Из истории вокального искусства. М. П. Максакова
Её творческий путь поистине удивителен!
Мария Петровна родилась в Астрахани в довольно большой семье. Отец умер, когда ей было всего три года и двадцатисемилетняя мать осталась одна, имея шестерых детей на руках. И вот, уже к девяти годам у этой девочки появилось чувство ответственности за семью, которая оказалась в непростом положении из-за потери главного кормильца, и желание помочь матери: узнав, что детей набирают певчими в церковный хор, да ещё платят какое-то жалование, она отправилась поступать в него, была принята, и с тех пор стала трудиться и помогать кормить семью.
Чтобы выучить ноты, она написала их названия дома на стене и лёжа распевала. Спевки в хоре длились по три-пять часов, стоять криво или переминаться с ноги на ногу строжайше запрещалось, была железная дисциплина, которая на всю жизнь стала едва ли не главной чертой её характера. Жалованья положили 10 копеек в месяц, но способности Маруси были замечены и к концу года ей уже платили целый рубль, а в последующие годы она приносила домой до 6-8 рублей (для примера: корову тогда можно было купить за три рубля).
Затем грянула революция. Это было странное и парадоксальное время: с одной стороны, время разрушения, а с другой - зарождения новой жизни, когда вдруг открылись многие пути.
"Церковников", как тогда говорили, разогнали. Но стало бесплатным образование и 15-летняя Мария пошла в музыкальное училище. Причём на голос свой она особо не надеялась и сначала поступила на фортепьянное отделение. Да, вот так просто, без подготовки - всё равно что в кружок записалась - учись себе на здоровье! Потом всё же перешла в класс пения - сперва к педагогу училища Бородиной, а затем с оперной труппой приехала певица Смоленская из Петрограда и Мария стала учиться у неё.
Позанимавшись несколько месяцев, Смоленская сказала: "Знаешь, Маруся, ты музыкальна, тебе лучше поступить в оперу, там ты научишься петь, а иначе мы будем топтаться на одном месте!"
Это кажется анекдотом, но так было, и Маруся, не имея толком никакой подготовки, в семнадцать лет поступила в местную оперную труппу, где дебютировала в роли Ангела в "Демоне", а вскоре спела Ольгу в "Евгении Онегине". Сама же была ещё наивным ребёнком. Как-то она услышала разговор "добрых коллег" о себе, что вот, мол, эта девочка ещё ходить по сцене не умеет, а паёк уже получает наряду со всеми (зарплат тогда ещё не было). Эти слова она поняла буквально и очень обеспокоилась: просверлила дырки в декорациях и стала наблюдать за ногами артистов (была крайне удивлена, что ничего особенного не обнаружила).
Через некоторое время произошло событие, которое определило её судьбу. Приехал новый руководитель оперы - выдающийся баритон, знаменитый в провинции певец и антрепренёр Максимиллиан Карлович Максаков. Он сразу обратил внимание на юную певицу и сказал, что у неё хороший голос и сценические способности, но петь она не умеет. Вскоре у него умерла жена, певица Иорданская, и через какое-то время он предложил Марии выйти за него замуж, сказав: "Я сделаю тебя настоящей певицей!"
Ей было восемнадцать, ему - сорок девять, но после некоторых колебаний она приняла его предложение, о чём за шестнадцать лет их брака ни разу не пожалела: он стал её самым строгим учителем, самым беспощадным критиком и самым дорогим, уважаемым и бескорыстным другом. И он исполнил своё обещание.
В 1923 году Макс Карлович показал свою воспитанницу В.А.Лосскому, тогда главному режиссёру Большого театра, и Мария Петровна дебютировала на главной московской сцене в труднейшей партии Амнерис в "Аиде" Верди. Одним из главных переживаний дебютантки была её худоба - она выглядела совершенным подростком и "для солидности", прежде чем надеть костюм Амнерис, обматывала талию полотенцем. Так получилось, что после своих дебютов, она ещё спела два спектакля - строгий маэстро Большого В.И Сук, который в принципе не признавал дублёров в своих спектаклях, предложил ей заменить заболевшую Обухову! Участь её была решена: в 21 год она стала артисткой Большого театра, в стенах которого прошло её становление как певицы под руководством таких дирижёров, как Сук, Голованов, Пазовский, Небольсин, Мелик-Пашаев, на сцене которого она создала лучшие свои роли в окружении партнёров, чьи имена олицетворяют собой "золотой век" советской оперы и очень скоро её собственное имя стало одним из ярчайших в этом ряду.
В 1936-м М.П. Максакова с группой советских музыкантов гастролировала в Польше и Прибалтике, выступая в разных городах в опере "Кармен" с таким успехом, что везде приходилось увеличивать количество спектаклей. Во время тех гастролей она даже получила приглашение из Парижа выступить в этой роли (конечно, об этом нечего было и думать).
И в этом же году случилось несчастье: умер Макс Карлович, она потеряла своего мужа и наставника.
Постепенно прийти в себя помогли выработанная внутренняя дисциплина и человек, ставший ей добрым другом в это тяжёлое время - Я.Х. Давтян, бывший послом в Польше. Через год М.П. вышла за него замуж, а ещё через несколько месяцев его арестовали и больше она его уже не видела. Теперь она стала женой "врага народа" и над её головой начали сгущаться тучи. В Большом для неё настали трудные времена, поговаривали, что её, как и М.Т. Семёнову (тоже "жену врага") собираются выслать. Есть две версии о том, что стало спасением: по одной, Сталин, придя в театр, как-то спросил: "А где же моя Кармен?" - этого было достаточно, чтобы "выйти из опалы", по другой - скоро началась война и уже стало просто "не до них".
Именно в это непростое время М.П. начала сотрудничать с оркестром народных инструментов п/у Н.Осипова и подготовила программу русских народных песен, с которыми она буквально "вошла в каждый дом": благодаря радиоконцертам и пластинкам, популярность певицы стала поистине всенародной, а многие из этих песен у нескольких поколений слушателей стали ассоциироваться с именем Максаковой!
Мария Петровна осталась одной из лучших в истории Большого театра исполнительниц ролей Марины Мнишек и Ольги, Весны и Леля, Марфы и, конечно же, Кармен. Сценическая жизнь её Кармен длилась более тридцати лет и за это время она исполнила её рекордное количество раз - около восьмисот!
Роль Кармен в 1930-е годы стала настолько отождествляться с певицей, что популярный в то время конферансье Гаркави объявлял в концерте: "Кармен Петровна Максакова!"- к одобрению и восторгу публики.
А самой близкой и любимой партией Марии Петровны была Любаша в "Царской невесте". Уже в дни своего 70-летнего юбилея, она призналась: "В опере "Кармен" я с удовольствием на сцене пела и играла. А в Любаше - я жила!"
В камерном репертуаре самой глубокой привязанностью Максаковой были романсы Чайковского, а из вокальной лирики зарубежных композиторов особенно любила она песни Шумана и Вагнера. При этом её искусство было исключительно демократично, она охотно исполняла в концертах сочинения советских композиторов и, конечно, всегда публика непременно ждала неповторимые максаковские "Тройку", "Над полями да над чистыми", " Помню, я ещё молодушкой была"(в которой "концертные начальники" безуспешно просили заменить слово "барин" на "парень")...
Максакову очень любили слушатели самых разных аудиторий. Она исколесила всю страну с концертами. Объявление по радио: "Поёт М.П.Максакова" заставляло сотни тысяч людей приникать к радиоприёмникам.
Мария Петровна ушла из жизни после тяжёлой болезни в августе 1974 года. С ней прощалась "вся Москва": Большой театр находился в отпуске и гроб стоял в ЦДРИ, вся площадь была забита народом и на кладбище тоже были толпы людей. Дочь певицы Людмила Васильевна вспоминала, что "когда проносили гроб, одна старушка, обливаясь слезами, кинула цветок и крикнула тоненьким, полным отчаяния голосом: "Прощай, Кармен!". В этом вскрике было всё: прощание и с кумиром, и со своей молодостью".
Мария Петровна Максакова заняла своё уникальное место в истории исполнительства. Её голос имел мало общего с другими голосами певиц меццо-сопрано, он был более лёгким и светлым, но очаровывал своим неповторимым "лучистым" тембром и полётностью звучания. Отделка фразы, каждого нюанса, детали, штриха была у неё ювелирной, а дикция - безупречной.
Её искусство было гармоничным и наполненным, а её артистический облик - пленительным!
("QUI la VOCE"во ВК
8 апр 2022 - с музыкальными фрагментами)
Свидетельство о публикации №224040701620