После дефолта
— Да…
— Ну тогда бери вон ту телегу с инструментами и поехали.
— Куда?
— Топай за нами, гильотину будем чинить (это станок для резки листового металла)
И я потопал…
Кто помнит 1998 год, а точнее 17 августа, когда доллар прыгнул с шести до тридцати рублей за штуку. Ну что тут скажешь? Конечно, цены на всё взлетели, а зарплаты остались прежние. В ту пору люди поделились на две категории: на тех, у кого были баксы, они возрадовались и побежали их тратить и на тех у кого их не было, они оказались в глубокой заднице. Я попал в третью категорию, это когда вместо долларов есть долги в долларах, которые выросли соответственно в пять раз, и квартиру снимал за доллары и конечно попал под сокращение, как неквалифицированный сотрудник… Короче говоря, я очень завидовал второй категории. У меня тогда была машина, которой хватило на два года бомбёжки по Москве. Все эти два года я надеялся на то, что экономика скоро восстановится и я найду хорошую работу, но становилось только хуже. Кризис затянулся. Закончилось всё тем, что я оказался в Подмосковье, в недостроенном доме без электричества и водопровода, где каждый день приходилось добывать в лесу дрова, а рацион состоял из гречки с чаем, точнее вместо чая кипячённая веточка облепихи с ягодками… А по праздникам к гречке прилагалась тушёнка. После двух месяцев такой жизни я пришёл к такому выводу - раз не получается изменить финансовое положение, надо изменить хотя бы декорации. Я продал машину и поехал в Питер. Денег хватило на билет и на первое время. Свой двадцать второй день рождения я встретил в поезде. Всю дорогу глядел в окно, и думал о том, что сегодня ночью я точно не замёрзну… Уснуть не удалось. С тех пор я не справлял свой день рождения очень долго. Не то, что неприятный осадок, просто понял, что жизнь должна быть такой, чтобы каждый день радовал. А лет через пятнадцать я понял, что некоторым из нас нужно пройти определённый путь, чтобы начать радоваться мелочам и я его прошёл, теперь радуюсь, как в дурдоме. Но это теперь, а тогда…
И вот, в 6:30 утра моя нога ступила на землю Питерскую. Разговор с таксистом:
— Караваевская 38.
— Поехали.
— Чё по деньгам?
— Двести.
— Сто.
— Ох Москва бля, запрыгивай…
Запрыгнул, едем.
— А мосты уже свели?
— Тебя какой-то конкретный мост интересует?
— Да так…
— Какие мосты, охуел?
— А чё?
— Зима, чё…
— Ааа…
— Ну даёшь Москва…
В общем я доставил удовольствие питерскому таксисту, своей московской тупостью.
Старшего брата (Виктора Сухорукова) в Питере у меня не было, по этому я устроился на завод. Отметить надобно, на этом заводе не последний пост занимал друг моей семьи, который помог мне с квартирой на первое время и устроил на должность, которая гордо именовалась ученик слесаря наладчика металлопрокатного цеха.
Да… Девяностые закончились…
18.01.2001г. 07:30, тащу за собой тележку с инструментами, топаю за двумя слесарями наладчиками шестого разряда, хочу спать. Слесарям было по 56 лет, это были крепкие, красивые Мужчины. Они были уж очень интеллигентного вида, обращались друг к другу на вы, проработав вместе хрен знает сколько лет. Андрей Вячеславович и Владимир Филоретович. Я помню, как им не давал покоя тот факт, что я приехал работать на умирающий завод в Питер из Москвы…
— А что в этом удивительного?
— Но ведь в Москве все деньги…
— Да что выговорите!!! Прелесть какая!
Нв секунду мне показалось, что в этом разговоре я умный таксист…
— А что? Все это знают.
— Ладно, открою вам секрет.
Слесаря придвинулись.
— Там деньги на улице не раздают — говорю — а если бы раздавали, то только москвичам.
— А ты что, не москвич?
— Нет.
— Но приехал из Москвы.
— Ну там не только москвичи живут…
— А ты откуда?
— Из Ташкента.
— А что ты там делал?
— Я там родился.
И тут вопрос, просто классика.
— Папка военный?
Боже мой! Сколько раз мне его задавали…
У меня есть свой хит-парад вопросов: первый вы уже знаете, далее по очереди: Почему ты русский? Почему ты говоришь на русском? А тебе у нас нравится? А ты плов любишь? А ты верблюда видел? Скажешь что ни будь на узбекском? Тебе водку можно?
Я не самый экзотичный персонаж. Подумаешь, русский из Узбекистана, таких полно. А каково грекам, корейцам или ассирийцам? Представьте себе, какие вопросы задают фестивальным детям, у них наверно в визитках добавлен пункт с готовыми ответами на популярные вопросы… Ну, это отдельная тема.
— Нет — говорю — не военный, по матери я там в четвёртом поколении, а по отцу во втором.
Во время разговора мы работаем, чиним станок, в частности я подаю ключи и выполняю не большие, но очень ответственные поручения, типа, вот здесь подержи…
— И что вы все там делали?
— Ну, как сказать, кто-то колонизировал Туркестан, кто-то бил басмачей, кто-то свалил подальше от революции, а кто-то — от войны.
— А как в Москве оказался?
— Национальный вопрос…
— Понятно. А что в Москве, родственники?
— Нет, просто мы подумали, что там все деньги, ну вы понимаете…
— Да, да, конечно.
Небольшое отступление не по теме:
Пока я тут печатаю, подходит жена и говорит: — Слушай, когда у тебя будет перерыв, сходи туда-то и приклей чего-то, а то оно там отклеилось… И я такой — ага, не забыть бы — и лицом стараюсь, изображая заинтересованность.
— Ну а вы Питерские?
— Нет. — говорит Владимир Филоретович я из Белоруссии, а Андрей Вячеславович с Украины.
— А вы здесь как оказались? — поддерживаю разговор.
— В Москве лимит, а в Ленинграде зацепиться было попроще.
Тут к ним подходит парень (как потом оказалось он из заводского КБ) здоровается и просит их посмотреть на чертёж. Они развернули его фолиант, глазками пробежались и говорят — так, вот тут не закроется, задевать будет, зазор увеличить надо, температурные воздействия не учёл… Вот, ещё, глянь сюда, болты М6, а надо хотя бы М8, нагрузка плавающая, понял, а вот тут фасочку бы снять на 0,2, а так, вроде порядок.
Парень их поблагодарил, сунул кому-то из них какую-то купюру и исчез.
— А ты знаешь Серёжа, что бы с ним было при коммунизме за такой чертёж?
— На сколько я понял, его и сейчас не похвалят. Он же приходил за консультацией?
— Ну да, а знаешь по чему?
— Видимо у вас опыт
— Нет.
— Раньше слесаря были квалифицированней нынешних конструкторов?
— От части.
— Сдаюсь.
— Всё дело в том, что у нас обоих Высшее образование, Ленинградский Политехнический!!!
— А че вы, боюсь спросить, слесаря?
— В шестидесятых было столько инженеров с дипломами, что их некуда было девать, так в слесаря и попали, общагу дают и ладно, лишь бы остаться в Питере. Москва слезам не верит - смотрел? Парадокс нашего времени: людей с дипломами наплодили много, а вакантных мест нет…
— А сейчас наоборот, без высшего образования никуда. До смешного доходит, в крупную компанию сотовой связи, меня не взяли на должность водителя, из-за отсутствия диплома.
— А это парадокс вашего времени.
— Это просто идиотизм.
Развивать не стали. Помолчали…
— К стати, чего он там начертил?
— Дверь.
— Да ну, а я только про болты понял.
Андрей Вячеславович кидает мне болт:
— Это какой?
— М6, ключ на 10.
— Ты смотри… Это третий разряд. Ты в курсе, что я могу тебе присвоить разряд?
— Это по тому что у вас диплом?
— Старшие слесаря имеют право повышать разряд.
— А на кой он мне?
— Зарплату поднимут.
— А можно мне сразу шестой?
— Разбежался….
— А чё, этот, хрен с фолиантом пузырь не поставил?
— А мы не пьём и не курим.
— Вы рушите мои стереотипы о рабочем классе…
— Взрослей Серёжа.
На следующий день мы собрали гильотину, настроили и остаток дня я её красил, это тоже входило в мои обязанности. Было интересно. Это была пятница, короткий день, а впереди вечер, в музеи уже не пускают, знакомых нет зато было не много денег, которые за выходные закончились. Да, ещё меня обворовали, залезли через окно…
В понедельник, в обеденный перерыв я решил кредитонуться у своего благодетеля.
— Сколько тебе надо?
— Пять тысяч я думаю до зарплаты растяну.
— В Эрмитаже был?
— А то как же? И в Исаакиевском.
— Ну как?
— Восторг…
— Что ещё делал?
— Да так…
— У тебя всё в порядке?
— У меня вчера хату обнесли.
— Деньги украли?
— Нет, с Деньгами я сам разобрался.
— А что взяли?
— Галстук и две книжки стихов.
— Ну хули ты хотел, культурная столица…
— Ага.
— Работа нравится?
— Да ни чё так…
— Ну бывай…
После работы, сидя в трамвае, я рассчитал свой бюджет на месяц и оказалось, что, если его придерживаться, то можно даже позволять себе иногда излишества. Еду, смотрю в окошко и думаю о том, что мне, наверное понадобится время, чтобы привыкнуть к стабильности. Сначала приведу голову в порядок, а потом можно и планы строить. А жизнь то налаживается!!! Так мне тогда казалось…
Свидетельство о публикации №224040701278