Формула Руси. Мифы Средневековья

     Всё в мире начиналось когда-то,
Многое в былые времена было кому-то свято!
И в будущем будет нечто иное, но когда?
Наверное, многое лучшее - скоро или когда-то!

       Музей «Новый Иерусалим» представил в 2023-24 годах выставку
«Формула Руси 17/20. Образ допетровской России в искусстве Серебряного века».
          Экспозиция выставки отражает так называемые «тёмный» и «светлый» миф Средневековья, то есть критическое и восторженное восприятие эпохи, предшествовавшей Новому времени.
   «Тёмный» миф был сформулирован уже в самом начале следующего, XVIII века, во времена правления Петра I, и закреплен в последующие эпохи, вплоть до советского времени. Согласно ему, допетровская Русь представлялась тёмной, косной, отсталой, жестокой и рабской. Бесконечная череда войн, смут, восстаний, народных бедствий и властного произвола, а также резкий контраст с европейскими реалиями того времени, были тому основой.
   «Светлый» миф получил наибольшее развитие в Серебряном веке, которому вообще был свойствен ностальгический и мифологизированный взгляд в прошлое, привлекательное прежде всего своей несхожестью с настоящим. Переход от смуты к порядку и процветанию, духовность и патриархальная чистота нравов, самобытность жизненного уклада вкупе с ярким визуальным образом золотой осени Средневековья: раззолоченные главы церквей, узорчатый бархат, боярские меха, - делали XVII век вожделенной, похожей на волшебную сказку эпохой.
   Ныне тёмный и светлый мифы XVII века сосуществуют в русской культуре, дополняя друг друга.
    Андрей Рябушкин, Сергей Иванов и Аполлинарий Васнецов соединили глубокое знание исторических реалий с эстетским подходом к их изображению.
Яркий визуальный образ ставился выше психологизма и драматизма.
Декоративная линия художественного осмысления наследия XVII века была продолжена в работах Ивана Билибина и Дмитрия Стеллецкого, а также в произведениях художников Абрамцевского кружка, мистически-духовная — в творчестве Николая Рериха и символистов.
Радикальные модернисты также не обошли вниманием XVII век. Ярче всего это воплотилось в творчестве художников «Бубнового валета», в особенности Натальи Гончаровой.
Хронологические рамки Серебряного века расширяют иногда до начала 1930-х годов, последние же его отблески находят даже в 1960-х.
  Так и следы интереса к XVII веку ощущаются вплоть до работ Павла Филонова* и его учеников, которые в поиске нового художественного языка обращались к истокам изобразительности, в том числе национальным.
_____
* Павел Николаевич Филонов (1883-1941) — русский и советский художник, иллюстратор, поэт, преподаватель, один из лидеров русского авангарда; основатель, теоретик, практик и учитель аналитического искусства — уникального реформирующего направления живописи и графики первой половины XX века.

     Выставка будет открыта до 16 июня 2024.


Рецензии