Самая успешная операция Армии Израиля в Газе

«Они заглотили наживку – и получили по голове»: секреты самой успешной операции в Газе


В начале марта командир 162 дивизии бригадный генерал Ицик Коэн провел совещание со старшими офицерами своего соединения.

Военные подвели итоги боевых действий в квартале Зейтун города Газа – он находится в 5 километрах от границы с Израилем. Но самое важное произошло в конце встречи. За столом остались только самые старшие командиры. И тогда представители ШАБАКа сообщили им о том, что ХАМАС заново организовал свой штаб в больнице «Шифа».

Этот можно считать отправным для операции, которая, по мнению многих, стала одной из самых успешных в истории ЦАХАЛа.

Возвращение армии в крупнейшую больницу сектора Газа было связано с высоким риском. В том числе – с точки зрения международной реакции. С другой стороны, в случае успеха ЦАХАЛ мог бы ликвидировать или захватить десятки командиров боевого крыла ХАМАСа и других террористических организаций.

Дополнительную сложность представляло то, что комплекс больницы состоит из множества корпуса и вдобавок расположен среди плотной городской застройки.


Одно из зданий больницы «Шифа» оказалось буквально набито оружием.

Тем не менее, Ицхак Коэн выступил за проведение операции. Он был убежден, что ее успех позволит ликвидировать или захватить в плен ключевых руководителей ХАМАСа и изменить, таким образом, правила игры в секторе Газа.

Главный акцент, по его мнению, надо было сделать на высокой точности и полной синхронизации действий всех подразделений. Поэтому план действий 162 дивизии в этой операции был расписан буквально по минутам.

«За время войны нам пришлось побывать в разных районах сектора Газа, — рассказывает командир 932 батальона бригады НАХАЛЬ подполковник Дотан. – Но никогда раньше нам не расписывали, где быть и что делать с точностью до минуты».

Задача, поставленная командиром 162 дивизии, поначалу казалась невыполнимой.

Армейским подразделениям нужно было быстро, используя эффект неожиданности, окружить больничный комплекс и перерезать все ведущие к нему дороги. Оперативный план действий разрабатывали офицеры разведки, военно-морских коммандос, ВВС и представители ШАБАК. В конце концов, он был утвержден командующим Южным военным округом генерал-майором Яроном Финкельманом и начальником Генштаба Герци Халеви.

Спустя пять дней после этого на армейском полигоне Цеэлим построили макет больницы «Шифа». Участники будущей операции начали отрабатывать на нем свои действия.

Одновременно с этим ЦАХАЛ совершил блестящий отвлекающий маневр, подробности которого пока сообщить нельзя. В результате ХАМАС пришел к выводу, что направление готовящегося удара никак не связано с больницей «Шифа», и он намечен совсем в другом районе.

Начало операции было назначено на 17 марта на 1 час ночи.

«Должен признаться, что на завершающем этапе планирования я уже был уверен в ее успехе, — говорит один из офицеров 162 дивизии. – Но никто не мог предположить, что она окажется настолько удачной. Боевики заглотили нашу приманку и в течение считанных минут получили мощный удар».

Лицо Ицика Коэна ничего не выражало в то мгновение, когда он отдал приказ о начале операции – без обычных в таких случаях бульдозеров и танков.

Солдаты продвигались к больнице очень тихо и скрытно. Первые 15 минут показались всем участникам операции вечностью. За это время бойцы бригады НАХАЛЬ, военно-морских коммандос и спецназ 401 бригады окружили больничный комплекс.

«За километр от больницы мы вышли из боевых машин и оставшееся расстояние преодолели бегом, — вспоминает командир 932 батальона подполковник Дотан. – Представьте себе несколько сотен бойцов, бегущих в темноте. Мы неслись, не зная, что нас ждет впереди. Но нам удалось застать противника врасплох. Каждое подразделение перекрыло свое направление. Мы заняли позиции в южной части больничного комплекса. Никто не мог ни выйти, ни зайти».


После этого начался второй этап операции: военно-морские коммандос и разведрота бригады НАХАЛЬ ворвались на территорию больницы.

Из приемного покоя и родильного дома по ним открыли огонь. Снайперы командос прицельным огнем смогли снять нескольких боевиков. Внутри больничного здания солдаты сталкивались с ними лицом к лицу.

За первые 12 часов операции были ликвидированы десятки боевиков. Все время в больнице находились тысячи палестинцев, в том числе, стариков, женщин и детей. Военнослужащие 504 подразделения военной разведки с помощью мегафонов призвали их покинуть корпуса и собраться в установленных точках. После этого они обратились к боевикам с призывом сдаться.

Больные, их родственники и врачи покидали больницу в течение нескольких дней. Обстановка была очень напряженной. Всех выходящих их больницы опрашивали представители военной разведки и ШАБАКа.

Боевики ХАМАСа, находящиеся в городе Газа, пытались атаковать солдат ЦАХАЛа с помощью минометов и противотанковых гранатометов. Они пытались вести снайперский огонь и закладывать бомбы на пути следования израильских сил.

Из больницы «Шифа» вышли 6200 палестинцев. 912 из них были арестованы по подозрению в причастности к террору. В отношении более, чем 520 человек, эти подозрения были подтверждены.

Среди захваченных боевиков оказались командиры батальонов и рот, а также специалистов в различных областях. Имена нескольких самых высокопоставленных задержанных ЦАХАЛ и ШАБАК предпочитают не сообщать по оперативным соображениям.

Но известно, что один из тех, кого удалось захватить в «Шифе» – Мухаммед Кавасме, боевик ХАМАСа, освобожденный в рамках «сделки Шалита» и высланный с Западного берега в Газу. Он принимал участие в организации похищения и убийства троих еврейских подростков в Иудее и Самарии в 2014 году.

На одном из участков больничного комплекса ЦАХАЛ организовал импровизированные палаты и процедурные. Туда были направлены койки и медикаменты, а также медицинское оборудование, включая аппараты ИВЛ. Здесь разместили госпитализированных в «Шифе» больных. С помощью предоставленного ЦАХАЛом оборудования персонал больницы продолжил оказывать им медицинскую помощь.

Боевики, тем временем, продолжали оказывать сопротивление, пытаясь прикрываться женщинами, детьми, стариками и врачами. Участвовавшие в операции военные говорят, что «Шифа» выглядела не как больница, в которой был создан штаб террористов, а скорее как штаб террористов, в котором устроили медпункт.

В течение нескольких дней мирные жители покинули больничный комплекс. После этого командование 162 бригады предоставило боевикам последний шанс сдаться. Только затем начался следующий этап операции – полная зачистка всех корпусов.

По свидетельству военных, стреляли в них отовсюду, в том числе из родильного отделения. Один боевик ринулся в сторону солдат с гранатой в руке, чтобы взорваться вместе с ними – его удалось вовремя нейтрализовать. Даже в больничной прачечной закрепилась группа террористов.

Израильские командиры получили четкое указание: беречь своих солдат, но по возможности захватить как можно больше боевиков живыми. Они нужны были для того, чтобы получить от них оперативную информацию о судьбе заложников и дальнейших планах ХАМАСа. Кроме оружия и боеприпасов, в больнице «Шифа» были обнаружены видео, запечатлевшие кошмары 7 октября.


Некоторые боевики отказывались сдаться и отстреливались до последнего. Одного из них бойцы бригады НАХАЛЬ обнаружили в шахте лифта родильного отделения, где он укрывался несколько дней. Некоторые прятались на лестничных клетках и даже в шкафах.

«Боевики нашпиговали больницу «Шифа» оружием и боеприпасами, — рассказывает подполковник Дотан. – Сами они укрывались среди больничных коек. Даже кондиционеры использовались под тайники для оружия. Из родильного отделения нас обстреляли в первый день операции. Один боевик «Исламского джихада» сдался через неделю, потому что у него закончилась еда. На 7 этаже главного корпуса больницы у нас произошла стычка лицом к лицу. В результате погиб один наш боец, Лиор Авив. В ходе операции мы потеряли двух человек».

По словам командира 932 батальона, успех операции удивил самих израильских военных. «Никто не предполагал, что мы сможем захватить в «Шифе» столько боевиков, включая высокопоставленных командиров. Они не верили, что мы вернемся туда. Они считали больницу надежным укрытием».

«Мы задержали в «Шифе» мужчину, который скрывался за спинами своей жены и четырех дочерей, — рассказывает подполковник Дотан. – Как только мы услышали детский плач, тут же прекратили огонь, и в мегафон по-арабски призвали всех взрослых выйти с поднятыми руками. Непостижимо, как отец семейства может использовать своих детей в качестве живого щита. Иногда мы заботились об их жизнях больше, чем они сами. Но многие террористы прикрывались детьми».

Некоторые задержанные боевики рассказывали о своем участии в нападении на Израиль 7 октября. Для Ицика Коэна это были очень тяжелые минуты. Один из террористов рассказывал, как он похищал солдат, другой – как он их убивал. Коэн признавался, что задержание этих людей стало для него важным сведением счетов.

Высокопоставленный офицер утверждает, что потери в больнице «Шифа» повергли ХАМАС в шок.

«Операция оказалась чрезвычайно успешной, но она протекала сложно, — говорит он. — Например, бойцы бригады НАХАЛЬ, зачищавшие родильное отделение, на первом этаже не нашли никого, и на втором тоже, а на третьем попали под обстрел. У одного из них пуля пробила каску, но он остался жив. В ходе завязавшейся перестрелки были уничтожены два боевика. Как выяснилось затем, это были высокопоставленные командиры ХАМАСа. Их имена будут сообщены впоследствии».

Некоторые высокопоставленные командиры ХАМАСа предпочли сдаться. В ряде случаев, когда они пытались прикрыться мирными гражданами, бойцы военно-морских коммандос использовали квадрокоптеры, чтобы уничтожить их снайперским огнем. Среди ликвидированных таким образом боевиков оказался командир «Штаба Западного берега», руководивший действиями ХАМАСа в Иудее и Самарии.


Амир Бохбот, Walla. Фото: пресс-служба ЦАХАЛа


Рецензии