гражданина РФ.
И это так же замечательная возможность продвинуться и стать не просто узнаваемым, но и найти единомышленников, партнеров, возможных инвесторов, которых возможно заинтересует ваш проект.
Ведь отличительной особенностью Премии является поддержка Президента. Международная Премия #МЫВМЕСТЕ создана по поручению Президента России, который традиционно вручает награду 5 декабря, в День Добровольца.
Я, как Амбассадор Премии так же провожу подробнейшие мастер-классы, помогаю составить правильно заявку, и собственно говоря объясняю, рассказываю, показываю на конкретных примерах – как это работает и зачем это нужно.

Итак, мы очень коротко разобрали с вами ПЯТЬ МИФОВ об «Успешном бизнесе», на самом деле их гораздо больше. Но это требует уже более подробного обучения, которое я провожу и приглашаю вас задавать свои вопросы и присоединяться к моим мастер-классам.


Рецензии