Благая весть человечеству

(Из сборника эссе «Мой календарь знаменательных дат»)



                «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1:38).



Один из главных праздников христианства - Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы празднуется 7 апреля (нов. ст.) и отстоит ровно на 9 месяцев от даты празднования Рождества Христова. Ибо, как сообщает в своем Евангелие святитель Лука, в этот день произошло невероятное и, по сути, кардинально изменившее историю человечества событие, благодаря чему вся его прежняя история от Адама начнет свой отсчет с Новой эры (которая начнется от Дня Рождения мальчика по имени Иисус Христос).
 
Небесный посланник архангел Гавриил принес земной деве по имени Мария весть о том, что от Нее родится Спаситель мира: во Её чреве природа Бога может соединиться с природой человека… Но, поскольку Бог никогда не действует против свободы воли людей, то (и это не всегда осознается в полной мере), по сути, Мария могла в тот день… и не дать своего согласия. Гавриил лишь принес Ей такую весть от Бога, но ведь пречистая дева могла, элементарно, испугаться и отклонить столь невероятное, не поддающееся рациональному осмыслению, немыслимое по своей ответственности предложение. Но, к великому счастью, Она с благоговением, кротостью и смирением принимает божественную волю.

«Ангел, войдя к Ней, сказал:
"Радуйся, Благодатная! С Тобою Господь!"
Но Она сильно смутилась от его слов и стала раздумывать, что же значит такое приветствие. И сказал Ей ангел:
"Не страшись, Мариам,
ибо Ты обрела милость у Бога:
и вот, Ты зачнешь и родишь Сына,
и наречешь Ему имя: Иисус.
И будет Он велик,
и назовут Его Сыном Всевышнего." <…>
И сказала Мариам ангелу:
"Как же будет это, если Я не знаю мужа?"
И ангел сказал Ей в ответ:
"Дух Святой сойдет на Тебя,
и Сила Вышнего осенит Тебя,
потому Дитя Твое будет свято
и наречется: Сын Божий."<…>
Тогда Мариам сказала:
"Пред тобою раба Господня; да будет со Мною, как ты сказал."
И удалился от Нее ангел»

                (Лк.1:28-32, Лк.1:34035, Лк. 1: 38).
 
Отныне Старый договор Бога с человеком (Ветхий завет) сменяется новым союзом со всем человечеством и на все времена. Претерпевший вследствие грехопадения расколол своей истинной природы от высшего сознания до телесной природы, человек оказался не способен преодолеть разверзшуюся между ним и его Создателем (а значит – и своим разумным «я») глубочайшую пропасть. На путях восстановления/создания/заключения Нового союза (договора) с Богом и потребовалась реальное соединение Божественной и человеческой природы через Боговоплощение.

Непоколебимая, глубокая вера Пресвятой Девы Марии, соединенная с пламенной любовью к Богу и столь же глубоким смирением и преданностью Его святой воле, явились той благодатной почвой, на которой возрос благословенный плод – Богочеловек Иисус Христос, Агнец Божий, взявший на Себя грехи всего мира.

Что касается изображения темы Благовещения Пресвятой Богородицы, то она появляется уже в росписях древнеримских катакомб второй половины II – первой половины III вв. Интересен и тот факт, что, если большая часть катакомбной живописи носила аллегорический характер, то Благовещение было одним из немногих сюжетов с прямым, не символичным изображением: две фигуры – ангел и дева Мария. И только со временем это «прямое высказывание» начинает обрастать уточняющими деталями-символами, и «текст» изображения, таким образом, становится более сложным. Но откуда берутся эти новые детали?

Дело в том, что кроме краткого упоминания данного события в Евангелие от Луки, существуют и другие древние источники. Так, апокрифы II века – «Протоевангелие Иакова» и «Книга о Рождестве блаженнейшей Марии и детстве Спасителя» («Евангелие Псевдо-Матфея») – содержат детализированное описание Благовещения: Пресвятая Дева услышала архангельское благовестие сначала у колодца либо источника, куда Она пошла за водой, а затем – в доме Иосифа, где Она, согласно выпавшему Ей жребию, пряла завесу или ковер для Иерусалимского храма…

Ссылка на эти источники интересна тем, что помогает многое понять на мозаиках и иконах, посвященных этому великому событию (например, появление изображение колодца или веретена в руках Богородицы). А поскольку христианство, преимущественно, символично, это значит, что за изображением практически каждой детали непременно находится какой-то смысл.

Например, после III Вселенского Собора, который утвердил сам термин «Богородица»*, дабы подчеркнуть достоинство Царицы Небесной, деву Марию стали изображать в пышных придворных одеяниях, восседающей на богато украшенном престоле. Этот антураж вошел и в сюжет Благовещения. Яркий пример изображений такого типа – мозаика из древнего римского храма Санта Мария Маджоре, одной из четырёх «папских» и самой красивой базилики Рима.** Более тонко подошли к тому, как можно одновременно изобразить и царственное достоинство, и простоту Богоматери византийские живописцы. Поскольку символом царственности в Византийской империи были не столько золото или драгоценные каменья, а пурпурный цвет, Богородица изображается всегда в простой одежде женщин средиземноморского региона античной эпохи, но цвет этой одежды – пурпурный…

Есть и ещё одна деталь в иконографии Благовещения, где пурпурный цвет сыграл свою роль. Как уже было сказано, в апокрифах говорится о том, что архангел Гавриил застал деву Марию, когда она ткала порученную ей завесу для Иерусалимского храма. Да, вполне логично, что пряжа и веретено, которые Богородица держит руках на некоторых иконах Благовещение – тоже пурпурного цвета. Это неслучайно. С одной стороны, это отголосок апокрифических преданий, а с другой…

«Христианская весть была навсегда запечатлена в греческих категориях, - как писал в своем, так называемом «Богословском завещании» о. Г. Флоровский. – Старому эллинизму вынуждено было умереть, но новый по-прежнему выражен по-гречески и до дня нынешнего». И, в другом месте: «Чтобы быть православным нужно быть греком». (Конечно, последнюю фразу не стоит понимать буквально). Речь, собственно, снова о символике. Стоит вспомнить, что христианская культура выросла из культуры античной, и многие элементы античности, очищенные от язычества, вошли в христианское искусство. Таким образом, будучи знакомым с этой символикой «апокрифическая» деталь сцены Благовещения может быть понята гораздо глубже – как визуализация известной ещё в античности метафоры о <<творении тела как прядении или ткани>>. А именно: плоть и кровь (тело) ребенка творится-прядётся в утробе матери (!!!) И только после этого новый человек может войти в телесный мир. Но церковная гимнография внесла в эту деталь дополнительный смысл: эта деталь на иконе символически означает также и вхождение Бога в телесный мир посредством Девы и кровавую жертву, приносимую во имя спасения мира. Например, в великом каноне прп. Андрея Критского есть такие слова, посвященные Богородице: «Яко от оброщения червленицы, Пречистая, умная багряница Еммануилева внутрь во чреве Твоем плоть исткася. Темже Богородицу воистину Тя почитаем» («Как из пурпурового состава, Пречистая, мысленная багряница плоть Эммануила во чреве твоем соткалась, посему тебя, как Богородицу, воистину почитаем»).***
….
Об этом написано немало серьёзных работ и, при желании, если кому это покажется интересным, более подробную информацию можно самостоятельно найти у этих авторов. Хотя для правильного понимания отдельных деталей в иконе, порой, достаточно знать и любить православное богослужение.

Но главное, что несет в себе послание Благовещения – это великий символ сотрудничества (синергии) Бога и человека. Как уже было сказано выше, Господь не может и не хочет насильно преступить нашей воли, и только добровольное согласие человека с Божьей волей, соТрудничество, соТворчество может принести достойный плод.



Пс: И ещё об одной «детали» Праздника. В этот День по народным традициям на Руси  было принято выпускать на волю из клеток плененных птиц. Наверняка многие помнят это стихотворение А.С. Пушкина (по-моему, его даже заучивали школьники; во всяком случае, припоминаю, что что-то такое забавное было в каком-то художественном фильме), однако само Событие для «людей новой формации», так и оставалось... «за кадром».

Птичка
===========================
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!

                (А.С. Пушкин)



*) Третий Вселенский собор (Эфесский (Ефесский) собор) – Вселенский собор христианской церкви, проходивший в 431 году в городе Эфесе (Малая Азия), как городе, бывшим местопребыванием Богоматери в последние годы её жизни. Поводом к нему стало распространявшееся учение Нестория, архиепископа Константинопольского (428 – 431), что Пречистую Деву Марию следовало называть не Богородицей, а Христородицей, так как у Бога не может быть матери.
 
…III Вселенский Собор осудил ересь Нестория и подтвердил православное учение о том, что следует исповедовать в Иисусе Христе одно Лицо (ипостась) и два естества – Божеское и Человеческое, а Божию Матерь восхвалять как Приснодеву и истинную Богородицу.

**) Базилика, посвященная Богородице, <<Мадонне в снегах (Madonna della Neve)>>.
По легенде в августе 352 года Божья Матерь явилась во сне папе Ливерию и одному римскому богачу Джованни и приказала построить церковь на том месте, где назавтра выпадет снег. На другой день, 5 августа 352 года на вершине Эсквилинского холма выпал снег. Там и был возвели собор.

***) перевод митр. Никодима Ротова




Илл: Яндекс
В материале использована инф-ция из открытых источников.


Рецензии