Приблуда

Сашеньке кажется, что мама её не любит. И она не понимает, почему. Ведь она, Сашенька старается быть хорошей, она уже многое умеет в свои семь лет - бабушка научила, мама отца. Сашенька и полы помоет, пыль вытерет, нехитрый какой супец сварит к приходу родителей с работы.

А у мамы брови вечно сдвинуты, будто она чем недовольна всё время. Сашеньке хочется к маме приластиться, забраться к ней на коленки, прижаться щекой к её мягкому, тёплому плечу и слушать журчащий голосок - пусть хоть о чём угодно говорит, лишь бы была рядом и любила её, Сашеньку.

-Ба, почему мама вечно недовольна? - спрашивает девочка у бабушки.

Та старательно отводит глаза, и отмахивается от внучки фразами, что мама устаёт на работе. Но прозорливая не по годам девочка понимает, что бабушка о чём-то молчит и не хочет говорить.

А папка у Сашеньки хороший, самый лучший. Он весёлый, читает дочке книжки, катает на спине, складывает с ней пазлы, а летом они уходят в лес - гулять, собирать грибы-ягоды.

Но Сашеньке всё-таки не хватает материнского тепла, она старается услужить маме, заглядывает в глаза, как преданый и беззащитный щенок, словно спрашивая: "Ну что не так, мама? Почему не обнимешь меня, не приласкаешь?". Маме эти взгляды нипочём - она может сухо клюнуть Сашеньку в щёку, и только. И перед сном приходит к Сашеньке только папа - укутать девочку, поцеловать ясный лобик, пожелать спокойной ночи, а то и почитать может при свете торшера что-нибудь интересное.

В школе Сашенька старается учиться хорошо - ей хочется радовать маму оценками и своими успехами. Но у мамы опять брови к переносице - снова какие-то заботы одолевают её, думы тяготят. Почему она всегда такая - задумчиво-напряжённая? Сашенька уже и не хвастается ей очередной пятёркой - бежит к папе. Он, конечно, радуется, подхватывает её и кружит, и они смеются.

Всё стало ещё хуже, когда появилась Яночка, Сашенькина сестра. Мама будто вовсе и забыла, что есть старшая дочь. Что ж, самостоятельная уже, сама и в школу соберётся, платье форменное себе погладит, с малышкой поможет. И всё чаще слышится дома: "Сашка, посмотри за Яночкой", "Сашка, ты что, идиотка, не слышишь - ребёнок в плаче заходится?", "Сашка, постирай в ванной, целый таз ползунков!" И сколько раз уже Сашеньке приходилось уроки ночью делать. Не высыпалась, в школе была невнимательной, потому и нахватала двоек. Плакала, папе призналась. Он, как мог, Сашеньку успокаивал, но жене не перечил - в семье всегда верховодила мама.

Откуда уж бабушка прознала про то, что мама так со старшей дочерью, но пришла как-то раз в гости. Бывала она у них нечасто - не клеились отношения с невесткой, а Сашенька и не понимала, почему - ведь бабушка очень хорошая и добрая...

Как она кричала на Сашенькину мать! Двери были плотно закрыты, но Сашенька слышала отрывками: "Ты совсем девчонку заездила!, "Ей ведь мать нужна!", "Я не дам над внучкой изгаляться!"

Разговор тот помог на первое время, а потом опять всё вернулось. И папа уже домой приходит не радостный, не смеётся вместе с Сашенькой, всё думает, и думает, а о чём - непонятно. Подойдёт она к отцу, уткнётся в плечо, он её по волосам погладит, и только-то...

Не понимает Сашенька, что не так. Отец всё о какой-то депрессии говорит у мамы, а та всё о Яночке печётся, с рук не спускает, избаловала совсем девчонку - та верёвки из матери вьёт, та ещё лиса, знает, где голосом взять можно, а где подластиться. Отец старается домой попозже возвращаться - всё на работе задерживается, Сашеньке с вечно недовольной мамой и капризной сестрой не очень-то дома весело. И ссориться мама с папой стали часто. Запрутся в комнате и орут друг на друга полушёпотом, чтобы дети не слышали. А девчонкам это ещё хуже, чем если бы в полный голос кричали. Сашенька сестрёнку к себе испуганно прижимает, а та голову в плечики втягивает, уши ладошками закрывает и сидит, как воробышек - маленькая и беззащитная.

Сашеньке двенадцать было, когда отец собрался от мамы уходить. Так и сказал - другую женщину встретил,с ней жить буду. Мать так кричала, так возмущалась. Потом толкнула в его сторону Сашеньку и добавила громко, чеканя слова:

-Тогда и приблуду свою забери, кобель. Всё тебе неймётся.
Скидала в старую сумку Сашенькины вещи, кинула к ногам отца. Сашенька, бледная и немая, молча шла по улице за ним. Что теперь делать? Как жить они будут? Неужели с этой неизвестной тётей, к которой ушёл папа от мамы? Но хмурый отец привёл девочку к бабушке, а сам ушёл.

Бабушка долго внучку обнимала, плакала, слёзы её падали на Сашенькину голову и от этого было щекотно. Спросила её:

-Бабушка, почему мама меня приблудой назвала?

Бабушка рукой махнула.

-Васька-то, отец твой, мой сын, уже женился на ней когда, женщину встретил. Жил на два дома, мол, по командировкам отправляют. А когда матери твоей не стало - сбила её машина насмерть, пришёл с повинной головой к Ольге, да тебя привёл. Так и не смогла в тебе Ольга дитя увидеть, а не соперницу свою...И Ваське это пеняла постоянно...

-Что ты говоришь, бабушка? А разве мама мне - не мама вовсе?

-Нет, детка. Ты годовалая была, когда всё это случилось. Он и сказал Ольге, куда я мол, с ребёнком, не в детдом же сдавать - грех это. Ольга с трудом тогда его простила...

Бабушка утирает глаза маленьким платочком, смотрит на бледную внучку. Вот и кончилось у Сашеньки детство. Взгляд другой совсем - сразу изменился, вздохнула, ушла в комнату, легла на кровать, к стенке отвернулась. Так и не заметила, как заснула.

Бабушка подошла, по горячей, мокрой щеке погладила, покачала головой. Ох, как же дальше будет? Нельзя девчонке без матери, она и так ласки не видела, ожесточится сердечко, погаснет тёплый огонёк в глазах...



-Здравствуй, Сашенька!

-Здравствуйте, мама!

-Давно тебя не видно было...

-Да уж двадцать лет практически не виделись, удивляюсь, как ты узнала меня...

Сашенька совсем взрослая, ей за тридцать, но у неё тот же тёплый взгляд больших голубых глаз.

-Как живёшь, Сашенька?

-Хорошо, спасибо. Бабушку вот недавно похо.ронила...Она для меня самой близкой была - вырастила, выучила. А как Яночка?

Махнула рукой:

-Вырастила оторву на свою голову. Шлендрает где-то уже неделю. Ни учиться, ни работать не хочет - избалованная... А ты? Одна живёшь, ни семьи, ни детей?

-Ну почему же, мама - усмехается Сашенька - у меня много детей, почитай двести человек.

-Это как? - недоуменно спрашивает женщина.

-Директор я, детского дома - всех своих детей люблю, какими бы они ни были.

Смотрит удивлённо мама, ничего не говорит, постаревшее лицо только побледнело. Развернулась от неё на каблучках, пошла, цокая по асфальту. Пару шагов сделала, обернулась:

-Очень жаль, что для тебя не было места в моём сердце. Я могла бы любить тебя так, как никто бы другой не любил...


Рецензии